Турист Олег Иванов (iffoneoff)
Олег Иванов
был 13 марта 15:44

Бад Гаштайн. Возвращение в Alma Mater

Бад Гастайн — Австрия Декабрь 2010

Предваряя данную статью, хочу извиниться перед всеми за то, что пропадал надолго. Дело в том, что перед вами — мой первый некурящий пост… Я обещал детям бросить — и сдержал обещание. После 25 лет активного потребления никотина. Это оказалось чревато — в течение недели я вообще не мог соображать, и ни о чем, кроме сигареты, не мог думать. Какое уж тут писать… Сейчас это потихонечку проходит… Alora: «I’ll be back».

Austria (171)

Я люблю возвращаться в полюбившиеся места. Хотя… есть в этом утверждении немалая доля лукавства. Скорее, мне нравится так думать — «я люблю возвращаться». Потому что, покидая, например, тот или иной приглянувшийся городок, я с тоской оглядываюсь назад, бывает, даже монетки кидаю через плечо, при этом разумом совершенно отчетливо понимая, что на земле еще очень и очень много всего — не менее, а может, кто знает, и более прекрасного, чем уже виденное, и на это все может просто не хватить отпущенного мне future indefinite — будущего времени. Исключения несомненно есть, приоритеты ведь не только в количестве. Например, я точно знаю, что как можно скорее нужно снова наведаться в Вену — хотя бы потому, что я побывал там один, а это неправильно; очень хочется разделить свои личные ощущения от австрийской столицы с Ритой. Вот уже в 7-й раз собираемся в Венецию. Просто потому что судьба. Совершенно точно нас еще увидит Рим. Ну это, наряду со, скажем, Эссауирой, «место силы», какие, несомненно, есть у каждого путешественника, причем у каждого — свои, заветные.

BG2010-1-30

И все-таки, я люблю возвращаться, а уж если в этом присутствует еще и некоторый элемент здоровой случайности -особенно. Так что когда выяснилось, что первым пунктом программы пресс-тура «Асент-Тревел» в Австрию обозначен Бад Гаштайн — я очень обрадовался. Во-первых, потому что мне и три года назад там понравилось всё, а во вторых, но в первую очередь — потому что Альма Матер. Потому что именно на склонах Бад Гаштайна я впервые почувствовал, что такое стоять на горных лыжах, потому что был тут и обряд посвящения в ближайшем к подъемнику баре, в присутствии всей нашей тогдашней горнолыжно-журналистской компании и инструкторов-австрийцев… Потому что именно здесь страх «а вдруг не получится» сменился восторгом «я могу». В общем, самые радужные овладели мной воспоминания, замечательно будет слегка их освежить. И вот — позади перелет Москва — Вена с потрясшей мое воображение посадкой на совершенно заснеженную взлетно-посадочную полосу, 5 часов увлекательнейшей стыковки — прогулки по Вене, 45 минут кошмара в брюшке мини — самолетика Dash — 8–400 тирольских авиалиний — и нас встречает небольшой и милый аэропорт Зальцбурга, от которого до Бад Гаштайна рукой подать. Час — полтора на автобусе, в зависимости от погоды.

Баллада о погодных условиях.

BG2010-1-66

Откроем и быстро закроем тему, раз уж к слову пришлось. Тем более, что, если обычно я большого внимания погоде в рассказах о путешествиях не уделяю, считая, что в хорошем месте годится любая погода, то в случае пребывания в горах с лыжно-спортивными целями, погода — главный фактор успешности мероприятия. Понятное дело, всем и каждому хочется оказаться в идеальных горах, фотографии которых обычно сопровождают рекламные статьи о горнолыжных курортах — ну вот в таких примерно:

vyst-1-15

Солнечных, без ветра, небо голубое… Красотища и романтика. В действительности же все далеко не так радужно, по крайней мере в декабре. Ага, вот уже 4 года езжу в декабре в Альпы (недорого, предсезонье) — и хорошо, если таких вот рекламно-солнечных фото- дней — ну парочка на неделе хотя бы. Чаще всего такой день выдается нам от щедрот один, и вот тут уж надо не зевать, — и накататься от души, и кучу снимков сделать — впечатления потом всю поездку иллюстрировать будут, вызывая восторженные ахи и зависть. Говорят, что самый лучший месяц для посещения горнолыжной Австрии — апрель, потому что — тепло, солнечно, опять-таки недорого (конец сезона), но вот тут — не бывал пока, врать не буду.

BG2010-1-63

Хотя знаете что? Мне грешно, в общем то, жаловаться на ту декабрьскую неделю, с 11 по 19-е. Ну да, снег. Ну да, частенько подъемники закрывали из-за плохой видимости и сильного ветра. Ну да, это расстраивало как нас, так и принимающую сторону, все извинявшуюся за непродуманные действия Господа Бога. Но пардон, все эти локальные неприятности ни в какое сравнение не идут с общеевропейским снежным хаосом, в котором оказались на той же неделе, например, Германия и Франция, и не только горные районы этих стран, но и вся территория. Говорят, что именно Альпы защитили в этот раз Австрию и Швейцарию от коллапса, приняв на себя все капризы снежной стихии. Сидеть в номере, наблюдая по телевизору новости о проваливающихся под весом снега крышах супермаркетов в Германии- это, конечно, слегка страшновато, но куда как менее, чем оказаться непосредственно в таком вот супермаркете, в эпицентре событий. Так что — возблагодарим господа за то, что после апрельских катаклизмов в области вулканологии и августовских дымовых завес, декабрь выдался относительно мирным — и на склоны мы попали, и удовольствие получили, и даже много. И вот теперь погодную тему закрываем, и возвращаемся обратно, в Альма Матер — Бад Гаштайн и прилегающие районы. Поищем, чем бы нам тут заняться. Итак:

2007 versus 2010. Ищем 10 отличий.

BG2010-1-78

Бад Гаштайн — курорт уникальный. В том смысле, что прямо с лыжной трассы — да к спа-процедурам — уж точно. И это не метафора, не гипербола и не преувеличение — так оно и есть на самом деле. Вот она — железнодорожная станция (до Бад Гаштайна на поезде из Зальцбурга — 45 минут езды), тут же сразу — прокат лыж и прочего оборудования, кому что требуется, тут же — подъемник, а через дорогу — огромный спа-центр, размеры и функционал которого меня поразили еще три года назад. Кстати, если вы не находите в данной статье какой-то-либо информации — это значит всего лишь, что я о Бад Гаштайне уже писал.

Тем не менее, если чего-то нужного нет уже и в обоих статьях (о ценах, например, на ски-пассы, прокат инвентаря, спа, отели,- писать несколько трудновато — придется таблицы чертить, слишком много вариаций) — милости просим, обращайтесь лично — количество информации об этом курорте у меня за два посещения скопилось шокирующе большое, на все возникшие вопросы постараюсь раскопать ответ. Ну, а мы попробуем поставить себя на место только что прибывшего путешественника — и для начала, скоропостижно заселившись, совершим небольшой променад по городку, с целью сделать первые кадры и немного нагулять аппетит.

BG2010-1-23

В прошлый приезд мне показалось, что Бад Гаштайн похож на Карловы Вары. Теперь, по более детальном изучении городской географии, стало понятно, что похож, да не совсем. Сходство исчерпывается расположением домов на горных склонах, да присутствием в архитектуре обоих городов довольно помпезных зданий в стиле Belle Epoque. Ну еще, естественно, неявного сходства добавляет общая водо-лечебная специфика. Как бы это поточнее… Весь курорт Бад Гаштайн напоминает эдакую воронку водоворота, с дорогами, по спирали спускающимися в долину Гаштайнерталь, с притулившимися к склонам домами, церквями и зданиями отелей. Ощущение водоворота еще усиливается, если учесть, что город словно нанизан на стержень водопада, шум которого слышен из любой точки Бад Гаштайна. Ответственной за это чудо природы является река Гаштайнер-Ахе, несущая свои воды по всей долине. Водопад вовсю эксплуатируется как в туристских целях — всякий уважающий себя ресторан оборудован террасами с видом на это чудо природы,- так и в целях утилитарно — энергетических — энергия самого водопада и множества радоновых источников в былые времена использовалась для отопления городских зданий. Обстоит ли так же дело и сейчас — понятия не имею.

BG2010-1-95

Времени у меня было более, чем достаточно, и я спокойно спустился к самому подножью скалы, где означенный водопад заканчивает поступательное движение вниз, немножко помедитировал меж огромных валунов, попытался пофотографировать, впрочем, не слишком удачно, ввиду предвечернего сумрака.

BG2010-1-98

Вокруг водопада проложено, кстати, довольно много живописных тропинок, над речкой -пешеходные мостики, но все эти удовольствия — летние. Потому что зимой закрыто. Калитками, загородками, замками. В целях, значится, безопасности. Мне попалась одна тропинка, у которой препоны при подходе к водопаду просто были отодвинуты в сторону, по ней я и спустился, резонно решив, что раз кто-то до меня убрал ограждение — значит можно воспользоваться.

BG2010-1-103

В статье 3-х летней давности я писал, что для детализированной прогулки по городу требуется 4–5 часов. Я здорово погорячился. Просто три года назад, выйдя из спа-центра, я сразу повернул не туда, и в результате довольно долго, с час наверное, брел вдоль каких-то ли домов, то ли отелей по темной дорожке, что и заставило меня сделать такой вот вывод. На сей раз тот же путь спа-центр — отель занял у меня 15 минут. Вот что значит — понимать, куда идти. Зная броду, 4–5 часов — это пол-долины Гаштайнерталь можно обойти, завернув во все подвернувшиеся под руку Гаштайны, коих, помимо нашего города-героя, тут еще три — Бад Хофгаштайн, Спорт Гаштайн и Дорф Гаштайн. Каждый чем-то незначительно отличается друг от друга, каждому приписана определенная, пардон за фамильярность, скала, то есть, по научному, зона катания, об этом немного ниже, в один из соседствующих Гаштайнов мы еще совершим вечернее паломничество на рождественскую ярмарку. А пока можно и съесть что-нибудь.

BG2010-1-75

Опять-таки некоторые сравнения с прошлым пребыванием. На сей раз свезло нам оказаться в Бад Гаштайне всего-то неделей ближе к Рождеству и Новому Году, а город живет куда как более оживленной жизнью. Помнится, 7 декабря 2007 все было массово закрыто, и пообедать нам удалось кому где — кто какую-то экспресс-шаурму нашел, кто в «Спаре» возле станции отоварился колбасой, мне попалась внеурочно открытая спагеттерия. Сейчас все выглядело гораздо менее запущено — открыты кофейни, бары, очень понравилось вот такое вот кафе, обещавшее «лето внутри»:

BG2010-1-24

а так же совершенно всамделишный ресторан «Санчо», обещавший «мексиканскую и традиционно австрийскую кухню». М-да… В одну телегу впрячь не можно? Ну то есть, я уже почти не вздрагиваю при виде стандартной московской фишки — итальянская и японская кухня в тесном соседстве, но вот какие-нибудь фахитас вперемешку с кислой капустой и гуляшом — это смело, это даже страшно заходить…

BG2010-1-51

Однако, голод, он не тетка, ну не отравят же нас там, внутри? Заходим. И попадаем в милое волшебное местечко.

BG2010-1-8

Во-первых, совершеннейше уютно. Во-вторых, можно курить прямо в зале. Что вызывает на моих глазах слезы умиления — я уж и не думал, что в Европе где-либо, кроме Испании и Греции, такое возможно. В третьих, в попытках выяснить, как же все-таки такое возможно, выясняется до кучи, что ресторан принадлежит молодой семейной паре из Чехии, отлично говорящей по-русски, и что ребята совсем не прочь пообщаться, рассказать о своем житье «вдали от родины». Ах, сколько еще на австрийской земле будет таких вот бесед насчет «вдали от родины», похожих, между делом, как две капли воды. Очень много тут обнаружилось людей, для которых Австрия когда-то была метрополией — чехов, словаков, венгров и т. д., и многие просто не понимали наших вопросов — люди просто живут там, где им комфортно и удобно. Совсем не обязательно для этого даже и окончательно покидать родные края — многие приезжают на сезон, кое-кто торгует творениями рук своих на рождественских ярмарках, «потому что в Австрии спрос больше». Вот русские… Но о русских в Австрии поговорим в свое время, а то нам тут уже мексиканского мяса принесли, слюнки текут.

BG2010-1-50

Насчет курения в ресторане. Оказывается, в Австрии курение вовсе не под безусловным запретом, владелец заведения имеет право сделать курящий и некурящий залы, оплатив соответствующий сбор. Это как у нас, в России, и это правильно. Ребята нам сказали, что подсчитали — «курящий» ресторан приносит больше прибыли, так что проще оборудовать раздельные залы и заплатить сколько положено, чем безжалостно выгонять посетителей на улицу, чтобы угодить другой половине…

Ну, а после поистине гигантского и очень вкусного обеда, мы пришли в замечательное расположение духа, и абсолютно потеряли желание на сегодняшний день что-то первооткрывать, да и вообще хоть чем-то заниматься, кроме заслуженного отдыха. Тем более, грядущий день у нас — каталка после почти годичного перерыва, надо бы подготовиться…

BG2010-1-49

И немедленно выпил…

А я люблю кататься…

… И они подготовились… Уж так они подготовились, Стругацкие по этому поводу очень здорово в «Пикнике на Обочине» написали, метко очень — «Опять насосался Гуталин». А потому что радость встречи, да-да, и много вина. Внутренне содрогаясь от собственного внешнего вида, с отвращением оглядываю богатства, выложенные в качестве завтрака. Богатства, между тем, очень ничего себе, вообще весь отель ElisabethPark произвел великолепное впечатление, спасибо ему. Вся информация об отеле тут: http://elisabethpark.at/de

BG2010-1-26

И, раз уж зашла речь об отеле, два слова еще, и вернемся к прелестям первого дня катания… Снова по поводу 10 отличий. Количество русских в Бад Гаштайне, даже в сравнении с не таким далеким 2007 годом, ощутимо увеличилось, мы тут теперь не экзотика, а вполне полноправные клиенты. Этот вывод мы делаем даже не потому, что кругом слышна русская речь, а хотя бы потому, что она здесь уже никого не удивляет, а многие отели (и наш Elisabethpark в том числе) держат в штате русскоговорящий персонал. У меня языковых проблем нет, но все равно — объясняться по-русски достаточно приятно. Ладно, поехали кататься, может быть, на горе быстрее удастся воссоздать себя из имеющегося в наличии сомнительно-похмельного материала?

BG2010-1-60

И вот тут мы нос к носу сталкиваемся с «обстоятельствами непреодолимой силы». Потому что все трассы, на которые можно попасть с помощью подъемника Stubnerkogel, закрыты вследствие ветра 90 км.ч. и плохой видимости. Метель, понимаешь, которая внизу просто обеспечивает пастораль окружающих видов, «вихри снежные крутя», наверху буйствует ни в чем себе не отказывая. А значит, катания в Бад Гаштайне сегодня нет, и не предвидится, открыт всего один «ученический» подъемник, и всего одна мягко говоря недлинная синяя трасса, начального уровня, как раз та самая, на которую нас выпустили в 2007-м после самого первого в жизни 2-х часового занятия с инструкторами. Приятно вспомнить. Честно говоря, я этому втайне даже рад, потому что есть возможность не бросаться в бой, очертя голову, а немножко размяться — самое то для первого дня.

BG2010-1-65

Впрочем, в Бад Гаштайне и прилегающих территориях сильно перенапрячься у вас все равно не получится. Осознать это у нас получилось на второй день робких попыток прокатиться с ветерком. Попасть на вершину нам так и не удалось, но первая очередь подъемника была все-таки открыта, что спровоцировало нас на марш-бросок в направлении Ангерталя.

BG2010-1-106

Муторно конечно использовать горные лыжи в качестве беговых — порядка 2-х километров пришлось просто идти по горизонтали, но охота пуще неволи. Вот же превратности погодных условий — вроде просто другой склон той же самой горы, ан гляди-ка — тут хоть что-то функционирует, вполне даже приятное, совсем не скучно было. Снимков, правда, снова толком нет, но… второй Бад Гаштайнский катальный день постановили считать удавшимся.

aus2

И все-таки данный курорт ценен, в первую очередь, конечно, своей семейностью, своей универсальностью. Профи тут станет скучно на третий день, даже несмотря на то, что трассы для профессионалов тут есть конечно (им стоит обратить более пристальное внимание на район Дорфгаштайн), а вот лыжникам среднего уровня, тем, кто азы уже освоил, а шею на зубодробительных трассах ломать еще не готов, в Бад Гаштайне самое оно. Ставить на лыжи тех, кто доселе не катался, здесь тоже хорошо, последовательность трасс можно подобрать таким образом, чтобы уверенность в своих силах у новичков крепла с каждым спуском. Не горнолыжник? Тоже ничего страшного. Беговые лыжи, коньки, биатлон, снегоступы, санки, (а кстати, чур не смеяться — очень азартное оказалось действо, веселое, безалаберное слегка и заснеживающее по самые уши, кайф!), в вечернее время запросто совмещаемые с рестораном на горе — Bellevue Alps называется. Очень интересное было мероприятие — в ночи подъемник уносит тебя куда-то в гору, на вершине — типа традиционная горная хижина,

BG2010-1-54

где кормят традиционным горным фондю, вот так:

BG2010-1-59

BG2010-1-58

Получается «сам себе повар», и вкусно — страсть.

А уж после сытной трапезы у вас нет вариантов — любо пешком с горы идти, что скучно и долго, либо оседлать санки и… с радостными воплями и упоминаниями соответствующей матери пытаться вписываться в повороты.

Вообще не спортсмен? Гм, случай не характерный, но не смертельный. Ну тогда после разнообразных водно-радоновых оздоровительных процедур, выбор которых поистине исчерпывающ, вы встречаете ваших накатавшихся друзей, и сияя говорите — «а я знаю, почему Бад Гаштайн называют «альпийским Монте-Карло», вот только деньги, извините, кончились…" Ага, тут еще и казино есть, «Европа». Здание впечатляет, а вот внутрь я, будучи человеком совсем не охочим до азартных игр, не зашел.

BG2010-1

Если вы вдруг просыпаетесь, и понимаете, что Бад Гаштайн вам наскучил (надоел, осточертел хуже горькой редьки) — возможны варианты. Автобус или такси с удовольствием довезет вас в соседние городки долины в поисках разнообразия нехитрых развлечений. Что-нибудь, да найдется. Мы вот например вечерком так съездили в Бад Хофгаштайн, полюбопытствовать насчет рождественской ярмарки.

BG2010-1-14

Так как это была первая рождественская ярмарка на нашем тогдашнем пути, вызвала она живой интерес, хоть и выглядела, как стало впоследствии понятно, достаточно скромно. Все пьют глинтвейн, и слушают похоронную духовую музыку. Производили которую, как оказалось, четверо детишек, расположившихся в тепле — в здании то ли ратуши, то ли школы… Очень хотелось их пожалеть, но мы сдержались.

BG2010-1-15

Ввиду вечернего времени посещения ничего особенно членораздельного про Бадхоф Гаштайн я вам более не скажу. Ну, а второй вариант — беспроигрышный. Это, конечно, родина Моцарта — Зальцбург. Для меня это — город-призрак. Вот уже дважды садился в его аэропорту, а вот заехать так и не было возможности, хотя, говорят, город очень красивый. Во всяком случае, устав от лыж в Гаштайне, экскурсию одного дня себе подарить — милое дело.

BG2010-1-36

Резюме. В совокупности за два посещения я в Бад Гаштайне провел 5 дней, не заскучал, в развлечениях не повторился. Более того, если вдруг судьба распорядится таким образом, что мне снова доведется вернуться в этот милый городок, я сделаю это с удовольствием, и наверняка придумаю себе еще приключений. Чего, собственно, и вам желаю — приезжайте, смотрите, наслаждайтесь, катайтесь, — короче, отдыхайте в Гаштайне — вам там рады, вас там ждут.

BG2010-1-44

Горнолыжные характеристики курорта Бад Гаштайн:

• Диапазон высот: 845–2650 м
  • Количество подъемников — 44.
  • Производительность — 71440 чел/час.
  • Общая длина трасс -201 км из них:
Синие — 57 км,
Красные — 118 км,
Черные — 28 км.
  • Продолжительность сезона: декабрь — апрель
  • Гаштайн в Интернете: http://www.gastein.com/ и http://www.skigastein.com/

mountain_skiing_Austria_gastein_1

Спасибо всем, благодаря кому эта поездка стала возможной — туроператору «Асент-Тревел», авиакомпании «Austrian Airlines», офису по туризму Бад Гаштайна.