Турист Ольга Лаптева (helga)
Ольга Лаптева
была 28 января 2020 21:13

Не заграница?

Болгария Июнь 2011

В Болгарию я собиралась давно. Но расхожая фраза «Курица — не птица, Болгария — не заграница» останавливала мой выбор на путешествиях в другие страны. И вот пришло время — мне довелось побывать в Болгарии и познакомиться с ней…

Варна встретила теплым воздухом, обилием зелени и запахом цветов. Пока ехали в Албену, фиолетовые нити лаванды, алые всполохи мака и белые облака акации вдоль дороги вызывали неподдельное восхищение своей необязательной, но яркой красотой. Албена ждала расслабленно и уютно, встретив в отеле шампанским и сладкими яблоками…

Время потекло неспешно… Черное море ласково приглашало окунуться, дарило крупные фарфоровые ракушки, ласточки вили гнезда во всех доступных им местах, аутентичные вина радовали дегустациями, а еда вызывала восторг. Местные жители готовы были катать в каретах, укутывали яркими цветастыми платками, предлагая на выбор их разнообразие, и хвалились при встрече своими новыми творениями — с ночи собственноручно расписанными чашками и вазочками. Было хорошо гулять босиком по песку и теплому асфальту. На балконе — по вечерам наслаждаться вином, припоминая, что болгары так любят красное вино, что все песни посвящают ему, и только одна есть — для белого — со словами приблизительно такого толка: «Ах белое, почему ты не красное?». Проносились воздушными мини-баржами чайки, что-то гортанно сообщая, никогда не заканчивалась черешня и клубника, все знали русский, и уже начала работать дискотека, на которой ди-джей, он же директор, говорил: «Для вас — все бесплатно», и угощал коктейлями. Такая вот жизнь в Албене… Чем не красота? В последующие несколько дней выяснилось, что дирекция отелей по всему побережью выдерживает правило комфорта личной территории, и потому на пляжах шезлонги стоят в 2,5 метрах друг от друга. Где еще я встречала такую заботу о моем личном отдыхе? Я не припомнила. Выяснилось, что здесь европейского уровня гольф-поля и спортивные корты, роскошные парки и конюшни. Все складывалось к тому, что, не будь я движима жаждой впечатлений, можно было бы остаться в Албене на непредсказуемо долгое время. Что, в общем, и делают некоторые туристы, приезжая сюда из года в год на весь сезон.

Но я отправилась дальше, решив по возможности посмотреть «не заграницу» и разочароваться, если придется. Не может же быть везде так хорошо и все так доступно? Путь мой лежал через курорты в Казанлык — на Родину роз.

Приехав в Золотые пески, я поняла, что не хочу расставаться с комфортом, и решила арендовать машину. Внимание мое привлек флаг макового алого цвета. Символично. Я прочитала: «Solvex», и шагнула в прохладу офиса. Машина и водитель, огромный добрый человек по имени Павлин, были предоставлены через 30 минут. А пока я угощалась инжирной ракией и полезными сведениями о стране, мне заодно помогли качественно простроить мой маршрут, зарезервировали отели и позаботились о водителе. Позже я узнала, что «Solvex» — ведущий туроператор по Болгарии, и в обслуживании ему нет равных.

На пути в Казанлык мы остановились в городе Велико-Тырново. Река Янтра, прорезав живописное ущелье среди Тырновских холмов Царевец, Света-Гора и Трапезица, блестела водой. Терн (трын) дал название столице болгарского царства, третьей в истории после освобождения от византийского управления в 1187 году. На холме Царевец возвышался царский дворец и резиденция партриарха, на Трапезице стояли дома бояр и высшего духовенства, церкви. А район Асенова-махала населяли ремесленники и люд. Пока я гуляла по городу, покупала посуду, расписанную вручную, любовалась церквями и памятниками, Павлин договорился со своими знакомыми, и через некоторое время меня ждала трапеза: шкембе чорба (суп из бараньих потрошков), сирене (брынза с добавлением овощей), кебабче (мясные колбаски), чушки (печеный сладкий болгарсий перец), и, конечно, шопский салат, без которого не обходится ни одно застолье. Он очень вкусен: свежие сочные овощи — огурцы, сладкий мясистый перец, помидоры, репчатый лук — заправляются тертой брынзой, растительным маслом, уксусом, зеленью и приправами. К столу подали вино с умопомрачительным названием «Ничья земля» и традиционное «Мавруд».

Путь через Балканские горы казался невыносимо красивым — желтые лоскуты посреди ярко-зеленого сменялись фиолетово-малиновыми переливами — Болгария цвела, источая нежнейшие ароматы… А затем начались лесистые горы, среди которых вдруг заблестели на солнце купола…Это была Шипка. Во время Русско-турецкой войны (1877 — 1878 гг) Шипкинский перевал протяженностью почти полтора километра приобрел огромное стратегическое значение для русской армии, открывая кратчайший путь в Пловдив и Адрианополь. 5 000 руской пехоты из последних сил отбивались от неприятеля, крайне неудачно расположившись на хребте, обстреливаемые им почти в упор. К ним пробирался отряд генерала Скобелева, утопая в 2-метровых снежных завалах. Только благодаря нечеловеческому мужеству и героизму перевал был удержан защитниками, и Ольга Николаевна Скобелева в память героически погибшим на пожертвования, собранные в России, построила храм Рождества Христова. На 34 мраморных плитах высечены имена русских воинов и болгарских ополченцев. А колокола отлили в России из 30 тонн стреляных гильз… Самый большой из них, подарок Николая II, весит 11 тонн.

В Казанлык мы приехали ночью, а рано утром следующего дня отправились в розовые долины, поучаствовать в сборе розовых лепестков, из чего, собственно, и получают «спешиалитет» Болгарии — розовое масло. Казанлыкская роза открывает свои лепестки рано утром, когда землю еще укрывает туман, и сбор лепестков происходит с 4 до 9 утра. С одного гектара собирают до 5 тонн лепестков, в день перерабатывают 16 тонн, из 3 тонн лепестков получается 1 литр масла. Цена грамма приравнивается по цене к золоту. Масло в бутылочке запечатывается сургучом, и к нему прилагается сертификат, подтверждающий подлинность. С 1969 года в Казанлыке действует музей розы. Всего в Болгарии делают до 60 видо масел. Днем Казанлык выглядит обычным городом советской эпохи. Его украшение — исторический музей, художественная галерея и этнографический комплекс. Картины местных художников надолго остаются в памяти благодаря хорошему, теплому сочетанию цвета и приятным сюжетам. В северо-восточной части города в 1944 году обнаружили Казанлыкскую фракийскую гробницу, знаменитое античное погребальное сооружение, внесенное ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Гробница законсервирована, но создана ее точная копия для посещений.

Очень хотелось попасть в Балчик, один из самых старых городов на берегу Черного моря. Греки называли его Круни (или Кроуни) — город родников. В XIVвеке в честь боярина Бялика город стал называться Балчиком. В нем тоже хорошо погулять, посетить музеи, но что ни в коем случае нельзя миновать — так это Ботанический сад и летний дворец королевы Марии. Королева была бахайкой, и потому архитектура и наполнение пространства отдают дань красоте и вдохновению. Мария Румынская завещала сердце свое похоронить в Балчике. Так и произошло, когда она погибла от руки своего сына при очень загадочных обстоятельствах. А когда город вошел в состав Болгарии, сердце Марии вывезли в Румынию. Во дворце теперь — художественный салон. А на территории Ботанического сада — Королевский дом вина. Его хозяйка Анна сообщила мне, что от природы имеет дар — составляет уникальные вина с использованием меда в качестве основного ингридиента. Дегустация, которая проводится в окружении столетних бутылок, бочек, книг — производит неизгладимое впечатление, как, впрочем, и вкус вина.

Еще один город, куда обязательно нужно попасть в Болгарии, — Несебр. Расположенный на небольшом полуострове, с 1983 года он включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Уютный, интересно архитектурно выполненный, состоящий из маленькой площади и нескольких улиц, этот город завораживает и не отпускает. Возник он из рыбачьего поселка Менабрия. В VI  в. до н. э. стал греческой колонией — единственной доиторической в Черноморье. За него постоянно кто-то вел борьбу — Византия, Болгария, Поморие, Турция. А сегодня Несебр — один из самых престижных болгарских курортов, излюбленный туристами. Говорят, прежде в городе была 41 церковь. Одно из культовых зданий — трехнефная базилика начала V века, построенная на фундаменте языческого храма Аполлона. Это один из самых красивых храмов в Несебре. Со стороны моря церковь Святого Иоанна Алитургетоса никогда не была освящена и не использовалась, потому что во время строительства один из рабочих погиб. И сегодня это средневековое здание используется для фотосессий. Весь увитый розами, залитый солнцем и улыбками горожан, город щедро дарит впечатления и радость.

И потому, глядя на море и прощаясь с Болгарией именно здесь, я понимала, что не нашла на всем протяжении своего пути «не заграницу». И что неслучайно Лев Толстой писал своей тете: «Время, проведенное мною там, никогда не изгладится из моей памяти…» Хотя это, конечно, абсолютно другая история…