Турист артем семагин (artemsemagin)
артем семагин
был 8 апреля 22:24

Стамбул — Турция Ноябрь 2010

Итак моя поездка в Стамбул. Хотелось куда-нибудь съездить в ноябре. Поездку в Рим отложил до весны. Что оставалось? Куда-нибудь на выходные, желательно без геммороя с визами. И что мы имеем — Египет с Каиром, Мальдивы куда одному ехать глупо и наконец Стамбул. Билеты через Интернет, отель через Интернет, страховка через Ресо и вперед.

В этот раз добирался более цивилизованно. Ночной поезд в Москву, авиаэкспресс до Шереметьево. Быстрая регистрация и шмонание. Самолет. Изначально кстати обещали аэробус, потом сменили на ил-96. Быстрый перелет. И вот он — Стамбул виден в иллюминаторе. Длинная очередь на паспортный контроль. Летел туда с долларами. В аэропорту поменял тридцатку. Дали два по двадцать лир. Курс кстати не настолько грабительский. Дошел до метро. И облом — на автомате нарисовано что максимальная купюра 10 лир. Немного постояв, обратился к работнику метро. Тот сам засунул мою купюру в аппарат и дал мне жетоны и сдачу. Длительный путь до Султанхамета. Немного на метро, затем пересадка на трамвай. Где и как пересаживаться вполне понятно и доступно. Труднее промахнуться. На трамвае ехали долго. Чувствовал себя немного не в своей тарелке. Я был стопроцентно единственным иностранцем во всем трамвае. До этого я все-таки добирался до отеля в автобусе с группой, а здесь все самостоятельно. Все моя остановка. Вышел. К своему удовольствию отель нашел быстро. Ощутил различие яндекс карт и реальности. Не стоит все-таки по ним готовиться к поездке. Отель буквально в пятидесяти метрах от остановки. Немного во дворе. Рядом много кафе, отчего по ночам было естественно шумно.

Истамбул

Сам отель маленький, но вполне ничего. Я человек не требовательный, к тому же реалист. В том плане что за такие деньги номера люкс явно не будет. Есть ванная комната, есть кровать, есть телевизор, есть розетка.

Больше ничего не надо. На завтрак так не разу и не пришел, так что про это ничего сказать не могу. Название его кстати Atlantis. Сдал часть денег на хранение в сейф и на улицу. А там замечательная погода. После зябкой и дождливой Москвы — самое то.

Первым делом отправился к скверу между Святой Софией и Мечетью Султанхамед.

Истамбул

Конечно впечатляет. Особенно то, что находятся они друг против друга, как бы соревнуясь кто эффектнее.

Истамбул

Сразу скажу мне лично больше по душе Голубая мечеть. И снаружи и внутри. Посмотрел на довольно внушительную очередь в Софию и побрел вниз по улице.

Машин в этом районе почти нет. Ездят только такси и трамваи. Причем трамваи носятся прямо рядом с пешеходами. Один раз я вышел из магазина — и чуть не задев мне локоть рядом пронесся трамвай. Парк Гюльхане.

Истамбул

И наконец набережная Босфора. Все-таки главная достопримечательность этого города — это Босфор.

Вот в чем разница: мы едем на работу на маршрутке, а они едут на работу через Босфор. Каждый день. Целью моего прихода на пристань Эминю был поиск расписания поездок по Босфору. Если идти от Султанхамета-то это самая последняя пристань. Наметил поездку на следующий день. Решил начать пробовать стамбульскую уличную еду. Начал с куриного балыка, затем съел кукурузу. Каштаны так и не попробовал — не решился. Вообще ощущение, что туристов в Стамбуле не много. По крайней мере европейцев-американцев. Только вечно торопящиеся куда-то турки. Галатский мост.

Дальше решил пройтись по набережной вдоль Босфора к Мраморному морю.

Посидел на берегу.

Побрел дальше. Вообще замечательно. Идешь один. Вокруг ни души. Только редкие рыбаки и парень идущий вдоль пробки и продающий зарядки для сотовых.

Истамбул

Да ночные фотографии у меня ужасные. Затем я узнал всю запутанность турецких улочек. Свернул как мне казалось в сторону Софии и долго плутал среди весьма не привлекательных улочек. Затем появились первые отели и наконец София.

Истамбул

Опять замечательный сквер. Вообще приятное место. Приходил сюда каждый вечер перед сном.

Второй день. Пешком до пристани.

Проба айрана. Когда покупал в первый раз утром — понравилось. Потом брал второй раз — с трудом допил до конца. Зашел на Галатский мост. Непередаваемый запах. Какую же мелочь они там ловят. Вот уж действительно для удовольствия, а не ради результата.

Истамбул

Где много народу — много и отбросов.

Пробки на Босфоре.

Истамбул

Эта картинка теперь у меня на рабочем столе, как отображение самого запоминающегося образа Стамбула. Купил билет на корабль — решил прогуляться до мечети Сулеймание. Долго вверх мимо базаров, рынков и просто лавочек.

До мечети дошел, входить не стал.

На обратном пути заблудился. Где-то не там свернул и все. Бесконечный базар. Плутающий, извивающийся, нескончаемый. Слава богу нашел выход. Снова на пристань. Пришел чуть ли не первым. Пока ждал — разглядывал медуз и уток на поверхности Босфора.

Истамбул

На корабле сел на левую часть — изучать европейскую часть Стамбула.

И поплыли. Дворец Долмахче, в который я не пошел.

Где-то там родной Султанхамет. Весь путь от Мраморного до Черного моря занимает примерно полтора часа с учетом нескольких остановок. Первый Босфорский мост.

Истамбул

Громадина, поражающая своим размахом и размерами и в то же время какой-то легкостью. Попасть на него не удалось, так как пешком туда не пускают — слишком много самоубийств.

Турецкий флаг. Вообще удивительное дело — флаги видел в огромном количестве везде где был. Патриотизм, наверное. Румели Хисары.

Истамбул

Туда не попал. Описание этой неприятности будет ниже. Единственное место куда хотел, но так и не сходил. Второй мост.

Прекрасный Босфор.

Истамбул

И вот выход в черное море.

Место назначения.

Встречают. Зазывают.

Вообще, как только сходишь с корабля сразу попадаешь в заботливые руки зазывал, которые не дают прохода. Я с каменным лицом (благо есть еще не хотел) проскочил мимо.

Благо имел цель — крепость которую видел когда мы подплывали. Длительный подъем и безумно красивые виды.

Истамбул

Затем еще одна волна кафешек. И легкое разочарование — крепость закрыта на реконструкцию.

Обходим ее — и вид на бухту. А за ней черное море.

Истамбул

А где-то за ним Россия. Вернувшись к пристани — немного перекусил бутербродом. Не знаю как правильно название — булка, в нее кладут жареную рыбу, салат, лук. Очень вкусно. Позже покупал такое же блюдо в Стамбуле. Так вот здесь было гораздо вкуснее.

Обратно изучал уже азиатскую часть.

Чайки.

Истамбул

Все-таки завораживающее зрелище. Куча чаек летящих за кораблем. Хлеб, который им кидали ловили буквально на лету. Такое ощущение что протянешь руку и можно поймать их — настолько близко они подлетали.

Вернувшись, отправился на площадь Таксим. Опять заблудился.

В результате по трамвайным путям дошел до Кабаташа. Оттуда на фуникулере(весьма кстати бесполезное транспортное средство — из-за двух минут пути целую ветку построили) поднялся на Таксим.

Побродил по площади

и на Истякиль.

Улица очень понравилась. Люблю я такие шумные, дышащие энергией, сверкающие улицы. В Питере есть Невский, в Париже — Елисейские поля, а здесь — это.

Истамбул

О чудо — здесь есть Ростикс. Не смог устоять перед соблазном там поесть. Затем опять заплутал. Должен был выйти к Галатскому мосту, а вышел к мосту Ататюрка. Дорогу там фиг перейдешь — ни одного светофора. Пристроился за аборигеном. Тот шел окольными путями, иногда по проезжей части. В итоге полчаса безлюдной ночной прогулки.

Опять Эминю.

Красавец — мост.

Истамбул

И домой в Султанхамет. Там жизнь бьет ключом.

Приятные русскому глазу надписи.

Утро следующего дня началось с посещения голубой мечети.

Истамбул

Побродив немного по внутреннему дворику, отправился ко входу.

При входе необходимо снимать обувь. И вот в своих новых, хочу подчеркнуть чистых только одетых носках я ступаю по удивительно мягкому ковру мечети. Колоссальное сооружение.

Истамбул

Немного побродив по нему, я сел прямо на ковер и созерцал внутреннее убранство мечети и немногих туристов. Хочу сразу сказать, что в битве двух громадин — Святая София и Голубая мечеть победила вторая. Уж больно хороша!

Затем меня ждала цистерна базилика. Малюсенькая очередь. Вообще сложно себе представить — такое маленькое здание на поверхности и такое пространство под нею.

Истамбул

А вообще это место я бы сказал сказочное, необычное, волшебное, загадочное и очень восточное. Последнее продиктовано какой восточной музыкой которая там играет.

Естественно там есть место куда нужно бросить монетку.

Естественно там есть место куда нужно сунуть палец и провернуть его — и будет тебе счастье. И ведь знаю, что это ерунда для туристов — но ведь и монетку кинул и палец провернул

Истамбул

Мне кстати там стало интересно, что будет если туда что-нибудь уронить. И спасибо итальянцам — они туда уронили какую-то деталь от фотика. Девушка побежала за работником, а парень тем временем свесился вниз и пытался достать. Дожидаться развязки итальянской трагедии я не стал, благо планов было громадье. Затем я отправился к колонне готов что в парке Гюльхане.

Стоит эта колонна еще со времен римской империи. И уже изуродована современными вандалами.

Оттуда кстати замечательный вид на Босфор. Хотя все более менее приличные обзорные площадки заняты кафешками.

Истамбул

Затем снова Галатский мост. Каждый раз когда его проходил — останавливался полюбоваться Босфором.

Немного плутаний

Истамбул

— и вот она — Галатская башня.

Подобная обзорная площадка существует наверное в любом европейском городе. Кстати, чисто внешне не очень она высокая. Короткий подъем на лифте.

Истамбул

И опять красавец Босфор. Теперь с высоты. Долго любовался видом.

Истамбул

До чего же там интенсивное движение.

Сверху наметил свой дальнейший путь.

Истамбул

И в дорогу. И вот я отправляюсь в Азию.

Хотел порадоваться через переплываю на другой материк и вдруг понял что на азиатской части был во второй день своего путешествия во время прогулки по Босфору. Именно тогда я как-то незаметно посетил Азию.

Азиатская часть показалась более спокойной. И даже не столько городской сколько деревенской. В хорошем смысле этого слова. Решил прогуляться вдоль берега. Дойти до следующей пристани и переправиться в Бебек, а оттуда в Румели Хисары. Наивный. Еще не знал расписание паромов. И это был мой первый просчет. Неспешная прогулка вдоль Босфора.

Истамбул

До первого моста весь берег покрыт маленькими парками, где бегают дети, сидят рыбаки, выгуливают собак.

Подошел максимально близко к мосту — громадина, красавец.

А вот потом начались проблемы. Мало того, что чтобы пройти под мостом нужно было сделать большой крюк с проходом через вот такой неприглядный туннель.

Истамбул

Так еще на следующей пристани обнаружилось, что паромы на другой берег будут только вечером. Пройдя еще пару километров и пару причалов, я понял что на европейскую часть в ближайшие три часа мне не попасть. И соответственно в Румели Хисары я не попадаю. Вот такое дурацкое расписание — все паромы идут либо утром, либо вечером. Днем они вообще закрыты. В результате уставший, прошедший несколько километров зря, и чего скрывать огорченный я решил поймать турецкую маршрутку.

Так как обратно такой же путь пешком бы я не осилил. Пропустив пару автобусов я сел в маршрутку. Спросил название причала — Кадикой. Водитель, кстати, не понимал по-английски. Цену проезда объяснял мне натурально на пальцах — 2,5 лиры. И вот я едва передвигая ноги возвращаюсь в Европу.

И тут я понимаю, что мне некуда идти. Я исчерпал запас достопримечательностей, которые хотел посмотреть. Дворец Долмахче и Топкапи я изначально исключил из списка мест для посещения. Простите меня, но мне в таких местах скучно. И вот мне некуда идти. Покатался на фуникулере.

Пересел на их метро.

Вышел на площади Таксим.

Изучил место где незадолго до этого совершили теракт. Посидел прямо на площади на бордюре — почитал путеводитель.

Затем снова Истякиль.

Днем он уже не такой впечатляющий. Затем просто свернул на какую-то улочку.

Немного побродив по закоулкам вышел к трамвайным путям.

Истамбул

По ним снова к Галатскому мосту.

Вокзал Сиркеджи.

Истамбул

Затем тур по сувенирным магазинам. Возвратился в отель. Начало темнеть. Решил снова сплавать в Азию. Ночная переправа запомнилась красивыми огнями ночного Стамбула, холодом Босфора и ужасными фотографиями. Надо менять фотоаппарат.

Истамбул

Вернулся в Сулатнхамет. Чуть не написал домой. Хотя там чувствовал именно так — что это и есть дом. Посидел в кафешке рядом с гостиницей. Заказал чай с куском торта.

Приятно. Слева куда идут многочисленные туристы. Справа на расстоянии протянутой руки летают трамваи. Погулял по парку. Опять поудивлялся американцам. Один все никак не мог настроить видеосвязь наверное со своей девушкой, отчего очень громко сокрушался. Другая на всю остановку рассказывала про свою личную жизнь по телефону — что называется со всеми подробностями. Господи америкосы ну не только вы знаете английский. Затем спать. Завтра домой. С утра первым делом чекаут. Оплатил картой, вещи оставил на хранение. В ожидании открытия Софии решил попользоваться банкоматом. В первом и втором не оказалось мелких купюр. Третий вообще заглотил карточку и не отдавал ее минут пять. Я уж думал все. Хорошо там денег мало осталось. Потом все-таки выплюнул. В следующую поездку возьму две карты. Снять деньги кстати удалось чуть позже — на Принцевых островах, в каком-то заброшенном банкомате. Святая София.

Истамбул

Небольшая очередь. Металлоискатели. И я внутри. Как уже говорилось ранее Голубая мечеть понравилась больше.

Истамбул

Затем как можно быстрее на Кабаташ.

Оттуда паром к Принцевым островам.

1,5 часа плавания по Мраморному морю с уже привычными чайками и старичком который развлекал нас вторую половину пути.

Истамбул

Ну что сказать об островах.

Честно говоря напрасно потерянное время. Уже позже понял, что надо было поехать все-таки в Румели Хисары. Я был на Бюйокаде — самом большом острове.

Так — тихая лесопарковая зона, нашпигованная дачными домами местных.

Истамбул

Люди лежат на травке, катаются на лошадиных повозках. Отчего кстати везде чувствуется аромат навоза. Вообщем погуляв там часа полтора-два, я понял что делать мне здесь нечего и не дождавшись обычного парома по расписанию нашел катер чуть за большие деньги и отправился в Стамбул.

Еще немного походов по сувенирным лавкам — затем в отель — забрать вещи. И на трамвай. Кстати опять при возвращении домой случился курьезный случай. Когда возвращался из Парижа, помню на рассчитал количество рубликов. Позволил себе такси до метро. А перед входом в метро обнаружил, что денег на автобус до Рязани уже не хватает. Хорошо вместе со мной из Франции вернулись евро. В 6 утра бегал менял. Здесь все случилось еще в Стамбуле. Все оставшиеся лиры поменял на евро — готовился к дьюти фри. На последние купил себе два жетона. Кто был там знает — именно столько нужно чтобы добраться от Султанхамета до аэропорта.

Поездка на трамвае прошла успешно. А вот пересадка на метро — нет. Я подошел к турникету, бросил жетон в прорезь, пошел вперед и зацепился сумкой за собственно турникет. В результате турникет прокрутился, а я остался снаружи. Подойдя к девушке — работнице метро — я понял, что по-английски она не понимает и объяснять что-либо бесполезно. Опять же — спасибо моей экономности — у меня остались доллары. Обменивать было бесполезно. Было уже поздно. Да и выходить в тот район мне как-то не очень хотелось — уж больно все угрожающе выглядело. Вынув два доллара я подошел к автомату и стал на английском просить стоявшего там турка купить мне жетон. Тот отмахнулся мол не понимаю. На мое счастье проходил еще один работник метро — тот меня быстро понял. Даже порывался отдать мне сдачу, благо билет стоит чуть больше доллара. Я естественно отказался. Вот так с приключениями я добрался до аэропорта. Там запомнилось только то что досматривали два раза: один раз как обычно, а второй прямо при входе в зону вылета. Роскошный Дюти фри. Быстрый перелет. И я дома.

Общие впечатления — положительные. Это конечно не тот город в который хочется возвращать еще и еще. Это город который обладает своим обаянием. И конечно это не европейский город — это азиатский город. Негатив все-таки был — это неудачная поездка на Принцевы острова и непопадание в Румели Хисары. Но к счастью положительных эмоций гораздо больше. Сейчас по прошествии пары месяцев после возвращения понимаю что было бы неплохо вернуться туда — на пару дней больше не нужно — но вернуться.