Турист ludno
ludno
был 3 октября 2011 10:38

Капли Латинского моря учат улыбаться всем телом

Турция Август 2011

Грустно, но ушло еще одно лето. Объездив десятка полтора стран, мы ни разу не были в Турции: не хотелось. Поехали мы в Турцию уже после «алкогольного скандала», после многих негативных СМИ-отзывов. Почему? Наша маленькая внучка позвала нас в этот край — перелет короткий. После поездки я поняла, что была несправедлива к этому дивному месту. Что можно рассказать о сладком курортном безделье, ведь мы не планировали экскурсий?

Начну с того, что Женечка в полёте была счастлива. Ей нравилось всё: откидной столик, конфеты, подарок от авиакомпании, музыка. Так что когда мы приземлились, Женёнок заявила, что она ещё желает лететь. Это был второй полёт в её жизни, а потому мы не удивились, что, пристегнув ремни перед посадкой, она показала нам, что скоро все начнут хлопать в ладони.

Аэропорт Антальи нам показался удобным, чистым. Отметили налаженность встречи: когда ты предъявляешь ваучер у стойки «твоей» компании, считывающее устройство по штрих-коду мгновенно выдаёт тебе номер автобуса, и ты легко садишься в свой — из великого множества. Вспомнился случай: на Кубе люди только спустя минут 20 поняли, что едут не в своём автобусе. Также заприметила в анталийском порту «новинку» — тележки для чемоданов и сумок к месту выгрузки багажа подвозят не хилые мужчинки, а автокар. Наш отель «Club Megasaray HV-1» находится в Белеке, но ехать из порта — всего ничего. Пока ты смотришь в окно автобуса на пробегающие мимо быстрые речки, работающие тракторы на полях, слушая чёткую информацию гида, пока ты прочувствуешь, что ты на земле, где витают тени Александра Македонского, апостола Павла, святого Николая, Ноя, Троянской войны, императора Адриана и султана Алаэддина Кейкубата, оказываешься на пороге чудесного отеля.

Известно, что всё есть в Греции. Эта фраза — про «наш» отель. Здесь действительно есть все, что только может представить себе искушенный турист: просторный длинный пляж, горячий песок, как будто подогретая морская вода — особенно ценно, когда отдыхаешь с малышами. На его территории — живописный парк, корпуса и впрямь утопают в зелени, воздух пропитан ароматами моей любимицы пинии и акаций («режь и ешь!»), разбавленными запахом моря. «Запахи из сада, густые, плотные. Хоть наливай в чашку вместо заварки» (М.Шишкин). Восхитительны цветущие разноцветные цветы. Удивившись на саму себя, отметила, что встретила цветок, которого доселе никогда не видела: очень похож на ландыш, но огромного размера. Бросив чемодан, бегло осмотрев наше двухнедельное жильё, выходим на балкон. Стрекочут цикады, выпевает мелодию неведомая птица, солнце, тишина. Женечка, говорит: «Никуда не пойдем!». В который раз убеждаюсь — когда доверяешь профессионалам выбор тура (поклон удивительной Владе), путешествие будет чудным. Изучив позднее предложенное отелем, понимаем, что здесь всё делалось для приверед (здесь никому не надевают пресловутых ярких браслетов). В номерах — сейф, бесконечно пополняющийся бар, тоненький телевизор с несколькими русскими каналами, есть даже специально оборудованное место для сушки купальников с припасёнными прищепками — на террасе — редко где такое встретишь. Футбольные и волейбольные площадки, теннисные корты, мини-гольф, необычные балкончики — «скворечники» (в каждом корпусе особенные, почти не повторяющиеся), чайный домик с вольной библиотекой (правда, книги там в основном оставляют немцы), лучезарные бассейны (в том числе — релакс-бассейн, где чинно дремлют отдыхающие, и тишину нарушает разве что кофе-машина, которую включил один из только что дремавших). Чудесное настроение уставшим от будней и приехавшим на отдых создают шоу-программы (кстати, тоже не повторяющиеся и продуманные), проходящие вечерами. Светские приемы в 6-ти (помимо основного) ресторанах «а ля карт» и приятные посиделки в 10 барах, разбросанных в разных уголках отеля, также создают настроение. Любящим погреться в банях-саунах — раздолье: беззаботно можешь ходить сколько угодно душе (никаких карманных расходов, деньги вам уже не нужны, вы расстаетесь с ними в Москве, когда оплачиваете тур). Несмотря на то, что в этом отеле чего только не предусмотрено для детей (это и детский клуб, и детская анимация, и даже детский ресторан, где малышня с удовольствием выбирает себе на тарелочку понравившуюся еду или, посматривая мультики, поедает, скажем, черешню, услужливо положенную мамой-папой-бабулей-дедулей), здесь полно уединенных местечек (о бесшумном бассейне я уже написала). Здесь научаешься улыбаться всем телом. Люк де Вовенарг писал, что хороших желудков куда больше, нежели хорошей пищи. Просто он не был в нашем отеле! Здесь кухня уникальная. Всё же нечасто, возвратясь из странствий, нам чего-то такого «русского» не хочется. После турецких каникул — не хотелось. Там было всё и даже больше! Закуски самые разные: горячие, холодные, в виде соуса, в виде йогурта, овощные, рыбные, мясные, супы, котлеты, мясо на вертеле, фаршированные виноградные листья и, разумеется, удивительный шашлык, вкуснейший кебаб — из нашей любимой баранины. А рыба — на гриле, жареная-пареная. Главное — свежая, совсем недавно хлопавшая ртом. И жареная ягнятина, и натомлённая баранина, и телятина, и птица — к печёным баклажанам, сладкому перцу, потрясающим томатам…А красивейшие блинчики с мясом! А зелень! В отельном ресторанчике у моря-то донер-кебаб — мясо в тонком лаваше, сдобренное соусом, с тонкими кольцами лука, помидоров, салата, маринованных огурчиков. При желании тебе добавят на тарелочку белый йогуртовый соус. А тончайшие лепешки-гёзлеме! С сыром, мясом, шпинатом, запиваемые густым-прегустым айраном-таном… У меня также заслужила любовь по-особенному замаринованная килечка, распластанная, после вынутых из неё косточек (как им удаётся?). Мы оценили розовое вино — молодое, радующее своей свежестью, с нотами персика и зелёного яблока. Есть совсем-совсем не хочется, а попробуешь — ох, распробуешь. Здесь бал правит и кофе, и чай. Вспомнился И.Бродский («Путешествие в Стамбул»): «Чай в Турции замечательный, лучше, чем кофе, и, как почистить ботинки, ничего не стоит в переводе на любые известные нам деньги. Он крепок, цвета прозрачного кирпича, но не будоражит, ибо подается в этом бардаке — стакане емкостью грамм в пятьдесят, не больше. Он — лучшее из всего попавшегося мне в Стамбуле, этой помеси Астрахани и Сталинабада». Чай подают в крохотных мензурках-армудах. Такие стаканчики повторяют женские формы. Оказалось, в этом есть утилитарный смысл: вверху остывает, а в нижней части чай сохраняет тепло. А выпечка, а пирожные! А многослойная пахлава, которую я не жаловала никогда. Теперь осознала: вырванное из кулинарного контекста страны лакомство теряет своё очарование, и вкус. Нежный рахат-лукум, всевозможные выпеченные конвертики, пышки, корзиночки, которые ты можешь начинять по своему усмотрению — хоть взбитыми сливками, хоть шоколадным кремом, фруктами, посыпать корицей или еще чем-то — из множества видов приправ. А то можешь наполнить паштетом… Съешь пару-тройку раз — выработаешь зависимость. Надломить пышный багет, вдохнуть аромат булочки с корицей, обмакнуть чиабатту в оливковое масло — местным пекарям удаётся всё! После всего этого сложно думать. Можно лишь сибаритствовать: лениво выходить на пляж и любоваться безмятежным латинским морем или к бассейну, читать. Удовольствие! Разве не повод для поездки? Иногда страсть к путешествиям проявляется и через гастрономию. Конечно, всё перепробовать не удастся, потому что отельные рестораны, кафе работают 23 часа 15 минут в сутки. В качестве авторитетной поддержки укреплю свою мысль словами американского писателя и мецената Джеймса Меченера: «Если вы отказываетесь от еды, игнорируете традиции, боитесь религии и избегаете людей, вам лучше оставаться дома».

Мне, выросшей в не очень солнечной стороне, праздник всегда рисуется тёплым и солнечным. В этом отеле я провела четырнадцать солнечных дней моей жизни. Времени — полно! Обязанностей — никаких! Счастье здесь приходит осознанно и поминутно. Список удовольствий бесконечен. Скажем, нам не раз удалось поздороваться с черепахой, живущей на территории отеля. Море — удовольствие. Удовольствие и вечерние прогулки, когда воздух начинает остывать, море темнеет, а заходящее солнце раскрашивает все в удивительные цвета. У каждого путешествия свой ритм, свой вкус. И свой цвет. Восточная стилистика — яркие цвета, козырь — изысканный орнамент. Оттенки красного, густой синий, насыщенный желтый (игра с ним) и зеленым — утонченная роскошь Востока. Но отчего-то цвет Турции для меня — платиново-серый. Такой серый растворяет границы пространства, делает мир просторнее, объединяет разрозненные элементы. Все цветное на его фоне кажется и живее, и ярче. Мои московские будни будут украшены не только воспоминанием о славном турецком местечке, но и изумительным жемчужно-платинового цвета постельным бельём TSAR, привезённым в дом. Рукотворное успокаивает, расслабляет, контрастирует с обыденностью, будит воображение и создает уютную теплую обстановку. Это — индивидуальность, неповторимость, непохожесть ни на что. Слоган турецкого туризма обещает всем гостям «море удовольствий». Разным бывает это море. Знаете ли вы турецкую прозу-поэзию? Немногие смогут ответить положительно на этот вопрос. Вот и я — не знаю, кроме книги Кемаля Орхана «Брошенная в бездну» (мамочка любила эту книгу) и Орхана Памука. Но чувства, охватившие нас в этом краю-раю, надеюсь, позволят прикоснуться к турецкой литературе. Новое имя в литературе — капля из моря удовольствий. И.Губерман считает, что человек, поездивший по свету, обязан рассказать хоть что-нибудь необычайное. Я не смогла сразу же описать наше путешествие, восстанавливаясь после глазной операции. Но у меня было время подумать, повспоминать, присвоить себе освоенное пространство. Закрываю глаза, вижу калейдоскоп картинок-впечатлений. Они полны света и жизни. Их не вместит самый дотошный путеводитель и самое длинное меню. Я вижу, как днём в небе владычествует солнце, как парят парашюты, а ночью с неба нам подмигивает алмазная звезда. Ночное небо — гигантская дробь. «В числителе — половина Вселенной, в знаменателе — другая». Я любуюсь прибрежной дорожкой, как бы «каймой подшивающей рваный край прихотливо выкроенного побережья» (А.Уткин). Вон там к нам приноравливается горизонт («Я в горизонт трёхперстье сейчас обмакну, А там не будет конца, не будет конца» И.Лиснянская), носящий будущую зарю; а здесь «сосна штопает иголкой небо» (М.Шишкин)…Я ощущаю загорелое море — золотую песню серебристо-сизых волн. И я не жалею, что путь до Турции был столь длинным. Чтобы попасть сюда — надо было вырастить трехлетнюю внучку. Так что, если вы мечтаете об отдыхе, вам достаточно лишь набрать номер туроператора… Подсказать? И — ярких вам впечатлений!