Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был вчера 21:45

Североуральск, Ивдель — Россия Июнь 2011

Сижу никого не трогаю, вдруг стук в аську. Старый кореш Валентин в своей любимой манере мягко и ненавязчиво предлагает поехать на рыбалку.

— Николя, это будет полюбому волшебно, надо ехать стопудово, ты только представь север Урала, легендарная в рыбном плане река Лозьва, на катерах вверх по течению 200 км, обратно сплавом, ночевка в домике лесника…

В устной форме это все было бы сказано примерно за 5–7 секунд — зашкаливающее возбуждение Вали читалось в перепутанных буквах, отсутствующих знаках препинания и так далее. Долго уговаривать меня не пришлось.

— Сколько времени/денег?

— 2000 за почти трое суток.

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Цена показалась немного подозрительной. Дело в том, что ценник на рыбалку в тех местах запросто достигает отметки в 50000 рублей, правда это с вертолетным вылетом из Екатеринбурга.

Наш же вариант включал в себя доставку из Североуральска в поселок рядом с Ивделем (около 100 км) и около 200 км по реке. До Североуральска (примерно 450 км) — своим ходом.

Итак, в четверг покупаем продукты, собираем вещи и в пятницу прямо после работы срываемся на авто на север Свердловской области. Нас четверо (я, Валя, Дэн и Слава) плюс вещи, кое-как выезжаем из Е-бурга, едем практически без приключений.

Немного напрягает то, что человек, который должен нас встретить, не отвечает. В конце концов трубку берет его жена, он сам заболевает, но перепоручает нас своим друзьям. Они встретили нас у большой (не ожидал так далеко увидеть такие размеры) церкви в Североуральске и все вместе двинули до базы.

Там нас ожидала пара сюрпризов. Во-первых, едем не вверх по течению, а вниз. Во-вторых, 2000 рублей не за рыбалку до понедельника, а за сутки. В итоге сторговались на 3000 с человека за весь трип. Все равно недорого для таких расстояний. Если они не соврали насчет расхода катеров, то одного бензина ушло почти на 10 штук.

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Скоро эта улыбка с моего лица исчезнет :)

Два катера (один, бело-синий, с какой-никакой каютой, другой — зеленый) и два проводника. Один — Палыч, он же Олег, — веселый и общительный мужик лет 50, худой. Второй — Митрич, он же Анатолий, — большой, грузный и слегка мрачноватый тип, но только до первой рюмки.

Сперва две «Нивы» тащат нас вместе с катерами до Ивделя, неподалеку от которого катера спускаются на воду. Затем мы все перегружаем в катера и полный вперед. Погода уже не радовала, но дождя пока не было.

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Сначала я поехал отдельно от парней в катере с вещами, чтобы снять их с воды. На реке стоит густой туман, интенсивность которого меняется от поворота к повороту. Олег дает мне штурвал и идет копаться в двигателе. Веду почти вслепую, по реке плывет куча бревен.

Soy capitan!

Вообще техническая составляющая едва не оставила нас в тех краях на долгое время — катера ломались постоянно, ладно хоть по очереди. Первая поломка зеленого катера случилась на первом километре. Чтобы он лучше пер, Слава перебрался ко мне. Пока вроде все норм и даже туман стал рассеиваться.

Так мы и плыли несколько часов, периодически останавливаясь покидать спины и подождать зеленый катер. Примерно на полпути мы заметили замечательный разлив, где сам Бог велел порыбачить, что мы и сделали.

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Зеленый катер нас тупо не заметил и промчался мимо. Казалось бы не проблема, но: а) у нас сломался стартер и катер заводился только «с толкача»; б) Митрич не знал где находится конечный пункт с избой; в) никакой связи кроме визуальной между катерами нет.

Кое-как мы догнали их и развернули, чтобы порыбачить всем вместе. Как только мы прибыли на место и расчехлили снасти, небеса разверзлись и обрушили на нас неслабый поток воды. Пришлось всем кое-как сесть в тесную каюту и пить водку чтобы согреться да и просто скоротать время.

Примерно через час мы поняли, что ждать на Лозьве погоды бесполезно и отправились до избы под дождем. Чтобы хоть как-то проявить солидарность с Дэном и Валей, у которых не было каюты, мы со Славой по очереди правили нашей чудо-техникой под проливным дождем и шквалистым ветром.

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Часа через два мучений мы прибыли к избе — клетушка где-то 3 на 2,5 с верандой и — что самое главное — с печкой! Просушили вещи, жареная картошечка, салатики, водочка с сальцом… Короче пришли в себя более-менее.

Изба размерами не выделяется. Но зато внутри теплее :)

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Дождь не кончился, но ослаб, ближе к вечеру мы пошли ловить. Первую рыбу поймал я, но на этом наше рыболовное счастье закончилось. Сразу скажу что никто больше ничего не поймал (кроме Олега, который к моему трофею добавил еще шесть и обеспечил нам к утру уху).

Стоило ради этого ехать? Да!

Вечером мы сварганили полу-суп из картошки с оленьей тушенкой, выпили еще водочки и отправились спать. Все-таки почти сутки в пути и бессонная ночь давали о себе знать.

С утра мы отведали ухи и направились к находящимся неподалеку озерам, благо дождь стих. Пошли пешком по заболоченной местности. За ночь вода поднялась больше чем на полметра, что сделало некоторые места просто непроходимыми. В итоге преодолев суммарно не больше двух километров (по ощущениям 20–25) и ничего не поймав (к хорошим местам невозможно было подойти даже в забродах) мы вернулись к избе ни с чем. Хотя нет, вру, мы же насобирали грибов по пути — ну хоть с чем-то повезло!

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Кулинарные шедевры в коллективном исполнении

Они запомнились очень хорошо

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

И, как говорил Хармс, спиритуоз был замечателен :)

Пообедали изумительной грибницей — места нехоженые, дикие, с экологией все в порядке. Запросто можно встретить медведя. А когда я увидел лепешку навоза и спросил каким образом здесь оказались коровы, Олег удивленно на меня посмотрел — он не понимает как можно спутать коровью лепешку с лосиной. А мы, дети асфальта, делаем это легко и непринужденно.

После сиесты было решено разделиться — Валя с Дэном, как главные повара, готовят жареную картошку с грибами, а мы со Славой и местными решили еще попытать счастья. Результат: ничего не поймали, катер побаловал нас чем-то новеньким — отказом рулевого управления, дождь пошел сильнее, но прокатились мы по очень красивым местам (узкий приток реки, прямо таки джунгли) и в целом остались довольны.

Далее был изумительный ужин (либо на природе все идет исключительно зашибись, либо одно из двух), но вот водка кончилась. По такой погоде без нее — верная смерть, но предусмотрительные аборигены заранее запаслись спиртом. Развели его водой из реки и приговорили — на природе все стерильно.

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Понедельник. День отъезда. Встаем в 6 утра и собираем шмотки, кому можно похмеляется, кому нет — ну судьба такая водительская. Хотя если бы я тогда знал сколько мы будем добираться до машины… Кстати вода еще поднялась, снова больше чем на полметра. В итоге за две ночи уровень воды поднялся почти на полтора метра.

В целом путь вверх по реке прошел гладко, но было два момента, которые могли бы изменить ход экспедиции. А учитывая течение не в нашу пользу… ну да ладно.

Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале

Короче сначала у зеленого вновь отказал руль. И если вчера это было на небольшой скорости, то сейчас это случилось на полном ходу. Даже в похмеленных глазах Вали читалось «Я труба шатал такие поездки!», а Дэн честно признался, что все 28 лет своей жизни лицезрел заново в ускоренном варианте. К счастью обошлось без жертв и разрушений.

Спустя час-полтора, когда больше половины пути было проделано, наелся и наш аппарат. Что-то там раздробило подшипник. Пришвартовались, разобрали двигатель… Где-то через час стало понятно что починить катер здась и сейчас не представляется возможным. Было принято единственно верное решение рискнуть и сгрузить всех и вещи в зеленый катер. Не предназначенный для такой массы, с ограниченным запасом топлива и с не совсем исправным рулевым управлением. И да, дождь не думал переставать.

В общем еще чуть меньше пары часов ада и… катер глохнет. Наша цель вверх по течению в 10 километрах. По берегу пройти практически нереально, только по горло в холодной воде (а на улице все еще +5). Весла такое течение не возьмут, будь ты хоть трижды Геракл. К счастью снова завели, мне пришлось остаток пути держать канистру (топливо уже шло напрямую из запаса) под наклоном, чтобы шланг всасывал бензин.

В итоге добрались мы таки до пристани. Никогда бы не подумал что буду безумно рад оказаться в Ивделе. Еще чуть меньше сотни километров и грузимся в свою машину. Адьес, Североуральск!

Выводы

Плыть нужно вверх по течению, чтобы в случае чего точно рано или поздно добраться до исходного пункта.

Теплой одежды много не бывает.

Непромокаемой одежды много не бывает.

Прогноз погоды нужно изучать, да.

Итог

Все замечательно, но именно в таком виде я рыбалку шатал и вертел на всем на чем можно и нельзя. Хотя раз попробовать стоило.