Турист наталья пахомова (LuNA2011)
наталья пахомова
была 12 апреля 2022 19:27

Чолпон-Ата — Киргизия Июнь 2009

У меня со школьной поры «на слуху» название озера Иссык-Куль, но тогда была большая страна, называемая СССР. А когда пару лет назад знакомые рассказали, что отдыхали на этом чудесном озере, я не сразу поняла, что это не Россия, а другое государство — Кыргызстан. В июне 2009 года мы, изучив отзывы туристов, составили свой автомобильный маршрут длиной около 2000 километров. Выяснилось, что наш путь будет проходить через две государственные границы: Казахскую и Киргизскую. У нас уже был опыт пересечения Казахской границы, ничего сложного, мы люди мирные. Единственная проблема которая могла возникнуть — очередь на въезде на пограничный пункт. Путь Тюмень-Чолпон-Ата занял два дня, при этом в первый путь мы заехали в столицу Казахстана Астану, чтобы сходить с детьми в океанариум, который мне не очень понравился в этот раз, почему-то морских обитателей стало значительно меньше.

Дорога

Хочу сказать, что в обоих государствах в целом дороги очень хорошие. О дороге на Астану я уже рассказывала: прямая, ровная, широкая. С нами случилась прикольная история: при заезде в Астану нас остановили сотрудники полиции и потребовали снять тонировку с боковых стекол автомашины. Следует сказать, что в стране не встретишь затонированных автомашин, ВООБЩЕ, то есть даже каких-нибудь «блатных». Запрещено и всё. Мы пытались убедить сотрудника, что в России техосмотр пройден, нормы не нарушены и мы движемся по их стране транзитом, то есть через несколько часов будем в Киргизии, пришлось вызывать старшего полисмена, который с нами согласился и шепотом порекомендовал в случае, если мы видим пост полиции на дороге, открывать боковые стекла до упора, чтобы тонировка в глаза не бросалась. Мы несколько раз так делали и проезжали спокойно. Но на обратном пути у Астаны моросил дождь и было прохладно. При виде полиции на дороге мы по-привычке открыли окна, но были остановлены. Сотрудник с улыбкой сказал, что догадался о тонировке, т. к. в такую погоду вряд ли нам в машине жарко. Так что с тонировкой в Казахстан нельзя! Мы при выезде из страны видели, что въезжающие россияне прямо на посту просто варварски сдирают пленку.

А за Астаной в сторону Киргизии (Темиртау, Караганда, Балхаш, Бирлик, Чу, Георгиевка) дорога тоже хорошая, и что мне нравится больше всего — очень мало транспорта, т. к. это не самая населенная часть Казахстана. Мне кажется, что если бы я задалась целью, то спокойно смогла посчитать проезжающие мимо машины.

Записки об Иссык-Куле

По пути особо смотреть не на что: голая степь, иногда горы. Но иногда встречаются интерессные рукотворные объекты.

Но благодаря равнинным пейзажам, там просто бескрайнее небо, а в России постоянно встречаются перелески, поселения, здесь же — одно небо. Вдоль дороги очень много захоронений: маленьких и не очень маленьких огороженных башенок, некоторые кирпичные. Часто встречаются и одинокие могилы, к которым ведут белые ступеньки, т. к. хоронят на возвышенностях.

По пути проезжали очень большое озеро Балхаш: на берегах много промышленных предприятий, строится цементный завод, так что ни курортов, ни здравниц нет. Правда рыбу продают, большую и вкусную.

Записки об Иссык-Куле

Еще про дороги Киргизии мы узнали интересный факт, который, наверно, можно было бы в летнее время использовать и в нашей стране. В дневное время, запрещено движение большегрузного транспорта, чтобы распалённый солнцем асфальт не деформировался под их весом и не образовывались колеи и бугры на дороге. Поэтому дальнобойщики днем отдыхают, а в то время, когда мы ищем место для стоянки, выезжают в путь. Мне понравилось это правило: нам днем не мешают и дорогу не портят.

Казахско-Киргизская граница нами пройдена без проблем и нам остался, как нам казалось, небольшой остаток пути. Но когда мы вскоре после границы въехали в горы, скорость заметно снизилась, т. к. дороги извилистые и узкие, но зато очень красиво. У меня есть мечта: хочу увидеть маковое цветущее поле. При въезде в горную местность Киргизии мы высоко в горах увидели поля цветущих красных маков, просто большие квадраты красного цвета. Я так надеялась, что мне еще представится возможность на Иссык-Куле увидеть маки поближе, но увы. Либо мы ездили не там, либо они уже отцвели. Встречались только разрозненные маки, причем не только красного цвета, но и жёлтого.

При въезде в зону Иссык-куля стоит природоохранный пост, на котором мы заплатили определенную сумму, точно не помню сколько. Надо сказать, что защитникам природы в свое время удалось отстоять берега озера от размещения там предприятий, которые бы загрязнили воду. В Киргизии даже есть закон, запрещающий размещаться людям с палатками, на машинах на берегах озера (во избежание загрязнения бытовыми отходами). Хотя я думаю, что в палатках на этом озере жить некомфортно, т. к. оно находится как бы в котловине, вокруг горы и после захода солнца становится холодно, хотя днем очень жарко. Вообще, к машинам с российскими номерами в Киргизии, со стороны сотрудников полиции уделяется пристальное внимание. Причем не только ГАИ, но и просто оперативных служб, проезжавших мимо. Но общаются доброжелательно, один сотрудник ГАИ в городе нас встречал ежедневно, первые дня два останавливал и проверял документы, а потом запомнил и приветствовал нас при встрече.

Мы приехали в г. Чолпон-Ата в начале июня, сезон только начинался, так что нам удалось снять недорого очень приличное жилье: двухкомнатные аппартаменты за 700 рублей в сутки. В сезон (июль—август) их сдают за 100 долларов в сутки, т. к. хозяева построили этот пристрой на 4 номера года два назад. Нашу машину мы поставили прямо во дворе, рядом с хозяйской. Пристрой находится около хозяйского дома, напротив их столовой. Это двухэтажное здание, на 4 номера. На каждом этаже общий холл, в котором стоит холодильник, диван, а потом отдельные номера. В первой комнате стоит большой стол с посудой, две кровати, тумба с телевизором. Понятно, что многие русские каналы работают. Во второй комнате стоит шкаф-купе, большая двухспальная кровать. Туалет весь в плитке, душевая кабина, горячая вода всегда есть, т. к. стоит водонагреватель. Ремонт сделан хороший. Хозяева люди радушные, но лишний раз мы друг друга не донимали.

Записки об Иссык-Куле

Наш дом стоял напротив пансионата, с администрацией которого у хозяев была договоренность о беспрепятственном проходе отдыхающих по территории на пляж. Так что наш пятиминутный путь проходил по ухоженной цветущей территории пансионата на такой же чистый берег озера Иссык-куль с кристально чистой водой. Я считаю, что озеро и его окрестности — самое красивое место в мире. Я уже говорила, что озеро находится как бы в котловине, окружено горами. Погода часто меняется: то солнце, то за час набегают тучи, поднимается ветер. Причем солнце освещает вершины гор по разному: то они скрыты в облаках, то видны их белоснежные вершины, то горы ярко зеленеют. Очень красиво и словами непередаваемо.

Вода в озере очень прозрачная и очень холодная. Но она настолько обогащена разными солями и минеральными веществами, что тело к холодной температуре адаптируется быстро, плавать очень приятно и я читала в литературе, что и очень полезно.

Ультрафиолет очень сильный: я утром вышла на улицу в спортивном костюме, вскоре стало жарко, я осталась в майке, через полчаса майка осталась на моей коже до конца отпуска.

Утром мы питались дома, в обед и вечером в кафе, которых большое количество. На центральной улице мы нашли кафе, где провели самое большое количество трапез, т. к. хозяин кафе готовил сам сногсшибательные блюда национальной кухни, причем не только те, которые есть в меню. Мы с ним договаривались на определенное время и по приходу чувствовали себя самыми дорогими гостями: жареные манты, шашлык, бишбармак, самса, другие национальные блюда, а какие они в своей печи пекут лепешки! Уходили на «ура»! Мясо сочное, вкусное, выращено на чистых горных лугах. У меня только восклицательные эпитеты к местным блюдам. Дети дома часто привиредничают в еде, там же справлялись первыми. В соседнем поселке по выходным устраиваются ярмарки, где можно купить недорогие вещи, вкуснейшие фрукты, а также молочные и мясные продукты.

Записки об Иссык-Куле

А еще мы устроили для себя несколько экскурсий.

Григорьевское ущелье

Находится неподалеку от Чолпан-ата, есть указатели, где надо свернуть. За въезд на территорию надо платить в будочке, но такса не твердая: они говорят цену, а мы сбавляем её вдвое. И так везде: сфотографироваться с соколом, покататься на лошадях и ослике, рынок в горах. Как только останавливаешься, сразу окружают человек 20 с животными и предлагают свои услуги, но не особо навязчиво. Меня удивили обращения: " Сестра, белая лошадь для тебя» или «Брат, прокатись». Как-то по- родственному. Там нереально красиво всё: горы, склоны, луга, белая бурлящая речка, небо.

Источник

Ну это так громко называется. В действительности это типа общественные душевые из камня, где внутри отдельные кабинки и душ, подсоединенный к горячей воде источника. У нас в Тюмени на таких источниках делают большие бассейны, строят гостиницы. У них все по-спартански, даже электричества нет. Мы с сыном зашли в такую кабинку, которая освещается солнечным светом через небольшое окошко. Минут через 5 солнце закрыла тучка, сын кричит: " Ой, мама! Свет выключили». Мы долго смеялись. Находиться по душем можно не более 10 минут, деньги за это удовольствие собирают символические, такса тоже не твердая, как договоритесь с киргизским парнем «на шлагбауме».

Прогулка на кораблике

нами была откуплена на территории пансионата, там вообще предлагают много туристических направлений: и в ущелья, которых несколько, и в соседние города. Кораблики тоже разные. Прогулка понравилась, желающие могли искупаться, даже для ребенка нашелся спасательный жилет. Озеро очень красивое, вода синяя, прозрачная.

Таможня по пути домой

На Киргизской стороне таможни мы почти не потеряли времени, с полчаса постояли в очереди на пост, внутри же все быстро оформили. На въезде на Казахскую часть поста все машины с российскими номерами направляют в отдельный поток, где досматривают. Нас досматривали около часа, причем все-все вещи надо было вытащить на улицу. Потом таможенник заметил, что в запаске могут храниться наркотики, на что муж предложил сотруднику взять колесо и сходить просветить. Таможеннику не хотелось мараться и он передумал. Потом попросил снять обшивку с дверей: муж ответил, что это входит в обязанности опять же сотрудников таможни. Опять передумал. Затем сотрудник «попросил» от нас денег " на чай», в принципе небольшую сумму, по-моему 500 рублей на наши деньги. И это после того, как «мурыжил» на целый час! Наглость! Принципиально отказали, он погулял минут 15 вокруг нашего автомобиля, повторил свою просьбу «про чай» и поняв, что с нас где сядешь, там и слезешь — отпустил. Так что не торопитесь сломя голову выполнять все просьбы таможенников (если, конечно, не везёте с собой запрещенных предметов). На казахско-российской таможне, как всегда, самая большая проблема — очередь на пост. А так все мирно и спокойно.

Заключение

Как жаль, что в связи с политическими событиями в этой стране, мало кто отважится посетить эту жемчужину, озеро Иссык-куль. Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем посетить его снова. Прекрасная минеральная вода, красивейшая природа, доброжелательные люди, яркое солнышко, вкуснейшая еда, экономичные цены — разве всё это не составные части хорошего отдыха?