Турист Юра Н. (yran)
Юра Н.
был 10 февраля 16:45

Гвалиор — Индия Май 2011

В Индийском штате Мадхья-Прадеш расположен небольшой, но важный со стратегической точки зрения город Гвалиор. О происхождении его повествует старинная легенда… Согласно ей, во время охоты, махараджа, болевший проказой, повстречал в этом месте отшельника и был чудесным образом исцелен им с помощью целебных вод озера, расположенного в этом диком месте. Махараджа находясь на седьмом небе от счастья был готов выполнить любую просьбу старца. Но отшельника не интересовали сокровища, женщины и иные материальные блага. Единственно, он попросил, чтобы в этом месте был воздвигнут город, названный в его честь. Махараджа не мог отказать ему в этой просьбе и вскоре здесь было основано небольшое поселение, превратившееся позже в оживленный город.

Город находился на протяжении нескольких веков на пересечении крупных торговых путей и являлся важным стратегическим объектом. Для его защиты на отвесных скалах был поставлен мощный форт. Первые упоминания об этом сооружении восходят к 6-му веку нашей эры. Несмотря на свой солидный возраст, крепость хорошо сохранилась. Сегодня, она представляет собой предмет гордости местных жителей и объект паломничества туристов из самых разных стран.

Твердыня Гвалиора
Город находился на протяжении нескольких веков на пересечении крупных торговых путей и являлся важным стратегическим объектом. Для его защиты на отвесных скалах был поставлен мощный форт.

К крепости можно добраться несколькими путями. Один из путей лежит через ущелье Урвахи. Это ущелье интересно тем, что там располагаются высеченные в скалах Джайнские колоссы. Через ущелье пролегает узкая дорога, по которой мы и добрались в форт. Она расположена под углом в 35–40 градусов, и у меня периодически возникало ощущение, что наш микроавтобус вот-вот заглохнет и покатится обратно вглубь ущелья, но каким-то чудом этого не случилось и мы благополучно добрались до цели нашей экскурсии.

По пути к крепости, наше внимание привлекли древние строения, стоящие около дороги. Правда, выяснить их истинное предназначение нам так и не удалось.

Твердыня Гвалиора

Сделав несколько фотографий, мы отправились дальше… Спустя пару минут, впереди, мы увидели мощные крепостные стены.

Несмотря на свою кажущуюся неприступность и продуманность, крепость множество раз переходила из рук в руки. Первоначально крепостью владела династия Палов, сменившаяся позднее династией Пратихаров. В 1232 году, после 12-месячной осады, Гвалиор был завоеван Делийским султанатом, в лице Илтутмыша. Некоторое время форт использовался в качестве тюрьмы, куда заточали неугодных граждан и взбунтовавшихся членов семей монархов. В конце 14 века здесь обосновалась Раджпутская династия Томар. Именно в это время было построено множество великолепных сооружений на территории крепости. Династия правила этим регионом до 1516 года. Затем крепость покорил великий император Акбар, и Гвалиор был включен в Могольскую империю. В 1724 году крепость была захвачена Маратхами. Они владели этим местом более 80-ти лет, пока в 1805 году, в результате второй англо-маратхской войны Гвалиор не стал вассальным княжеством английской Ост-Индской компании.
Твердыня Гвалиора
Когда-то стены снизу до верха были покрыты красивым орнаментом, но время и войны их, к сожалению, не пощадили. Остались лишь отдельные элементы, по которым можно судить о былой красоте сооружений.

Они впечатляют! Именно так, в детстве, я и представлял себе Индийские крепости.

Твердыня Гвалиора
Несмотря на свой солидный возраст, крепость хорошо сохранилась. Сегодня, она представляет собой предмет гордости местных жителей и объект паломничества туристов из самых разных стран.
Стены форта расположены на 100-метровой отвесной скале.
Твердыня Гвалиора
Именно так, в детстве, я и представлял себе Индийские крепости.
От подножия скалы к оборонительным укреплениям ведет широкая дорога. По ней когда-то слоны доставляли различные грузы и оружие в крепость.

Перед ее стенами раскинулся сам город Гвалиор:

Твердыня Гвалиора

Стены форта расположены на 100-метровой отвесной скале. От подножия скалы к оборонительным укреплениям ведет широкая дорога. По ней когда-то слоны доставляли различные грузы и оружие в крепость.

Первые упоминания об этом сооружении восходят к 6-му веку нашей эры.

Когда-то стены снизу до верха были покрыты красивым орнаментом, но время и войны их, к сожалению, не пощадили. Остались лишь отдельные элементы, по которым можно судить о былой красоте сооружений.

Твердыня Гвалиора

Несмотря на свою кажущуюся неприступность и продуманность, крепость множество раз переходила из рук в руки. Первоначально крепостью владела династия Палов, сменившаяся позднее династией Пратихаров. В 1232 году, после 12-месячной осады, Гвалиор был завоеван Делийским султанатом, в лице Илтутмыша. Некоторое время форт использовался в качестве тюрьмы, куда заточали неугодных граждан и взбунтовавшихся членов семей монархов. В конце 14 века здесь обосновалась Раджпутская династия Томар. Именно в это время было построено множество великолепных сооружений на территории крепости. Династия правила этим регионом до 1516 года. Затем крепость покорил великий император Акбар, и Гвалиор был включен в Могольскую империю. В 1724 году крепость была захвачена Маратхами. Они владели этим местом более 80-ти лет, пока в 1805 году, в результате второй англо-маратхской войны Гвалиор не стал вассальным княжеством английской Ост-Индской компании.

Удивительно, что несмотря на все эти события, внутренние помещения крепости сохранили сложные орнаменты и замысловатые настенные росписи:

Твердыня Гвалиора
Внутренние помещения крепости сохранили сложные орнаменты и замысловатые настенные росписи

Остается только удивляться работе мастеров, создававших эти произведения искусства:

Твердыня Гвалиора
Остается только удивляться работе мастеров, создававших эти произведения искусства.

Твердыня Гвалиора

Многочисленные резные фигуры загадочных животных поддерживают своды и изящные балконы форта:

Твердыня Гвалиора
Многочисленные резные фигуры загадочных животных поддерживают своды и изящные балконы форта.

Твердыня Гвалиора

Осмотрев верхние помещения форта мы спустились в его подземную часть. Здесь царит тишина и кромешная тьма. Это резко контрастирует с тем, что можно увидеть снаружи. Мрачные истории ходят об этом месте… В давние времена жил да был правитель Гвалиора, и было у него восемь жен. Но не смотря на свою любвеобильность не было у него наследников. Шли годы, и он уже почти отчаялся продолжить свой род. Но как-то раз, на охоте он встретил местную девушку неземной красоты и влюбился в нее. Он провел с ней всего одну ночь и девушка забеременела. На радостях махараджа женился на ней. Через девять месяцев новая супруга родила мальчика. От счастья, махараджа забыл о других своих женах и все время уделял любимой супруге. За это другие жены возненавидели девушку. Ситуацию усугубляло еще и то, что новая супруга махараджи была простолюдинкой и другие жены не признавали ее равной себе. Шло время, их ненависть все росла и росла… Однажды ночью, они пробрались в покои наследника и задушили его, изобразив это таким образом, как-будто он задохнулся сам. Но махараджа обо всем догадался и в ярости собственноручно утопил своих жен в купальне. Так и осталась у него только одна жена, с которой он жил до глубокой старости, но других детей боги им не подарили…

Но этим все не закончилось… Во времена владения крепостью Ост-Индийской компанией, солдат Английской армии, гуляя по подземельям крепости, в темноте оступился, упал в купальню и погиб. После этого, купальню решили залить бетоном, во избежания других несчастных случаев.

У выхода из крепости стоят несколько старых пушек когда-то являвшихся грозой врагов Гвалиора:

Твердыня Гвалиора

Осмотрев форт, мы направились к двум сооружениям, расположенным на его восточной стороне.

Этими сооружениями оказались «Храмы Сасбаху», или «Храмы свекрови и невестки». Предположительно, они были возведены в период между 9-м и 11-м веками нашей эры. Больший храм — это «Храм свекрови», посвященный богу Вишну. Меньший храм — это «Храм невестки», посвященный Шиве. Согласно легенде, у местного махараджи, правившего этими местами тысячу лет назад, свекровь и невестка, поклонялись разным богам. В семье нередко возникали мелкие конфликты на религиозной почве. Чтобы успокоить членов своей семьи и никого из них не обидеть, махараджа повелел построить каждой из них свой храм. Когда храмы были построены, в семье наконец-то воцарился мир и покой.

Снаружи, храм невестки выглядит более аккуратным и симпатичным, но внутреннее убранство в нем попроще чем в храме свекрови.

Твердыня Гвалиора
«Храмы Сасбаху», или «Храмы свекрови и невестки». Предположительно, они были возведены в период между 9-м и 11-м веками нашей эры.

Храм свекрови украшает богатая резьба и фигуры богов над входом:

Твердыня Гвалиора
Больший храм — это «Храм свекрови», посвященный богу Вишну. Меньший храм — это «Храм невестки», посвященный Шиве.
Согласно легенде, у местного махараджи, правившего этими местами тысячу лет назад, свекровь и невестка, поклонялись разным богам. В семье нередко возникали мелкие конфликты на религиозной почве. Чтобы успокоить членов своей семьи и никого из них не обидеть, махараджа повелел построить каждой из них свой храм. Когда храмы были построены, в семье наконец-то воцарился мир и покой.
Твердыня Гвалиора

Тонкость резьбы на стенах и своде храма впечатляет:

Твердыня Гвалиора

Ею покрыт буквально каждый сантиметр храма:

Свод выполнен в виде цветка лотоса. Такое произведение искусства мог создать только истинный мастер своего дела:

Твердыня Гвалиора
В целом, оба храма, довольно интересны и отдаленно чем-то напоминают Храмы Любви в Кхаджурахо. Правда барельефы здесь значительно более простые и форма зданий другая, но все равно, какая-то аналогия прослеживается.

Особенно богато оформлен вход в святилище храма, где находиться алтарь, посвященный богу Вишну:

Твердыня Гвалиора
Особенно богато оформлен вход в святилище храма, где находиться алтарь, посвященный богу Вишну.
Тонкость резьбы на стенах и своде храма впечатляет!
Твердыня Гвалиора

В целом, оба храма, довольно интересны и отдаленно чем-то напоминают Храмы Любви в Кхаджурахо. Правда барельефы здесь значительно более простые и форма зданий другая, но все равно, какая-то аналогия прослеживается.

Гвалиор очень интересное место. Крепость расположенная здесь, пожалуй самая впечатляющая из тех, что я видел в Индии. Также не стоит забывать о расположенных рядом храмах и огромных статуях высеченных в скалах. Думаю, любому путешественнику, посещающему Индию стоит здесь побывать!

Другие мои рассказы об Индии:

Кутаб-Минар. Символ мощи Ислама.

Форт Амбер. Старинная столица Раджастхана.

Джайпур. Розовый город.

Тадж-Махал. Символ любви и скорби.

Загадочные Джайнские колоссы...

Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне.