Турист Марк Школьников (Mark)
Марк Школьников
был 13 июля 2022 21:23

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Китай, Гонконг, Макао Ноябрь 2005
13 12

Часть 1. Летим.

20 ноября 2005 года. Прощаемся с Москвой аж на целый месяц!
На улице мокрый снегопад. По «закону зловредности» почти каждый раз наш вылет из Москвы сопровождается обильным снегопадом: вылетим — не вылетим, вот в чём вопрос.

По традиции в зале вылета в ожидании посадки пьём прихваченный с собой коньяк за успех поездки. Глядим через окна на заснеженное лётное поле. От коньяка на душе становится теплее и спокойней. Все предотлётные проблемы, домашние и служебные, отдаляются и исчезают. Вперед, вперед! — труба зовет. Нас ждут любимые и долгожданные тропики Таиланда и неизведанные Макао и Гонконг.

Впервые летим Катарцами. Уже позади регистрация билетов и миль на Miles & More, позади погранконтроль. Собственно, мы уже за границей, но всё ещё тут, в Домодедове.
Парадокс!

Нас четверо — я с женой Тамарой и наши друзья из Нижнего Новгорода: Лёва, директор судоконструкторской фирмы, и его жена Таня. С ними мы уже бывали вместе в Париже, Испании, Сингапуре, Малайзии и дважды в Таиланде. Так что совместимось проверена, что немаловажно.

Взлетели, летим.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Конечно, Катарцы, конечно, не Туркмены, которыми мы не раз летали в Таиланд. Но об этом уже много писалось. Всё же они на втором месте в первой семерке по рейтингу авиакомпаний мира.

Прихлёбываю дабл-виски на льду (заказываю каждый раз дабл по доброму совету питерского опытного путешественника Володи Вольфсона) и вспоминаю историю катарского пленения знаменитого "адмирала армянского флота", известного на ряде форумов под именем Grant. Ничего удивительного, Johnny Walker Red Label или, скажем, Befeater Dry Gin в воздухе идут хорошо, так что «награнтиться» можно элементарно. Но, именно, история Гранта - "катарского пленника" несколько сдерживает.

Стыковка в Дохе короткая, а даблов выпито уже прилично, поэтому дохаский аэропорт, как это выяснилось на обратном пути, я не запомнил абсолютно.

На плече Доха — Бангкок Катарцы поили опять немеренно. Решил попробовать французский арманьяк, который они предлагают кроме виски, джина и вина. Написано, что выдержан 5 лет — пойло оказалось дрянью отменной. ИМХО, видимо сколько его ни выдерживай — лучше не станет. Не стоит тратить на него остатки противохмельной (и противопохмельной) стойкости организма.

Слегка вздремнув и протрезвев, заполняем иммиграционные бумажки и приземляемся. За иллюминатором бегут знакомые картины каналов, домиков и, наконец, лётного поля огромного бангкокского аэропорта.

7.30 утра. Температура 24°С. Правда нам не суждено испытать в этот раз ни с чем не сравнимое чувство, когда после московской слякотно-холодной погоды ноября выходишь в тропическую атмосферу за дверями бангкокского аэропорта. В 10.05 у нас уже вылет Air Asia в Макао.

Довольно большая очередь за VOA нас не волнует. Двухкратная транзитная виза уже есть в паспорте. Быстренько меняем доллары на баты и идём к паспортному контролю.

Обмен улыбками. «Савади кааб!». Стою перед вебкамерой на стойке. На экране компа у иммигрейшн офицера моя невыспанная рожа. Данные из паспорта. Проверка. Сохранить. Штемпели — шлёп, шлёп. «Капун кааб!».

И я (мы) уже в Королевстве.

Багаж получили на редкость быстро — и мимо дремлющего таможенника к выходу. Он было проснулся, встрепенулся, но, увидев, что мы уже его миновали и удаляемся, махнул рукой, снова закрыл глаза и продолжал дремать.

Зал прилета, встречающие. Нас, естественно, никто не ждет, да и кому мы нахрен нужны, как тот самый неуловимый ковбой Джо. Денису (на ряде форумов известен, как Addicted to Thai или коротко АТТ), который обещал одолжить мне путеводители LP Thailand и LP Hong Kong & Macau, я уже позвонил. И он обещал подъехать к 9.00 на стойку регистрации нашего рейса Air Asia на Макао.

Где-то здесь должна быть камера хранения (Left Baggage). Хотим оставить часть вещей, ненужных нам в Макао и Гонконге, всё равно прилетим сюда же через неделю. Находим и сдаем.

Пора на регистрацию, идём в зал вылета. Air Asia начинает регистрацию за 2 часа. Уже давно регистрируют. Называем код бронирования, даем паспорта — взамен получаем малюсенькие красненькие посадочные талоны.

А вот и Денис. Я его никогда не видел, знакомство только форумное. Но угадываю сразу. Перед нами симпатичный молодой человек с приятной улыбкой. Знакомимся. Получаем от него два толстенных путеводителя и, кроме того, симку, оставленную ему улетевшим сегодня в Москву Артуром (на ряде форумов известным, как popados). Мои спутники (и я тоже) были страшно тронуты его вниманием. Если так разобраться, на чёрта рыжего другой на его месте стал бы тащиться в 8 утра по загруженным улицам города в не слишком близко расположенный аэропорт к незнакомым людям?!

Нет, не всех ещё испортила наша суровая реальность, не перевелись ещё Люди!

Благодарим Дениса, прощаемся.

Платим аэропортовый сбор (в 2005 году он ещё был), паспорта, шлёп — шлёп, и мы уже в закордонной зоне вылета. Она в аэропорту Бангкока на меня всегда действует завораживающе. Бесконечно длинная (конца-края не видать), сияющая и сверкающая, с множеством разнообразных дьютиков, буфетов и туалетов. Множество народа, множество гейтов и, при этом, «не наша» чистота.

А будет ли и когда в Москве международный аэропорт такого класса, чтоб не стыдно было вылетать и возвращаться? Вопрос, конечно, риторический, но, тем не менее, интересный.

У выхода на посадку на Макао одни китайцы. Много китайцев и, кроме нас, ещё 2 — 3 фаранга. Китайцы, в основном, весьма щуплого и низкорослого сорта, с большими и маленькими котомками плотно, как школьники, толпятся у стойки контроля выхода на посадку и с некоторым любопытством поглядывают на нас. Все хотят быть первыми, — места в самолетах Air Asia ненумерованные.

Наконец, представитель Air Asia за стойкой встаёт и поднимает вверх указательный палец, как будто хочет сделать важное заявление. Что бы это могло значить? Однако, все китайцы поняли его без слов. Оказывается, это означало, что надо построиться в очередь по одному. Толпа послушно и быстро превращается в длинную тонкую гусеницу. Ещё минута, и посадка началась.

Ничего, всё нормально. В самолете все быстренько расселись, и даже осталось довольно много свободных мест. И окрашенный в бело-красные цвета компании со слоганом вдоль фюзеляжа «Теперь каждый может летать!» лайнер легко отрывается от земли и берет курс к берегам Китая.

Через 2,5 часа полёта, заполнив въездные бумаженции, садимся в Макао (теперь по-китайски Аомынь). Собственный международный аэропорт Макао на острове Тайпа построен недавно (1995), современен, но невелик. При посадке кругом вода, вода, вода, и…. вдруг, самолет уже бежит по бетону посадочной полосы, насыпанной прямо в море.

Подкатывают трап. Проходим в зал паспортного погранконтроля. Китайцы мгновенно все просочились. Мы стоим, оглядываемся. Видим, стоит посреди зала китаец в форме офицера иммиграционной службу, а невдалеке позади него павильон иммигрейшн офис. Мы к нему.

Я говорю: «- Привет, мол, так и так, мы из России, если вы о такой слышали. Понимаем, что вы нас не ждали, но вот мы прилетели в ваше славное не то государство, не то город, не то Макао, не то Аомынь. В общем, на один завтрашний денёк. Полюбуемся на ваши достопримечательности, попьём знаменитого порто. А послезавтра, дескать, намерены отбыть в Гонконг (или, как его теперь, Сяньгань) с помощью скоростного парома-катамарана на подводных крыльях Turbo Jet, о чём свидетельствует вот эта бронь билетов на паром и вот эта бронь отеля в Гонконге." И даю ему компьютерные распечатки ознакомиться. При этом, говорю, мне известно, что транзитная виза до 3 дней бесплатна.

Он жестом показывает на будку иммигрейшн офис, дескать, подгребайте, гости дорогие, туда. Подходим, он входит внутрь, на своё рабочее место. Я сую ему теперь в окошко бумажки и паспорта, он долго их вертит.

У меня сложилось впечатление, что он не только не понимает мою хреновоанглийскую речь (что, вообще говоря, было бы не удивительно), но и то, что напечатано на английском в бумагах.

После долгого изучения он сказал, что нам надо всё равно платить за визу по 100 МОР (патак) с носа (360 руб. с каждого), поскольку через неделю мы снова приплывём из ГК в Макао, чтобы улететь в Бангкок (это было видно из наших бумаг). И, дескать, это не просто разовый транзит, а пребывание в Макао с временным выездом в ГК.

Я ему толкую, что возвращаясь из ГК, мы воспользуемся услугой Macau Expresslink Service (Sea-Air Transfer) (http://www.turbojet.com.hk/eng/airport/passenger.html, http://www.macau-airport.com/en/v01/01_express_01.php) и сразу с паромного терминала отправимся в аэропорт в зону посадки на самолет, так сказать, в «опломбированном» автобусе, не заходя на суверенную территорию Макао, а багаж наш — сразу в самолет.

Он долго слушал мою пламенную речь, которую я повторил несколько раз, после чего он позвал своего начальника, который тоже ни хрена не поняв, подтвердил, что нам надо покупать VOA.

Мне надоело, и я уже решил было расстаться с полсотней баксов, как вдруг первый куда-то побежал и привел симпатичную китаяночку-«макаояночку» (м. б. метиска?), которая оказалась разводящим менеджером этой самой системы Macau Expresslink Service. Она достаточно прилично говорила по-английски и даже легко понимала мой poor English. Быстро разобравшись в ситуации, она разъяснила всё этим дятлам, а заодно, посмотрев расписание, посоветовала мне взять обратный билет на паром на час раньше, чем я бронировал, чтобы наверняка вписаться в расписание автобусов Expresslink.

После чего офицер шлёпнул в наши паспорта визы на 48 часов (этого нам достаточно) транзитного бесплатного пребывания в Макао и лично проводил нас по служебному коридору на другую сторону кордона. Там, в углу зала выдачи багажа, тоскливо, но в целости, под неусыпной охраной работника зала, стояли наши вещички — весь остальной багаж был давно разобран и унесён.

Вот теперь мы, действительно, в Макао.

Такси. Название отеля «Metropole» водитель не понимает. Распечатка мыльного (полученного по емайл) ваучера с названием отеля и адресом на английском тоже не помогает. После консультации с другим таксистом, он радостно кивает головой и везет.

Едем. Длиннющие и красивые мосты, вокруг много воды, проливы.

2
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Приезжаем в город и, конечно, в совсем другой отель. Я говорю «No!» и снова показываю ему ваучер. И только со второго захода после новых консультаций он привозит нас в наш отель на соседней улице. Слава Богу! Размещаемся.

Прошло 28 часов, как мы вышли из дома в заснеженной Москве.

Прежде, чем предпринять попытку написать следующую часть моих заметок, хочу сделать некоторые дополнения к уже написанному.

Решил я лететь Катарцами потому, что летать Туркменами после 3 раз уже обрыдло, наш родной Аэрофлот заламывает не соответствующие сервису цены, Тайцы, ещё не начав летать, в октябре заявили поначалу цены, неприемлемые для меня (правда, кажется, потом образумились, но билеты у меня уже были взяты). И вот, после анализа, решили остановить свой выбор на Катар Эрвэйз.

Приценился на сайте, выбрал рейс, месячный тариф (20.11 туда — 20.12 обратно) — $690 нас устроил. Если обратно на день позже — тариф резко взлетает. Дальше всё просто: бронирование по телефону, регистрация в Privilege Club и в Miles & More, выкуп билетов в представительстве авиакомпании в Москве

Всё. «Спи спокойно, дорогой товарищ…». Билеты в кармане, значит полетим.

Где-то недели через три прихожу вечером домой, жена говорит — звонили из авиакомпании, что изменилось расписание, и вылет из Москвы и из Бангкока будет на полчаса раньше, а время прилёта остаётся прежним. Смотрите, говорят, не опоздайте.

Да, думаю, вот это забота, Аэрофлот вряд ли предупредил бы, а уж Туркмены и подавно. Сервис!.

Купить места у Air Asia из Бангкока в Макао и обратно за $92 (хотел написать «билеты», но вспомнил, что их в обычном понимании не существует, только электронные) труда не составило. У них на сайте это делается элементарно. Был бы пластик. Тут же деньги снимают и присылают подтверждение под названием Itinerary, где есть все необходимые сведения для регистрации вылета и их правила.

Так же было просто, но без предоплаты, забронировать билеты на Turbo Jet Ferry из Макао в Гонконг и обратно. Рейсов много, практически каждые 15 минут, и паромы весьма вместительные, но вдруг все азартные китайцы решат рвануть в Макао поразвлекаться. Когда есть бронь, тем более ни к чему не обязывающая (без предоплаты), как-то спокойнее. Переплыв в одну сторону стоил $18.

Прошу извинить за качество некоторых изображений, но эти изображения не фотоснимки, а оцифрорванные кадры из аналогового видео. Лучше их не сделаешь, но я подумал, что они всё же нужны для создания впечатления.

Часть 2. Макао — европейская Азия.

Многие, с кем я говорил, перед поездкой, делали удивлённые глаза: — А это где?

У других это вызывало почему-то ассоциацию с Кюрасао.

Некоторые, более просвещенные, были убеждены, что это один из районов Гонконга. Где-то они встречали эти два этих названия рядом. Эти были одновременно и наиболее близкие к истине и далекие от неё.

Макао, действительно, совсем рядом с Гонконгом, всего-навсего по другую сторону устья Жемчужной реки (Чжузцян). Паром при скорости 45–50 узлов плывет всего 40–50 минут.

Граждане Гонконга и Макао для взаимных поездок не нуждаются в визах, достаточно удостоверений личности. Гонконгский доллар ходит в Макао не хуже местной патаки и по курсу почти равен ей. Банкоматы выдают деньги на выбор. Сдачи можно получить и той и другой денежкой. Цены близки, но мне показалось, что в Макао всё чуть дороже.

После того, как Макао был возвращен Португалией Китаю и превратился в Особый административный район Поднебесной с обязательством сохранения на 50 лет существовавшей социально-экономической системы и образа жизни населения, у Макао появился новый флаг. Зелёный цвет полотнища — новые надежды в связи с воссоединением, одна большая и четыре маленьких золотых пятиконечных звёзд — напоминание о суверенитете Китая над Макао, белый лотос — символ равенства, справедливости и чистоты побуждений, волнистые линии под ним это проливы между тремя частями Макао — полуостровом Аомынь и островами Тайпа (Ганьцзы) и Колован (Лухань).

А над зданием представительства китайской администрации развевается известный красный со звёздами флаг Китая,

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

и у ворот застыл на посту солдат в форме Народной Армии КНР.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Очухавшись после длительного пути Москва-Доха-Бангкок-Макао, выходим на первую прогулку. Ветренно, прохладно, чувствуется усталость от перелётов и потребления разнохарактерных напитков (коньяк-виски-арманьяк-виски-коньяк).

Кстати, специалисты считают, что нельзя смешивать напитки, сделанные из ягод (винограда, например) и из зерна. Может они и правы. А может прав Артур, который не смешивает их потому, что не употребляет ни тех, ни других.

Наутро отправляемся пешечком в паромный порт.

Солнечное утро. Повсюду встречаются то группками, а то в одиночку аборигены, занимающиеся характерной китайской гимнастикой, кажется, Ушу называется. В сквериках, а зачастую, на автобусных остановках в ожидании транспорта.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Очень народ заботится о своем здоровье. Стоит, к примеру, на остановке женщина и, как в замедленном фильме, машет руками-ногами, крутит головой. Что время терять, пока автобуса нет?

Город очень ухоженный, чистый, вымытый, подстриженный.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Спускается вечер. Недалеко от отеля набережная озера Nam Van. Идем туда. Чисто, благоустроено, народа мало. Вдали красивые изгибы мостов, силуэт телебашни. И много воды.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Темнеет быстро. Уже включены цветомузыкальные фонтаны (Cyber Fountain). Они прямо в озере.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Написано, что это самые большие и самые знаменитые кибернетические фонтаны в Азии. Честно говоря, на нас они большого впечатления не произвели после виденных раньше такого рода фонтанов Сингапура (о. Сентоза) и Барселоны.

Ярким заревом и всплесками огней Казино Лисбоа, отражающихся в зеркале воды и видимых издалека, нас поразить трудно, Москва тоже уже вся «обказинелась».

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Очень аккуратно, опрятно и современно одетая публика. Сказываются, по-видимому, достаточно высокий уровень жизни, может быть несколько ниже гонконгского, но запредельно высокий по сравнению с материком, очень низкий уровень безработицы по сравнению с материковым Китаем (почти в 3 раза) и даже с Гонконгом (в 1,5 раза) и высокие темпы экономического роста.

Часто встречаются аккуратненькие такие старички и старушки, бабушки-дедушки, чистенько одетые, хорошо причесанные, зачастую сопровождаемые заботливыми детьми или внуками. Видна общепринятая в массе трогательная забота о стариках.

Наверное, они есть, но мы в Макао не встретили ни одного на вид бомжа, ни одного нищего, просящего подаяние.

Перед морвокзалом видим трассу Формулы-1 с контрольной вышкой, трибунами и боксами. Где-то я читал, что в наши дни здесь этапы Гран При не проводятся, но всё сохранено. Есть даже музей Гран При, правда мы в него не ходили.

Кстати, развлекаловка Макао знаменита, кроме многочисленных казино, игорных домов и ночных клубов, ещё и такими азартными заведениями, как «канидром» — собачьи бега, и ипподром. Но в эти дни забегов не было, поэтому нам не довелось на них полюбоваться ни там, ни там.

Морвокзал или Паромный Терминал это большое современное сооружение типа международного аэропорта: первый этаж -«приплыв», второй — «выплыв» (если по аналогии «прилёт — вылет»). Вся атрибутика присутствует — Duty Free Shop, стойки регистрации и паспортного контроля, таможня, накопители, Gates и т. п. Всё очень чисто, современно и информативно. И каждые 15 минут возникают и потом рассасываются шумные толпы китайцев, приплывших из Гонконга или из материкового Китая или уплывающих туда.

Быстренько оплатили и получили заказанные билеты. Всё четко. Как и было написано на сайте, мне с женой скидка по $2 на каждый билет. На билете написано Senior (старше 60 лет — Поживите с наше!). Пустячок, а приятно. Уважают! И $8 лишними не бывают.

Теперь можно и на прогулку по городу.

Рядом с морвокзалом находится большущий водный резервуар — водохранилище, честно говоря, не знаю его назначение, но уровень воды в нём, существенно выше отметки поверхности моря. Вдоль его берега устроена прогулочная набережная с газончиками и большим количеством детских тренажеров в прекрасном состоянии.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

И тренажеры не простаивают. Ребятишки на них качаются, прыгают, бегают. Родители некоторые тоже время не теряют — бегают вдоль набережной или занимаются гимнастикой.

Но указатель, который мы увидели на краю газона, поразил нас больше. На знаке, установленном на стойке, была изображена собака и WC, что для читающей публики должно было означать «туалет для собак».

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

А под знаком — круг метра два диаметром, окаймленный бетонным бортиком и засыпанный песком.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

При этом, бортик не сплошной, а с разрывом, чтобы бедному животному не перепрыгивать его, торопясь по нужде, а спокойно войти в круг.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Метров через 150 — 200 обнаруживаем ещё один такой же. Хорошо живётся собачкам в Макао!

Правда, с человеческими туалетами тоже проблем нет.

Обогнув холм (местные гордо величают его «горой») Colina da Guia, на одной из вершин которого находится маяк, и пройдя немного по улочке, находим нижнюю станцию канатной дороги, поднимающей всех желающих на холм, где находится парк. И снова, для Senior persons скидка на билеты канатки.

Внизу видны изобилие цветов, зелень, серпантин дорожек, спортивные и игровые площадки. Поднявшись наверх, на всех дорожках встречаем бегунов — и мужчин, и женщин разного возраста, бегающих не ради спорта, а в погоне за здоровьем. Поднимаемся по дорожке чуть выше и, прогулявшись вдоль хребта холма, выходим к маяку, откуда открываются прекрасные панорамные виды на Макао во все стороны.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Спустились. Пройдя небольшую современноевропейского стиля площадь с садиком Васко да Гама и пару улиц, выходим к Кафедральному собору, а затем на площадь Leal Senado. Это центр Макаосской тусовки. Красивая мощёная площадь, обстроенная и обустроенная в чисто европейском стиле.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Если бы не обилие китайцев, то полное впечатление, что находишься где-нибудь в Португалоиспании. Я в Португалии не был, но думаю, что испанская Андалузия по стилю городских улиц и площадей не сильно отличается. Так вот, ощущение, что ты находишься где-то там в Испанопортугалии, не покидало меня во иногих местах Макао. Это впечатление усиливали католические соборы и обилие сортов португальских вин и порто в супермаркетах и винных магазинах.

Узкие, зачастую мощёные брусчаткой или булыжником, плотненько застроенные улочки с ухоженными зданиями. А крытый рынок Макао с обилием морепродуктов в аквариумах и на прилавках, с продавцами в белых халатах и фартуках напомнил мне почему-то знаменитый рынок в Валенсии, только в Макао он значительно меньшего размера.

На площади Leal Senado картинка: молодой китаец, уличный певец, поет на китайском «выходила на берег Катюша ………», и поет неплохо. Но публика на площади, кажется, его не слушает, просто воспринимает, как фон.

Зашли в находящийся рядом уютный небольшой собор Св. Доминика. Посидели, поразмышляли.

Через несколько узких, заполненных толпами туристов и местной гуляющей публики улиц с бесчисленными лавочками и магазинчиками, торгующими местными сладостями и особо приготовленными ломтиками говядины и свинины, которыми зазывалы угощают вас прямо посреди дороги и перед открытыми витринами и входами, выходим к широкой длинной лестнице.

Наверху лестницы фасадная стена знаменитого собора Святого Павла (Сан-Паулу), построенного иезуитами ещё в 1602 году. Просуществовал он недолго — всего 230 лет, в 1835 году собор окончательно сгорел. Всего он перенес три больших пожара, и всё, что от него осталось сегодня, — это стена с зияющими пустотой оконными и дверным проемами, посмотреть на которую приходят туристы.

Жаль, хороший собор был, наверное.

Вернувшись в отель, обнаруживаю на стене в холле информацию, что от нашего отеля к Паромному Терминалу ходит бесплатный для постояльцев челночный автобус. Здесь же его расписание. Оказывается, он забирает пассажиров сначала ещё из двух отелей неподалёку, а уж потом из нашего. Идём искать, где же на него посадка. Нашли, останавливается он на противоположной стороне проспекта за углом поперечной улицы. Отлично. Теперь знаем, как завтра поедем в порт.

Действительно, поутру минута в минуту подкатывает шаттлбас «Toyota Coaster», размером с наш «ПАЗик», и минут через 15 нас уже выгружают у входа на второй этаж Паромного Терминала, где находится зал «выплыва».

Регистрируемся, сдаем вещички, проходим паспортную проверку, и вот мы уже у входа в наш посадочный накопитель. Здесь ещё раз проверяют, туда ли мы пришли, и на наших билетах ставят номера мест. Регистрация на наш рейс только началась, мы одни из первых, и служитель дает нам хорошие места в начале салона у иллюминаторов.

Через окна во всю стену со второго этажа хорошо видна бухта с красивым мостом, дебаркадеры причалов, причаливающие и отваливающие паромы, разворачивающиеся и набирающие скорость, поднимаясь на подводных крыльях. Красиво.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

В накопителе стоят два больших массажных кресла, в которых, опустив в слот монетку в 5 гонконгских долларов (около 18 рублей), можно получить массажное удовольствие от шеи до голеней. Время есть, делать нечего, решили испытать массажные кресла. Понравилось.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Видим в окно сверху, как к нашему дебаркадеру причалил паром, выгрузились прибывшие. Приглашают на посадку. По пандусу спускаемся на дебаркадер, входим на паром. Наш паром Jetfoil построен Боингом с двумя газотурбинными двигателями от Роллс Ройса. Скорость 45 узлов. Впечатляет.

Салон эконом класса весьма широк и просторен, ряды удобных авиационных кресел с двумя проходами вмещают около 100 пассажиров. Ещё один салон эконом класса на верхней палубе — ещё 100 человек. А всего Jetfoil вмещает 240. Паром практически заполнен, несмотря на то, что они ходят каждые 15 минут.

Стюарды и стюардессы внимательно проверяют, застегнуты ли ремни. Отчаливаем, разворачиваемся, набираем скорость и выходим из бухты на простор. Виден удаляющийся силуэт побережья Макао.

Прощай Макао — впереди Гонконг.

Часть 3. Гонконг (Сяньгань).

Проходим мимо каких-то островов и островочков, заполняем какие-то иммиграционные бланки, и вот уже виден лес небоскребов Гонконга. Наше судно входит в крытый дебаркадер паромного терминала. Пошли на выход.

Паспортный контроль. Элементарно.

Все куда-то идут, идём и мы. Вышли. Огляделись. Оказывается, мы так разбежались, что проскочили уже и выдачу багажа и таможню. Пошли назад искать свой багаж. Благо, что нас любезно пропустили в обратном направлении за зону таможенного контроля.

Наконец, вышли к стоянке такси там же внутри терминала. Такси стоят в две линии. Одна линия — такси на Колун, другая — на остров Гонконг. Нам именно туда. Садимся. Водителю: «- Wan Chai, please!» (Wan Chai — это один из районов острова и название станции метро). Водитель, улыбаясь, кивает: «- Yes, sir. OK!». Дальше: «- South Pacific Hotel, please!». В ответ недоумение на лице водилы. Я ему показываю распечатку ваучера с названием отеля и адресом. Без результата. Достаю карту и пальцем тыкаю в место нахождения отеля, тем более что он на карте показан. Безрезультатно!

Повторяется история, как в Макао. Честно говоря, я не ожидал. Всё-таки я представлял себе Гонконг весьма англоязычным городом. Однако!… Но проблема разрешилась на технологически современном уровне. Водитель по телефону тут же связался со своим англоговорящим диспетчером и передал трубку мне. После разговора со мной диспетчер разъяснил ему путь-дорогу к месту назначения.

Летим по магистралям, проспектам и улицам, разрезающим нагромождение гигантских небоскрёбов. Красиво. Разница: в Бангкоке, Куале и даже в Сингапуре небоскрёбы рассыпаны, здесь собраны в кучу, как в Манхэттене Нью-Йорка.

Сразу замечаешь очень большое количество снующих городских автобусов, и все они двухэтажные. Несколько архаичной внешности (особенно на фоне небоскрёбов стиля Hi Tech) трамваи тоже двухэтажные.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Приехали без ошибки к нашему отелю. Ура!

Высокий пожилой и очень колоритный индус с седой бородой в чалме и красном сюртуке с приветливой улыбкой распахивает двери лобби. South Pacific оказался весьма неплохим отелем, очень твёрдой трёшкой, с весьма доброжелательным стафом. В номерах присутствует всё, что должно быть в отеле такой категории, плюс свежие газеты под дверью каждое утро. Кроме того, запечатанный в прозрачный пакетик переходник под евровилку для электророзетки. Распечатаешь, будешь пользоваться за отдельную плату.

Как потом выяснилось, рядом с отелем на соседней улице Bowlington Rd. находится неплохой вечерний рыночек с фруктами, морепродуктами и прочей снедью. И несколько открытых допоздна забегаловок и кафешек, где можно недорого перекусить.

Кстати, с английским спеллингом названий улиц в ГК дело обстоит скверно. Передо мной три туристских карты города, и на них три разных написания названия одной и той же улицы — Bowlington, Bowrington и Bowington.

Вообще, интересно: оказывается, в ГК сложилась определённая специализация улиц или их участков. Нам встречались потом улицы с магазинами спорттоваров, улицы с магазинами товаров для женщин, улицы с ювелирными магазинами, с магазинами фото- видео- телефоно- радиотехники и т. п. А на улице Tin Lok Lane, где находился наш отель, преимущественно были магазины электротоваров. Всё в сиянии светильников, люстр и фонарей.

В окно нашего номера вдали была видна какая-то зеленая территория и около неё сооружения, издали похожие на большие трибуны. Подзорной трубы нет, а так не разглядишь, что это такое. Вечером всё это погружалось в темноту.

Но, однажды поздно вечером, когда, вернувшись в отель и разойдясь с нашими друзьями по номерам, мы с женой уже собирались отправиться ко сну, я подошел к окну задернуть шторы и увидел, что зеленое поле ярко освещено, а на трибунах вроде бы полно людей. Но, что за действо там происходит, понять было невозможно. Я говорю жене, пойдём прогуляемся и посмотрим, что там такое.

Когда мы подошли, то это нечто оказалось большим ипподромом, на котором проходили скачки. Опустив по 5 или 10 HK$ в турникет на входе, вошли на территорию к полю и трибунам. Народа уйма, много молодежи и людей среднего возраста 25–40 лет, очень много европеоидов, многие знакомы друг с другом, много женщин. Многие пришли компаниями. Киоски с пивом, закусками. Пиво разливное в кружках и кувшинах. Пьют пиво. Делают ставки, живо обсуждают, смеются. Такая милая тусовка. И все это ярко освещено и находится в окружении громад небоскрёбов на фоне еле видных в ночи гор. Впечатляет.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Конечно, не зная системы и правил, ставки мы не делали, но кувшинчик пивка на пару литров испили, посмотрели на эту колоритную атмосферу тусовки и отправились на ночном трамвае спать. Тем более, когда мы пришли, были уже последние забеги.

Гонконг очень технологичный в бытовом смысле город. Очень многое продумано и сделано для организации удобной городской жизни.

Первое, что нам очень понравилось и оказалось страшно удобным — это универсальный проездной билет Octopus. Его можно купить на любой станции метро в кассах Customer Service. При его покупке берется залог (Deposit) 50 HK$. На счет вносится не менее 100 HK$. Получаете пластиковую карточку, которая, по сути, является пополняемой дебетовой картой. Ею можно расплачиваться на 8 (поэтому и «Октопус») видах транспорта, в т. ч. на метро, автобусах трёх транспортных компаний, трамвае, фуникулёре на знаменитый Peak (Peak Tram), пароме между Колуном и островом Гонконг, паромах на другие острова (например, на остров Лантау). При этом, все тарифы на транспорт при оплате Октопусом несколько ниже обычных.

Когда прикладываешь карту к терминалу на входе (или на выходе), то на табло высвечивается остаток денег на карте и снимаемая сумма. Таким образом, всё время контролируется её платёжеспособность и необходимость её пополнения. Опять же, для пожилых людей, независимо от их гражданства, стоимость приобретения карты (Octopus Senior) и транспортные тарифы, списываемые с неё, также несколько ниже обычных. Когда потребность в карте отпадает, вы её возвращаете в любую кассу Customer Service и получаете назад залог и остаток средств на карте.

Станции метро, как правило, имеют много (6–7) выходов на поверхность на различные близлежащие улицы и площади. Все очень просторные подземные вестибюли и коридоры снабжены понятными указателями и схемами, заблудиться надо очень уметь. В подземных вестибюлях расположены магазины и кафе. Чистота всех помещений в метро поразительная, хоть голым задом на пол садись. Предупреждающая надпись гласит: «Штраф за мусор может достигать 5 000 HK$" (около 650 USD или 17,5 тысяч рублей!!!). Не слабо! Но, может, поэтому и чисто.

Платформы всех станций абсолютно безопасны, потому что закрыты ограждением из дымчатого акрилового стекла. Видишь, как подходит поезд, видишь пассажиров, но вывалиться на пути, и стать Анной Карениной гонконгского метрополитена не удастся даже при большом желании. Двери проёмов ограждения и вагонов открываются синхронно.

Все наземные уличные переходы, оборудованные светофорами, имеют ещё и достаточно громкую специфическую звуковую сигнализацию с разным характером звучания сигналов «стойте-идите» для плохо видящих.

Несметное количество надземных открытых и застеклённых переходов и галерей связывает небоскрёбы над улицами так, что можно длительное время и расстояние идти в нужном направлении, не спускаясь на улицы, проходя сквозь небоскрёбы с торговыми центрами или огибая их. В большинстве случаев подъёмы и спуски оборудованы эскалаторами.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Трафик очень интенсивный, пробок на улицах хватает, но, пожалуй, их поменьше, чем в Москве. Обилие машин такси красного цвета, весьма недорогого. Частые утренние туманы и дымка на северном побережье острова отнюдь не способствуют ускорению уличного движения.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Как инженер — строитель по профессии, я не уставал любоваться гонконгскими небоскрёбами, исключительно разнообразными по облику и техническому воплощению произведениями архитектурных замыслов и инженерной мысли.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Самый большой в мире (800 метров) эскалаторный путь Central — Mid-Levels Escalator бесплатен и работает ежедневно с 6.00 до 10.00 утра на спуск и с 10.20 утра до полуночи на подъём. Он соединяет жилую застройку на горе (верхний вход-выход на Conduit Road) с торгово-деловым районом и паромными терминалами внизу (нижний вход-выход на Connaught Road Central). От занимающего 4 место в мире по высоте 88-ми этажного небоскрёба Two IFC, пройдя сквозь торговый центр IFC Mall и небоскрёб One IFC, вы проходите над Connaught Road Central, сквозь небоскрёб Hang Seng Bank, через Central Market, пересекаете оживлённые Queen’s Road Central и Stanley Street, постепенно поднимаясь на гору. Пересекая улицы и улочки под вами, вы имеете возможность выйти там, где вам нужно. Один эскалатор кончается, вход — выход, и вновь следующий эскалатор. Мимо вас и под вами проплывают магазины и магазинчики, рестораны и кафешки с сидящими там посетителями, собор, дворы и скребущие небо жилые дома.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Одни сходят с эскалатора, другие входят, присоединяясь к вам. А вы всё поднимаетесь и поднимаетесь….

Выйдя на Conduit Road, поворачиваем налево и начинаем спускаться по чистеньким, тенистым и достаточно зеленым улочкам с многоэтажными кондоминиумами и въездами в гаражи под ними. Пройдя под многоярусной дорожной развязкой,

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

выходим к Зоопарку и Ботаническому саду. Время уже позднее, и туда идти бессмысленно. Огибаем их понизу, выходим к нижней станции фуникулёра Peak Tram и входим в большой и ухоженный Hong Kong Park.

Уже сумерки, уже подсвечены окружающие парк небоскрёбы и фонтаны парка. Впечатляет.

Проходим мимо припаркованных больших и красивых автомобилей. Из одного из них выходит разряженная пара брачующихся, из других нарядные гости. Оказалось, здесь находится гонконгский ЗАГС, и они приехали на регистрацию. Молодые пары всегда красивы. И везде. И в Гонконге тоже.

Выйдя из парка, попадаем к украшенным уже к Рождеству магазинам

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

торгового центра Pacific Place, окруженного отелями Marriott, Shangri-La и Conrad. Это уже на шумной Queensway с ее двухэтажными автобусами и трамваями, как раз у станции метро Admiralty, откуда и до нашего отеля рукой подать.

Наверное, нет ни одного, приехавшего в Гонконг, кто бы ни поднялся на гору острова Пик Виктория, называемую по-простому Peak. Конечно, горка как горка, невысока особо, и не была бы так уж знаменита, если бы с неё не открывалась захватывающая панорама небоскрёбной застройки острова Гонконг и Колуна, разделённых акваторией пролива. Хорошо знакомые по многим фильмам и фотографиям виды Гонконга. Это нельзя пропустить и не увидеть воочию. Площадка на горе связана с городом (впрочем, это все город) двумя средствами передвижения: старинным знаменитым фуникулёром Peak Tram и современными двухэтажными автобусами 15 маршрута или микроавтобусом № 1. Решаем наверх подниматься фуникулёром, а спускаться автобусом.

Нижняя станция фуникулёра находится недалеко от станции метро Central, на этой станции 7 выходов на поверхность — надо выйти к Jackson Rd. и Chater Garden. Там везде достаточно указателей на Peak Tram Terminal. По дороге к станции фуникулёра можно остановиться и заглянуть в St. John’s Cathedral. А когда мы вышли за ворота Собора, то увидели на противоположной стороне Garden Rd. оригинальный каскад фонтана с надписью Peak Tram. Значит, нам сюда.

В ангаре нижней станции фуникулёра на турникете платим Октопусом и проходим на платформу, где уже толпится народ, в основном любопытствующие приезжие. На стенах в световых коробах всякая инфа с картинками об истории создания фуникулёра и его реконструкции. Круто вверх на гору почти под 45 градусов уходят рельсы. При таком наклоне стоять в вагоне не просто, поэтому полы сделаны ступенчатыми, а сидения наклонными. Забавные такие вагончики, стилизованные под старину.

Вагон карабкается по склону довольно быстро. Многие пытаются через окна фотографировать открывающуюся и проплывающую меж деревьями панораму города и пролива. Хотя самый лучший вид на панораму города будет наверху со смотровой площадки.

Верхняя станция фуникулёра расположена далеко не на самой вершине горы, но достаточно высоко, чтобы со стилизованной смотровой площадки Lions Pavilion Lookout, украшенной львиными скульптурными фигурками, можно было наслаждаться панорамой города по эту и ту сторону пролива Victoria Harbor, наблюдая за разбросанными на синей скатерти пролива судами и судёнышками — от стоящего на рейде у Колуна огромного белоснежного океанского круизного лайнера до еле заметных с высоты шустрых катерочков с белыми шлейфами за кормой.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
2
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
2
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Все путеводители настоятельно рекомендуют сплавать на остров Lantau, чтобы посетить монастырь Po Lin и увидеть гигантскую статую сидящего Будды. Мы прислушались к советам путеводителей и пошли в порт,

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

где на причале № 6, оплатив, опять же, Октопусом, поднялись на паром, отправляющийся на пристань Mui Wo острова Лантау (также известную как Silvermine Bay). От часового морского плаванья получили большое удовольствие, наблюдая оживлённое движение встречных, поперечных и попутных всевозможных «плавсредств» под флагами разных государств.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

На острове рядом с пристанью мы обнаружили площадку посадки на автобусы. Автобус № 2 повез нас по очень живописной дороге через холмистый остров на плато Ngong Ping, окружённое горами, к монастырю. Сначала мы пошли осматривать сам монастырь

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

и отведать вегетарианской обед в монастырской столовой, который оказался весьма вкусным и многоблюдным.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Но, ко всему прочему, квитанция об оплате 60 HK$ за обед давала нам право подняться к статуе Будды, уже не платя отдельно за вход.

Надо сказать, что довольно много людей поднимаются по 268 ступеням, ведущим к самой большой из находящихся на открытом воздухе статуй Будды. Бронзовая статуя высотой 34 метра и весом 250 тонн изображает сидящего Будду с поднятой в благословляющем жесте правой рукой.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

На площадке вокруг статуи Будды расположены восемь статуй бессмертных.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
2
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

С площадки открывается красивый вид на долину. Мы не пожалели, что приехали сюда.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

В другой день мы отправились посмотреть районы Гонконга, расположенные на южном побережье острова. Это, прежде всего, район Aberdeen — бывшая рыбацкая деревня, ныне большой район с населением 60 тыс. жителей, утыканный высотными зданиями и знаменитый своим рыбным портом с сотнями джонок и сампанов, а также двумя большими плавучими ресторанами.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Побродив по набережной и посмотрев суету рыбного порта, мы наняли сампан за 120 HK$,

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

чтобы уплыть в другой район — Stanley, знаменитый неплохим пляжем, своим большим вещевым рынком и тем, что проживает в этом районе значительное количество белого населения Гонконга. Первое время после захвата англичанами острова именно здесь был административный центр колонии до того, как его перенесли на северное побережье острова в Victoria City. Это было очень красивое почти часовое морское плавание на сампане и любование видами южного побережья острова.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Перед нами проплывали вдали (сампан шел довольно далеко от берега) гористые берега и бухты острова, аттракционы Ocean Park’a пока, наконец, нам не открылась панорама бухты и полуострова Stanley. Наш лодочник высадил нас на пирсе у пляжа,

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

откуда мы и прошли к прогулочной набережной, заставленной столиками многочисленных кафе, ресторанов и баров. Там мы и отобедали в тени зонтиков, наслаждаясь прекрасным пивом, видом на бухту и фланирующей вдоль набережной гуляющей публикой, зачастую с собачками разных пород и размеров.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Ну, а потом, мы сели на автобус и, миновав туннель под горой Виктория, вернулись на северное побережье к станции метро Causeway Bay, что поблизости от нашего отеля.

Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

На следующий день мы отправились погулять в Колун. Доехав на метро под проливом до остановки Tsim Sha Tsui, вышли на оживлённую Nathan Road и сразу попали в окружение движущейся разношерстной толпы людей, небоскрёбов и двухэтажных автобусов. Все первые этажи — магазины, рестораны и прочие заведения. Пройдя несколько десятков метров, обнаружили слева вход в Kowloon Park, куда мы и отправились мимо здесь же расположенной мечети. Прекрасный парк с фонтанами и цветниками оказался весь в окружении небоскрёбов, что ещё больше подчёркивало его красоту и совершенство его природы.

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

Всё ухожено, исключительно чисто и красиво. Этакий райский зелёный оазис в суперурбанистическом окружении. Здесь же и небольшой китайский храм, и спортивный комплекс. Пройдя дальше и погуляв по уличным рынкам, в т. ч. с обилием рыбы, между метро Jordan и Yau Ma Tei

1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)
1
Некитайский Китай (Макао и Гонконг)

и специализированным уличным рынкам на Sai Yeung Choi Str., Tung Choi Str. и Fa Yeun Str. в районе метро Mong Kok, мы, окончательно одурев от обилия товаров, отправились назад, домой (я имею в виду, в отель). Паром перевез нас на другую сторону пролива, а мы, между тем, любовались панорамой уже подсвеченного огнями острова Гонконг. За неимением собственной качественной фотографии, предлагаю посмотреть ЗДЕСЬ. (Файл, правда, тяжеловат, но когда он откроется, вы увидите потрясающую панораму, и ваше терпение окупится.)

В метро мы вернули уже более не нужные нам Октопусы и получили назад денежки.

Вот, собственно, и всё. Мало, конечно, осталось ещё многое, невиданное нами. Но утром мы должны были через Макао (опять Turbo Jet) перелететь в Бангкок (опять уже знакомая нам Air Asia).

Такси, паром, незабываемая прощальная утренняя панорама Гонконга, и через 50 минут мы выгрузились в паромном терминале Макао. Прямо с причала мы вошли в офис Express Link, где неторопливые служители оформили наш багаж и регистрацию на рейс до БКК, после чего погрузили всё это (и багаж, и нас) в небольшой автобусик Toyota Coaster, который в сопровождении таможенно-иммиграционных служак доставил нас прямо в зал ожидания вылета аэропорта Макао, а наш багаж прямо в самолёт.

Всё. Прощай некитайский Китай! Вернёмся ли мы сюда когда-нибудь снова? Кто знает?! God knows only!

Впереди наш знакомый и любимый Таиланд. Но, это уже отдельная песня.

Посмотрев через иллюминаторы на горы Вьетнама и Камбоджи и слегка подремав, мы даже не успели заметить, как наш самолёт уже бежал по знакомой посадочной полосе бангкокского аэродрома.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курортах: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии