Турист Сергей Лукичев (lukaround)
Сергей Лукичев
был 1 февраля 2019 16:24

Берлин: Экскурсия по аэропорту Темпельхоф

Берлин — Германия Май 2011

Берлинский аэропорт «Темпельхоф» закрыт с 2008 года. Место значимое в истории Берлина, поэтому по нему проводятся экскурсии. Отправимся и посмотрим, что у него внутри и снаружи по местам, в которые нельзя было попасть пассажиру, но зато вполне возможно сейчас, будучи туристом.

Аэропорт был построен в 30-е годы, тут же была основана авиакомпания Люфтганза, Гитлер планировал сделать аэропорт воротами в Столицу Мира Германия, после войны аэропорт оказался в американской зоне оккупации и когда Сталин ввел наземную блокаду Берлина, через Темпельхоф осуществлялось снабжение города продовольствием и углем. В этой операции погибло около сотни американских и британских летчиков, о чем сказано на памятнике на площади у аэропорта.

А на главном входе висит памятная дока. Люсиус Клей — автор воздушного моста.

Спустя 8 месяцев Сталин понял, что союзники не сдадут Западный Берлин и блокаду снял — воздушный мост оказался достаточно эффективным и дальнейшая блокада не имела смысла. Выход к бортам на посадку или к автобусам

Один из ангаров аэропорта используется организатором показов мод Bread and Butter и пару раз в году на этом месте проходят catwalks. Девчонкам бывает холодно, поэтому пространство подогревают сверху

Больше это место никак не используется. Вообще, сегодня только треть площадей аэропорта сдана в аренду. Что делать с остальным пространством в зданиях — непонятно. Планов, как всегда, громадье, но денег нет и неизвестно.

Зал регистрации и прилета. Очень большой и современный для своего времени: стойки регистрации на рейсы, чай, кофе, потанцуем. На момент своего открытия здание аэропорта было самым большим в мире по периметру, пока американцы не построили Пентагон. Сейчас он 6–7 в мире, вожди компартий в Восточной Европе строили себе и посолиднее.

Багажная лента

Телефоны разобрали на сувениры, наверное.

Торговые павильоны и пресса.

Панно на тему «Воздушного Моста»

Отдельная тема — это подземная инфраструктура аэропорта, где расположены транспортные тоннели, а также бомбоубежища различной степени надежности, теплостанция и станция химической защиты.

Бомбоубежища, как я понял, двух типов. Есть совсем глубокие и надежные, выдерживают очень сильные попадания и предназначены для долгосрочного нахождения. В них, кстати, также находились архивы и планы аэропорта. Во время войны там хранилось очень много секретных военных документов, которые были вывезены в Советский Союз для анализа и изучения. Конечно, же, вывезли не все — многие документы советские солдаты скрутили на самокрутки и скурили.

Те самые фильтры станции химической защиты. Когда строили аэропорт, еще были свежи воспоминания о химических атаках времен Первой Мировой, поэтому аэропорт был готов к их отражению.

Теплостанция

Выбираемся на поверхность. Да, я вас слушаю, да, все возможно.

Есть несколько бомбоубежищ для гражданского населения, которое могло быть с детьми. Соответственно и картинки-комиксы на стенах

Тоннель с жд путями под Коламбиядамм

Теперь поднимемся наверх

После войны аэропорт использовался американцами. Спортзал для военнослужащих

С крыши открываются виды на поле Темпелхоф, где сейчас огромный парк. Можно кататься на роликах и велосипедах, пускать воздушных змеев и наслаждаться природой, если не дует и адски не сквозит.

Старый аэродром был там, где тусит толпа. Скоро там все будет перестроено, сделан искусственный водоем и красивый парк. Бизнес-центры тоже ожидаются, но весьма умеренно, так как их итак хватает в Берлине, а работать в них никто не хочет.

Вдали виднеется башня Allianz

А это недостроенный зал, прямо над главных холлом первого этажа, проектировался частично Шпеером.

Потолок в нем

А это стойки проверки документов и выхода на посадку. Я однажды улетал отсюда в командировку, когда аэропорт еще работал.

Ну и зал прилета

Кому интересна тема, может обратиться ко мне и я помогу организовать экскурсию по аэропорту. Проводят ее грамотные ребята из Berlin Unterwelten, обычно собираются группы, экскурсия на немецком, но я могу также организовать русскоязычное сопровождение. Продолжительность — примерно 4 часа.