Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 21:28

Гейикбайыры — Турция Октябрь 2007

Начало рассказа здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_2163

КАППАДОКИЯ Раннее утро, ночная тьма еще клубится вдоль трассы, краешек солнца едва показался из-за островерхих горных вершин. Горная дорога сплошь состоит из крутых поворотов, на которых меня нещадно мотает в кресле из стороны в сторону, на ухо бубнит экскурсовод, слова вроде знакомые, а смысл непонятен. Стряхнув остатки сна, понимаю, что еду в автобусе через перевал в Торосских горах, гид говорит по-польски, и мы направляемся в центральную Турцию, в регион Каппадокия.

Непляжная Турция. Каппадокия

Мечтал об этом давно, насмотревшись красивых постеров, и вот оно — счастье: каких-то восемь часов на автобусе, и мы на месте, жаль, что группа польская, да еще пяток немцев в придачу. По-русски никто не говорит, ну и ладно, мне и десятка английских слов хватит пообщаться с немцами, ведь поляки совсем не контачат. Подъезжая к г. Кония, попали в пылевую бурю — уникальное природное явление: километровая стена густой кипящей пыли набрасывается на машины и автобусы, нам страшно интересно, а каково мотоциклисту, который ехал перед нами?

Природа в этих степных районах поработала на славу: миллионы лет назад здесь извергался вулкан Эрджиес (одна из самых высоких гор Турции — 3 917 м), в результате образовалось много мягкого туфа, а затем его сверху, как глазурью, полили твердой лавой. Потом туф стал разрушаться под действием воды и ветра, который дует здесь с небывалой силой, а твердая лава разрушалась намного медленнее. В результате появились целые рощи гигантских грибов со шляпками.

На вид очень красиво, просто благодать — живи и радуйся, но людей даже тысячи лет назад мучил и портил квартирный вопрос. Поэтому, кто-то очень умный решил выдолбить себе каморку в податливом туфе, пример оказался заразительным — все жители подхватили почин. А если не хватает одной комнаты, долби еще — будет две, потом переходи на 2й, 3й, 4й этажи — прекрасное получается жилье — в одном многоэтажном грибе проживала одна семья.

Близлежащих грибов на всех не хватило, потому начали заселять окрестные скалы, так и появились здесь первые небоскребы еще до рождества Христова. Со временем шляпки с большинства конусов упали, а комнаты остались, и даже сегодня многие древние помещения заселены под современные нужды: отели, кафе, полиция, кладовки.

Непляжная Турция. Каппадокия

Самое, пожалуй, раскрученное место — это Ухчисар (три замка), знаменитое самой высокой в здешних краях крепостью — именно сюда и привезли нас в первую очередь. Огромная гора вулканического туфа на сотни метров возвышается над окрестными долинами. Она, как гигантский кусок сыра, изрыта бесчисленным множеством пещер — многие из них используются до сих пор, а на вершине расположена неприступная в прошлом крепость.

Непляжная Турция. Каппадокия

У подножия раскинулась белая долина, которую называют Голубиной. В ее стенах также высечено множество помещений — в древности в них было жилье, загоны для скота и даже церкви. Эти постройки прекрасно охраняли своих хозяев от нежданных врагов, наверно именно поэтому, когда начались гонения на первых христиан, они нашли здесь безопасный приют.

С противоположной стороны холма находятся отель 1001 ночь и 5-этажное кафе, а также исторический музей.

Непляжная Турция. Каппадокия

Следующая остановка была у дерева счастья, стоящего на краю очередной глубокой долины, сплошь «засаженной» бело-серыми фаллосами. Когда гиды хотят удивить туриста, они говорят «лунный пейзаж», но здесь понимаешь: никакая Луна не сможет сравниться с природными диковинами нашей матушки-земли. Ветер из долины дует настолько сильно, что кажется, что тебя сейчас снесет с края обрыва, а вид открывается фантастический — ничего подобного нигде в мире я не видел.

Непляжная Турция. Каппадокия

Центральное поселение района — это Гереме, в котором селятся почти все путники и туристы, от этого поселка легко добраться до всех достопримечательностей края, которых здесь немало. По дороге мы посетили еще одну долину, в ней теснятся множество живописных каменных «грибочков» высотой в десятки метров, как будто боровики на полянке.

Непляжная Турция. Каппадокия

В одном из них древние христиане устроили церковь, куда можно забраться и сегодня, если не боишься слететь с полуистертых ступеней вниз, и сломать себе шею, вид из верхнего окна церкви оправдывает все риски, здесь же возвышается знаменитый камень — верблюд.

Непляжная Турция. Каппадокия

Верхняя часть ножки некоторых «грибов» так сильно источена ветром, что кажется, будто каменные шляпки прямо сейчас рухнут вниз, но нет, этого не происходит, и феерическое творение природы будет радовать еще многих туристов. Эти странные природные образования раньше называли «дымовые трубы фей». По утрам над фантастическим пейзажем можно полетать на воздушном шаре (цена вопроса около 150 евро), но мне не повезло, подвела погода.

В этих местах есть еще одна диковинка — подземные города, самый известный — Каймаклы, в нем девять подземных уровней. В запутанных лабиринтах со времен преследования первых христиан жили люди и скот, как говорят, комфортная температура в 19 градусов сохраняется здесь круглогодично. Жилось в подземельях не очень удобно, зато безопасность — 100%, закрыл каменной заслонкой вход, и ни один враг не пройдет.

А если проникнет, ему же хуже — в коридорчиках, замурованных с двух сторон камнями-ловушками, до сих пор находят скелеты в римских доспехах. Если не мучает клаустрофобия, пройтись по узким коридорам и пещерам надо обязательно — теснота и ощущение многометрового каменного свода над головой приятно пощекочет нервы.

Непляжная Турция. Каппадокия

Вечером попали на национальное шоу в пещерном ресторане. Танцы живота в исполнении знойных то ли турчанок, то ли хохлушек — это мы уже проходили, этим не удивишь, а вот вращающиеся дервиши — это нечто новенькое.

Выступление проходит в полумраке и окутано какой-то тайной: три мужика в длинных белых юбках долго-долго крутятся на одном месте — удивительно, как у них голова не кружится — именно в этом и состоит главный секрет номера. И кто говорит, что русские много пьют? поляки нам фору дадут сто очков, в том числе и женщины — после выступления алкоголь подают без ограничений. Кстати, выпив русской водки турецкого разлива, многие из них как-то разом вспомнили русский язык, даже русские песни стали со мной распевать, великий напиток — наша водка.

Уезжал в Каппадокию с чувством легкого сожаления, ведь у входа в отель начиналось цветение исключительно красивого кактуса, правда цветет он лишь одну ночь. Вернулся через два дня ночью, и вот оно чудо — кактус полностью расцвел именно к моему приезду, какое восхитительное завершение поездки получилось!

Непляжная Турция. Каппадокия

Кроме экскурсий в любом городе существует налаженный бизнес по впариванию туристам кожаных изделий по солидным ценам. Цены кусаются даже по сравнению с Москвой, но покупательский зуд у туристов-мартасников слишком велик, чтобы обращать на это внимание. Рецепт развода прост — халявный минибас довезет до прикормленного магазина, а уж там туриста «обслужат» по первому разряду хоть в Сиде, хоть в Аланье. Чем я без зазрения совести и пользовался, когда надоедало сидеть на месте, при этом, не совершая никаких покупок.

Но, вдруг,… приглянулась мне курточка, да не мой размер, хитрые продавцы тут же предложили заузить обнову + сделать подкладку, лучше б они это не делали — хреновые из них швейники. Тем не менее, почти все туристы закупаются кожей от души, ни один не уезжает из Анталии без обновки.

Ездил я за эту неделю очень много, уставал сильно, но впечатлений и эмоций набралось очень много, и почти все положительные. Как-то раз едем вечером на машине в Сиде, как обычно, я рядом с водилой, немного болтаем о жизни, когда туристов завезли в магазин, он потянул меня за собой, только не пойму куда? Пришли на кухню небольшого кафе, где он начал угощать меня пахлавой, было очень вкусно и очень необычно, кто я ему такой? Другой раз в магазине продавец углядел мою новенькую мобилу, купленную в Москве за 300 бакинских. Глаза у турка округлились до полтинника и загорелись ярким алчным светом: «Давай меняться, у нас в Турции таких нет! Я тебе отдам свою старую мобилу, да еще 50 баксов в придачу!» Добряк и альтруист, одно слово. Таких необычных случаев было несколько, и именно они раскрывают подлинный характер жителей.

Последний и очень приятный сюрприз преподнес портье в день вылета — у меня был очень поздний выезд, а он разрешил остаться в номере без доплаты, выходит, очень удачно я сунул ему червонец в начале отдыха!

Турция, несмотря на все свои недостатки, это та страна, куда можно и нужно возвращаться, и не один раз.