marych
Сергей Маркин Пользователь — был 13 октября 2014 г. 10:08

Прогулка по Прибалтике

13 июня 2011 г. 16:44 Рига — Латвия, Клайпеда — Литва Май 2011
17 9

Пасмурным весенним деньком я оказался на автостанции города Советск, Калининградской области. Все командировочные задачи уже были выполнены и по рабочей надобности было необходимо переместиться в Питер. Но билетов на самолет, как на зло не было. Тут и возникла заманчивая идея — переместиться в Питер на автобусах по территории бывших союзных республик.

Старт был дан на пограничном переходе того самого города Советск. Границу я решил пересечь пешком, и уже на той стороне сориентироваться. Переход российской части границы прошел по вполне привычному для России сценарию — сначала мы стояли и ждали, пока погранцы разберутся, пустить ли вперед нас, или таки впустить некую обслуживающую их компы организацию. Всего ч-з пол часа дебатов и беготни было решено сначала пустить компьютерщиков. После чего компьютер на КПП завис, и КПП было закрыто на «техническое обслуживание».

Наконец, потеряв почти час, нас стали пропускать к заветному мосту через Неман. Погранец долго думал, каким бы вопросом удивить меня, пока аппаратура сканирует паспорт. И таки удивил! Он полистал мой документ, увидел, что все предыдущие въезды мной совершались из Ленинградской области, и его посетила мысль! «каким образом вы оказались в Калининградской области?» — озадачил меня погранец. Пока я обдумывал смысл, мой язык успел сориентироваться: «на самолете!» — произнес я и задумался еще крепче над смыслом происходящего. Как ни странно, погранца ответ устроил и он поставил заветный штампик на страницу рядом с визой.

2

На Литовской стороне меня встретил бодрый литовский парень.

— Откуда прибыли? — спросил он.

— Из Москвы. — честно ответил я.

— И куда направляетесь? — решил он уточнить цель моего путешествия.

— В Питер! — все так же честно ответил я.

— ???!!! — Крайняя степень изумления отобразилась на лице простого литовского парня.

Видимо не каждый день он видит людей, путешествующих из Москвы в Санкт-Петербург через прибалтику. Ситуацию надо было срочно исправлять.

— Сначала отдохну в Клайпеде, потом поеду погуляю по Риге, и оттуда уже в Питер. — бодро отрапортовал я, пока суровело лицо литовца. Услышав более привычный ответ, он вернулся в колею знакомого ему течения обстоятельств и заметно подобрел.

— С какой целью едете в Прибалтику? что будете делать в этих городах?

— Хочу проверить, правда ли, что литовское пиво вкуснее латвийского! — решил я пошутить.

Толи шутка оказалась не смешной, толи литовские парни на столько же горячи, на сколько и эстонские, и посмеялся он позже, но ответ его полностью удовлетворил. «Хорошо» — сказал он и поставил мне штамп в паспорт.

Таможня мной вообще не заинтересовалась и полностью проигнорировала мое присутствие. И только когда я в третий раз, уже довольно громко, спросил у сидящего ко мне спинной таможенника, могу ли я пройти, тот лениво повернулся, посмотрел на меня вглядом, каким с утра смотрят на жужжащую в углу муху — и спать мешает, и встать прогнать лень, и сказал -«иди уже…». Как мне показалось, в усы он тихонько добавил и конкретный адрес, по которому мне следовало идти.

Оказавшись в Литве, я увидел немного не то, что ожидал. По примеру русско-эстонского перехода Иван-Город — Нарва, я ожидал, что если на нашей стороне большой город, то и за границей меня ждет городок, в котором обнаружится и общепит и автостанция, с возможностью отправиться в любую точку страны. Не тут то было! Я оказался в хуторке, состоящем из 2-х домиков, 1-го магазина, по совместительству исполняющего обязанности придорожного кафе, и стоянки такси, на которой томилось 3 рыдвана времен позднего социализма. Таксист приветливо объяснил, что мне полюбому придется воспользоваться его услугами и доехать до следующего городка — Малюкай. А вот там будет мне и ресторан и автостанция и даже хостел. При выяснении цены проезда вышел и небольшой конфуз — на вопрос «сколько», таксист коротко сказал «десять». По его лицу было видно — он считает, что это хорошая цена. Однако, умножив стоимость «Лата» в 60 рублей на 10 и разделив на расстояние (3 км), я решил, что его предложение несколько выше чем должно быть. Яростно проторговавшись 10 минут мы выяснили, что «Лат» это в Латвии, а в Литве «Лит» и стоит он 12 руб. Таким образом стороны достигли согласия и полного непротивления двух сторон. Каждый получил что хотел — для меня цена снизилась до приемлемого уровня, а он получил свои «десять». Впервые в моей практике получилось так, что обе стороны добились желаемого результата в торге, хотя начальная цена не изменилась ни на копейку.

Малюкай меня встретил неприветливо. Во-первых, шел дождь. Во-вторых, городок был не многим больше хутора из которого я уехал. Соответственно, «ресторан» на самом деле оказался сараем, отделанным снаружи сайдингом. А «автостанция» оказалась банальной остановкой на обочине. Ближайший автобус, судя по расписанию, шел в Клайпеду и намечался только через 3 часа. После короткого обсуждения с таксистом извечного вопроса «что делать?», мы пришли к выводу, что 30 евро за проезд до Клайпеды на такси (100 км), это не такая уж и большая цена.

*(По мере своего описания я буду приводить цены, пересчитанные в евро, чтоб легче было ориентироваться. На самом деле все расчеты везде производились в Литах и Латах. 1 евро был примерно равен 3.5 Лита на момент моей поездки. А 1 Лат был примерно равен 1.5 евро.)

Всего через 1.5 часа я подъехал к воротам автостанции на красном стареньком ауди-80. Водитель пожелал мне удачи и растворился вместе со своей машиной под струями дождя.

В дроге мне было поведано, что работы нет, жизни нет, все дорого, и из страны за последний год, согласно переписи населения, уехало более 200 000 человек (это при населении страны в 2 миллиона). На мое замечание, что в Эстонии вроде тоже безработица, водитель ответил, что в Эстонии безработица, а в Литве просто работы нет. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы!

Дороги, в целом мне показались неплохими, хотя колдобины и трещины регулярно шлепали по колесам старенькой машины.

1

На автостанции Клайпеды я первым делом решил обзавестись билетом до Риги, а дальше действовать по обстоятельствам. Подходя к кассе, я про себя загадывал — было б здорово попасть на «ночной» автобус, чтоб получить немного времени на знакомство с Клайпедой и сэкономить на ночлеге. «As you wish!» — сказало провидение. Автобус ночной был. И был он единственным на ближайшие 24 часа. Вот только стартовал он в 3–40 ночи. Времени на знакомство с Клайпедой теперь было навалом. Даже слишком.

У полицейского я поинтересовался, работает ли ночью автостанция, и можно ли в ней дождаться автобуса. Полицейский дружелюбно объяснил, что станция в 21–00 закрывается. После чего у него появился нездоровый блеск в глазах — «вам негде переночевать?» — участливо спросил он, и как-то подозрительно весь подобрался. По его виду вполне можно было предположить, что он уже придумал, где я могу переночевать. Но в планы моего знакомства с Клайпедой осмотр местного полицейского участка не входил, и я поспешил его заверить, что буду ночевать в хостеле. К слову сказать, хостел нашелся в 200 метрах от автостанции, и стоил всего 12 евро за ночь.

1

Успешно разрешив самые насущные вопросы, я перешел к знакомству с городом. Даже идущий без перерыва дождь не смог испортить хорошего впечатления о городке. Уровень опрятности улиц вполне соответствуют «европейским стандартам».

1

В городе хватает парков, в которых даже в дождь приятно пройтись.

1

А старый центр города изобилует отреставрированными зданиями XVII—XIX вв.

1

Приятно сделана и набережная реки Дане ….

1

Само собой не обошел я стороной и местные магазины. Цены на продукты и одежду приятно удивили. У меня сложилось стойкое впечатление, что цены там самые низкие во всей Прибалтике. Например, автоматический зонтик (не мокнуть же под дождем) был мною куплен всего за 4 евро. Обед в кафе (вместе с пивом) обошелся в 3.5 евро. Спальный мешок обошелся в 6 евро. А билет до Риги стоил 15 евро. В целом, цены в магазинах, как на продукты, так и на «ширпотреб» (субъективно) были ниже на 10–20%, чем те, что я привык видеть в Эстонии.

В хостеле я обнаружил довольно большую компанию разношерстных любителей вольных путешествий. Они шумно делились впечатлениями на разных языках. Что-то обсуждали, тыча пальцами в карту Прибалтики. Показывали друг другу фотки на экранах своих нетбуков. И смачивали горло темным пивом местного розлива. Глядя на эту веселую компанию и уже начал опасаться за возможность хоть немного поспать до отправления автобуса. Однако, около 10 вечера вся гоп-компания переместилась на свои спальные места. Те, кому «не хватило», шлифанули темное пенное содержимым извлеченных из рюкзаков фляжек. Все пожелали друг другу спокойной ночи и мирно засопели в своих спальниках. Я решил не отставать он местных традиций, быстренько проверил почту (в хостеле бесплатный wi-fi), попил пивка с сосисками, приложился к бутылочке вискаря местного розлива, и провалился в сон сразу, как только залез в спальник.

Единственным неудобством в хостеле было то, что хозяйка не говорила по русски. Но это оказалось не большой проблемой. Она по русски понимала, хотя и не могла говорить. Только смотрела в ответ своими большими и добрыми глазами. Когда же мы выяснили, что я понимаю по английски, беседа наладилась сама собой. Я говорил по русски, она по английски и мы даже перестали замечать, что говорим на разных языках. Когда я уезжал среди ночи, она выбралась из своей коморки, чтоб закрыть за мной дверь, и на прощание таки блеснула своими знаниями великого и могучего.

— До совидания. — сказала она, тщательно выговаривая каждый слог. И добавила — Пириежайти исчо! Welcome! — на всякий случай уточнила она.

На самом деле ее незнание русского скорее исключение, чем правило. За 2 дня в Литве и Латвии я встретил всего 2 человека, которые не говорили по русски. Но они старались приложить все усилия, чтоб меня понять и не пытались от меня отмахнуться по причине незнания мной прибалтийских языков. На английский же я переходил только тогда, когда были исчерпаны все другие возможности. И когда становилось понятно, что человек не отказывается со мной общаться, но на самом деле не может правильно понять, чего я от него добиваюсь. К слову сказать, английский они знают не на много лучше меня.

Переезд из Клайпеды в Ригу запомнился мало, по причине ночного времени суток. Хорошо запомнилась посадка в автобус. Последними пришли немцы. Их было всего двое, но они как-то сразу умудрились захватить весь автобус. Их стало много и везде. Сонную тишину автобуса с мирно дремящими литовцами взорвало от гула мощного баварского говора, густо сдобренного не менее мощным хохотом. Закончили свое выступление немцы как и положено цирковым номером. Один из них взял свой баул, размерами немногим уступающий хозяину, и стал впихивать на багажную полку. Полка жалобно заскрипела и стала поддаваться понемногу.

— There is no good idea! — сообщил один из пассажиров дородному бюргеру.

— You think so? Why? — искренне удивился немец. Изумление его было на столько сильно, что он перестал контролировать процесс запихивания баула и, немного опустив руки, уставился на оппонента. Баул, запиханный на 80%, почувствовал свободу. У него появился шанс отомстить! Совершенно бесшумно, стараясь ничем не привлечь к себе внимание бюргера, баул соскользнул с полки и с громким «бымц» приземлился на голову баварца.

— УФФФ…. — сказал баварец, тяжело осел в свое кресло, и с видом человека, которому только что открылась великая истина, уставился вдаль, сквозь кресла, лобовое стекло автобуса и стену автостанции. Видимо там, вдали, светился огромный неоновый плакат с надписью — «Не при вола на баню!!!». Второй баварец выдал длинную и непереводимую игру слов, основанную на средневековом западно-германском фольклоре о каменных троллях, после чего схватил баул и быстренько переместил его в багажное отделение автобуса. На том все приключения закончились, и мы благополучно отправились в путь.

За поездку, не смотря на довольно неудобное кресло, я проснулся всего 2 раза. В первый раз — на длительной остановке в Шауляе, где обнаружилось, что литовцы, хоть и считают себя «европейцами», но не гнушаются в платном туалете бросить в автомат только 1 монету и посетить заведение всем табором. А во второй раз я проснулся, когда пересекли границу с Латвией — мне показалось, что мы съехали на обочину. Поездки по дорогам Латвии оставили у меня впечатление, что когда Латвия вышла из состава СССР, и дала Латвийскому языку статус государственного, члены парламента не смогли перевести статью расходов «ремонт дорог» на латвийский язык, и потому не стали вносить эту статью в список обязательных государственных трат. Хуже дороги я встречал только в российской глубинке и на трассе Е105…

Примерно в 8 утра наш автобус неспешно подкатил к центральной автостанции Риги. Первым делом я отправился добывать билет до Питера. Из 4х автобусов в расписании я выбрал тот, который выезжает вечером в 21–30 и прибывает в Питер в 11 утра. Чтобы и максимально насладиться прогулками по Риге, и на ночевке сэкономить, и до Питера добраться к назначенному времени. Как говориться — и рыбку съесть, и на автобусе прокатиться.

— Сайнт-Петерсбург? Это в международной кассе! -, отрезала кассирша и потеряла ко мне всяческий интерес. На вопрос «а где собственно эта самая международная касса?», мне отвечали уже сердобольные пассажиры из образовавшейся за мной очереди.

Касса действительно была обнаружена в нише за углом. Но на ней красовалась надпись «режим работы с 9 до 21». А на часах было еще только 8. В информационном бюро девушка мне сказала, что в другом конце зала есть еще одна касса, и ее режим с 7 до 19. Но ту кассу я так и не смог найти. В поисках кассы время пролетело незаметно. Наступило 9–00 и я вернулся к уже известной мне будке международной кассы.

Однако названная кассиром цена несколько не соответствовала моим представлениям о стоимости проезда в автобусе на расстояния до 800 км. Видя сомнения на моем лице, кассирша сжалилась, и заговорщицким шепотом сообщила: «Напротив бюро компании EcoLines, загляните туда», после чего сделала вид, что сама не слышала своих слов и лихо заклацала по клавиатуре. Действительно, в том окошке мне предложили билет на 30% дешевле, и тоже на автобус, отправлением в 21–30. Что немного удивило. Вечером мои догадки подтвердились — билеты и там и там продавали на один и тот же автобус, но почему-то в EcoLines билет стоил дешевле…

Первым делом я конечно же отправился осматривать знаменитый Рижский рынок.

1

Благо, от автостанции он находится буквально в двух шагах. Знаменит он тем, что это самый крупный крытый рынок в Европе! Ну и тем, что расположен он в 5-ти ангарах, которые в начале XX века построили немцы для своих гигантских циппелинов. Дирижабли с тех пор, конечно, не сохранились, но ангары остались в целости и сохранности. И дабы не пропадала арендная площадь в историческом центре города, там был организован рынок.

Рынок, он и в Африке рынок. Внутри, ничего не напоминало о великих немецких летательных аппаратах. Обычные лотки, обычные бабы, торгующие обычным мясом. В общем, если вас интересует исключительно эстетическая составляющая, то достаточно будет ограничиться только внешним осмотром вышеуказанных строений. Цены же на рынке вполне приятные на мой взгляд. Кило отборной свининки стоит 3–4 евро. Копчености 2–6 евро за кило. Ну и так далее. В общем, по сравнению с Ашаном, Рижский рынок, это место, где отдают все почти даром. В прогулке по рынку меня немного удивило отсутствие покупателей. Ну не может же так быть — 9 утра, лотки ломятся, а покупать некому. Ну не заблудились же все покупатели в 5ти ангарах. Мое любопытство удовлетворил один из продавцов.

— Так ведь на рынке дорого, потому и покупателей нет, — открыл он мне простую истину.

— А где дешево? — вопрошал я. Продавец смотрел на меня глазами полными изумления.

— Я не местный — Турист! — Лицо продавца озарило понимание, и он продолжил,

— Ну так ясное дело, за город ездят, на фермы. Там в 1.5–2 раза дешевле можно купить. Вот туда и едут, а к нам не идут. К нам только, когда срочно надо. Да. Вот. — закончил свою пламенную речь продавец и замолчал, уставившись вдаль. Видимо переживания за покупателей на столько затронули его ранимую душу, что дальше поддерживать разговор он был просто не в силах. Да я и не особо об этом жалел — все что меня интересовало, уже было выяснено.

Я и сам ушел с рынка в раздумьях. Не могу сказать, чтоб меня тема стоимости продуктов сильно задела. Рыночная экономика дело понятное — нам выставляют такие цены, которые мы готовы платить. Но, когда в автобусе, по дороге в Питер, моя попутчица, оживленно жестикулируя, рассказывала про то, как дороги в последнее время стали продукты в Латвии, я угрюмо молчал. И только под конец беседы посоветовал в Питере в список осмотра достопримечательностей включить «Ленту» или любой другой сетевой магазин.

Насмотревшись на «хлеб» душа просила зрелищ. И я отправился осматривать достопримечательности старой Риги.

Прогулки по исторической части города всегда приятны. В любой европейской столице всегда есть чем усладить взор. И Рига здесь не исключение. На мой неискушенный взгляд, Рига в этом плане один из лучших городов Европы. Здесь и старательно отреставрированные старые кварталы,

2
4
5
3

и огромное количество ухоженных парков,

2

и, конечно, красиво оформленные каналы.

1

В обязательную программу прогулки по Риге рекомендую включить катание на туристическом красном 2х-этажном автобусе, сопровождаемое рассказом электронного гида на выбранном вами языке, и прогулку на катере по каналам и рекам Риги. И пешая и автобусная и водная прогулки обязательно доставят вам массу хороших впечатлений, которые запомнятся на всю жизнь.

Завершить знакомство с городом можно на центральном вокзале. Который только на 20% является вокзалом, и на остальные 80%, это огромный современный торговый центр. Не могу сказать, что Рига самый лучший для шопинга город Европы, но пару вещей, которые вы захотите оставить себе на память, вы обязательно найдете. Хотя, если вы ищите дешевых покупок, то вам на рынок — там продаются не только продукты.

Что еще полезного могу добавить по поездке в Ригу. Общепит не разочаровал. В любом кафе можно вкусно и сытно пообедать, не опасаясь за состояние своего желудка. Обед в обычном кафе обойдется в 3–6 евро на человека.

Проезд в городском транспорте самый дорогой в прибалтике. Билет на автобус и троллейбус стоит чуть больше 1 евро. Такси стоит примерно 1 евро за километр.

Поездка на автобусе из Риги до Питера прошла в штатном режиме. Практически без происшествий. Из впечатлений могу только сказать, что Латвия оказалась единственной страной, при выезде из которой в Россию, субъективно ощущаешь, что качество дороги улучшилось.

Немного удивило и поведение русских таможенников. Абсолютно всех пассажиров прогнали на таможне через досмотр в «красном» коридоре. Просвечивали на рентген-аппарате все сумки, и выборочно досматривали багаж. В остальном поездка прошла без каких-либо выдающихся происшествий. В 11 утра уставших с дороги путников приняла в свои объятия «северная пальмира». И все обитатели автобуса Рига-Питер разъехались по своим делам.

2

Комментарии

tinka61
13 июня 2011 г. 17:30
Было интересно прочитать, особенно про Ригу и сравнить с поездками туда в советские времена, когда все совсем было по-другому.
marych
+1
14 июня 2011 г. 20:51
Спасибо.
И как? Заметно изменилась Рига?
andubrava
13 июня 2011 г. 23:50
Очень интересное повествование о путешествии, спасибо. Фотографии замечательные.
tinka61
14 июня 2011 г. 21:35
Конечно, изменилась и в лучшую сторону. Видно, что все отреставрировали, подчистили.
Nool
15 июня 2011 г. 9:22
Интересный рассказ. Стилистика на 5 баллов. Будь это путешествие на авто, появился бы еще один комментарий - практически полное отсутствие дорожных указателей. А те, которые все-таки поставили, замечаешь уже проехав нужный поворот.
marych
19 июня 2011 г. 10:47
Спасибо на добром слове. Просто отчет стал писать еще в автобуса Питер-Новгород. Т.е. воспоминания были свежи в памяти.
arxitektor
+1
4 июля 2011 г. 23:23
Интересный вариант путешествия и написано супер. Про баул и немца читал с вынужденными остановками на хохот. Спасибо. Давно так не смеялся. Я несколько раз ездил из Питера в Лиепаю, это между Ригой и Клайпедой, на машине и не заметил,, что латвийские дороги хуже наших. Про знаки молчу, так как в основном ездил с навигатором. Он помогает сохранять скоростной режим в странах с большими валютными штрафами.
marych
6 июля 2011 г. 11:39
на машине тоже всегда езжу с навигатором. Помогает и скоростной режим соблюсти, и дорогу найти без напрягов с чтением местных указателей.
natally
4 июля 2011 г. 23:26
Скажу Вам, что попав в Ашан, в Польше, будете удивлены невысокими ценами. Все естесственно зависит от страны.
А вот по поводу билета на общественном транспорте в Риге скажу, что если надо много ездить, то билеты лучше покупать не в самом транспорте, а в киосках, например Narvesen. Там билет вам обойдется не в 1 евро, а в 0,7 евро. А билет на все виды транспорта на 1 день обойдется в 2,7 евро.
marych
6 июля 2011 г. 11:15
Спасибо. Буду иметь ввиду.
Думаю, туристам приехавшим на 2-3 дня можно посоветовать приобрести RigaCard.
По ней и на транспорте кататься можно, и в музеи проходить либо бсплатно, либо со значительной скидкой.
И охотно верю, что в польском ашане цены вполне приветливые. Я пока еще не нашел страны, где цены выше чем в России. Хотя слышал, что в природе такие страны есть. Но там я еще не был.
vasilets
+1
5 июля 2011 г. 20:38
Отличный рассказ - прекрасный слог, тонкое чувство юмора и легкий текст.
Сама идея - добраться от Советска до Питера на автобусах, весьма оригинальна, хотя и трудновыполнима. Но автор не только успешно одолел все сложности этого тернистого пути, а еще и поделился с читателями своими незабываемыми впечатлениями.
Браво!
Кстати, а как решался вопрос с визой - она уже была оформлена ранее?
marych
6 июля 2011 г. 11:12
У меня с визой давние "дружеские" отношения. Как только старая виза заканчивается, я сразу бегу в эстонское посольство просить следующую. В этот раз дали на 2.5 года.
ineko4ka
6 июля 2011 г. 14:09
Доброго времени суток! Я сама из Клайпеды, так что прочитала Ваш отчет с особым интересом) Порадовала оценка моего города, я очень трепетно к нему отношусь. Жаль, конечно, что погода оставляла желать лучшего, но по большому счету, вот такие дожди - это наше обычное состояние :)
Про дороги в Латвии - увы, тоже правда, испытали это на себе. С латвийскими дорогами по качеству, а точнее, "некачеству" могут сравниться, пожалуй, еще дороги Польши.
А вот на вопрос - какое же пиво-таки лучше - литовское или латвийское - Вы так и не ответили) И, кстати, какие сорта пробовали?
marych
6 июля 2011 г. 14:19
С пивом вопрос философский. Возможно у меня несколько извращенный вкус. Но мне больше всего нравится пиво, которое в Эстонии продается в бутылках с желтой этикеткой и надписью ZHIGULI.
ineko4ka
6 июля 2011 г. 14:26
нет, вопрос еще в том, какое именно пиво и где вы пробовали) Потому как оценивать лучше всего разливное пиво - не согласны? Да и бутылочного везде хватает - и оно очень разное.
marych
6 июля 2011 г. 14:46
Согласен. Буду в Клайпеде, обязательно приглашу Вас вместе по дегустировать местное разливное. А вы мне покажете места, где стоит дегустировать местное пиво.
На самом деле в этой поездке именно на пиво времени то и не было. К обеду и ужину заказывал по бокалу светлого и в Риге и в Клайпеде. Но принципиальной разницы не заметил. И там и там пиво оказалось вполне достойным.
ineko4ka
6 июля 2011 г. 15:02
договорились - даже если не составлю сама компанию, то уж места, которые стОит посетить - подскажу обязательно!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.