Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!
Лауреат конкурса
«Россия 2017»

Кострома, Ярославль, Ростов Великий — Россия Август 2017

Золотое Кольцо России — неустаревающий, всегда актуальный маршрут по основным старинным городам центральной России. Символический круг, ставший олицетворением культурного наследия нашей страны, хорошо виден на карте, его формируют автомобильные дороги, соединяющие традиционно включенные в список Золотого кольца города — Владимир, Иваново, Кострома, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев посад, Суздаль и Ярославль.

Но помимо основного списка городов существует ещё один, так называемый дискуссионный перечень, включающий уже более 20 городов, сёл и посёлков, в него, например, входят Мышкин, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Муром, Палех, Плёс, Рыбинск и Углич.

Оказывается, у успешного туристического бренда в 2017 году 50-летний юбилей, так как термин «Золотое кольцо России» был впервые упомянут в 1967 году в одноименной журнальной публикации литератором Юрием Бычковым. Кстати, ориентирован этот маршрут был в первую очередь на иностранных туристов.

Цветочная инсталляция в Ярославле, посвященная юбилею бренда Золотое кольцо России
Цветочная инсталляция в Ярославле, посвященная юбилею бренда "Золотое кольцо России"

Этим летом и нам посчастливилось впервые совершить путешествие по городам Золотого кольца, как из основного, так и из дополнительного списка. Эта заметка посвящена трем неоспоримым жемчужинам — государыне Костроме, Ярославлю-батюшке и Ростову Великому. Для знакомства с каждым из трех городов у нас было не более одного дня, поэтому я не претендую на глубину и большую содержательность передаваемой информации. Но точно могу сказать, что все три дня мы были «зрение и слух» и впитывали себя новые впечатления, как губка…

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома… (народная песня)

— Здорово, Кострома!
— Здоровенько!
— Что вы делаете?
— А прядиво, милая, мнём
— Ну мните, мните…

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома…
А у Костромушки кисель с молоком, молоком,
А у Костромушки блины с творогом…

Считается, что Кострому основал Юрий Долгорукий в середине XII века, именно ему и был установлен памятник в центре города в 2003 году. Юрий Долгорукий изображен сидящим с мечом в виде креста и вытягивающим правую руку вперед, указывая на Волгу и торговые ряды, словно определяя место, где должен быть заложен город.

В сохранившихся костромских архивах есть записи, из которых следует, что уже в XVII веке в городе насчитывалось 40 церквей и 5 монастырей. И сегодня в Костроме поражают златоглавые купола десятков храмов и монастырей.

Купола Богоявленско-Анастасииного монастыря

Женский Богоявленский-Анастасиин монастырь является хранилищем одной из главных святынь православных — Феодоровской иконы Божией Матери, вот уже более 700 лет покровительствующей верующим.

Сам Александр Невский брал икону с собой в военные походы, перед ее ликом принял монашество. Поклонились иконе и мы, конечно, фотографировать в храме было запрещено, поэтому позаимствовала фото в Интернете.

Феодоровская икона Божией матери в центре. Фото из Интернета

Большой известностью и почетом пользуется Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. В 1613 году в стенах Ипатьевского монастыря первый российский царь рода Романовых — Михаил, взошел на российский престол. Тогда началась история монаршего рода Дома Романовых, продлившаяся чуть более 300 лет, и впоследствии каждый российский император считал долгом в начале своего правления посетить Кострому. Очень красивый вид открывается на монастырь со стороны Волги.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - колыбель Дома Романовых

Подвиг крестьянина Костромской губернии Ивана Сусанина, который завел польско-литовских захватчиков в непроходимые чащи и принял смерть от врагов, так же вписал Кострому в историю. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»

Помимо колыбели Дома Романовых и родины Ивана Сусанина в Костроме есть еще один суперпопулярный бренд — Снегурочка. Кострома может по праву считаться родиной Снегурочки, и на это есть как минимум три причины.

Во-первых: легенда о Костроме и Купале — о брате и сестре. Предание гласит, что разлучённые в детстве брат и сестра встретились спустя много лет. Кострома гуляла вдоль реки, сплела и надела себе на голову венок, но порыв ветра сорвал и унес его в воду. Прекрасный юноша, проплывавший мимо на лодке, подобрал венок. Девушка и юноша сразу полюбили друг друга, а потом поженились. И лишь спустя некоторое время узнали, что они — брат и сестра: юноша оказался Купалой. С горя молодые люди решили утопиться, но боги сжалились над ними и превратили прекрасную пару в цветок, известный сейчас под названием Иван-да-Марья.

Эта история отражается в древнем обычае сжигания Костромы (отсюда и имя Кострома — от «костер», «костра»), обряде проводов весны и встрече лета. Девушку, закутанную в белые одежды, олицетворявшую Кострому, в сопровождении хоровода вели к реке, где уже соломенное чучело сжигали на костре. Символизируя плодородие, Кострома воскресала после смерти. Считается, что сказка о Снегурочке возникла именно на основе этой традиции сжигания Костромы.

Второй и третьей причиной, позволяющей считать Кострому родиной Снегурочки, можно считать написание в Щелыково А. Н. Островским известной пьесы «Снегурочка» и съёмки фильма «Снегурочка» в 1968 году. Ради этой «весенней сказки» был построен специальный дом в Берендеевке, который сохранился до сих пор.

Во всем государстве Кострома славилась не только качественными льняными тканями, солью и медом, но и страшными пожарами, разрушающими всё на своем пути. Кострома 14 раз была почти полностью уничтожена пожарами. До наших дней дошли описания некоторых из них. Например, в летописи написано про 1413 год: «В 30 день июня погорел град Кострома и сгорело 30 церквей». На восстановление города уходило много денег, сил и времени. Тогда в октябре 1823 года в Костроме была создана первая профессиональная пожарная команда, которая подчинялась полиции.

По распоряжению костромского губернатора, в центре города была построена Пожарная Каланча. «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев». В 1823–1827 годах каланча «выросла» на Сусанинской площади, органично вписавшись в архитектуру города. Сам Николай I во всеуслышание восхищался постройкой. После этого костромская пожарная часть стала считаться лучшей в провинции.

Пожарная каланча на площади-сковородка

Есть в Костроме и новые, трогательные памятники, например, эта скульптура котам и собакам, пострадавшим от автомобилей.

Котам и собакам, пострадавшим от автомобилей, посвящается

Благородный, старинный облик Костромы, её царственная история, связывающая город и семью Романовых, снискали славу у путешественников всех веков и сословий.

Костромские окна

Ах, ты наш батюшка, Ярославль-город! (старинная народная песня)

Ах, ты наш батюшка, Ярославль-город!
Ты хорош, пригож на горе стоишь,
На горе стоишь — на всей красоте:
Промежду двух рек, промеж быстрых —
Промежду Волги-реки, промеж Котраски!
С луговой было со сторонушки —
Протекала тут Волга-матушка,
С нагорной да со сторонушки —
Пробегала тут речка Котраска…

Основанный примерно в 1010 году, Ярославль в XVII веке стал третьим после Москвы и Казани торговым городом Русского государства, и вторым после Москвы по количеству жителей.

Конечно, подтверждая статус столицы Золотого кольца (правда, иногда этот статус оспаривается Владимиром), в Ярославле очень много интересных объектов и достопримечательностей, но мы успели посетить лишь некоторые.

Открыточный вид Ярославля
"Открыточный" вид Ярославля

Спасо-Преображенский монастырь — это старейший мужской монастырь в Ярославле. Первоначально все постройки и стены монастыря были деревянными, но во второй половине XIII века были заменены на каменные, а сам монастырь постепенно стал религиозно-культурным центром региона. Не удивительно, что именно в этом монастыре собиратель русских древностей Алексей Иванович Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве».

Монастырь любил посещать и сам Иван Грозный. Об этом свидетельствуют 55 жалованных царских грамот, которые сохранились до наших дней.

В Смутное время на несколько месяцев Ярославль был провозглашен временной столицей Русского государства. От стен Спасо-Преображенского монастыря ополчение под предводительством нижегородцев Минина и Пожарского двинулись в сторону Москвы, и освободили её от польско-литовских захватчиков. В память об этом событии установлен памятник «Клятва князя Пожарского», выполненный в мозаичной технике.

Мозаика на памятнике Клятва князя Пожарского
Мозаика на памятнике "Клятва князя Пожарского"

Митрополичьи палаты — одно из древнейших зданий города, редкий образец архитектуры XVII века. Сегодня в Митрополичьих палатах представлена богатейшая коллекция древнерусского искусства. Среди шедевров — уникальные иконы XIII — XVII веков. Познакомившись с экспозицией, мы получили уникальную возможность проследить 600-летнюю историю ярославской иконописи, увидеть произведения нескольких поколений мастеров.

Над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях, возвышается Успенский кафедральный собор, являющийся архитектурной доминантой и истинным украшением Ярославля.

Купола Успенского кафедрального собора
Над входом в собор помещена мозаичная икона Успения Пресвятой Богородицы.
Три жемчужины Золотого кольца России…

Удивительно, но древний Ярославль всегда шел в ногу со временем и во многом становился первым: первым христианским городом на Волге, родиной первого русского национального доступного театра; здесь начал издаваться первый в провинции журнал «Уединенный пошехонец», открылись первая в русской провинции типография и первая книжная лавка; были выпущены первые в стране большегрузный автомобиль, дизель-мотор и троллейбус; в годы советской власти был получен первый в мире синтетический каучук. Первая в мире женщина-космонавт, Валентина Владимировна Терешкова, родом из Ярославля.

Исторический центр Ярославля, как образец градостроительной политики XVIII века, находится под защитой ЮНЕСКО. Заслуженно Ярославль запечатлен на тысячной купюре.

Ростов Великий. Помни: Русь-Ростов-Россия — родословной нашей суть!

Можно начать рассказ о Ростове Великом и словами Константина Случевского: «Здесь родилось и окрепло великорусское племя».

Три жемчужины Золотого кольца России…

И действительно, Ростов Великий — один из самых древних городов России, первые упоминания о городе встречаются в летописях 862 года.

По одной версии эти земли принадлежали финно-угорскому племени меря, а основателем города был мерянский вождь Роста, в честь которого город и был назван. Меря были язычниками, занимались скотоводством. В VIII веке в Ростове появились первые славяне, скорее всего новгородцы. Мирная ассимиляция постепенно привела к потере языка и обычаев меря. Два племени слились во едино…

Но в логику этой складной версии не вписываются найденные здесь монеты времен римского императора Домициана, пряжка V–VI века и раковина каури из южной части Индии. Все эти предметы, никак не могли принадлежать племени скотоводов меря, а могли быть завезены племенем россов, прошедших через всю Европу. Поэтому, возможно, что Ростов был одним из первых русских городов, построенным славянскими первопроходцами на территории будущей России еще во времена великого переселения.

В языческом Ростове был силен культ бога покровителя домашних животных и материального благополучия — Велеса. По приказу князя Владимира Ясно Солнышко в дохристианском Ростове был возведен «идол Велеса, настолько большой, что вызолоченная голова идола при закате была видна даже из Ростова».

В 989 году идола Велеса свергли, а на его месте воздвигли церковь. Крестили ростовчан, согнав все население в воды озера Неро. Людей разбивали на группы по 10–15 человек, а специально приглашенные византийские священники плавали на лодках между группами и крестили жителей, давая им одно имя на группу…

Три жемчужины Золотого кольца России…

Кстати, Озеру Неро, на берегу которого стоит Ростов, примерно 500 тысяч лет. Как говорят местные легенды, на дне его до сих пор сокрыты спрятанные во время нашествия монголо-татар сокровища. Глубина озера составляет от 1 до 4 метров, и еще до 20 метров ила… Отличное место, чтобы на века спрятать несметные богатства. Но туристы едут сюда не за кладами, а за чудесными видами, которые открываются с берегов.

В XIII веке Ростов был столицей независимого княжества, но княжество быстро обмельчало и разделилось на части, так, что даже появились пословицы: «В Ростовской земле князь в каждом селе», «В Ростовской земле у семи князей один воин». В ходе татаро-монгольских и московских войн Ростов сильно пострадал и, в конце концов, был поглощен Московским княжеством.

На протяжении нескольких веков Ростов был епархиальным центром, одним из богатейших в России. Главная достопримечательность города тоже связана с церковными владыками. Здесь находится резиденция архиереев — местный кремль, возведенный митрополитом Ионой. Не смотря на окружавшие подворье крепостные стены, ростовский кремль имел сугубо гражданское назначение. Такие архитектурные особенности, как необычно широкие ворота, окна на башнях, подчеркивают его не фортификационное предназначение.

Ростовский кремль
Три жемчужины Золотого кольца России…

Самым старым зданием на территории не только митрополичьего двора, но и вообще города считается Успенский белокаменный собор начала XVI века. Его строили на месте более старых церквей, разрушенных пожаром. Сейчас внутри храма идет реставрация, но храм открыт для посещения, здесь можно увидеть росписи XVII века.

Три жемчужины Золотого кольца России…

Рядом с храмом расположена знаменитая четырехглавая звонница, известная в России своими необычными колоколами. Каждый колокол имеет свое имя Сысой, Полиелей, Лебедь, Баран, Голодарь. А вес колоколов варьируется от 32 до 3 тонн…

Благодаря разнообразию колоколов и творческих способностей русских звонарей ростовские звоны превратились в уникальное явление и настоящее искусство, послушать которое приезжали гости издалека.

Знаменитый былинный герой Алеша Попович родом из Ростова. В одной из былин так и говорится: «сын попа Леонтия Ростовского». Некоторые ученые даже называют конкретную историческую личность, которая могла послужить прототипом легендарного воина — возможно, это был ростовский боярин Александр Попович, живший в начале XIII века.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был основан примерно в 1309 году епископом Ростовским Иаковым. По легенде, Иаков заступился за женщину «легкого поведения» и обратился к ростовчанам со словами Христа: «Кто не грешен, бросьте в нее камень». Легенда умалчивает, забросали женщину камнями или нет, но вот епископа из Ростова выгнали, и он на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Спасо-Яковлевской обители.

Из-за хорошо сохранившегося русского колорита и живописных ландшафтов Ростов очень любим кинематографистами. Свои шедевры здесь создавали прославленные мастера советского кино — Гайдай, Данелия, Рязанов, Бондарчук-старший. Конечно, самая известная «местная» картина — «Иван Васильевич меняет профессию». Как тут не вспомнить и про «икру заморскую баклажанную», и про «живьем брать демонов».

Возможно, чтобы у туристов не закрались сомнения по поводу древности Ростова, в городе очень плохие автомобильные дороги, буквально яма на яме… Мы такого давно не встречали.

Три жемчужины Золотого кольца России…

Каждый из трех городов отличается уникальной историей и судьбой. Именно своим разнообразием и неповторимостью интересен маршрут по Золотому Кольцу России. Конечно, тропы по городам Золотого кольца давно проторены искушенными путешественниками, но это было наше первое знакомство с ними, тем оно и ценно для нас.