Турист Tatiana Kudiyarova (tatykud)
Tatiana Kudiyarova
была 17 февраля 2015 22:50

Паттайя — Таиланд Апрель 2011

Многие сами думают, кого-то убеждают другие, что с ребенком до 3-х, 5, 7, а то и 12 лет нельзя путешествовать. Причем чаще всего имеют такую точку зрения не люди с отрицательным опытом отдыха с маленькими детьми, а люди без этого опыта. Так же было и с нашими родителями, родственниками и их знакомыми. Все они всячески пытались отговорить нас от поездки в Тайланд с нашим маленьким ребенком (Алисе на тот момент был 1 год и 2 месяца). Давили на родительские чувства своими необоснованными аргументами: «Такой перепад температур! Будет очень тяжело акклиматизироваться!», «Очень сложный перелет, зачем издеваться над ребенком?», «Чем вы там будете ее кормить?», «Как и где она будет спать?», «Там такая антисанитария, что она может подхватить инфекцию!», «Все наши знакомые от кондиционеров там простыли и лежали с температурой весь отпуск!», «Без ожогов из Тайланда еще никто не вернулся!» и многое другое.

Родители называли нас эгоистами, когда мы отказывались оставить Алису на них и уехать вдвоем. Но, по-моему, эгоистами мы были бы, если бы оставили маленького ребенка в холодном, сером, скучном, грязном городе в квартире в 4-х стенах. Поездка же, как нам виделось, давала намного больше плюсов: солнце, огромное количество зелени, песок, море, морской воздух, множество впечатлений и открытий. Поэтому мы решили сделать все, чтобы отдых пошел всем нам на пользу. Да, было множество вопросов, на которые мы не знали ответов. Поэтому основной задачей было подготовиться к поездке как можно лучше, предусмотреть все возможные трудности и то, как с ними можно справиться.

«Поездка в Тайланд с маленьким ребенком» — именно с этого запроса в поисковике все и началось. Ответы были очень противоречивыми, было много людей осуждающих родителей, берущих с собой своих маленьких детей. НО были и реальные истории семей, уже совершивших подобные путешествия. Они мне в свое время очень помогли содержащейся в них подробной информацией об основных нюансах поездки с детьми. Поэтому я подумала, что наш опыт отдыха с ребенком тоже может быть полезен людям, которые еще сомневаются в возможности такой поездки, и тем, кто уже твердо решил совершить подобное путешествие, но в голове у которых путаница от большого количества вопросов.

Поездка в Тайланд

В Таиланд с маленьким ребенком

В Тайланде мы отдыхали с 23 марта по 8 апреля — жаркий сезон. Наилучшим для поездки сезоном в Тайланде считается период с ноября по февраль. Первая неделя нашего отдыха оказалась прохладной, ходили даже в кофтах. А вот вторая неделя действительно была жаркой: солнце светило с самого утра, а в обед на солнце невозможно было долго находиться. Поэтому на пляже или у бассейна мы были утром до 11–12 часов и вечером часов с 16–17. Благодаря такому режиму пребывания на солнце, а также использованию солнцезащитного крема ни у кого из нас не было ожогов.

Часовой пояс в Тайланде точно такой же, как и в Омске, поэтому привыкать к новому времени не пришлось, режим дня Алисы сохранился. Что, конечно, большой плюс по сравнению с Турцией и Египтом, у которых разница с нашим временем 4 и 5 часов соответственно.

В Тайланде отдыхает большое количество семей с детьми разных возрастов, начиная от грудничков. Теплое солнце, морской воздух, море, свежие фрукты, я думаю, идут только на пользу их здоровью. А сколько впечатлений получат детишки от такого отдыха, никакая школа раннего развития с этим не сравнится!

Алиса впервые в Тайланде ходила и бегала босиком по траве, с огромным удовольствием играла в песке, а при виде моря бежала к нему. Большой восторг вызывала у нас детская площадка, мимо которой мы никогда не проходили. А у бассейна Алиса могла бы играть весь день, она не боялась воды и с удовольствием плавала в своей надувной лодочке.

В Таиланд с маленьким ребенком

Тут же мы познакомились с множеством других маленьких детишек разных национальностей. Они вместе играли, наблюдали друг за другом, учились общаться друг с другом. В Тайланде Алиса перестала бояться взрослых и даже к некоторым шла на руки. Она стала более самостоятельной, там чаще стала ходить, не держась за руку. Мы попробовали большое количество разнообразных фруктов, и ни на один из них у нас не было аллергии, которая, наоборот, за время отдых исчезла. А благодаря большому количеству солнечных лучей у нас за это время появилось 4 зуба (как известно, для усвоения кальция необходим витамин D, а лучшим его источником является солнце).

Зима в Сибири такая долгая и холодная, что практически весь день мамы с маленькими детьми сидят дома, где стимулов для развития не так много. Поездка в теплую страну — это замечательная возможность отдохнуть и набраться сил для мамы, а для ребенка — это укрепление здоровья, всестороннее развитие и незабываемые впечатления. С малышами можно и нужно отдыхать!

Багаж

Большую часть багажа, конечно, заняли Алисины вещи. Не знали точно, что там есть, чего нет, что может пригодиться, что нет. Поэтому хотелось взять практически полдома с собой, хорошо, что были ограничения по весу.

В итоге с нами путешествовало следующее:

• Коляска-трость. Во-первых, легче, чем прогулочная коляска по весу, во-вторых, удобнее складывать/раскладывать и транспортировать, в-третьих, ничем не уступала по удобству использования: такой же козырек, так же имела несколько режимов наклона спинки. В аэропорту ни туда, ни обратно коляску не взвешивали, забрали в багаж только при посадке в самолет. О том, что взяли эту вещь с собой, не пожалели. На экскурсии, в магазины, на прогулки (даже по территории отеля) брали ее с собой. Во время этих поездок дневной сон Алиса часто проводила в коляске. В Паттайе детские коляски можно найти в продаже, точно такую же, как у нас, видели в торговом центре «Фестиваль», цена приблизительно такая же.
  • Кенгурятник. Воспользовались им только один раз на экскурсии, и то проще было бы на руках. Алиса, конечно, уже слишком велика для этого приспособления. Для детей до года, мне кажется, эта вещь была бы более полезной. В нашем же багаже она оказалась лишней.
  • Одежда. С собой брали 2 теплых кофты с капюшоном и штаны (поскольку без них не обойтись в тех местах, где есть кондиционеры), пару легких кофточек с длинным рукавом и легкие штанишки (чтобы не обгореть, если бы оказались на улице в самый солнцепек), большое количество трусиков для игры на пляже («большое» — потому что на горшок самостоятельно еще не ходим), футболочки, маечки, платья, носочки, пижаму, панамки (без них вообще на улицу не выходили), 2 пары сандалей, солнцезащитные очки (как ни странно, но пару раз, когда было очень яркое солнце, Алиса не отказалась от их использования). В тайских супермаркетах очень большой выбор детской одежды, все это можно купить там по очень недорогой цене (например, футболочки — от 40 рублей).
  • Игрушки. Абсолютно новые брали специально в самолет. Много мелких игрушек, которые вместились в косметичку, взяли для игры в номере. Надувной матрас и мяч, а также игрушки для песка (ведерко, лопатку и прочее) купили в Паттайе.
  • Детская посуда (непроливашки, пластиковый контейнер, терка для фруктов), слюнявчик.
  • Продукты питания: гречка, овсянка, сухофрукты, детская сухая молочная смесь, растворимый чай.
  • Лекарства. Огромный туристический рюкзак занимали только лекарства. Брали от всего и для всего, несмотря на то, что была медицинская страховка на всех троих. К счастью, почти ничего не пригодилось, кроме средств от насморка, который мы привезли еще из Омска. Да и то, возможно, не они, а море и морской воздух помогли в его исчезновении.
  • Солнцезащитный крем — подходил и для взрослых и для детей, мог применяться и для лица, водостойкий, с индексом защиты SPF-50. В жаркие часы без крема можно сгореть за 15 минут, поэтому о необходимости его не только для ребенка не стоит и говорить. Мазали Алису кремом раза 2–3 в день и после купаний, т. к. крем стирается полотенцем. Никаких покраснений и ожогов не было.
  • Подгузники, детский шампунь, мыло, влажные салфетки с собой не брали, покупали на месте. В качестве подгузников брали трусики японской фирмы Mamy Poko, очень понравились, удобные и никаких опрелостей или аллергических реакций. Детские шампунь и мыло в магазинах есть и известных марок, например, видели Johnsons Baby. Влажные салфетки использовали в большом количестве, протирали ими руки и лицо везде и часто.

Перелет

Больше всего меня пугал перелет: для Алисы это ее первое такое долгое путешествие, 8 часов в воздухе, а значит 8 часов никуда не вырваться из посадочного кресла. Надежда была только на то, что, поскольку перелет ночной, то возможно Алиса проспит все это время. В аэропорту заметили еще 2 семьи с маленькими детьми (6 и 8 месяцев). Тут был небольшой выдох облегчения у нас, а главное — у наших родителей.

Омский аэропорт, конечно, не отличается ни удобствами, ни скоростью обслуживания. Но зато очень порадовало наличие комнаты «матери и ребенка». Там есть 2 кровати, пеленальный столик, туалет и электрический чайник (с помощью которого можно разогреть еду или питье). Однако в аэропорту Алисе все же было не комфортно: много людей, чужая обстановка, другие звуки, запахи. Видно было, что хочет спать, но никак не может успокоиться, капризничала. С нетерпением ждали, когда же начнется посадка в самолет. В самолете она ерзала и хныкала, пока не начали взлетать (зашумели двигатели, погас свет, ее прижало ко мне и она спокойно уснула). Видимо аналогично было и с другими малышами, потому что во время полета их не было слышно. Алиса спала так крепко, что ее не разбудили ни ужин, ни завтрак во время полета. Ночью конечно просыпалась, пила водичку, меняла положение и снова засыпали. Обратная дорога из Тайланда в Омск прошла гораздо спокойнее, уснула она у меня на руках уже в автобусе, в котором нас везли до самолета. Что бы я посоветовала при организации перелета с ребенком:

• Ночной перелет (для нас — это было просто спасением!).
  • Лучше взять отдельное место для ребенка. Когда мы летели из Омска в Тайланд, так получилось, что служебное место оказалось свободным и нашего соседа пересадили туда. В результате у нас было 3 места. На свободное место переложили Алису, когда она уснула. Я смогла хоть как-то менять свое положение, не боясь пошевелиться и разбудить ребенка. Разница с обратной дорогой ощутимая (с ребенком на руках пришлось сидеть все 8 часов почти неподвижно).
  • Выбирайте не чартерные рейсы. Из Омска в Тайланд можно попасть только чартером. Недостатки чартерных рейсов: возможны задержки вылета, очень маленькие расстояния между креслами (они их специально сдвигают, чтобы вместилось больше людей, отсюда и ограничения на провоз багажа), места в билетах не указываются, пассажиры занимают свободные кресла в порядке очереди, одеяла и подушки выдают только маленьким детям (ночью у иллюминатора сидеть было холодно).
  • Возьмите с собой новые игрушки, чтобы можно было ими отвлечь ребенка.
  • Еду берите в самолет такую, которая не требует разогрева. В самолете не было ни холодильника, ни микроволновки.
  • Питье обязательно, давайте пить и на взлете и на посадке, чтобы меньше закладывало уши.

Отель

За помощь в выборе отеля спасибо нашему туроператору, которая поняла все наши требования и подобрала подходящий для нас вариант. Отдыхали в отеле Dor Shada, остались довольны. На что мы обращали внимание при выборе отеля для отдыха с ребенком:

• Удаленность от центра города. Паттайя в центре города знаменита своей «ночной жизнью». Ближе к вечеру открываются бары, рестораны, ночные клубы, ночные шоу и т. д. Соответственно, чем дальше от центра, тем тише и спокойнее будут проходить вечер и ночь.
  • Наличие детского меню, посуды и стульчиков в ресторане отеля. К сожалению, в нашем отеле хоть и была обещана детская кухня, но в действительности шведский стол был один, общий для всех.
  • Полный пансион. Если бы была возможность 3-х разового питания, я бы выбрала этот вариант: в течение дня взрослый человек может обойтись и фруктами или каким-то перекусом, ребенку нужны полноценные горячие обед и ужин.
  • Уровень обслуживания. Смена постельного белья и уборка каждый день, неограниченное количество бесплатных полотенец и лежаков на пляже, услуги стирки и глажки, вежливый и услужливый персонал — все это немаловажно при отдыхе с ребенком.
  • Наличие затененной детской площадки.
  • Наличие своего собственного пляжа, тип пляжа (песчаный или каменистый), его удаленность от отеля.
  • Величина номера (поскольку в особенно жаркие часы сидели в номере, то очень было необходимо пространство для игр).
  • Наличие сейфа, холодильника, чайника, фена в номере.
  • Бесплатный доступ в интернет (или хотя бы просто доступ в интернет:-)). Брали с собой ноутбук, каждый день общались с родителями, связь была даже на пляже.
  • Самое главное — отзывы туристов, посетивших этот отель: их общее впечатление от проживания, от обслуживания (например, случались ли кражи в номерах), о каких-либо недостатках отеля (например, частая проблема отелей — муравьи, клопы, тараканы, мошки и прочая живность) — все то, о чем никогда не прочитаешь на официальных сайтах отелей.

Питание

В стоимость проживания в отеле были включены только завтраки, поэтому вопрос «А чем мы там будем кормить ребенка?» дольше всего вертелся у нас в голове. К тому же мы уже несколько месяцев как перевели Алису с грудного вскармливания на обычные продукты. Беспокойства добавляло и то, что уезжали в Паттайю с небольшой аллергией, исключили все подозрительные продукты, определить, что являлось аллергеном до отлета, так и не успели.

Естественно, тайской кухней мы не собирались кормить ребенка. Известно, что еда у них острая, жареная, с большим количеством специй. То, чем будет питаться Алиса продумывали заранее. Читали в отзывах, что можно купить в магазинах, что нельзя. Люди писали, что баночное детское питание там продается, но состав отличается от наших, многие дети отказываются его есть. Поэтому из дома везли с собой мясное баночное питание (кролик, индейка, телятина) по 2 баночки в день. Детских молочных продуктов там нет. На омское молоко у нас аллергия, там решили даже не экспериментировать с их молочной кухней. Поэтому взяли с собой детскую растворимую сухую смесь NAN (для детей с 8 месяцев), давали ее перед сном. Детских соков в тайских магазинах нет. Поэтому брали с собой сухофрукты, чтобы варить компоты. Кстати, сухофрукты в продаже имеются, и их можно было отсюда не везти. Также брали растворимый чай Hipp.

Завтраки в отеле были очень разнообразны, смогли найти блюда подходящие и для Алисы. Она кушала вареные продукты (рыбу, курицу, яйца, вермишель, рис), тушеное мясо, картофель в сметанном соусе, фрукты (арбузы и ананасы с огромным удовольствием). Блюда почти несоленые и без специй (специи стояли рядом, их можно было добавлять самим по вкусу).

В Таиланд с маленьким ребенком

Обед и ужин мы готовили ей на электрической плитке, которую (как и планировали) купили на второй день нашего отдыха. Варили каши (гречневую и овсяную крупу брали из дома), супы (картофель, морковь, лук, капусту, свеклу можно купить там), компоты, вермишель, яйца. Тайцы хлеб не едят, но в супермаркетах очень много разнообразных хлебобулочных изделий. Ну и, конечно, большой объем в рационе Алисы занимали фрукты. Начали давать по чуть-чуть, постепенно добавляя новые фрукты. Алиса с удовольствием ела бананы, ананасы, арбузы, манго. К концу отдыха уже смело давали ей эти фрукты, т. к. никаких аллергических реакций не было.

Экскурсии

Тайланд — очень красивая страна со своими традициями и культурой, с теплым морем и экзотической природой, с огромным количеством достопримечательностей: парки, храмы, дворцы, музеи, древние города, фермы, развлекательные места, оздоровительные комплексы и многое другое.

В Таиланд с маленьким ребенком

Конечно, и нам хотелось познакомиться с этой страной поближе. Но после слов мамы: «там такая жара, что целый день вы будете сидеть в номере отеля» или «моя знакомая, когда была на экскурсии в Тайланде, все время сидела или в тени, или в автобусе, так было жарко», — вопрос о посещении экскурсий повис в воздухе, решили разобраться на месте. Однако с информацией об экскурсиях ознакомились, некоторые заинтересовали и показались вполне реальными для посещения их с ребенком.

Мы и не подозревали, как нам повезло с погодой. Первую неделю нашего отдыха было прохладно: около 20–25 градусов. За это время мы успели посетить часть экскурсий. Мы побывали на крокодиловой ферме, в тропическом саду Нонг Нуч, в океанариуме (его можно посетить и в жаркие дни, т. к. экскурсия проходит внутри помещения). Посещение этих мест Алиса перенесла хорошо: с удовольствием наблюдала за животными, изучала цветы и растения, с любопытством рассматривала декоративные элементы ландшафтов (их особенно было много в тропическом саду Нонг Нуч).

В Таиланд с маленьким ребенком

Одна из экскурсий — посещение змеиной фермы, которая входила в обзорную экскурсию по Паттайе — выпала на жаркий день. И слова мамы тут оказались правдивы: очень душно и жарко, тяжело было взрослым, не говоря уже о ребенке. Не дождавшись окончания экскурсии, мы взяли такси и вернулись в отель. Все остальные жаркие дни мы провели у моря и бассейна, где только там в такую погоду комфортнее всего было находиться.

Часть мест мы посетили самостоятельно, доезжая туда и обратно на такси, часть — заказывали у нашего туроператора. В итоге сделали вывод, что до экскурсионных мест, находящихся в пределах города, нам проще добираться самим:

• Не надо никого ждать. Поездка на экскурсии с гидом начиналась с того, что на автобусе мы объезжали отели, собирая других туристов. Такие сборы могли занимать около часа времени. Аналогичная ситуация была, когда по окончании экскурсии развозили туристов по отелям.
  • Сам выбираешь удобное для себя время поездки. Например, нам было удобнее отправляться в поездки сразу после завтрака, когда еще не так жарко, ребенок сыт и не хочет спать.
  • Сам выбираешь продолжительность и программу поездки. Гид проводит туристов по основным достопримечательностям, время посещения отдельных мест фиксировано. Часто на каких-то местах хочется задержаться подольше, а какие-то достаточно мельком посмотреть. В результате даже на экскурсиях с гидом мы все равно перемещались самостоятельно.
  • Обратно в отель можно вернуться в любое время, не дожидаясь окончания экскурсии. Очень часто после посещения основного места отвозили в какие-нибудь магазины с сувенирами или другой продукцией, причем в описании экскурсии это не оговаривалось.
  • Стоимость обоих способов посещения экскурсионных мест приблизительно одинаковая.

Поездка на острова

При выборе места отдыха в Тайланде изначально остановились на островах, которые славятся своими белоснежными песками, чистой изумрудной водой и практически нетронутой человеком природой. Основными минусами этого варианта были: долгая дорога от Бангкока на автобусе (Алисе бы было очень тяжело ее перенести) и отсутствие крупных супермаркетов, в которых можно было бы купить хотя бы подгузники.

В Паттайе опять вспомнили про острова, поговорили об этом с нашим гидом. Она предложила 2-х дневную экскурсию на Ко-Чанг, в которую входило размещение в 4-х звездочном отеле, 3-х разовое питание и посещение экскурсий и других близлежащих островов. Дорога, по ее словам, должна была занять 4 часа на автобусе с остановками и 20 минут на быстроходном катере. Ограничившись этой информацией и тем, что предыдущие наши экскурсии Алиса перенесла хорошо, мы согласились.

Поездка прошла не так, как мы рассчитывали. Дорога до острова и обратно — самое негативное впечатление от всего нашего отдых в Тайланде. Гид недобросовестно отнеслась к нам: часть информации приврала, часть — не договорила, — хотя знала, что мы с маленьким ребенком. Мы же, в свою очередь, не расспросили о многих моментах поездки, которые необходимо было уточнить в нашем случае.

Какие моменты необходимо уточнять при выборе экскурсии:

• Точный маршрут до места назначения, начиная от самого отеля: сколько времени займет сбор всех туристов, на каком транспорте доставят, будут ли пересадки, сколько остановок и по сколько минут, запланированы ли во время дороги какие-либо экскурсии.

Вместо 4-х обещанных часов поездка от Паттайи до острова Ко-Чанг заняла у нас 9 часов. По пути мы посетили еще 2 экскурсии, о которых гид нам ничего не сказала, а вместо быстроходного катера был паром, на котором мы провели не 20 минут, а 40.

• В какой именно отель заселят. Лучше узнать всю информацию об этом отеле с помощью интернета, прочитать о нем отзывы.

Отель, в который нас привезли, действительно оказался 4-х звездочным, на ночь нас поселили в бунгало. Но часть туристов были размещены в номерах, на утро многие из них жаловались на большое количество клопов, из-за которых почти всю ночь не спали. Заметили и еще один недостаток этого отеля — ограниченное количество полотенец, которые можно было брать на пляже.

• Какие экскурсии входят в программу, в какой последовательности, в какие дни, их продолжительность, на каком транспорте и как долго до них добираться.
На второй день экскурсии были запланированы поездки на близлежайшие острова. Дочка Алиса и мой муж остались в отеле на Ко-Чанге, поскольку на островах можно было только плавать и загорать, даже полотенца брали с собой.
  • Точный маршрут обратной дороги: во сколько отправление, на каком транспорте, сколько остановок и где, можно ли где-нибудь перекусить в течение дороги, во сколько обещается прибытие.