Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 20:46

Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Сумы — Украина, Керчь — Россия Январь 2009
20 18

Начало путешествия здесь https://www.tourister.ru/responses/id_2133

Программа минимум моего украинского пробега была выполнена в Киеве, а теперь вперед — в Сумы, хотя есть один интересный вопрос — зачем я поперся в этот город, который никогда не стоял в ряду туристических объектов Украины? Ответ прост и прозаичен — там проживала моя тетушка со своими дочерьми, которые по-совместительству приходились мне сестрами, правда связь с ними была давно потеряна. Темным утром высаживаюсь на «спящем» вокзале, метель, легкий морозец, мне надо переехать с ж/д вокзала на автовокзал — минут десять езды. Несмотря на ранний, час десятки такси подкатывают к вокзалу, цена до автовокзала — 20 гр, и ни гривны меньше, по местным меркам дорого. Решил, что ночью искать своих родственников не с руки, и на ж/д вокзале заселился в комнату отдыха: за 45 гр. тебе предоставляют крышу и кровать — прохладно, но кинуть кости и поспать после раскаленного вагона очень комфортно.

Самое странное, что родственников нашел почти всех в полном составе, за исключением одной сестры, которая давно перебралась в Россию. Семейные посиделки затянулись допоздна, вечером ударил сильный мороз -16, но мы под-хмельком: холода даже не почувствовали, запихали меня в купейный вагон, где я улегся на полку, и с огромным удовольствием провалился в объятия Морфея — какое удовольствие один раз нормально выспаться за три последние ночи.

Утром поезд прибыл в Джанкой, откуда можно отправиться в сторону Ялты, но денег уже не хватало, поэтому дальнейший путь лежит в Керчь. Есть два варианта — поезд за 6 гр., но он будет через четыре часа, или автобус — в десять раз дороже, но сейчас. Грабеж, а что делать, иначе весь день потеряю. Маленький автобус, ведомый крымским татарином, добирается по заснеженным дорогам до Керчи целых четыре часа, снега в этих местах для меня очень непривычны, последний раз видел их больше сорока лет назад.

Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Вход в керченский рынок.

Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Обелиск на горе Митиридат.

3
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.
1
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Здесь по праздникам зажигают «вечный» огонь.

1
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Непарадные городские улочки.

3
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Для чего я в очередной раз приехал в этот отдаленный украинский город? Все очень просто — в нем я родился, а затем и провел свое детство в крошечном военном гарнизоне под Керчью. Мой план очень прост — в Багерово (у этой деревни располагался наш гарнизон), найти ночлег на пару ночей, походить-понастольгировать по знакомым улицам, а затем побывать в самой Керчи. Никакой гостиницы или даже ночлежки в гарнизонном городке давно уже нет, а попытка найти койку у частников была обречена на провал, тетка на улице грустно сказала — «кто ж вас в наше время в дом пустит?». Неужели совсем растеряла Украина свое былое хлебосольство и гостеприимство?

Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Памятник Ленину на фоне церкви.

Делать нечего, темнеет, возвращаюсь в Керчь на ж/д вокзал в уверенности, что там есть комната для пассажиров — облом и здесь, нет пассажиров, нет и таких излишеств. Наконец, не доезжая до автовокзала, нахожу отель Лазурный — скорее всего бывшая общага, заранее представляю, как это будет дорого, и действительно — цены от 250 гр./ночь — хо-хо, а нет ли чего-нибудь побюджетнее. В самом низу прайса обнаружилась койка за 40 гр. в комнате без удобств, я, конечно, согласен, слава Богу, не придется ночевать на морозной улице. Теперь можно расслабиться и подумать об ужине. Бреду по пустынным темным улицам, несмотря на 5 часов вечера, город практически вымер, лишь злые собаки сердито гавкают из-за каждых ворот, а редкие пешеходы боязливо шарахаются, завидев мою рослую фигуру.

1
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Центральная улица Ленина также пуста, как и все остальные, единственный в городе к/т Украина подмигивает огоньками, безуспешно пытаясь завлечь случайного зрителя билетами от 20 гр. Но мне туда не надо, я знаю одно симпатичное кафе рядом с лестницей, ведущей на гору Митридат, там раньше подавали великолепные мидии по-керченски. Ура, кафе открыто, но кормить там стали хуже, этот недостаток компенсируется неожиданным сюрпризом — при поедании порции мидий на зубах что-то начинает хрустеть: песок? — нет, пломба? — тоже нет, так что же это? Извлекаю маленький шарик — у меня в руках жемчужина, бывает же такое! Цены на Украине за последние два года увеличились почти вдвое, ужин из двух блюд с пивом обошелся в 43 гр. От «делать нечего» зашел в местный продмаг: есть все, как и в Москве, да и цены очень похожи на московские. А вот зарплаты на Украине сильно отличаются от наших — 1200–2000 гр. в месяц — в среднем, 3500 р. — это уже совсем хорошо, как они живут здесь на такие деньги? — ума не приложу.

Семь вечера: в подмороженном городе делать уже совсем нечего, неужели пора на боковую? Но ведь сегодня канун рождества, стоит заглянуть в самую старую на Украине церковь Иоанна Предтечи, благо она открыта, но почти пуста — торжественную тишину полутемного собора нарушают лишь шаги редких посетителей, отраженные от высоких древних сводов.

3
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

У меня есть койка в отеле — это хорошо, но туалет в коридоре — это плохо. Номер обставлен полностью «убитой» мебелью, старая кровать с панцирной сеткой и вырванный с «мясом» полотенцедержатель — это все ерунда, главная проблема в том, что батареи едва теплые, а за окном -5 с ветром — колотун в номере недетский. Решение спать в шапке и куртке под двумя одеялами — самое правильное. Спать неудобно, зато встал на следующий день как огурчик: без всякого радикулита и остеохондроза. А денек мне предстоял нелегкий — я намеревался дважды пересечь Керченский пролив, и таким образом дважды просочится через границу двух государств — Украины и России в самый разгар газового скандала. Маршрутка за две гривны быстро домчалась до самой восточной точки полуострова — порта Крым, на счастье, паром уже под парами, он за 32 гр. готов везти меня в Россию. Украинскую границу и таможню пробежал бегом и вот стою на берегу пролива, насквозь продуваемый колючими морскими ветрами. Пассажиров мало, да и машин всего 4 штуки на весь огромный паром, пролив в этой части очень узок — всего 20 минут ходу.

2
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.
3
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

На российской стороне в Порту Кавказ тоже все гладко, только уточняют, каким образом я въехал на Украину. До обратного рейса три часа, но деваться отсюда некуда, ведь до ближайшего города Темрюк — полтора часа езды. С маленькой автостанции автобусы ходят в Краснодар, Таганрог, Сочи — только очень редко. От безделья походил по заснеженному и обледенелому морскому берегу, потом замерз от сильного ветра, и засел в кафешке с пивом.

5
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.
2
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Ненужные вопросы начались на обратном пути — русская пограничница с подозрением спросила — а не вы ли проходили здесь границу с утра?, пришлось признаться сразу — ну, я, и что дальше? — пропустили. На украинской стороне меня встретил «старый знакомый» — тот же беззаботный погранец, который с утра на бегу выпустил меня с Украины, только теперь он выглядел совсем иначе — тяжелый подозрительный взгляд упал на меня, а железная рука вернула миграционную карточку взад. Где адрес вашего проживания? заскрежетал его голос. Это был удар ниже пояса — визиток мой отель не раздавал, а запоминать его адрес мне было ни к чему. Похолодевшими губами я выдавил только название отеля, каково же было мое удивление, когда стражник тут же назвал его адрес. Пронесло, меня впустили обратно на Украину, для того, что бы завтра покинуть ее окончательно в вагоне скорого поезда. Но перед этим я должен был совершить еще одну авантюру — прогуляться по запретным местам военного городка.

Последняя ночь в отеле оказалась еще более экстремальной — вся наличная одежда, надетая на себя, включая зимнюю куртку, плохо предохраняла от холода, и даже два одеяла, которые я накинул сверху, не помогли, пришлось обмотать вокруг тела еще и покрывала с кроватей — только тогда удалось выспаться в относительном тепле. Итак, вперед — в Багерово, к воспоминаниям детства. Маленькая украинская деревня расположилась в 10 км от Керчи, а рядом с ней был расквартирован военный гарнизон, в котором и прошло мое босоногое детство.

1
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Прошло уже больше сорока лет, как я покинул эти места, за эти годы многое изменилось: давно нет гарнизона, колючая проволока, окружавшая его в те годы, исчезла без следа, пропал КПП. Однако, дома, многие из которых строились на моих глазах, остались на месте, лишь трещины на давно некрашеных стенах, да окна, заколоченные фанерой, выдают возраст этих строений. Желающих жить здесь немного, однако в последнее время спрос на эти квартиры оживился — в самой Керчи жить многим стало уже не по карману, поэтому небогатые жители переезжают сюда, в результате стоимость скромной квартирки в этом захолустье поднялась до 20–22 тыс. бакинских — очень большие деньги для Украины. Некогда шикарный Дом офицеров с великолепными креслами, обитыми красным бархатом, сегодня стоит с обшарпанными стенами, как после войны, и давно не работает.

2
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Лишь старая сторожиха охраняет остатки былой роскоши вооруженных сил некогда могучей страны. Но сегодня меня интересуют совсем не это, за гарнизоном есть старые заброшенные карьеры, в которых раньше добывали камень-ракушечник, именно туда лежит мой путь. Моя цель — поиски входов в заброшенные катакомбы — подземные выработки, в которых партизаны прятались во время гитлеровской оккупации. Во времена моего детства старшие ребята часто ходили туда и притаскивали разные диковины — начиная от патронов и заканчивая даже проржавелым оружием. Меня всегда тянуло в эти увлекательные, но опасные лабиринты, несмотря на страшные рассказы о ребятах, которые блуждали под землей по многу дней.

1
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

И вот я в заснеженном карьере, облазил его вдоль и поперек, пока преодолевал насыпи и карабкался по крутым склонам, запыхался и взмок, но входа в штольни так и не нашел. Решил возвращаться обратно, но тут среди бескрайнего белого поля увидел клубы пара, поднимающегося из-под земли, ясное дело, я рванул туда. Пар шел из глубокой и узкой пещеры с очень крутыми стенками. Был ли это вход в штольни, или нет, выяснить не удалось — без специального снаряжения соваться туда было не след. Увы, и в этот раз мне не удалось попасть в катакомбы.

Что ж, у меня есть еще немного времени сходить в рабочую зону нашего городка — детей туда раньше не пускали. Впечатление такое, как будто я попал в какой-то город «зеро» после бомбежки: дороги сохранились, а все здания зияют пустыми оконными проемами, некоторые строения вообще полуразрушены, время совсем не пощадило эти места.

Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Обратный 5-часовой путь до Джанкоя в переполненном общем вагоне совсем не доставил удовольствия — поезд тащится с черепашьей скоростью. Еще в 60 г.г. прошлого века были планы протянуть до Керчи вторую колею, электрифицировать ж/д и тогда будет счастье. Но мечты остались мечтами, Советский Союз развалился, а поезда здесь как ползали на тепловозной тяге по единственной колее, которая разветвляется лишь на станциях, так и ползут, теперь наверно уже навсегда.

1
Пробег по замерзающей Украине. Сумы-Керчь-Порт Кавказ.

Садясь в Джанкое на московский поезд, про себя я прошептал: «До свидания, Украина», надеюсь, я еще вернусь сюда. Путешествие получилось весьма скомканным, и не очень удачным, но все равно доставило удовольствие, Родину ведь не выбирают, ее просто любят.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии