ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

В чардаше по Венгрии. Часть первая. Буда и Пешт пешком

8 июня 2011 г. 16:57 Венгрия Август 2007

Выкроив среди лета недельку отпуска, я в очередной раз решила проутюжить себе усталый разум мельканием пёстрых пейзажей и замков, звуками зажигательной музыки и вкусовыми ощущениями непривычной еды… Венгрия? И позвонила моему коллеге, бывшему собственному корреспонденту ВГТРК в Будапеште, сейчас – очень большому телевизионному начальнику: «Серёж… Я в Венгрию собралась». «Поздравляю», - усмехнулся он. «У меня к тебе три коротких вопроса. Тебе они труда не составят, а в турагенстве всё равно правду не скажут». «Давай». «Первый. Если выбирать гостиницу, где удобнее остановиться, чтобы легче было самостоятельно по историческим местам бродить – в Буде или в Пеште? Второй. Что оттуда необходимо привезти в качестве сувенира, как, скажем, матрёшку из Москвы… И третье – как на Балатоне с рыбалкой».

Сергей думал ровно две секунды. Потом выдал ответ, лучше любого интернет-поисковика: «Останавливайся в Буде, там ближе до горы Геллерта, замка, а в Пешт через мост можно. Привози красное вино Egri Bikaver.

А с рыбалкой на Балатоне никак – это лучше на озёра ехать». Поблагодарив Сергея, я забронировала себе тур, выбрав ещё и грамотные даты, чтобы совпало с широким празднованием в Венгрии Дня святого Иштвана, он выпал как раз на третий день после приезда.

… Заботливый как наседка, обаятельный и немного неуклюжий гид Петерс пёкся о нас так, словно фирма-наниматель решила его дополнительно испытать на прочность перед тем, как решить вопрос об отправке на пенсию. Впрочем, его заслуги сказались во второй части путешествия более отчётливо – там уж он расстарался на славу, чтобы все были вовремя на месте, всё правильно приобрели и досыта пообедали. В городе же он мудро предоставлял нам возможность «откапывать трюфели» самостоятельного познания местных достопримечательностей в свободное время, указывая общие направления.

И экскурсию по венгерской столице фактически начал ещё во время первой остановки в дипломатическом квартале города, среди посольств которого уютно примостился отель Benczur. Уютно, но не совсем удобно – до ближайшей станции метро идти немало, а потом ещё ехать до центра под проспектом Андраши. Почему народ слушает советы туроператоров и «ведётся» на близость к посольствам? У нас же цели разные с дипломатами – им тишина и покой нужны, нам – побольше посмотреть-побродить.

Тут я впервые вспомнила совет Сергея про Буду. Меня и ещё пятерых туристов перевезли через Дунай в отель Grief, от которого на носящихся на сверхзвуковых скоростях 19-ом и 49-ом трамваях легко было добраться и до набережной, и до самого респектабельного отеля города Gellert, знаменитого своими спа-процедурами на основе минеральной воды, попробовать которую на вкус можно из фонтанчика тут же, у входа.

Брать машину и крутиться по улочкам с односторонним движениям смысла нет – проще за 2200 форинтов (1 евро – 253 форинта) взять «единый проездной» на три дня.

В тот же вечер я добралась до центра города и попала на репетицию авиационного шоу ко дню святого Стефана, основной фишкой которого является пролёт под Цепным мостом. Этот трюк венгерские лётчики-любители из аэроклубов считают чуть ли не сверхъестественным, хотя за полёт на куда более примитивной технике русский лётчик получил из уст Климента Ворошилова прозвище «воздушного хулигана». В 1940 году заграничные газеты с восторгом писали о пролетах под Кировским мостом Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А ведь тогда у наших ассов это был уже сотый или ещё невесть какой дубль…

Ну да ладно, около Цепного моста ещё есть много на что посмотреть – на наши отечественные «граффити», например, на бразильских карнавальных танцовщиц с чемоданами

и на усталого от всего этого мальчика-шута…

К слову, городская скульптура в Будапеште просто лекарство от усталых нервов – она живёт, дышит и разговаривает с тобой о том, что ты сам хочешь ей рассказать.

Петерс что- то долго говорил про события, предшествовавшие рождению песни «и на груди его сияла медаль за город Будапешт». Столицу Венгрии Гитлер отметил своей особой ненавистью за попытку сопротивления? Новейшая история – не мой конёк. Однако основные достопримечательности не выглядели пропитанными средневековыми легендами, чистенькие и опрятные, они вызывали, скорее, вздох. Представляю, во что превратили бомбы второй мировой Рыбацкий бастион, если сейчас он выглядит ТАКИМ новеньким после реставрации.

Благо сохранились чертежи. Ведь возведен этот туристический символ венгерской столицы был как архитектурный фон для церкви Матьяша в 1899-1905 годах архитектором Фридьешем Шулеком. Рыбаки всем своим средневековым профсоюзом в 1541 году защищали холм от наседающих османов, вот и удостоились белокаменного шедевра, чем-то неуловимо напоминающего крымское Ласточкино гнездо. Ещё бы… Стиль-то один, неоромантический. Зато сама церковь заслуживает того, чтобы здесь задержаться. Построенная в 1269 году, она славится статуей Чёрной Мадонны, чей лик потемнел от копоти многочисленных свечей.

Практически с любой точки высокого берега Буды можно видеть ещё один новодел – здание венгерского парламента. Красиво, похоже на готику. Но только… похоже

Зато вид на Дунай с высокого берега величественен и вечен.

Так же, как Дунай является естественной границей между частями двуединого города, здесь история лежит слоями – остатками римских купален и вилл в Обуде,

высоченными доходными домами с барельефами в стиле позднего романтизма, современными соломенными пугалами в качестве памятников «домушнику»

или опрятной шарманщицей.

куполами турецких бань у набережной (след 145 лет ига)

или, чуть в глубине, ресторанчиком с исключительной по величине счёта и качеству изготовления олениной и дичью. Знакомые ходили. Понравилось. Но они и весят вдвоём, сколько я в квадрате.

Будапешт напоминает о своём привилегированном прошлом имперским королевским дворцом над рекой, аккуратными немецкими торговыми рядами, еврейскими кварталами Элтжбетварош со внушительной синагогой…

Здесь селились мелкие ремесленники, изготавливавшие модельные туфельки, самоцветную бижутерию и вышитые наряды для дам. Многоквартирные соты – настоящий лабиринт замкнутых переходов, в одном доме насчитывается шесть внутренних дворов.

Конечно же, туристов заманивают в знаменитые исторические купальни Сечени, что-то среднее между Сандуновскими банями и аквапарком, но в стиле начала прошлого века. Уж не знаю, как на счёт удовольствия и пользы, но глядя на плотное "лежбище котиков" по краю водной глади, поневоле задумаешься о том, что такая скученность расслаблению уж точно не способствует. Может быть, просто жарким августом до Балатона далековато?

Между тем не стоит брезговать, тем не менее, роскошным бульваром Андраши, напоминающим спрямлённое садовое кольцо Вены, площадью Героев… В жизни вы таких колоритных шлемов и усов, а также попон, грив и хвостов не увидите точно. Усы и хвосты – королевские… Или наши, украинские? Мир тесен, и мода на мужские вторичные половые признаки в средние века была единой.

Но самое древнее, а по совместительству таинственное и тенистое место в столице,

где после ливней есть риск поскользнуться на глинистых спусках, это холм святого Геллерта.

Бродите сколько душа попросит, пусть вас обнимет царящая здесь тишина и свежесть, разговаривайте сами с собой вполголоса. Не стесняйтесь, случайных посетителей из числа приезжих тут очень мало, а местные, выгуливая собак или бегая трусцой, к «секретному ритуалу» давно привыкли и только понимающе улыбаются или тактично отводят взгляд. Местное предание гласит, что святой услышит молитву и поверенные ему тайны, поможет сбыться самой заветной мечте… Да, чуть не забыла рассказать о Дне святого Иштвана!

Во время национального праздника движение в центре города и по мостам было остановлено, самолёты визжали, показывая прыть традиционного трюка. Казалось, что на зрелище собралась вся страна – с детьми, колясками, минералкой и булочками, трёхцветными флажками и музыкой из каждой щели. Кораблики проплыли по Дунаю, сопровождаемые аплодисментами тысяч зрителей, рассевшихся на каменных парапетах.

Организовано всё было блестяще – никакой торговли пивом и едой, чтобы мусор не поплыл в реку, зато ряды синих скворечников для отправления естественных нужд убеждали в отсутствии дефицита заботы о санитарии городских властей. Пролёт звена стратегических бомбардировщиков разбудил во мне национальную гордость – ромб «Русских витязей» летит куда ровнее.

Зато вечером, когда бы уже и фейерверку начаться, публику на продолжение праздника к Дунаю и мостам пускать перестали – на город обрушился настоящий ураган с диким ливнем и мощными порывами ветра. Так что светопредставление пришлось смотреть в отеле по телевизору. Даже на крышу охрана в целях безопасности постояльцев решила не выпускать. Чтобы не сдуло.

Ну а в целом же весь город, ещё триста лет назад – окраина империи - производил сильное впечатление только что отреставрированного. Наверное, так оно и есть. Воспоминания о старине, тёплая сытная Восточная Европа.

Основное блюдо к эстетическому "обеду" – ешьте, пейте, гуляйте по магазинам, где нет изысканной роскоши капиталистических столиц со стажем и московской претензии на оторопелость перед собственными финансовыми возможностями. Не сдержанно, но умеренно, не строго, но со вкусом. И… опять же. Ощущение déjà vu. Например, площадь Vorosmarty ter – кажется, что оказываешься где-то в тихом квартале Вены.

И кондитерская Gerbeaut – чем не копия знаменитой ценами австрийской Демель?

Уже на будущей неделе мы с тобой отправимся по венгерским городам и весям – в три города излучины Дуная – Сентендре, Вишеград и Эстергом. В город-герой войны с турками Эгер, в Тиханьское аббатство и на озеро Балатон, а также заглянем в кукольный замок Боривар – каменное свидетельство того, как можно подростковые мечты о рыцарских романах превратить в место туристического паломничества. Ну а пока - снова "исторический луна-парк", милый по-домашнему Будапешт, ласковое пристанище для тех, кто передумал ехать в свадебное путешествие по стандартному маршруту Венеция-Париж.

В Будапеште ведь полно своих романтических историй, в частности, про короля Белу Второго и его крестьянку, что стала темой народной песенки... Или про всё того же святого Иштвана, о чём 20 августа вам покажут добротное костюмированное действо. Завтра - в путь, пока же просто погуляем по Будапешту, помня о том, что на его мостах не следует зевать - они всё-таки не только для пешеходов предназначены.