Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Таллин — Эстония Январь 2011

Самолет или поезд? Самолет, конечно, быстрее, но снегопады, обледенения, задержки рейсов, а после очередного падения самолета моя бабушка взяла с меня честное слово, что я больше летать не буду. Я ей пообещала… но только на эту зиму. Ну, подумаешь, 16 часов в поезде-можно и потерпеть. К тому же багаж при себе: не потеряется и чемодан не будут переворачивать с ног на голову при погрузке-разгрузке.

Фирменный поезд 34 Москва-Таллинн фирменным я бы назвала с большой натяжкой, вроде бы международный поезд, но его даже рядом не поставишь, например, с поездом Москва-Кисловодск, вот тот поезд действительно фирменный. Здесь же купе узкие и оборудованы по типу советских обычных поездов, туалеты соответствующие, при движении поезд жутко трясет и аж стены скрипят. А с 4 часов утра начинается веселье: не спать — граница скоро.

Сначала идут наши таможенники (хорошо, что багаж не досматривают, только паспорта), потом в Ивангороде наш паспортный контроль: «Здравствуйте, паспортный контроль. Ага, вы прическу сменили?» И зачем, спрашивается, смотреть на фото, сделанное 4 года назад, а на визу требовать свеженькое фото, не проще ли посмотреть на фото на визе? Через час Нарва: на пороге купе строгая эстонская тетенька, похожая на надсмоторщицу из американских фильмов про женские тюрьмы, и что-то строго говорит по-эстонски.

Так, думаю, с русским здесь тяжко. Хорошо, что слово паспорт почти универсально. Тетенька проштамповала паспорта и по-русски пожелала всего хорошего. Ну вот, не все так плохо, как казалось. На границе поезд продержали лишних полтора часа, не знаю почему, так как была в состоянии полудремы на своей верхней полке. А утром даже бесплатно предложили хороший кофе. Обратно ехать легче: граница около 21.00, так что все формальности заканчиваются к 23.00.

У эстонцев на этот раз симпатичный русскоговорящий мальчик, на нашей таможне все на доверии: сколько алкоголя везете, сколько валюты-только спрашивают, но не проверяют. Прошел симпатичный спаниэльчик, понюхал купе, но его никто и ничто не заинтересовало.

Итак, Таллинн. Старый город огорожен мощными крепостными стенами с симпатичными башенками. С гидом мы чаще всего встречались у Вирусских ворот, от которых начинается старая улочка Viru.

Зимний Таллин

Это был один из входов в старый город. Улочка приводит к Ратушной площади с нарядной елкой и бойкой торговлей на рыночке.

Шпиль Ратуши (древней городской администрации) украшает символ города-флюгер Старый Томас-защитник города.

Вверх карабкаются две улочки — Длинная нога и Короткая нога, поэтому про Таллинн говорят, что он хромает. В 14 веке в этом районе жили сапожники. На холме Тоомпеа красуется православная церковь Александра Невского.

Зимний Таллин

Чудское озеро, где князь разгромил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище, находится на территории Эстонии.

Напротив нее-Парламент на территории средневековой крепости Тоомпеа с наблюдательной башней, названной Длинный Герман.

Сейчас это главная башня с государственным флагом. Парламент здесь не случайно: при Екатерине II это здание получило барочную праздничность, и в нем заседало губернское правление. С этого холма в общем-то и началась история города. Со стратегической точки зрения целесообразней расположить город на возвышенности, Таллинн не стал исключением из общей тенденции средневековых городов. Чуть пониже-башни крепостной стены: Девичья и Кик-ин-де-Кёк.

Зимний Таллин

В первую башню родители сажали поразмыслить своих строптивых дочерей, не желающих выходить замуж по расчету. Название второй башни переводится как «загляни в кухню», поскольку средневековые дозорные могли видеть с этой башни, что готовят таллинские хозяйки. Еще одни ворота старого города-Большие морские-находятся около башни Толстая Маргарита, защищавшей своими мощными стенами от натиска врагов с моря. В башне сейчас морской музей, а с крыши открывается панорама города и моря.

Практически из любой точки города виден готический шпиль башни церкви Олевисте, названной в честь норвежского короля Олафа Харальдссона, обратившего Скандинавию в христианство. Вывод: милый приятный старый город с маленькими старинными изящными домиками, создающими атмосферу средневековья, обожаю такие города. Современный Таллинн-обычный город с высотками гостиниц и торговых центров, шумными магистралями, обычными спальными районами.

Музеи

Мне очень понравилось в Ратуше. Ходить самим без группы по таким музеям интереснее: никто не торопится, не галдит и не щелкает фотоаппаратами. В Ратуше были только одиночные туристы, поэтому было тихо и спокойно. В каждом зале стоит табличка с информацией на английском языке, для неанглоговорящих в кассе продается буклет на русском с картинками, но в нем все вкратце. В Ратуше 2 этажа, но в 14 веке был всего один, однако с усилением торгового значения Таллинна при его пребывании в ганзейском союзе Ратушу пришлось расширить. Так появились роскошные залы-бюргерский и магистрата.

В бюргерском зале устраивали пиры, здесь выступали бродячие артисты. И по сей день здесь проводятся концерты. В зале магистрата собиралась городская управа и решала все касающиеся жизнедеятельности города вопросы. Здесь повсюду символы, призывающие магистрат к честности и справедливости: росписи стен на библейские темы, скамьи с резьбой на те же сюжеты. Зал казначейства красив и солиден, украшен портретами шведских королевских особ, которые властвовали над Эстонией, пока в дело не вмешался Петр I.

Городской музей в башне Кик-ин-де-Кек.

На 6 этажах музея представлены экспонаты из истории города, показываются ролики по этой же тематике, на последнем этаже-кафе с отличной круговой панорамой достопримечательностей старого города. Этажи соединяются крутыми винтовыми лестницами. Интересно, как по ним можно было быстро передвигаться в случае опасности?

Перед экскурсией по бастионам (земляным насыпям вдоль городских стен) показывают мультфильм по истории города в веселой и доступной манере, прямо как для детей. Эти бастионы использовались и как бомбоубежище в ходе второй мировой войны, и как пристанище бомжей и панков впоследствии, это демонстрируют экспонаты.

Кадриорг.

Дворец в стиле загородных петровских резиденций был построен Петром I для своей супруги Екатерины I. Главный парадный зал предстает во всем своем барочном великолепии, прославляющем царствующую чету. Остальные залы поскромнее, в них представлена коллекция живописи. Прекрасный парк, устроенный неподалеку, был открыт для народа по распоряжению Петра. В последствии все коронованные особы останавливались в этом дворце при посещении Ревеля (прежнее название Таллинна).

В 30-х годах прошлого века здесь была резиденция эстонского президента. По этому случаю был пристроен банкетный зал и зимний сад (в настоящее время там представлена скульптура). Сейчас резиденция президента находится в соседнем особнячке, а дворец является художественным музеем, экспонирующим работы голландских, итальянских, немецких художников (знаменитых имен я не обнаружила), а русскую живопись представляют Шишкин, Айвазовский, Репин.

В брошюре я прочитала про популярную во времена Екатерины II швейцарскую художницу Ангелику Кауфман, поскольку её работы представлены в музее. Она аллегорически изображала красоту, ведомую благоразумием, поэтому отвергающую соблазны безрассудства и за это увенчанную совершенством. Голландцы и фламандцы представлены сценами из жизни простого народа, натюрмортами, портретами, религиозными сюжетами. В зале немецкой живописи примечательны выразительные портреты.

Мне понравились работы Антона Граффа, выдающегося немецкого портретиста эпохи Просвещения. Один зал полностью посвящен парадным портретам наших императоров и императриц. Сам Петр, будучи неприхотливым, большую часть времени проводил в маленьком домике за дворцом. Здесь в настоящее время тоже музей с вещами и интерьерами петровского времени. От входа во дворец видна длинная аллея, ведущая к морю.

Зимний Таллин

В конце аллеи на берегу стоит памятник ангела в женском обличье в память моряков российского броненосца «Русалка», затонувшего по пути в Хельсинки. Зимнее море не менее прекрасно, чем летнее: оно шумит, волны набегают на берег с льдинками, похожими на гальку. На берегу важно расхаживают лебеди и утки, абсолютно не боящиеся людей.

Дополнительные экскурсии

Доминиканский монастырь.

Таинственное местечко, собственность Ватикана, сейчас в полуразрушенном состоянии, поскольку с приходом протестантизма орден доминиканцев был изгнан. Проводит экскурсию монах в черном плаще с капюшоном, с факелом в руке, говорящий таинственным и строгим голосом. Настоящий он или актер-спрашивать неудобно, но слушать его грамотную русскую речь приятно и интересно. В монастыре каменные галереи, библиотека, бывшая спальня монахов, таинственный зал капитула якобы с мощным источником энергии.

Я, как человек, не обладающий экстросенсорными способностями, ничего не почувствовала. Экскурсия проводилась в 21.00, источниками света были лишь свечи и факел монаха, так что все проходило в полутьме. Монахи там и сейчас служат в небольшом количестве, но живут в квартире с удобствами. Да уж, холодно слишком в каменных стенах.

Хельсинки.

Экскурсия в соседнюю Финляндию совершалась на пароме. В моем представлении паром-это маленькое судно, напоминающее прогулочные теплоходики по Москва-реке, только крытое и побольше. Но в порту стоял плавучий дом, внутри оказались рестораны, бары, магазин. В большое обзорное окно можно было обозревать просторы Балтики от спокойного моря у берегов Эстонии до льдов, которые раскалывались под паромом на территории, близкой к Финляндии.

На выходе с парома в Хельсинки я готовилась к паспортному контролю, досмотру сумок и меня-ничего из этого не было, как будто это та же страна. На этом сильные впечатления закончились, столица финнов не произвела никакого впечатления: то ли показали ее однобоко, то ли смотреть там особо не на что: дома в стиле ампир, никакой старины. Есть центральная Сенатская площадь с красивым католическим собором, построенным по просьбе Александра II на манер Исаакия, но получилось гораздо скромней.

Александра здесь почитали, даже памятник ему воздвигли и назвали улицы в честь наших царских особ. Интересной можно назвать и церковь, заложенную в нише скалы, образовавшейся от специально вызванного взрыва, купол церкви из стекла и медных проволок. Понравились мне жилые дома в квартале с видом на море. Что порадовало, так это чистота, посыпанные гранитной крошкой улицы, вежливые водители, которые сразу же притормаживают при виде пешехода, у нас же это только пытаются внедрить, не всегда удачно получается, менталитет водителей не тот.

В Эстонии с чистотой похуже, в старом городе жутко скользко, не посыпано, не говоря уж о том, что наледь неплохо бы и отдолбить в пешеходной зоне. Экскурсия закончилась на вокзале, а до порта, ребята, добирайтесь сами либо на автобусе, либо на такси. Абсолютно непонятно, что можно делать в районе вокзала, если только шоппингом заниматься, но цены там московские, так где резон? Почему бы не оставить свободное время в центре города? Видимо, считают, что для русских главное-шоппинг.

Паром на обратном пути был еще круче, ужин нам был заказан шведский стол, давненько я уже не ела икру ложками, а мороженое тарелками, вот в таком духе и был шведский стол, причем вина были тоже в неограниченном количестве, и даже строгие и сдержанные финны к концу ужина изрядно повеселели.

Раквере.

Провинциальный город в 100 с небольшим километрах от столицы. Знаменит замком, которому не удалось уцелеть в ходе войн, от него остались фрагменты. Может быть, поэтому целостного ощущения от посещения древней крепости не осталось. Тон и задор задавал экскурсовод-монах, да и в группе оказались весельчаки, которых он наряжал в рыцарей с мечами из мягкого пластика и деревянными пиками. Монах показал рецепт изготовления пороха, а бравые молодцы стрельнули из пушки-неплохо бабахнуло.

Зимний Таллин

Угостили обедом с монастырским ликером и глинтвейном, отвели в мрачное подземелье с ужастиками. В общем, больше театральности. А понравилось больше в ходе этой поездки то, что не было упомянуто при ее описании. Автобус проезжает по национальному парку Лахемаа среди огромных заснеженных елей и останавливается в очаровательном поселке Кясму на краю полуострова: плещется не замерзшее зимнее море, на берегу огромные валуны, вокруг сугробы чистого снега, милые домики, бывшие моряцкие, теперь модернизированные современной элитой.

О языке.

Русский знают почти все, но некоторые из персонала отеля понимают его с трудом и переходят на английский, а некоторые говорят свободно или со знакомым нам прибалтийским акцентом. Водители такси, продавцы, официанты говорят по-русски свободно. То ли некоторые принципиально не признают русский, то ли уже не учили в школе. Пренебрежительного отношения эстонцев к русским я не заметила. В Старом городе столько русских туристов, что кажется, что из России и не уезжал, английская речь слышна лишь изредка.

Зато 11 января, когда все русские уехали, город опустел: на улицах редкие прохожие, в ресторанах половина мест свободна, в гостинице половинная загрузка, в бассейне гостиницы я плавала практически одна. На завтраке полно свободных столов. А что здесь творилось буквально 3 дня назад! За места шла война, соотечественники устраивали скандалы по поводу того, кто первый усмотрел этот столик. Хорошо бы приехать сюда с 11 числа, но что тогда делать все праздники?

О еде и напитках.

Одна из гастрономических достопримечательностей — шоколад фирмы Kalev (достаточно вкусный) и марципановые съедобные фигурки (марципан состоит из толченого миндаля и сахарной пудры). Своеобразный вкус, но я лучше съем шоколадку. Марципан ручного изготовления вкуснее, его можно купить в магазинчике на улице Pikk, там же есть и шоколад, и конфеты Kalev. Спиртная достопримечательность-ликер Vana Tallinn-крепкий и очень сладкий-я такие не люблю.

Зато в местном винном магазине можно купить грузинские вина по нормальной цене. Для меня, как большого их почитателя, стал катастрофой их запрет в России, поэтому когда вижу их за границей, обязательно беру. В одном из магазинов до нас побывали русские и почистили запас грузинских вин. Добрая русскоговорящая продавщица подсказала, где находится еще один магазин. Мы, сказала она, не закупаем много таких вин, финны (а они уважают местные spa-отели) их не берут. Конечно, что они понимают в настоящем вине.

В атмосферу средневекового пиршества погружает ресторан Olde Hansa (от слова ганза, ганзейский торговый союз купцов, с ним мы уже познакомились в Норвегии). Ресторан стилизован под средневековье, освещается только свечами, официантки в соответствующих костюмах, музыканты на старинных флейтах и барабанах играют средневековые напевы. В общем, если бы не сплошная русская речь со всех сторон, погружение было бы полным.

В меню мясо лося, кабана, медведя, утка, чечевица, тушеная капуста, брюква, брусника, паштет из печени птицы, пудинги, пиво с травами-всего не перечислишь и все такое вкусное. Попасть в ресторан можно только предварительно позвонив и забронировав столик. Еще один известный пивной ресторан-Beer House. Там хорошо кормят, подают неплохое пиво собственной варки, но там очень шумно и людно.

А мне понравился паб, который не рекламируется в путеводителях в отличие от этих двух, поэтому тих и спокоен, хотя находится на торговой улице Viru недалеко от Вирусских ворот-Vana Wiru pub. После пешеходной экскурсии с группой по старому городу мы так замерзли, что уже было все равно, где выпить горячего чая, зашли в первое попавшееся заведение, и очень удачно зашли: вкусный чай не из пакетиков, вкусные пирожные-очень душевно и не слишком дорого для центра. Во второй раз пришли сюда поужинать: кормят вкусно и приносят еду оперативно.

© Ольга. Материал размещен с разрешения автора.