Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Хургада — Египет Октябрь 2009

Каждый год, обычно весной, задаем себе традиционный вопрос: «Где отдыхать в этом году?». Обсуждение всегда проходит эмоционально и продолжительно, этот год не явился исключением. В конце концов, решили ехать в Турцию. У нас сформировалась минигруппа в составе меня, моей жены Светланы, сестры Милы и подруги жены Ирины. У групповых поездок есть как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас, после того как поездка уже состоялась, причем не в Турцию, а в Египет, могу по этому поводу дать ряд советов.

Первое, необходимо со всей серьезностью подойти к составу группы, для этого необходимо несколько раз встретиться за чашкой чая и, в общении, проверить психологическую совместимость. Второе, необходимо выбрать руководителя и договориться о том, что его последнее слово — закон; эту почетную роль я оставил за собой, ибо на Востоке, куда мы собрались, авторитетом у местного населения пользуются мужчины, а женщины только в сопровождении мужчин.

Подготовка к поездке заняла несколько месяцев, ибо мы хотели поехать в определенный отель и, одновременно с отдыхом на море, посетить Стамбул. Однако стоимость такого вояжа нас шокировала и мы, достаточно спокойно, скорректировали направление в сторону Египта. Вопроса о том, Шарм или Хургада, у нас не было, ибо одна из девушек не умела плавать, а, как известно, в Шарме нет пологого захода в воду. Посетив несколько туристических фирм, в конечном итоге, остановились на TEZ-туре, несмотря на то, что цены у них чуть выше, но фирма солидная и они гарантировали тот отель, который мы выбрали, перелопатив горы отзывов в Интернете.

Итак, мы летим в Хургаду, авиакомпания ТрансАэро, вылет в 7 утра из Домодедово, куда мы благополучно были доставлены нашим родственником на автомобиле. Документы получили за 2,5 часа до вылета у представителя фирмы. Регистрация, таможня, перелет без каких-либо проблем. В аэропорту Хургады были встречены представителем фирмы, который объяснил, что мы должны купить визы за 15 $ в одном из представительств различных банков, там же можно поменять валюту на египетские фунты, заполнить специальные въездные карточки и пройти пограничный и таможенный контроль. Это не отняло много времени. После этого можно посетить местный duty-free, однако особенного восторга своим ассортиментом он у нас не вызвал, цены примерно как в Домодедово. В магазине нас информировали, что в течение суток, мы можем посетить duty-free в Хургаде.

У TEZ-тура в Хургаде очень четкая организация. При выходе их аэропорта через каждые 30 метров стояли парни в желтых футболках и показывали направление движения. Двигаясь в указанном направлении, мы удивлялись открывшемуся унылому пустынному пейзажу и кучам мусора. «Это не Дубай» — одновременно выдохнули мы, и, засмеялись. Наконец, метров через 200 мы подошли к стоянке автобусов, сели в указанный, сортировка проводилась по названию отелей, и минут через 15, в сопровождении представителя фирмы, автобус помчал нас к морю.

Заслушавшись рассказом гида о том, как вести себя в городе, как одеваться, что и где покупать мы внезапно увидели море, причем совсем не красное, а насыщенно синее. А вот и первый отель. Представитель фирмы сопровождал туристов до ресепшен, помогал в расселении, поэтому автобус двигался не быстро, и в свой отель, а он был предпоследним в списке, мы прибыли часа через полтора. Во время поездки мы внимательно осмотрели город через окно нашего автобуса, впечатление было неоднозначным.

Автобус делал остановки, пассажиров становилось меньше, мы приближались к конечной точке нашего путешествия и к очень ответственному моменту, размещению в отеле. Я переместился к гиду, презентовал ему ручку и попросил содействия в общении с ресепшен. Кстати о ручках, где-то я слышал или читал, что в Египте пользуются большой популярностью наши шариковые ручки, особенно с различными надписями на русском языке. Это действительно так, особенно если вы вместе с презентацией ручки, скажете несколько теплых слов. Перед поездкой желательно иметь полную информацию об отеле и месте предполагаемого размещения в нем.

Наш отель Arabia azur 4 звезды, представлен двумя трехэтажными корпусами, А и В виде подков, опоясывающих лагуны, соединенных между собой административным зданием, перед которым находится бассейн (50×25 м, глубиной от 1,5 до 3 м). Самое удачное место размещения, по нашим предположениям, было на 2 этаже корпуса, А в соседних номерах с видом на лагуну, недалеко от ресепшен. Корпус, А предпочтителен тем, что в его номерах имеется бесплатный, встроенный в платяной шкаф сейф, а в корпусе В — сейф на ресепшен.

Эти наши пожелания я изложил молодому человеку на ресепшен, который, как впоследствии оказалось, хорошо знал русский язык. После заполнения карточки гостя и высказанных пожеланий я подарил ему ручку и стал ждать ответа. После паузы он спросил меня: «Вы хотите два соседних номера, на втором этаже корпуса, А с видом на море, недалеко от ресепшен?», — на что я ответил коротко — «Да», разговор сначала шел на английском языке. Он грустно улыбнулся и ответил, что в такой высокий сезон свободных номеров в отеле очень мало, но, если мы согласны немного подождать, он поищет подходящие варианты. Поиск продолжался минут пять.

Сияя как медный праздничный самовар, он сообщил, что подходящий вариант найден и сделал паузу. Я незаметно передал ему 10 $, а он мне ключи от номеров и заговорил по-русски. Мы разместились очень удачно: на втором этаже корпуса, А, в соседних номерах с видом на море, недалеко от ресепшен. Наши чемоданы были доставлены носильщиком, он же продемонстрировал принцип работы сейфа. Вознаграждением в 1 американский доллар он остался доволен, девушки добавили еще один.

К вопросу о чаевых. У нас было все включено и, в принципе, платить кому-либо за что-либо не было необходимости. Пока мы были белокожими, обслуживающий персонал проявлял к нам интерес, который постепенно угасал, хотя вокруг немцев, отель ими был заполнен на ¾, официанты ходили кругами. Сначала я думал, что дело в национальности туриста, затем мое мнение изменилось, когда я заметил, что многие дают обслуживающему персоналу деньги. За несколько дней до нашего отъезда, я решил провести эксперимент. Всем, начиная с уборщика на пляже, который также меняет полотенца, до официантов в ресторане и барах, стал давать по нескольку фунтов.

Отношение к нам изменилось сразу — полотенца менялись мгновенно, стоило только помахать ручкой, а в ресторане стали желать приятного аппетита на русском языке и предлагать выпить пива и вина, а также водки, которую мы не пьем. Так что выбирайте, ходить самому за напитками в бар или за чистыми полотенцами бесплатно, или лежать на пляже и отказываться от того, что вам будут приносить, но за деньги. По моим подсчетам, на чаевые за 10 дней отдыха, потребуется около 200 египетских фунтов (для перевода в рубли, необходимо умножать на 5).

Разместившись, приведя себя в порядок и переодевшись по погоде, мы направились в ресторан. Днем обед проходил на улице, столики расставлены рядом с бассейном, другие внутри огромного шатра. Питание организовано по типу «Шведский стол», напитки разносили официанты, воду и соки можно было брать самим. Пища вполне съедобна, блюда были на любой вкус, фруктов достаточно, правда ассортимент был ограничен яблоками, грушами, гуавой, апельсинами, виноградом и неспелыми финиками. Алкогольные напитки были представлены светлым пивом, белым и красным вином.

Попробовали все. Пиво вполне удовлетворительного качества, со мной согласилась Ира, а она в мае была в Праге и толк в настоящем пиве знает, вино напомнило мне наше фирмы «Фанагория», пробовать можно, пить не рекомендую, особенно красное. Крепкие напитки даже пробовать не рискнул, здоровье дороже. Завтраки проходили в ресторанах, одном из трех, в первом столики слева для курящих. Ужинать можно было также в ресторанах, и у бассейна, при отсутствии сильного ветра. Причем, чтобы попасть в рестораны, необходимо выйти из отеля. При входе в отель установлен металлоискатель и охрана в виде двух бравых полицейских, которых туристы не интересовали, зато всех местных подвергали тщательному досмотру.

Несколько слов о погоде. Мы были в Египте с 8 по 19 октября. Постоянно дул ветер, периодически очень сильный. Несмотря на это днем было жарко, хотя кондиционер в номере включали всего пару раз. Вода в море была теплая, но находится в ней более получаса, у меня не получалось, замерзал. Утром в бассейне вода бодрила, тем не менее, мы каждое утро плавали в бассейне перед завтраком. Часто, весь бассейн был в нашем распоряжении, вода в нем пресная, хлорки не очень много. Поговорив с аборигенами, мы уточнили время благоприятное для отдыха в Хургаде — это конец сентября и середина мая.

Пообедав, изучив территорию отеля, искупавшись в море и поужинав, мы встретились с представительницей фирмы. Встреча проходила на втором этаже административного корпуса, там же расположены информационные стенды туристических фирм. Девушка рассказала нам о Хургаде, местных обычаях, ответила на интересовавшие нас вопросы и продала нам несколько экскурсий. Мы решили не покупать экскурсии в уличных агентствах, хотя там дешевле, опасаясь неважного сервиса.

Итак, мы приобрели право на поездку в Луксор (за 60 $), и девушки соблазнились заплывом на батискафе (за 35 $ с каждой). Сразу скажу, что они до сих пор жалеют потраченных денег, ибо им показали полумертвые кораллы и накормили таблетками от укачивания, в результате чего они после поездки ушли спать, спали очень долго, кстати во сне увидели и кораллы и рыбок, причем совершенно бесплатно.

После встречи с представителем фирмы, получив ответ на вопрос о том, как добраться до Хургады и сколько это будет стоить, вышли за территорию отеля на шоссе. Там был расположен шлагбаум и еще один пост, правда, его охранял не полицейский, а всего лишь служащий отеля. Передвигались на такси, стоимость 20 фунтов, можно сторговаться за 15, но это требовало времени, да и настроение таксиста резко снижалось. К тому же, каждый из нас, в конечном итоге, платил только одну треть.

Услугами микроавтобусов не пользовались, так как едут они с частыми остановками, и их достаточно долго ждать, а такси курсируют каждые несколько минут. В Дубае все таксисты ездят на тойотах камри, а здесь сплошные хундаи. Дорога до центра Хургады, конечной точкой мы называли отель «Сигал» или Макдональдс, занимала 7–10 минут. После непродолжительных поисков мы обнаружили duty-free на втором этаже небольшого здания. Сказать то, что мы были в шоке, это не сказать ничего. Представьте себе комиссионный магазин, где торгуют всяким старьем, а часть торгового зала отведена под duty-free. Ассортимент скудный, однако, литровую бутылку Remy Martin мы заметили.

Оказалось, что перед покупкой необходимо сделать отметку в заграничном паспорте; о том, что там накарябал араб под вывеской таможня, можно только догадываться. Своим паспортом пожертвовала Мила, срок его действия истекал. Сделав запас спиртного, мы решили прогуляться по Хургаде. Наша группа не осталась незамеченной, причем торговаться было очень сложно, продавцы стояли насмерть и цены не снижали, аргументируя это тем, что раз у меня три жены, то денег куры не клюют. «Жены» взяли все в свои руки и торговались самостоятельно. Покупать особенно нечего, кроме сувениров, полотенец из хлопка с египетской символикой и папирусов.

Я купил хороший альбом о Египте «Храмы, Люди, Боги» Альберто Силиотти на русском языке за 60 $, причем напечатан он в Южной Корее. За время отдыха мы несколько раз посещали Хургаду, хотя большой необходимости в этом не было, разве что сэкономили некоторое количество баксов за счет более выгодного курса в обменниках города, чем в отеле и, за счет более низких цен в магазинах, с другой стороны потратились на такси. В следующий приезд в Хургаду, решили за территорию отеля вообще не выходить, разве что для экскурсии в Луксор или Каир.

Отдых расписан по минутам

Все тропинки ведут в СпортЦентр

У нас наметилась очень напряженная программа отдыха после посещения спортклуба. Во-первых, на второй день отдыха девушки соблазнились сауной, пилингом и массажем под названием «Улыбка Клеопатры», от которой я категорически отказался, но меня заманили тем, что предложили все совершенно бесплатно.

Не буду утомлять вас описанием всей процедуры, которая заняла около 2-х часов, скажу только то, что действительно хорош только массаж, им и нужно ограничиться, единственно отдаваться можно только в мужские руки, меня мял Мухаммед, на мой взгляд, специалист высокого класса. Ира с Милой соблазнились курсом в 5 сеансов, отторговав приличную скидку (15 $ за сеанс, в прайсе 20 Евро).

Во второй половине дня девушки учились играть в большой теннис под руководством тренера, который не знал русского, плохо понимал по-английски, тем не менее, прилично научил играть Свету и Иру. Его услуги стоили 40 фунтов в час. Днем кортом можно было пользоваться бесплатно, вечером за освещение необходимо было заплатить 40 фунтов в час. Накануне необходимо было записаться в журнал, девушки сначала записывались сами, а потом просто говорили тренеру, в какое время придут играть и, он все делал сам.

В спортклубе был неплохой тренажерный зал и 2 зала для игры в сквош. За пару дней мы познакомились практически со всеми парнями, работающими в клубе; один из них, Руби, прилично говорил по-русски. Рекомендую попробовать у них каркаде, особенно в горячем виде. Кстати, ручки и здесь шли на ура.

Итак, день у нас был расписан буквально по минутам. Подъем в 7 утра по-местному времени (-2 часа (в Египте, как и в Дубае, не переходят на летнее время), туалет и заплыв в бассейне минут на 30. Затем переодевание и завтрак. После завтрака на пляж, загорали обычно на берегу лагуны, я периодически устраивал заплывы с маской и трубкой вдоль кораллового рифа. Впечатление такое, что как будто ты занырнул в огромный аквариум — еще живой коралловый риф, огромное количество разнообразных рыб, кристально чистая вода.

Единственно, что портило впечатление, это достаточно приличные волны, пару раз хлебнул очень соленой водички, и не очень теплая вода для длительных заплывов, мой рекорд составил 40 минут. Кстати, часть рифа разрушена и сделан полуостров, на котором расположен ресторан, в котором можно было обедать, поэтому многие загорали и плавали именно там, особенно любители подводного плаванья. Ласты, трубку и маску я привез с собой, но можно купить на месте или взять напрокат за 10 $ в день.

Дайвингом я не увлекся, так как от исправности оборудования зависит жизнь дайвера, а арабы ко всему относятся наплевательски, надеясь, порой, только на волю Аллаха. Девушки плавали в лагуне, вода не такая прозрачная, как в открытом море, но нет такой ошеломляющей 30-метровой глубины. Пришлось купить специальные тапочки (30 фунтов) ибо можно повредить ноги кусочками мертвых кораллов, во время заплывов, тапки не мешают. Затем Мила и Ира, по очереди, уходили на часовые сеансы массажа (по моей рекомендации к Мухамеду).

В барах имелись различные напитки и пиво, а также кофе и мороженное, кстати, мороженное очень вкусное. Затем незаметно приближался обеденный час. После обеда тихий час на час и снова на море, а в 16 часов Ира и Света уходили на теннис, (резко темнело в половине шестого, без освещения играть было проблематично), я подтягивался к моменту прощания с тренером, чтобы вручить ему плату за урок. Вообще, для арабов привычнее, когда платит мужчина.

После занятий у девушек туалет и небольшой отдых, я, в это время, часто бродил по территории отеля, кстати, очень живописной, с фотоаппаратом, А, что касается Милы, которая каждый день собиралась сходить в тренажерный зал, вместо этого устраивала дополнительный тихий час. Однажды, она решила прокатиться на верблюде по территории отеля (15 $ после длительного торга) и совершила этот подвиг. После ужина мы уезжали в город или прогуливались по магазинам на территории отелей (их три, все принадлежат одному хозяину, немцу по происхождению, чем и объясняется количество немецких туристов и тот факт, что многие из обслуживающего персонала свободно говорят по-немецки).

Однажды, по настойчивой просьбе Милы, посетили клуб, где анимация демонстрировала арабские танцы. Народ был доволен, а мы со Светой чуть не умерли от хохота. Вообще анимация была очень ненавязчивой, на немецком и английском языках. Мы услугами аниматоров не пользовались. Впечатление об отеле только самые положительные, пищу давали с 5 утра до 2 часов ночи, так что от голода в этом отеле умереть невозможно.

Поездка в Луксор

Развалины Карнака

Если вы не видели Карнакский храм, считайте, что вы не были в Египте. Согласно купленных путевок за нами в 5 утра заехал туристический автобус. На ресепшен нам вручили пакеты с завтраком, воду мы захватили из номера, на каждого по нескольку бутылок. Забыл сказать, что ежедневно уборщики приносили 2 полуторалитровые бутылки питьевой воды, кроме этого пакетики с чаем и кофе; электрический чайник и кружки были в номере. Не забудьте взять с собой фумитокс, комары были в наличии, особенно если на ночь не закрывать балконную дверь.

Но, завтраки получены, автобус прибыл, гид отметил нас в списке, и автобус взял курс на другие отели для сбора путешественников. Через полтора часа мы приехали в Сафагу, там автобусы собрались в колонну и, под охраной военных (один джип с четырьмя автоматчикам на сотню автобусов) взяли курс на Луксор. Я не удивляюсь частоте ДТП в Египте, т. к. скорость движения автобусов приличная, дорога не широкая и с поворотами, а водители иногда ухитрялись идти на обгон, правда, непонятно зачем, видимо для развлечения.

Пейзаж за окном глаз не радовал, пустыня сменилась невысокими горами, единственная остановка дала возможность немного размяться, но не более того. Через 4 часа, наконец, показался Нил, пейзаж за окном с серо-желтого изменился на сочно-зеленый и, вскоре, автобус сделал остановку. Прямо перед нами возвышались развалины Карнакского храма.

Очень много зависит от гида, наш был на высоте. Он называл себя потомком фараонов и нелестно отзывался об арабах. Его рассказ был очень интересным, казалось он жил во времена фараонов, у него был ответ, на любой вопрос. Трудно передать словами ощущения, которые ты испытываешь стоя в колонном зале, кажется между двумя из сотни колонн, нет да и мелькнет тень фараона.

Трудно передать чувства, которые ты испытываешь в этом историческом месте, особенно стоя перед фресками, местами прекрасно сохранившимися, сделанные рукой мастера, жившего несколько тысячелетий назад. Несмотря на 40 градусов в тени, мы неутомимо бродили под лучами палящего солнца, и, только лимит отпущенного времени, заставил нас вернуться обратно в автобус. 2-х часов, отпущенных гидом на осмотр храма, на мой взгляд, катастрофически мало.

Луксорский храм мы видели только из окна автобуса по дороге в ресторан. Обед был вполне удовлетворительный, напитки за дополнительную плату, причем стоимость чашки растворимого кофе сомнительного качества составила 15 фунтов. После обеда на лодках переправились через Нил. Когда вы выходите из лодки по довольно шаткому трапу, вдоль всего пути стоят местные жители и предлагают свою помощь, естественно не бесплатно. Мила неосторожно сказала спасибо мальчишке, отказываясь от его помощи, и он долго шел за ней, требуя бакшиш, непонятно за что. Затем на нас набросилась толпа торговцев сувенирами сомнительного качества. До автобуса мы практически бежали, уворачиваясь от назойливых арабских рук.

По дороге в Долину Царей, после короткой остановки перед колоссами Мемнона, было время сфотографироваться, нас завезли в сувенирный магазин. На витринах и стеллажах большое количество различных сувениров из полудрагоценных камней, в основном из оникса и малахита. Девушки накупили кошек, меня не устроило ни качество изделий, ни их цена. Подобные сувениры можно купить в магазинах Хургады, причем значительно дешевле.

Наконец покупки сделаны, все на своих местах, гид всех пересчитал, причем это делал после каждой остановки, где мы выходили из автобуса и мы взяли курс на горы. Минут через 15 остановка, и в Долину Царей нас везет электорокар с прицепленными к нему вагончиками, Ехать минут пять. Гид вручил нам билеты на посещение 3-х гробниц. Достойна посещения гробница Сети I и Тутанхомона.

Первая гробница впечатляет своими размерами и хорошо сохранившимися росписями, а в гробнице Тутанхомона находится его мумия, однако для входа в нее необходимо приобрести специальный билет. Фотографировать в гробницах запрещено, у тех кто фотографирует украдкой служители отбирают фотоаппарат и стирают сделанные фото. Но из каждого правила есть исключение, если выбрать для посещения гробницу Рамзеса IV, которая находится в отдалении и в ней практически не бывает туристов.

Храм Хатшепсут, папирусы и финиш

Храм Хатшепсут

Затем был небольшой переезд на автобусе до Храма Хатшепсут. Одно то, что она была единственной женщиной-фараоном, хотя и с накладной бородой, вызывает интерес. А то, что храм достаточно хорошо сохранился, заслуживает того, чтобы его осмотреть.

Последней точкой нашего посещения Луксора была остановка в магазине папируса, где нам продемонстрировали процесс изготовления настоящего папируса и сообщили, что только здесь можно купить настоящий. Папирусы были качественными, однако цена их была раза в два-три больше, чем в Хургаде. Несмотря на это, мы соблазнились одним, средних размеров за 250 фунтов. Остальные мы купили в Хургаде за 120 фунтов каждый, несколько худшего качества, но зато в 2 раза дешевле. Обратная дорога была утомительной, ехали в полной темноте, многие спали. В отель приехали около полуночи, однако ресторан еще работал, нас прилично накормили. Спали крепко, снились фараоны и боги.

Кстати, в тот день, когда мы ездили в Луксор, был полный штиль. А в холле отеля стояли компьютеры с выходом в Интернет, так что смотрите прогноз погоды. Чтобы отдых удался, планируйте все заранее, не покидайте, без крайней на то необходимости, территорию отеля, не забудьте маску, трубку и ласты, а так же фотоаппарат и фумитокс.

Удачных вам путешествий, мы еще не были в Китае, причем планируем поехать туда на поезде, через всю Россию, но это будет уже совсем другая история.

© Sergey Dr. Материал размещен с разрешения автора.