Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Черногория Июнь 2007

Небольшое предисловие.

Нашу необъятную Родину я объездила от Мурманска до Абхазии и от Латвии (еще в советские времена) до Томска, Подмосковье исколесила вдоль и поперек, но за границей еще ни разу не была. Все мои родные и близкие знают, что я мечтаю побывать во Франции, но судьба забросила совсем в другие края, о чем я нисколько не жалею.

Итак, начало лета и мы отправляемся в Черногорию. Мы – это три женщины средних лет, решившие отдохнуть от напряженной работы и семейных забот. Планы самые простые – купаться, путешествовать, гулять и по возможности узнать побольше о стране.

Наша гостиница

Что такое Черногория? Человек, немного знающий географию, скажет, что это небольшая горная страна на берегу Адриатического моря. А человек, интересующийся политикой, скажет, что это последнее государство, отделившееся от бывшей Югославии. Надо заметить, что отделилась Черногория мирно и находится с Сербией, как впрочем, и с другими соседями в дружеских отношениях. Для российских туристов въезд в страну безвизовый. Так что загранпаспорт, путевка – и добро пожаловать в Черногорию.

День первый

Наш серебристый лайнер взял старт из аэропорта Домодедово. Остались позади московские многоэтажки, и мы плывем в белых облаках. Через три часа идем на снижения. Уже видны горы (действительно чёрные из-за множества растущих на них елей), извивающиеся по ним ленты дорог, огромное озеро и маленькие домики. А вот мы уже летим над голубой гладью моря, разворачиваемся и … Все думали, что идем на посадку, но нет – опять летим над материком и снова поворачиваем к морю, после третьего такого круга в глазах у многих пассажиров появилась паника, но тут командир экипажа извинился и сказал, что аэропорт Тиват пока не может принять нас в связи с отсутствием места. Наконец с четвертой попытки мы приземлились. Аэродром действительно оказался крошечным.

Быстро проходим пограничный контроль, находим свой автобус и едем в отель. Отель – в Будве, от Тивата до Будвы примерно полчаса пути. Подъезжаем к нашему «Славянскому пляжу», оформление документов проходит без всяких неожиданностей, правда мы планировали поселиться в комнате с балконом, но выяснилось, что все трехместные номера расположены на первом этаже. Загружаем вещи на электрокар и едем по территории отеля. «Славянский пляж» – это целый городок из двух- и трехэтажных домов со своими улицами и переулками, внутренними двориками, скверами, бассейнами, кафе, ресторанами, магазинами и спортивным комплексом. Мы поселяемся в шестой калете, т.е. в 6-м квартале.

Наша гостиница

В апартаменте все удобства, в комнате три кровати, встроенный шкаф, тумбочки, телевизор и кондиционер. Но самое главное – огромная дверь-окно выходящая на веранду с видом на очень зеленый внутренний двор. Обустраиваемся в номере, заодно выясняем, что телевизор работает, а кондиционер – нет. Ладно, это не горит, потом выясним.

Теперь можно расслабиться и попить кофе на веранде, благо мы женщины предусмотрительные и «у нас с собой было». Обсуждаем, что сегодня еще надо сделать. В первую очередь – позвонить родственникам, затем узнать, где наш ресторан, т.к. в путевку у нас включено проживание, завтрак и ужин. И третье по плану – заказать экскурсии.

Отправляемся на поиски почты, заодно любуемся окружающим ландшафтом и знакомимся с местностью и населением. Люди в Черногории очень доброжелательные, все стараются понять, что вам нужно, язык очень похож на старославянский, а почта – она же пошта – находится в центре Будвы, рядом с супермаркетом и рынком. Денежная единица в стране – евро, поэтому за один евро успокаиваем наши семейства и рассказываем о своих первых впечатлениях.

Затем в экскурсионном бюро узнаем, куда и когда можно съездить, и заодно выясняем их расценки. Все хотим поехать в древнюю столицу Цетинье и в хорватский Дубровник. Я еще мечтаю проплыть на кораблике по Боко-Каторскому заливу, а у моих спутниц огромное желание посетить монастырь Острог. Пока заказываем экскурсию в Дубровник, которая состоится через день.

В отеле узнаем, что работающий кондиционер стоит 4 евро в сутки. Дружно решаем, что лучше будем спать с открытой дверью на веранду и сэкономим на дополнительную экскурсию.

Незаметно подошло время ужина, ориентируясь по схеме и расспрашивая таких же приезжих, как мы, находим наш ресторан. Подкрепившись, наконец, идем на море. Вечером в начале июня купаться довольно прохладно, но отказаться я не могу. Под занавес идем гулять по приморскому проспекту: по обеим сторонам множество кафе и ресторанчиков, тут же бойкая торговля сувенирами, ювелирными изделиями и ширпотребом. Из сувениров, кроме кружек с надписью Будва и Черногория, ничего интересного не находим. Одна из моих спутниц покупает замечательную соломенную шляпку.

По возвращению в отель обмываем покупки – пьем чай из новых кружек. Сидим, обсуждаем прошедший день. Мне всё нравится: и море, и природа, и погода, и гостиница, и люди. Вдруг замечаем на стене маленького пришельца – к нам в гости на веранду пришел геккончик. Сидит под самым потолком, ждет своих жертв-насекомых. На ночь тщательно запираем дверь в коридор и открываем дверь во двор – для свежего воздуха. Спокойной ночи, дамы!

День второй

С утра до полудня море. Что такое Адриатика в районе Будвы? Пляж – из крупной гальки и мелких булыжников, дно моря метров на 10-15 от берега тоже каменистое, а затем песчаное. Вода абсолютно прозрачная и очень соленая. И еще здесь практически нет волн. Для меня, как человека не умеющего плавать, такое море – идеальное, и в последние дни, осмелев, я уже доплывала до буйков. Во-первых, я убедилась, что, даже повиснув вертикально и чуть-чуть подгребая руками, можно спокойно держаться на поверхности. Во-вторых, плывя к берегу и завидев на дне камни, я знала, что здесь я уже могу стать на ноги.

На пляже

После пляжа отправились в Старую Будву. Бродили по улочкам, поднялись на крепостную стену, посетили музей-библиотеку. Впечатление сказочное (см. фотографии).

На обратном пути уже на территории нашего отеля мои спутницы зарулили в какой-то магазинчик, а я решила подождать их на улице. Лето, четыре часа дня, усталость после прогулки. Присела на скамейку одного из многочисленных кафе. Буквально через минуту ко мне подошел официант, поинтересовался, что я хочу заказать. Объяснила, что жду подруг, и спросила можно ли тут остаться. С милой улыбкой и со словами типа «конечно, отдыхайте», он меня тут же успокоил, чем и расположил к себе. И когда подошли мои подруги, то мы тут же отметили первый поход, заказав по бутылочке пива. Кстати о пиве. У самого входа в наш номер мы обнаружили кафе с разливным черногорским пивом и вечером продегустировали его. На мой непрофессиональный взгляд – вполне приличное.

День третий

Сегодня у нас поездка в Дубровник. Рано утром загружаемся в огромный автобус и в сопровождении гида Саши (студента Белградского университета) отправляемся в путь. Дорога неблизкая, ехать примерно четыре часа. Саша на сербском, английском и русском рассказывает о достопримечательностях, мелькающих за окнами автобуса, и об истории страны. Подъезжаем к Боко-Которскому заливу в районе Тивата и едем вдоль берега. Впечатление такое, что очень плавно и быстро плывем по морю.

Церковная лавка в Старой Будве

Вскоре вместе с автобусом загружаемся на паром и пересекаем залив в самом узком месте. Затем забираемся в горы и с высоты рассматриваем города и храмы, расположенные на побережье. Наконец подъезжаем к границе, всех просят приготовить паспорта. В автобус заходит хорватский пограничник и проставляет печати. Мы с подругами заняты выяснением пола этого представителя власти. Лицо молодого Шварцнегера, рост под метр восемьдесят, фигура гренадерская, одет в черную форму и черную фуражку, волос не видно, в ушах серьги. В конце концов, сошлись во мнении, что это все-таки женщина.

Едем по Хорватии. Пейзаж вроде тот же, но перемены все же чувствуются – больше цивилизации. Чаще встречаются возделанные виноградники, сады, огороды. Но вот показалась и цель нашего путешествия – Дубровник. С высоты похож на Будву: те же оранжевые черепичные крыши, те же крепостные стены, так же с трех сторон окружен морем. У входа в крепость нас встречает хорватский гид и ведет русскую группу на экскурсию по древнему городу. По профессии он физик, но увлечен историей своего города. Он нам рассказывает о возникновении Дубровника, о средневековой местной конституции, о строительстве водопровода, о завоевателях, о памятниках и вероисповедании. Я вспоминаю своего приятеля, тоже физика и фаната истории Москвы и Подмосковья.

От нашего гида узнаем, что Дубровник долгое время входил в состав Венецианской республики, и поэтому во всем чувствуется итальянский стиль – и в зданиях, и в фонтанах, и в храмах.

Туристов в старом городе намного больше, чем местных жителей. Мы тоже после экскурсии бродим по старым улочкам, фотографируем, случайно находим детскую музыкальную школу, а потом встречаем и самих детей. Пытаемся узнать, как пройти на крепостную стену, но они нас не понимают, мы их тоже. Язык хорватов совсем не похож на русский.

После долгого хождения по солнцепеку очень хочется пить. Иду на поиски магазина, наконец, нахожу. Беру пиво и воду и иду к кассе. Незадача, оказывается в Хорватии своя валюта и «наши» евро не принимают к оплате. Я уже направляюсь к выходу, оставив все напитки на прилавке, и от отчаяния, на всякий случай, достаю карточку «Visa». Кассирша кивает головой. Ура! Мы спасены. Идем на причал, где припаркованы белоснежные яхты, любуемся на окружающую действительность и утоляем жажду.

Погуляв еще по городу и набравшись впечатлений, отправляемся в обратный путь. Вечером, несмотря на усталость, идем на море. Кстати, от нашей калеты до пляжа идти минуты три. Плаваем, играем в волейбол и настольный теннис.

День четвертый

Сегодня едем в Цетинье и природный парк Ловчев. Едем на микроавтобусе по горной дороге. Справа за окном обрыв метров сто, слева сидит Кирилл – молодой человек из Белоруссии. У Кирилла, как он сам сказал, два недостатка – очень много говорит и не женат. Я не очень хорошо отношусь к болтливым мужчинам, но еще хуже к горным дорогам. Поэтому в какой-то степени благодарна Кириллу – отвлекает от дороги.

Зимние воспоминания о летней Черногории

Вид на Будву с крепостной стены

Цетинье – древний город, бывшая столица Черногории. Здесь в монастыре находятся две христианские реликвии – десница Иоанна Крестителя и кусок креста, на котором был распят Иисус. Когда-то они находились в Константинополе, затем принадлежали Мальтийскому ордену, потом были подарены русскому императору Павлу, а после революции были переправлены в Югославию. Паломники со всего мира едут в Цетинье, чтобы поклониться этим христианским святыням. С нами в автобусе к этим святыням тоже ехали две восьмидесятилетние сударыни из России.

Побывав в монастыре, мы отправились в царский дворец. Здесь очень милая девушка-экскурсовод провела нас по всем залам и рассказала любопытные подробности о жизни черногорских правителей. Оказывается, Черногория долгое время была княжеством, а власть передавалась по наследству племянникам, т.к. правящие князья из династии Петровичей-Негошей по совместительству возглавляли церковь и по закону не имели права жениться. В начале XX века Черногория стала королевством – князь Николай Негош был провозглашен царем. Но в 1918 году страна вошла в состав Югославии, а правитель вместе с семьей был вынужден эмигрировать в Италию. Правда, Николай I завещал похоронить его на Родине, и недалеко от дворца находится церковь, где покоится прах единственного черногорского царя.

Королевский дворец очень небольшой и за час мы успели посмотреть и зал приемов, и уютные гостиные с резной ажурной мебелью, и кабинеты, и парадную столовую. Есть здесь и зал, где висят портреты всей русских царей. Черногория долгое время была под турецким игом, и только после окончания русско-турецкой войны приобрела независимость. Поэтому в стране очень доброжелательное отношение к России.

Снова садимся в автобус и отправляемся в национальный парк Ловчев. Я по наивности думала, что сейчас приедем и будем гулять по прекрасному природному парку, т.е. лесу. Ничуть не бывало. Мы долго и упорно забирались по серпантину на одну из высочайших вершин Черногории – гору Ловчев, где похоронен самый почитаемый правитель Черногории Петр Негош. Слава богу, высота горы всего около двух километров. От стоянки автобусов к мавзолею еще 450 ступенек вверх.

Вид с горы, конечно, потрясающий, но для моего вестибулярного аппарата испытание номер один.

День пятый и шестой

Мои спутницы два дня ездили на экскурсии: в монастырь Острог и на каньоны. Я же, насытившись поездками по горам, решила взять тайм-аут. С утра ходила на море. А потом отправлялась в Бечичи – соседнее с Будвой курортное местечко, отделенное от нее мысом.

Кафе

В первый день я прошла по дороге через тоннель, а во второй – решила обогнуть весь мыс. Надо заметить, что этот путь мне понравился гораздо больше. К тому же у меня неожиданно появился четвероногий гид – пес дворянской породы, – который вел и охранял меня, пока мы не дошли до самой крайней точки этого полуострова. Отсюда открывается прекрасный вид и на Будву, и на остров Св. Николая, и на морские просторы, и, конечно, на Бечичи.

У причала

В Бечичи находятся самые фешенебельные отели Черногории. Там даже на пляже выложены к лежакам ковровые дорожки и мальчики, чуть ли не во фраках, разносят отдыхающим напитки. Гуляя вдоль моря, я нечаянно забрела на территорию такого отеля. Хочу сказать, наша гостиница мне показалась более домашней и уютной. От Будвы до Бечичи ходит паровозик с вагончиками. Скорость у него не больше пешеходной, но если лень идти, то можно доехать за два евро.

День седьмой

Никуда не едем. Сначала идем на море, а потом в бассейн. А то так и уедем, не посетив бассейн. На территории отеля их два – абсолютно одинаковых. В обоих – морская вода, так что плавать легко, но не так интересно, как в море. Многие сюда приходят просто полежать, позагорать. Да и детишкам, наверное, здесь лучше: дно ровное. Мы тоже немного полежали и поплавали, а потом вернулись на море.

Апельсиноное дерево

Вечером была жуткая гроза. В номере отключилось электричество, но мы тут же вспомнили, что в тумбочке лежат две свечки. Значит, здесь это не такое редкое явление. Под проливной дождь идем на ужин. В ресторане горит тусклый свет, видимо ток подается от резервной подстанции. Возвращаемся в отель, дождь все не кончается, делать нечего. Кто-то предлагает сходить в соседнее кафе попить кофейку. Идем, благо до него три шага. В окнах кафе тоже горят свечи. Но кофе и здесь нет – аппарат не работает, соответственно, и пива разливного нет. Нас уговаривают взять бутылочное. Сидим, пьем черногорское пиво. За окном ливень. Хорошо! Электричество дали часов в одиннадцать.

День восьмой

Солнце сияет, от грозы в природе никаких воспоминаний. Плывем на остров Святой Стефан. Из Будвы два раза в день, в 10 и в 16 часов, ходит кораблик. За 10 евро покупаем билеты на корабль, который везет всех желающих к острову.

Когда-то Святой Стефан был островом-крепостью, сейчас это единый город-отель соединенный с берегом узким перешейком, по которому проложена прекрасная дорога. Здесь, в самом престижном черногорском отеле, отдыхали многие звезды мирового кино, в частности Софи Лорен, Моника Витти, Сильвестр Сталлоне. Да и политические деятели любили здесь останавливаться. Как нам рассказали, в настоящий момент остров отдан в аренду сингапурским бизнесменам.

Монастырь в Цетинье

Побережье рядом с островом очень живописное. На склоне горы построено множество отелей, роскошных вилл и апартаментов. Туристы из Будвы могут полюбоваться прекрасным видом острова, подняться на крепостную стену и через полчаса с тем же рейсом отправиться назад. А можно остаться на полдня в этом красивейшем месте и дождаться следующего рейса. Что мы и сделали. Море здесь восхитительное, пляж – очень мелкая галька, почти как песок. Мы встретили на берегу несколько русских мамочек и бабушек с маленькими детьми, для которых тут действительно самый комфортный отдых.

В течение нескольких часов, проведенных на Святом Стефане, мы плавали в море, гуляли по парку, излазили по всему склону в поисках магазина с прохладительными напитками и затем наслаждались пивом в оливковой рощице, а потом снова купались и загорали.

Вечером в Будве нас ждал сюрприз – фестиваль фольклорного искусства славянских народов. Приехали ансамбли из всех стран бывшей Югославии, Албании, Украины. Все они собрались на территории нашего отеля и затем с песнями и танцами прошли через весь город к основному месту событий у стен старого города. Здесь праздник продолжался до полуночи. Все было очень красиво, разнообразно по стилю, но, когда действо развернулось на сцене, стало очень громко, и мы вскоре пошли гулять по узким улочкам вечерней древней Будве.

День девятый

Экскурсия по Боко-Которскому заливу. Сначала едем на автобусе в Тиват, а затем пересаживаемся на корабль и плывем по заливу к противоположному берегу. Виды – как в сказке. На пароходе нас угощают красным сухим вином, различными безалкогольными напитками и свежеприготовленными мидиями. Первая остановка – город Герцог-Нови. Здесь мы за отдельную плату поднимаемся на триста ступенек вверх, чтобы попасть в турецкую крепость и посмотреть на весь город и залив с высоты птичьего полета. Дальше наш путь лежит в открытое море. С одной стороны Черногория с другой Хорватия. Проплываем острова с грозными средневековыми бастионами и, пересев на маленький катерок, направляемся к Голубой пещере. Заплываем под своды одной из скал и оказываемся в волшебном мире. Вода здесь изумительного синего цвета.

Вид с горы Ловчен

После освежающего купания в пещере снова отправляемся в плавание на корабле – через весь залив плывем к Перастским островам. Я сначала услышала, что к «пиратским» и удивилась, откуда в таком месте пираты. Оказалось, что острова названы в честь древнего города Пераст, рядом с которым они находятся. На одном из них – мужской монастырь, а на другом храм в честь Перастской божьей матери, иконе которого поклоняются черногорские моряки. Мы побывали на этом крошечном острове, и все желающие смогли посетить церковь-музей.

Последним пунктом нашего путешествия был Котор. Этот город замечателен тем, что возле него по горам вьется «Великая которская стена». В самом городе тоже есть, что посмотреть – несколько храмов, фонтан, красивую центральную площадь со старинными часами на башне и т.д.

День десятый

Завтра летим на Родину. Это завтра, а сегодня… Море, пальмы, магнолии и … будвинский рынок. Разве можно пробыть в стране десять дней и ни разу не посетить местный базар? Вот и мы, наконец, отправились туда за национальными деликатесами, надо же привезти родным черногорский сыр и пршут. Пршут – это вяленый на горном солнце окорок (очень вкусный).

На острове Святого Стефана

После ужина прощальная прогулка по Старой Будве. В православной церкви служба уже закончилась, но двери храма открыты... В узких улочках горят огни многочисленных магазинчиков. В одном из них покупаем своим мужчинам футболки с вышитым национальным гербом, кстати, тоже двуглавым орлом.
Возвращаемся вдоль берега, прикидываем, где лучше провести последний вечер. Несмотря на обилие ресторанов и кафе на набережной идем к себе в отель – в очень уютное и симпатичное кафе под открытым небом. Заказываем пиво, кофе и слушаем сербские и черногорские песни в сольном мужском исполнении под аккомпанемент гитары. Для гостей из России звучат «Подмосковные вечера» и «Катюша». Сидим под пальмами, наслаждаемся обстановкой и … уезжать из этой гостеприимной страны нам совсем не хочется.

Спасибо, Черногория! До новых встреч.

Украинские артисты

Великая Которская стена

Прощальный взгляд на отель

© Наталья. Материал размещен с разрешения автора.