Турист NatalyA (NatalyA)

Оглавление 1й части:

История поездки

Вокзал. Билеты. Поезд

Путеводители по Киеву и другие источники

Погода

Гостиница

Наши прогулки по Киеву

Обмен «валюты»

Киевский метрополитен

Украинский язык

Представление о Киеве сформировал у меня Гоголь. Вроде о Киеве и не писал, но, тем не менее, этот город в моём воображении рисовался, как театральная декорация к его незабываемым «Старосветским помещикам». Казалось, что все жители этого города, сидят себе в тени грушевых и яблоневых садов, попивают узвар из сухофруктов и водочку на персиковых косточках, заедают маковой сдобой и пирожками с гречневой кашей, отмахиваются от сонных мух, как это делали неповторимые Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович.

Что еще знала? Почему-то с Киевом лично у меня прочно ассоциировались «цветущие каштаны на Крещатике». Всегда мечтала увидеть именно каштаны, именно цветущие и именно на Крещатике.

Плюс к этому – хотелось своими глазами увидеть знаменитый Днепр.

Также из подводных глубин памяти всплыли названия – Лавра, Софийский собор, Владимирский собор и Андреевский спуск с художниками.

Оказалось, что Киев – это Киiв, и что это совсем уже не гоголевский город, и даже не только булгаковский. Киев сассимилировал в себе такую историю, такую энергию событий и персонажей, что и сейчас он – открытая, но не до конца прочитанная древняя летопись. Киев – это город не только для глаз, а скорее и больше для ума, поскольку запускает механизм вспоминания нашей истории (у тех, кому есть что вспоминать - обладателей первоначальных, базовых, но полузабытых знаний об этом городе) или будоражит и провоцирует на дальнейшее знакомство (тех, кто мало, поверхностно знает о нём).

О Киеве сложно писать. Почему? Потому что сказать, что вот вы пришли, к примеру, в Софийский собор, построенный таким-то князем в таком-то году, увидели золотую Оранту, позевали в музее фресок и вышли – оскорбительно. Киев – это фантомный город, история впечатана не только в каждый дом, в каждый булыжник мостовой, каждый памятник, а во весь ландшафт – могучий непокорный порожистый Днепр или Днiпро, невероятные холмы, на которых он и раскинулся, и даже в обломки старинных камней и древнейшие сохранившиеся до сих пор, деревья в пять обхватов. Киев не делится на цифры и перечисление имён, Киев – это поступки людей и результаты этих деяний.

Нельзя сказать, что мы обошли, увидели и узнали весь Киев. За три дня такой подвиг совершить невозможно, ведь Днепр делит город на две части, есть правобережный Киев, и есть левобережный. Мы гуляли по центру. Я была ещё в Лавре и Пещерах. В принципе увидели тот самый «туристический» обязательный набор достопримечательностей. Но то, что увидели – не отпускает до сих пор.

Почти каждое увиденное творение – архитектурное, художественное и просто природное – это буквальное окно в прошлое. Прошлое – неоднозначное. Я всегда догадывалась, что история – это пластилин. Можно вылепить всё, что угодно – в зависимости, конечно, от цели того, кто лепит. Это происходит главным образом потому, что в природе нет ни однозначных людей, ни однозначных событий. На любое событие можно взглянуть и так, и эдак, и с одной позиции, и с другой. Всегда есть две стороны у медали. Также из любого исторического факта можно вылепить либо пирожок с повидлом, либо дулю с маком.

На это понимание меня сподвиг тот факт, что в отношении одних и тех же исторических персонажей, я прочитала массу разных интерпретаций. Главное – все правдоподобные. Но в большинстве же случаев «исторические факты» в путеводителях, энциклопедиях и прочих носителях - если внимательно присмотреться, сопоставить и подумать - рисуют либо противоречивые картины, либо, как «сарафанное радио», транслируют информацию, вылепленную явно каким-то одним источником. «Скульптор» же этих «исторических фактов» остаётся загадочно неизвестным.

Киев в месяце «листопад»

Говоря про Киев, невозможно не рассказывать про очень и не совсем очень известных персонажей. Эти лица – история не только Киева, но всей Древней Руси.

Это - княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир Красное Солнышко. Мать, сын и внук.

А также - Олег Вещий, три брата и сестра – Кий, Хорив, Щек и Лыбедь, князья-самозванцы Аскольд и Дир, любимая жена князя Владимира византийская принцесса Анна Порфирородная.

Это - Киево-Печерские святые.

Также, помимо Киева исторического, мы познакомились с ним современным – а это огромный, модный, чистый, местами очень пафосный, а местами нищий город. Что самое главное – Киев, «откуда пошла земля русская», «колыбель городов русских» - чисто внешне не очень похож на русский город. Если только золотые православные кресты, тянущиеся к небу. А в целом, это уже гораздо более европейский город, более немецкий, и даже «хазарский» город – не побоюсь этого слова J, чем русский.

История поездки.

Спонтанна, как ветер. Легка на подъём. Проста, как три копейки. И нагла до неприличия.

Мужа внезапно послали на конференцию в Киев, о чём он мне печально сообщил по sms. Я тут поняла, что это шикарный шанс увидеть город, и совсем ненавязчиво предложила себя в компаньоны. Муж оживился. Дело было вечером. На следующее утро я уже высадилась на Киевском вокзале и помчалась за билетами в вокзальные кассы.

Вокзал. Билеты. Поезд.

На моё удивление центральные кассы, куда я залетела, следуя стрелке на указателе, оказались коммерческими, т.е. в них брали комиссию в размере ~200руб. за билет. Об этом гласили небольшие буквы скромной таблички в нижнем углу стойки. Я не поняла. Обычно на вокзал и приезжают в целях купить билеты именно по номиналу, потому что в противных случаях их можно купить везде - палаток и интернет-сервисов, делающих бизнес на перепродаже билетов в Москве сейчас пруд пруди. Я спросила у кассирши, где другие кассы. Она сделала вид, что очень занята и не слышит. Переспросила у проходящего мимо работника вокзала. Тот покраснел, как Альхен из «Двенадцати стульев», и тихо заметил (чтобы не распугать очередь не столь внимательных покупателей), что «кассы вокзала», находятся чуть дальше, через 50 метров, ближе к перронам.

Действительно. Вышла из почти центрального (!) входа (с колоннами), немного прошла и очутилась в огромном просторном зале, по периметру которого расположены кассы поездов дальнего следования. Народу вообще почти никого, если не считать одного человека впереди меня.

Покупаю билеты на «Экспресс», поезд №1, который несётся до Киева практически считай без остановок (за исключением таможни) всю ночь. Туда - одно место в купе стоит 1,5т.р., обратно – 1,8т.р. (включает сухой паёк для ужина).

Расписание поезда:

Московская железная дорога (время московское).

Туда: 1/Москва-Киевская – 23.23, 2/Сухиничи – 2.20, 3/Суземка (российская таможня) – 4.57.

Госграница.

Украинская железная дорога (осенью-зимой местное время = минус 1 час от московского).

Туда: 4/Хутор Михайловский (украинская таможня) – 5.38, 5/прибытие: Киев-Пассажирский – 8.00.

Обратно: 1) Киев-Пассажирский – 20.09, 2) Хутор Михайловский – 23.43 (граница, таможня), 3) Суземка (таможня) – 1.35, 4) Сухиничи – 4.00, 5) прибытие: Москва-Киевская – 6.39.

К поезду нет никаких претензий – чистый, почти новый, хрустящее от свежести бельё уже застелено. Единственное большой минус – это таможня, а вернее, время, её прохождения.  В самый сладкий сон, почти целый час – с ~5 до ~6 утра – вас будут тормошить, будить, просить разлепить блаженно спящие глаза и сличить вашу презаспанную лохматую физиономию с приличной представительской фотографией на паспорте. В глаза фонариком, правда, не светят J, но общий свет включают. Кого-то просят показать багаж. В общем, крайне неудачное время для таможенного контроля, тем более что через полтора часа вам снова просыпаться, поскольку вы уже – в Киеве.

Паспорт нужен наш, российский. Плюс проводник выдаёт квитанцию-бланк, который нужно заполнить – кто, что,  как фамилиё, откуда и куда, зачем и почему. Нашим эта бумажка не требуется, она предназначена для украинских пограничников. Её штампуют, рвут на две части, и одну половинку отдают вам – это ваш пропуск на обратной дороге. Не потеряйте. Я, зная все пограничные сюрпризы, подстраховалась на всякий случай ещё и загранпаспортом, но это было лишним. Кстати, бдительно следите, чтобы в ваш российский паспорт какой-нибудь особенно трудолюбивый страж границы не тюкнул свой штамп – для этого существуют заполненные вами квитанции. Если промахнётся – будете менять свой паспорт, он становится недействительным.

В обратном поезде на Москву, поскольку он отправляется ~ в 8 вечера, вам полагается ещё и ужин. Пластиковая коробочка, набитая всякой всячиной – йогуртом, пакетиками чая и кофе, стаканчиком, баночками паштета, сыра и джема, упаковочками масла, сухого печенья и вафель, а также средней бутылкой минеральной воды. Я про всё это пишу к тому, что, не зная, про такой приятный сервис нашей железной дороги, мы совершенно напрасно накупили того же йогурта, булочек и воды на ужин.

Кстати, это важно, в Киеве на одной площади два вокзала рядом: один называется Киевский-Пассажирский, другой – Примiський (или пригородный). Вы приезжаете и уезжаете с первого. Это классическое здание огромного старого вокзала с колоннами.

Путеводители по Киеву и другие источники.

В форс-мажорном порядке, ураганом я помчалась в книжный магазин за путеводителем по Киеву. Честно говоря, покупать очередной бестолковый и дорогостоящий издательский продукт мне не очень хотелось. Лучше было бы найти хороший информативный отзыв, и на этом успокоиться, но времени на их поиск и читку у нас не было вообще – поэтому бегу в книжный. Нельзя сказать, что путеводителей по Киеву – масса. Их нет, то есть был один тощенький и черно-белый «Ле Пти Фюте», и другой из серии «Вокруг Света», называется «Украина». Я, немного испугалась масштабного названия у второго, но оказалось – зря. Хороший путеводитель, почти классический, по трём городам: Киеву, Одессе и Львову, чем меня и подкупил (надеюсь, что ещё пригодится J). Цветные фотографии, хорошая бумага, толковое изложение, а главное, за что авторам отдельная благодарность – уже сконструированные прогулки по Киеву. Это очень удобно, приехал на стартовую точку, свисток, и вперёд навстречу достопримечательностям. Единственное, уже самостоятельно походив по Киеву, я немного не согласна с некоторыми маршрутами. Этого момента коснусь, когда буду рассказывать про Лавру. Ещё не мешало бы поместить схему Киевского метрополитена, она была очень востребована.

Но путеводитель – это всегда шаблон, такой учебник для первоклашек. Понять историю Киева, да и вообще Русского государства мне помог знаменитый и очень уважаемый мною историк Лев Николаевич Гумилёв. Его книги я перечислять не буду, они почти всем известны. Я использовала его «Древнюю Русь и Великую Степь». Гумилёв смотрит на все исторические события как бы сверху, границы государств и территорий для него не имеют значения, и с такого полёта, с такой высоты видны невидимые другим, тщательно скрываемые связи, взаимосвязи, причины и следствия.

Также в понимании киевской истории мне помогла одна, совершенно случайно купленная в Киеве, в самом Софийском соборе, книга известного украинского историка Надии Никитенко «Вiд Царьгорода до Киева». 260 страниц на украинском языке. Ещё когда покупала, не думала, что одолею. А оказалось – легко. 90% понятно, очень смачно и ёмко написанная история династического «шлюба» князя Владимира и константинопольской царевны Анны, любопытные факты, альтернативная точка зрения общепринятым (?).

Рекомендую ещё вот этот сайт: interesniy.kiev.ua. Из всех просмотренных мною (после поездки), он показался наиболее любопытным.

Погода.

На Украине очень красивые названия месяцев: сентябрь у них – вересень, декабрь – грудень, а вот мы приехали в Киев в месяц «листопад» - ноябрь. Прогноз погоды pogoda.in/kiev/eng/ рисовал пасмурные картинки, да ещё изображал и капельки, что мне активно не нравилось. Почему-то в душе я была уверена, что этот немецкий прогноз не прав, ведь Киев гораздо южнее Москвы и, следовательно, если у нас ещё держатся на отдельных ветках остатки осени, то на украинской земле явно мы успеем ещё застать осеннее золото. С выводами мы поторопились. Передвижки климата сейчас настолько исказили привычную метео-картину, что, приехав в Киев, мы увидели только что выпавший снег. Погода нас не баловала, и скажу откровенно, что ноябрь, хоть и маскируется красивым названием «листопад» - это не самый удачный месяц для посещения Киева. Мягко говоря.

День 1й, 8 ноября – снег, первая половина дня с минусовой t, вторая чуть более тёплая.

День 2й, 9 ноября -  снега нет, дождя нет, пасмурно, но в целом самая удачная погода.

День 3й, 10 ноября – весь день бесконечный проливный сильный дождь.

Общий фон – серый цвет: небо, Днепр, здания, всё, кроме настроения J.

Гостиница.

Мы жили в гостинице «Русь». Почему-то она оценена в три звёздочки, но это недоразумение. Здесь полноценные европейские четыре звезды. Внешне выглядит, как огромная современная многоэтажная башня. Метро «Дворец спорта». От станции «Вокзальная» две остановки до «Театральной» с переходом на «Дворец спорта». Почти центр, потому что до Крещатика метров 200-300. Можно сказать, что эта гостиница находится за Бессарабским рынком, по крайней мере, вечером, её сверкающая алая вывеска видна с этой точки.

Гостиница очень современная, шикарный «мармуровый» холл, рестораны и бары, масса иностранцев, огромная парковка. Стоимость номера (стандартного) - 600 гривен или 100 евро. Никаких нареканий, единственное, у нас не было фена и собственно вешалок-крючков для верхней одежды, нам её пришлось складывать на складной столик. Но наш номер – самый дешёвый. В ванной полный комплект всех необходимых махрово-шампуневых принадлежностей, есть ТВ и холодильник. Когда нам понадобился второй комплект полотенец, мы позвонили на ресепшн – не успели положить трубку, как в дверь уже постучала горничная с дополнительной махровой стопкой.

Завтрак – вообще 5 звёзд J. В холле на белом пианино играет музыкант. Большой выбор холодных закусок, вплоть до красной рыбы. Очень вкусные ветчинки и колбаски. Блинчики с творогом. Омлет. Каша. Вкусные сосиски. Жареные грибы в соусе. Фрукты. Сыры на отдельном столике. Многоярусная ваза с выпечкой. Соки, вода, йогурты, чай, кофе, молоко.

Киев в месяце «листопад»

В день отъезда оставили свои чемоданы портье в красной ливрее, и забрали перед поездом.

Единственный и достаточно существенный минус. В рекламном буклете гостиницы было громко заявлено, что от метро – всего 500м. Да, действительно, это так, но дело не в количестве метров, а в их качестве. Поскольку почти весь Киев находится на пересечённой местности, а это высоченные холмы, то, чтобы добраться до гостиницы, вам нужно подняться по высоченным крутейшим ступенькам в гору. Я ещё раз повторюсь, что это – не особенность нашей гостиницы, а нормальный порядок вещей для почти всего Киева, гуляя по городу, вы будете перманентно куда-то либо взбираться, либо спускаться. Мне лично данный момент очень не нравился, особенно, когда я, нагрузившись, вкусными сувенирами на Бессарабском рынке преодолела с тяжёлыми свертками этот ~5-ти этажный подъём, и потом ещё поднималась по наклонной к гостинице, то уже в номере, мне пришлось полностью переодеться. Опущу пикантные подробности. Полностью. Чувствовала себя, как олимпийский бегун после марафонного забега с препятствиями. В такую гостиницу лишний раз не вернёшься, двадцать раз подумаешь J.

Сайт гостиницы: hotelrus.kiev.ua

Наши прогулки по Киеву.

«Наши» – немножко громко сказано, потому что практически два целых дня я гуляю по городу одна, а один вечер и один день мы с мужем гуляем вдвоём. Утром, уже приехав в Киев, мы сразу разминулись, во-первых, ехали в разных вагонах, во-вторых, его встречали, а я сразу с толпой спустилась в подземный переход и стала искать обменные пункты, камеру хранения и метро.

День 1й. Утро – Киево-Печерская Лавра и Пещеры (5 часов). День – Владимирский собор, Золотые ворота, Крещатик. Вечер – Театр оперы и балета имени Тараса Шевченко.

День 2й. Утро – Бессарабский рынок. День – Майдан Незалежности - ул. Михайловская (площадь, памятник княгине Ольге) – ул. Десятинная – ул. Владимирская (Музей национальной истории Украины, древняя липа, древний алтарь, руины первого княжеского дворца) – Андреевская церковь и Андреевский спуск – дом-музей Михаила Булгакова – Контрактова площадь (памятник Григорию Сковороде, фонтанчик «Самсон») – Церковь Богородицы Пирогощи – Боричев ток – фуникулёр. Вечер – ночной Киев, памятник Владимиру на Владимирской горке – смотровая площадка на Майдане Незалежности – ул. Городецкого – Крещатик - Крутой спуск – Круглоуниверситетская улица.

Киев в месяце «листопад»

День 3й. Утро – Владимирская церковь и Владимирская улица - Софийский собор и Софийская площадь (памятник Богдану Хмельницкому) – Михайловский собор. День – Андреевский спуск и ресторан «Будьмо». Вечер – посещение Музея национальной истории Украины. 20.09 – уезжаем в Москву.

Обмен «валюты».

Трудно украинскую гривну обозвать иностранной валютой J, но что поделаешь. Высадилась на перроне с рублями в кармане. Поезд скорый, поэтому никаких фланирующих по купе меняльщиков денег не было. Стала глазами искать табличку с надписью «Change». Предварительно в Интернете отыскали наличный курс (на ноябрь 2007): 4,7 – 5.00 рублей за гривну. Поделили единичку на эти цифры и определились с курсом гривны к рублю: ~ 2 – 2.12  гривен за 10 рублей. Проще говоря: за 1000 рублей вы должны получить ~200 – 212 гривен. А цены в гривнах, чтобы перевести их на рубли, нужно приблизительно умножать на 5. Гривна состоит из копеек.

Нельзя сказать, что на вокзале у меня рябило глаза от обменников. Плюс к этому испытываешь некоторое чувство растерянности от дезориентации в пространстве. Поэтому, увидев одинокую палатку с курсом 1.8 гривны за 10 рублей, я решила не рисковать, а обменять немного стартовых денег в здании самого вокзала. Там оказалось с обменниками получше, но курс в них был крайне низкий: 1.19 гривен за рубль. Здесь я поменяла необходимый минимум.

В центре, а особенно на Крещатике пункты обмена валют почти на каждом углу. Курс нормальный, примерно такой, как мы и рассчитали. Везде выдают справку. В гостинице курс тоже немного занижен, но незначительно, ~ 1.9 гривен за 10 рублей. На центральных улицах встречаются банкоматы, проблем с обналичиванием нет.

Киевский метрополитен.

Вроде наш, и не наш. Я имею в виду, что похож на московский, но, тем не менее, есть некоторые отличия.

Вход – зеленовато-жёлтенькие прозрачные круглые жетончики за 50 копеек. Продаются в кассах, или меняете в специальных автоматах, которые принимают купюры достоинством в 1 и 2 гривны.

Киевское метро о-о-очень глубокое. Ну о-о-очень. Обычно спускаешься/поднимаешься вниз/вверх сначала на одном гигантском эскалаторе, потом через площадку переходишь на точно такой же второй. Людям, страдающим клаустрофобией, не позавидуешь. Но главный минус, что хоть метро и очень дешёвый вид передвижения, но не очень быстрый, потому что теряешь много времени на этих спусках/подъёмах.

И везде лестницы. Даже, чтобы просто перейти дорогу по обычному подземному переходу нужно спуститься три пролёта лестниц, а потом по ним же подняться. Кстати, понятное дело, что при выходе с ж/д перрона, чтобы выйти к вокзалу, вы попадаете в такой же подземный лабиринт – эскалаторы, конечно же, не работают, и вы, как непальские шерпы, тянете с собой по высоченным лестницам ваши чемоданы.

В киевском метро в пиковые часы очень много народу, а это означает, что вы можете не попасть в вагон. Интервалы между поездами, особенно вечером, достаточно большие, т.е. 10-15 минут прождать на перроне, а потом в толпе не втиснуться в свой вагон, это вполне обычная картина.

Сложилось впечатление, что составы киевского метро чуть (на пару-тройку вагонов) короче московских, плюс интервалы чуть больше, поэтому получаются такие заторы.

И слишком много рекламы, просто не метро, а ходячая газета «Из рук в руки»: все стены улеплены рекламками, в вагонах висят жк мониторы с тв рекламой, в вестибюлях тоже висят огромные телевизоры с рекламой, поднимаешься по эскалатору - на тебя смотрят рекламные щиты на поручнях.

Но, тем не менее, киевское метро, красивое. Особенно, мне запомнились вестибюли станций «Университет», «Золотые ворота». И не смотря на всё вышесказанное, удобное. Потому что всего три ветки, перегоны небольшие, и легко ориентироваться, даже если у вас нет путеводителя - по многим названиям станций легко понять, какую достопримечательность, вы сейчас увидите – «Майдан Незалежности», «Хрещатик» и т.д..

Схема Киевского метрополитена: ukrindustrial.com/guide/metro/index.php?id=348  (карту можно увеличить) или ourkiev.org.ua/content/view/38/44/.

Железнодорожный вокзал – м. «Вокзальная».

Украинский язык.

А шо тут не понятнохо, увсё понятно, шо тут бачить, кохда с вами на чистом украиньском разховаривают.

Красивый язык. Очень выразительный, очень меткий, очень точный. Интонационно, конечно, для русского уха воспринимается смешно. Не в смысле насмешки, а именно искренне хохотнуть хочется. Тянущиеся ударения, мягкая буква «г», но в целом всё понятно. Рыбий жир (из рекламы в метро)  – Рибячий жир, Вкусная картошка (название фаст-фуда) – Смачна картопля, Спящая красавица (балет) – Спляча красуня. В метро, когда заходите в вагон вам говорят: «Уважаемые пассажиры, будьте ласка, заходьте и выходьте швыдче». Стою у ЦУМа на Крещатике и читаю рекламу распродажи обуви (нарисовано два ботинка): «Зыркаешь пару? Чому не твоя?

Оглавление 2й части:

Покупка сала на Бессарабском рынке.

Про Киевский торт.

Смачные места в Киеве. Где вкусно поесть.

Улица Крещатик.

Покупка сала на Бессарабском рынке.

Анекдот: Едут в купе мужики, среди них один хохол. Все познакомились, разговорились, достают из сумок съестные припасы, начинают друг друга угощать. Один хохол сидит в стороне, вытащил шмат сала и тихонько ест. Мужики не выдержали и просят: «Слушай, а дай сала попробовать». Хохол отвечает: «А шо ехо пробовать? Сало оно и есть сало». :)

Масла в огонь гурманского воображения подлила и Таисия Повалий, с которой в одном известном гастрономическом журнале я прочитала интересное интервью. Она сказала: «Такого сала, как на Украине, нежного и мягкого нет нигде! Свинью кормят по особой системе, чтоб мясо получилось с прожилками, шкуру палят только на соломе. И сало у нас продаётся рулонами, как, простите за сравнение, туалетная бумага, а не брикетами. В небольших количествах, граммов 50-70 за один присест, сало очень полезно – оно обладает серьёзным желчегонным эффектом. Когда мы едем в Москву, я покупаю его друзьям на Бессарабке, главном Киевском рынке, а ещё обязательно беру там малосольные огурчики и помидорчики. Помидоры называются «шампань», это такая особая засолка».

Киев в месяце «листопад»

В общем, еду на Бессарабский рынок. Ещё с вечера я прикинула, где он может находиться на Крещатике – для туриста, проведшего всего один день в Киеве, это сложная умственная задача :). Метро «Театральная», дойти до Крещатика и направо, там недалеко или станция «Крещатик» - идти в противоположную сторону от Майдана. Где-то прочитала, что он работает с 6.30 до 13.30, поэтому поспешила туда утром.

Рынок как рынок, ничего особенно глаз не привлекало – цветочные ряды, импортные фрукты, банки с соленьями и вот, наконец, оно – сало! Не могу себя назвать большим знатоком по части сала, поэтому я заволновалась – как бы не ошибиться в выборе – и стала его активно пробовать. После пятой пробы я еле ворочала прилипающим ко всему во рту сальным языком. Но каждый продавец считал своим гражданским долгом накормить меня своим кусочком. Я стала отнекиваться и говорить, что «не могу», типа «больше не лезет». Они не понимали – как это так, сало и не лезет! «Та шо ж это такэ, тохда с хлебушком чёрным попробуйте». Смотрю, в руках уже держу новый бутер с салом. Тут я поняла, что пора прекращать дегустацию и срочно определяться.

Сало, действительно, выглядит обалденно – такие совершенно мягкие, матовые, неровные, толстенные, с розовым аппетитным оттенком (признак свежести), мясными прожилками в сантиметр, шматы-ленты. Оно свёрнуто, но не рулонами, а такими большими длинными подковами. Стоит от 10 до 30 гривен (~ от 50 до 150 рублей за кг). Пышная дивчина, у которой я покупала, подняла на вытянутой руке такую кусину сала и любовно потрепала по шкуре, чувствуется, что обладатель/обладательница этой сейчас уже слегка подкопчённой ароматной шкурки ещё совсем недавно беззаботно жевал/а картошку и хрюкал/а у себя в огороде. «Таж посмотрите какое сало, це брюхо, а це задняя часть!» Дивчина ориентировалась в своих сальных подковах, как профессор. И практически не спрашивая у меня ничего, активно вытаскивала какие-то шматки сала, отрезала, вешала и паковала. Когда общий вес покупки зашкалил за 3 кг, я стала активно её останавливать, но дивчина чуть ли не искренне обиделась на меня. «Та как же это, та вы ж не взяли ещё вот етохо, как же, этож какой вкусный кусок, та шо там думать, та берите и не сумневайтесь!».

Результат – почти 4 кг украинского деликатеса. И шо вы думаете!? Уже половины нету! Съели! Такое вкусное. :)

На рынке, закупившись салом, я решила сфотографировать живописный ряд каких-то банок с помидорами-огурцами и прочим. Только прицелилась, как вдруг раскричалась одна торговка, что она, мол, не желает, чтобы её фотографировали. Но уже было поздно, я щёлкнула кнопкой. Так она голосила так, что даже соседки стали её успокаивать: «И шо ты Ханна, так раскричалась, та подумаешь делов-то, ты шо». Но неуёмная Ганна вопила на весь рынок. Поэтому помидорчики засолки «шампань» я не попробовала, это был их товар. :)

Вообще, Бессарабский рынок на Крещатике – это тоже самое, что и какой-нибудь рынок на Тверской улице. Ну разве туда ходят сами простые украинцы? Ведь точно в Киеве ещё есть другие рынки.

Про Киевский торт.

Киев в месяце «листопад»

В Киеве надо обязательно попробовать Киевский торт, для того, чтобы влюбиться в него и привезти его в качестве вкусного сувенира. Причем купить всем – себе, родственникам, друзьям. Количество – насколько рук хватит. Потому что Киевский торт из Киева  – замечательно вкусный. Слои безе, слои крема, миндаль, другие орешки, коньяк, даже кремовые розочки наверху – всё невероятно вкусное. Только есть одна тонкость. Самый вкусный торт в Киеве делают на кондитерской фабрике «Рошен» (roshen.com). Только там и нигде больше, все остальные торты только носят гордое название «Киевский», но его не оправдывают. Коробки у этого торта – большие, круглые, на белом фоне ярко-зелёные листья. Но! не забудьте увидеть имя производителя на этикетке: Рошен, Рошен, ооо Рошен…. Мы покупали его на Крещатике в одноимённом универсаме, почти около Майдана, на правой стороне по ходу движения к нему. На вокзале – не «Рошен»!.

Смачные места в Киеве. Где вкусно поесть.

Опять название для главы немного громкое, потому что мы, к сожалению, не можем назвать массу вкусных мест Киева, чтобы вот так прямо – заходи и наслаждайся украинской кухней. Хотя что-то посоветовать, и что-то отсоветовать, скорее всего, уже можем – как никак аж целых три дня в Киеве были :)!

Фаст-фуд «Швiдко» (shvydko.ua). Украинская кухня. Вполне достойно. Продавцы в национальных костюмах, вежливо, вкусно, быстро. Меня лично потрясли вареники где-то не меньше 8 сортов, до сих пор переживаю, что не попробовала с брынзой и укропом. Борщ вкусный, сметана и пампушка, всё как полагается. Хороший вариант быстрого и качественного перекуса с возможностью приобщения к украинскому колориту.

Сеть ресторанов «Пузата хата». Сейчас буду крошить булочку на эту сеть, приготовьтесь :). По-моему, нет туристов, кто бы не отметился в этих «Хатах». И все восхищаются, «ммм, как вкусно»... А чего там вкусного, скажите мне? Это зеркальный аналог нашего «Му-Му», такой современный массовый поточный общепит. Украинского в меню мало. Народу очень много. Очень дешево – я брала салат, солянку, картошку по-полтавски и домашнюю колбаску, чай и булочку – 30 гривен, т.е. ~ 150  рублей. А главное, я там отравилась. Причём сильно. Вечером, гуляя с мужем по ночному Майдану, я почувствовала себя так плохо, что подумала: «Вот тебе и Киев, вот тебе и погуляли по Крещатику». Сглатывала слюну, боролась с головокружением и глазами искала урну. Потом разболелся живот, и дальнейшие пикантные подробности я опущу. Спасло критическую ситуацию одно маленькое проверенное заведение в близлежащем, и всем известном американском гамбургерном заведении.

Сеть кофеен Double Coffee”, тёмно-коричневая вывеска. Не «Кофе-хауз», не перепутайте, тёмно-коричневая вывеска. Первый раз я туда пыталась зайти, когда гуляла одна, замёрзла и мечтала погреть озябшие пальцы о горячую чашечку ароматного капуччино. Заглянула туда, но табачные клубы дыма меня вытолкнули обратно на улицу. Второй раз, зашли туда с мужем с той же целью – перехватить по горячему кофейку. Очень долгое обслуживание. Мужу принесли практически несъедобный горячий напиток с коньяком - грог. По вкусу это напоминало микстуру от кашля. Как говорят в одной стране: «Будете проходить мимо – проходите мимо».

Театральная кондитерская «Лiсова пiсня»/ «Лесная песня». Замечательное место. Находится сразу за Театром имени Тараса Шевченко, за «Кофе-хаузом». Очень красивый интерьер, отличный выбор пирогов, тортиков, пирожных и печений. Есть меню для более серьёзного перекуса. Вечером, из окна даже виден танцевальный зал театра с разминающимися балеринами. Мы зашли сюда уже поздно вечером, практически обессилев от поисков. Везде встречались сплошные пиццы, хаты и смачные картопли. Никогда не думали, что будем так бегать по Киеву в поисках хорошего ресторанчика. Надо было, конечно, заранее подковаться в адресах. Но эта кондитерская – яркая краска города.

Ресторан/кафе «Будьмо» на Андреевском спуске, 21. Мы бегали по спуску в поисках места, где мы, наконец, от души опробуем вареников и борща под проливным сильнейшим дождём. Пришли на эту улицу, потому что я помнила, что на ней видела целый ряд ресторанчиков. Но в одном (у дома Булгакова) предлагались только блинчики, в другом (соседним с «Будьмо» не было вареников), и вот мы осели здесь. Оказалось – хорошее место. В уголке сидел музыкант в вышитой украинской рубахе и тихо перебирал гитарные струны. Борщ со сметаной, пампушка чесночная в масле, вареники с вишней и картошкой с грибами, вишнёвая наливка – что ещё надо мокрым и голодным туристам?

Кстати, на ул. Михайловской (по которой вы поднимаетесь от Майдана до Михайловского собора) мы видели несколько ресторанов и корчму. Потом пожалели, что прошли мимо. Улиц с такой концентрацией вкусных точек в Киеве немного.

Кафе-кондитерская «У Волконского». Очень европейское место. Не могу сказать, что мы дикие сладкоежки, просто из-за дождя заходили в самые разные места. Это кафе находится на одной из самых респектабельных улочек Киева – чтобы его найти, нужно зайти в Арку на Крещатике. Арка, это всем известное место, если идти от Майдана по левой стороне по Крещатику, то почти сразу за универсамом «Крещатик» налево. В этой Арке есть банкомат и обменник, затем аптека и очередная «Пузатая хата», а за ними начинается модная улица люксовых брендов. Правда, соседство, «Шанели» и «Му-Му» (для примера) выглядит немножко странноватым. Это кафе находится в самом конце улочки, слева. Сначала заходите в магазин, где продаётся разнообразнейший хлеб и выпечка, а дальше начинаются столики.

После поездки нашла дельный сайт, как раз на тему, где вкусно поесть, эх, жаль, что поздновато: karta.ua/restoran/kiev_restaurants/lip/int_lips.html.

Улица Крещатик.

А она и не Крещатик вовсе, а Хрещатик. Посвящаю ей отдельную главу, чтобы отдать дань уважения. Это ещё что – люди ей песни посвящают. Очень красивая улица. Я случайно вышла на неё в первый день уже достаточно поздно вечером – и, увидев её, такую большую, сплошь освещённую огнями – ахнула от удивления. Крещатик сделал мне такой подарок – показал себя ночным, чуть блестящим от растаявшего снега и сверкающим от самых разнообразных по цвету фонарей. Если бы я его увидела серым ноябрьским днём, то, скорее всего, так бы не так впечатлилась.

А когда мы вдвоём гуляли по Крещатику под проливным дождём, опять вечером, то ощущали себя героями импрессионистской картины «Ночной Париж» - размытые дождём контуры, мокрый асфальт отражает и задваивает разноцветный свет фонарей, окон, рекламных вывесок, проносящиеся мимо почти невидимые тёмные машины с включённым светом фар. Дождь, ночь, огни…

Крещатик совершенно не похож на Тверскую, бери выше – это достойный конкурент Елисейским полям. Крещатик, сама по себе очень широкая улица – проезжая часть в середине и широченные пешеходные тротуары. Широченные – означает, что там посажены деревья, под ними стоят многочисленные кованые лавочки (а летом, значит и открытые кафе), и ещё хватает места просто погулять людям, пройтись вдоль магазинов. Образно говоря, саму улицу можно разделить на три равные по ширине части – проезжую дорогу и по бокам прогулочные пешеходные зоны. На Крещатике я видела необычайно красивые узорчато-кованые театральные будки.

Если всё-таки настаивать и попытаться сравнить украинский Крещатик с московскими улицами, то это, скорее всего, тогда Кутузовский проспект. Кстати, монументализм сталинских домов Крещатик совершенно не портит. Вообще, вождя ругают, а сталинская архитектура более чем украшает наши улицы до сих пор! Зато путинская, не знаю, как правильно назвать, или лужковская «архитектура» в виде турецких карандашей и жутких рыночных павильонов просто уродует городской ландшафт и развивает дурной вкус у детей.

Крещатик, а вернее, её левая часть, если идти от Майдана, очень пафосная. Там проживают, видимо, очень обеспеченные украинцы, совсем не те, которые ездят в тёмной и старомодной одежде в киевском метро.

Надо заметить, что весь этот сюр - сегодняшнее наше впечатление от Крещатика, а в годы немецкой оккупации по Крещатику месяц гнали евреев. Всех кого могли собрать по Украине. В Бабий Яр. Детей, когда удавалось, кидали в толпу.  Но это счастливчики. Остальные шли. В Бабий Яр.

Продолжение следует.

©  http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.

Авторские права на текст полностью принадлежат автору - NatalyA. Полное или частичное  воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной ссылке на сайт и упоминании имени автора.