Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Бангкок — Таиланд Декабрь 2016

Самолет заходил на посадку с востока, аэропорт на севере города, глядя на ночные огни, понимаешь — Бангкок огромен. Прибытие получилось весьма поздним, из аэропорта вышли примерно в 23:30. Здесь два аэропорта, прилет у нас в один (Дон Муанг), а вылет в Москву из другого (Суварнабхуми), в этом кроется ощутимое неудобство. Я, покупая заранее билеты из Сием Реапа до Москвы, имел возможность выбрать стыковку, это могли быть Гонконг, Гуанчжоу и еще пара пунктов. Выбирал между Бангкоком и Гонконгом, в обоих ранее не были, с учетом стоимости выиграл Бангкок. Решил оставить на него один день. Но получалось не очень удобно — вылет на вечер, т. е. переночевав, мы вынуждены были или оставить вещи в лаггедж-рум, или таскать их с собой. В идеале было бы поселиться недалеко от аэропорта, чтоб на пути туда вечером забрать вещи. Но два разных аэропорта… и не очень удобное сообщение между ними… а также отсутствие привычного городского центра…

Не решив проблему заранее до конца, оставил ее на потом. Забронировал отель в районе Каосан роуд, а дальше будем решать на месте. Из Дон Муанга (произносится Дон Мыан) до отеля вечером практически без альтернативы — такси. Пробок нет, доехали быстро, вселились. Я решил проверить, когда точно у нас вылет. И тут нас ждал шок — вылет в 9 утра. Получается, вставать нужно в пять… что за маразм, как я мог? Спустя пару минут изучения билетов и уточнения дат, понимаем, вылет в девять, но не завтра, а послезавтра. В этой карусели с переездами ощущение времени несколько искажается. Я вначале хотел купить на вечер, это был бы перелет с одной стыковкой, но в последний момент поддался пожеланиям жены и купил дороже, но прямой аэрофлотовский. А в памяти остался вылет вечерний… В-общем, планы пришлось корректировать. Решили назавтра переехать в другой отель, ближе к Суварнабуми. Сразу же и забронировал, возле метро Маккасан. В этот поздний вечер успели еще поужинать в ресторанчике и погулять по ночной Каосан.

С утра после завтрака, не теряя времени, с рюкзаками идем искать тук-тук. Множество их дежурит возле отеля. Проблема — у всех английский настолько невнятен по произношению, что понять почти ничего невозможно. Удалось понять только одно — в шортах меня не пустят в храмы (у жены одежда случайно соответствовала требованиями). Вернулся в отель, нашел там место и переоделся в длинные штаны. Туктукеры предлагают комплексные поездки, при общении один из них достал бумажку, где от руки по-русски было все расписано, удалось понять то, что не удавалось ранее — в такой комплексной поездке они завозят в какой-то бессмысленный музей моды, за что им полагается купон на бесплатную заправку. Цена для клиентов выходит ниже, но при этом теряется время, что нас не устраивает. Решили передвигаться отдельными марш-бросками. Первая цель — Изумрудный Будда («изумрудная буда» — было написано у одного из туктукеров) плюс Королевский дворец (Гранд Палас). Туктукер сказал (как я понял), что сегодня не лучший день (воскресенье), т. к. там мероприятия в связи с недавней смертью короля. У нас нет другого дня для этого, поэтому едем. Долго продирались сквозь пробки, наконец, прибыли. Народу много, в кассы очередь, но что делать, отстояли, взяли билеты, идем.

Комплекс Храма Изумрудного Будды (Ват Пра Кео):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

На входе рамка с детекторами, полиция, беглый, но осмотр. Наши рюкзаки оказались невелики, пропустили с ними (в очередной раз порадовались, что не брали в поездку ничего лишнего). Вообще, я заметил, что в Бангкоке очень много людей с рюкзаками (порой с весьма большими), наверное, виной тому не очень удачная городская логистика — два аэропорта, отсутствие кольцевой (строится), сложная система метро (об этом чуть позже), пробки и т. п. Тут при однодневном посещении проще передвигаться с рюкзаком. У нас рюкзачки нетяжелые, но определенное неудобство, конечно, доставляют. Ну да ладно. Гуляем по Храму Изумрудного Будды. Он ошарашивает — невероятное буйство красок, неординарная геометрия, золоченные скульптуры, изразцы, причудливые фигуры и изваяния.

На территории комплекса, слева — вход:

Ступа Пра Сиратана (внутри хранится косточка от скелета Будды):

Библиотека Пра Мондоп:

Киннары (азиатский аналог химер, в данном случае — полуптицы):

Демоны Якши:

Этот макет мы узнали с первого взгляда, еще вчера бродили по оригиналу (Ангкор Ват):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Усмешка истории — макет символизирует победу Сиама над Камбоджей, а в Камбодже название города Сием Реап переводится как «Победа на Сиамом»

Пра Вихан Йод (вихан — место для хранения изображений Будды):

Затейливая геометрия:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Золотая ступа и фигура киннари:

Якши у подножия ступы:

Ступы и купола

Кинари и наги:

Фантасмагория:

Вход в Храм Изумрудного Будды:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Входим внутрь, предварительно разувшись. Фотосъемка в храме запрещена, поэтому… поэтому снимок не очень.

Изумрудный Будда весь отливает золотом (это потому что на нем золоченная накидка):

Королевский Пантеон:

Ступы:

Рука бойца снимать устала… Очень трудно отбрасывать множество снимков, не вставляя их в отчет. Ладно, перемещаемся к Королевскому Дворцу. Мы были в Банкоке 11 декабря (воскресенье). А 13 октября умер король Пхумипон Адульядет, в стране был объявлен годовой траур. Удивительно, но даже спустя два месяца после кончины, поток скорбящих к Королевскому Дворцу не иссякает. Это люди разного возраста и пола, все в черном, идут непрерывной колонной. На прилегающих к дворцу территориях для них организована бесплатная раздача воды, булочек и влажных салфеток (жене протянули, она, не вникая, взяла, я потом ее этим слегка троллил). Колонна скорбящих проходит по крытой галерее, мы же идем по краю дворцовой площади.

Большой Королевский Дворец оказывается против солнца:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Прошли вдоль Дворца, затем к выходу, дальше идем пешком к Храму Лежащего Будды, он недалеко.

По пути видим многочисленных скорбящих:

Под навесом сидит группа монахов, очевидно, тоже прибыли скорбеть:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Вскоре подходим к комплексу Храма Лежащего Будды (Ват По). На самом деле Будда не просто лежит, а ожидает достижения нирваны, о чем и сказано в полном тайском названии храма.

Вход в комплекс:

Вход в сам храм со стороны головы:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Длина лежащего Будды — 46 метров.

Странные, покрытые орнаментом, стопы:

Будду можно обойти по кругу, никак не мешая его нирване. Обошли, выходим на территорию комплекса. Здесь красиво, но глаз уже привык к традициям местных зодчих, после Изумрудного Будды не так ошеломляет.

Дядьки с бородами и в шляпах, их тут много, завезены из Китая:

Здесь тоже повсюду ступы (всего 95):

Минипруд с миниводопадом:

На территории много помещений и галерей со статуями Будды:

Вообще, храм огромен

Нагулявшись по его территории, пошли к реке. На другой ее стороне находится Храм Утренней Зари (Ват Арун), самый высокий храм Бангкока. Посещать его мы в этот раз не планировали, но сфотографировать хотелось. Набережная в этом районе отсутствует, вся прилегающая к реке территория застроена какими-то невнятными помещениями — рынок, павильоны, магазинчики. Обзорности ноль. Прошли через небольшой рынок, вышли к пристани, здесь отправляется паром на другую сторону и причаливают речные пароходики. Храм виден, но он полностью в лесах и положение его — ровно против солнца. Так что увы, Ват Арун пришлось оставить на следующий раз. Поймали тук-тук и поехали к очередной плановой точке — Золотой Горе (Ват Сакет).

Так выглядит поездка на тук-туке (улица без пробок):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Езды оказалось минут 10–15. Веселый туктукер развлекал нас малопонятными разговорами и лихачил. Высадились и полезли на эту самую Золотую гору. В нижней части, в начале подъема, дорожка проходит сквозь скверик с водопадами и развеиваемым водяным облаком, освежает. Золотая гора — это храм, на верхней площадке холма установлена большая золотая ступа (чеди). Раньше здесь вроде бы был городской крематорий. Есть промежуточный уровень, с небольшим алтарем. В центре помещения, опять же, ступа. Вершина примерно соответствует высоте птичьего полета, виды открываются на весь Бангкок.

Большая ступа Золотой горы:

Бангкок — город контрастов:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Город, конечно, сильно затуманен, не знаю, чего здесь больше — смога или влажной дымки, но вид вдаль затруднен, над снимками пришлось поработать, но полностью дымка, конечно, не убирается.

Один из самых известных небоскребов Бангкока — MahaNakhon (его называют пиксельным), сдан в эксплуатацию в октябре:

Район Большого Дворца и Изумрудного Будды, вдали виден Храм Утренней Зари в лесах (купол которого чуть выше Золотой горы):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

У подножья большой чеди устроен интересный «аттракцион», некое совмещение пожертвования со спортивным азартом — монетку нужно бросить так, чтоб она, отразившись от наклонной площадки, попала на другую площадку, где и останется.

Туристы не проходят мимо.

По дороге наверх мы видели несколько характерных «колоколов», более похожих на металлические бубны, для удара по диску используется подвешенное деревянное бревнышко, торцом которого и производится удар. Жена активно стучала во все эти бубны верхнего мира, наполняя Бангкок медным звоном, я скромно ударил единожды.

Есть такой колокол и на спуске:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

Спустились с горы. Дальнейший план таков: у меня запланировано еще одно обязательное место — небоскреб Байок Скай, намерен подняться наверх, жена потом хочет посетить торговый центр (умудрилась при переодевании перед отъездом из отеля на Пхукете забыть там сарафан, нужен новый). Ловим тук-тук, едем к башне Байок, оттуда поедем к отелю уже на метро. Я предварительно немного читал об этом небоскребе — самое высокое здание Таиланда (до открытия «пиксельного» небоскреба всего пару месяцев назад), оригинальный конструктив и т. д.

Туктукер остановился, неопределенно махнул рукой и провозгласил — Байок. Вокруг теснились обычные дома, неподалеку какой-то рынок. Ладно, наверное, надо пройти немного. Прошли сквозь торговые ряды, ага, впереди небоскреб, но какой-то невысокий, хотя на нем и написано — Baiyoke. Хм… неужели я что-то напутал? И только когда приблизились почти вплотную, открылся вид на соседнюю башню, это и был искомый Байок. Оказалось, он называется Байок-2 (в отличие от первой башни, которая без номера). Вошли в вестибюль, жена обычно уклоняется от подобных подъемов (хотя на сингапурский Марина Бей Сандс поднималась), нашли место, где она посидит, отдыхая от предыдущей беготни. Я пошел искать кассу, билет стоит 350 бат (однако), в стоимость включен какой-то сок. Ладно, потом разберусь. Поднимаюсь на лифте, подъем состоит из нескольких этапов, сначала на 77-й этаж, где находится вращающаяся площадка с рестораном, вид оттуда уже впечатляющий, но лишь через стекло. Поднимаюсь на верхний, 84-й уровень. Здесь открытая площадка, гуляет ветер и не так жарко, как внизу. Но дымка (или смог) все же ощутимо ухудшают видимость. Первое время я там был совсем один, потом подтянулись еще несколько человек.

Виды с верхнего уровня Байок Скай:

Транспортные развязки:

Торговый центр Central Embassy:

Есть в Бангкоке и свой «огурец»:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 8. Бангкок, Таиланд

А так сквозь толщу смога (объектив с фокусом 150) виден отсюда Пиксельный небоскреб (MahaNakhon):

Побродил по площадке, поснимал, теперь мой путь — вниз. Тут на 77 этаже улыбчивая девушка-служащая сообщает мне, что да, путь вниз, но не совсем, у меня есть возможность посетить «фруктовый бар». А я и забыл… Еду на 18-й этаж, там прохожу в бар. «Выпить сок» оказалось шикарным шведским столом из всяческих фруктов, плюс десяток разновидностей соков. На десерт дают мороженое. Жалость к жене, ждущей внизу, пронзила мое сердце, но отказать себе не смог, потратил минут двадцать на дегустацию. Спустился, предложил жене посетить это чудное заведение, она, плохо скрывая досаду, отказалась. Что ж, буду чувствовать себя виноватым весь остаток жиз дня… Пешком до метро отсюда минут пять, едем теперь в отель.

Бангкокское метро — отдельная тема. Ему посвящено множество сайтов, где все детально расписано. От себя лишь два слова. Метро состоит из трех почти независимых систем — надземное BTS (оно же Skytrain), аэропортовское — ARL (Aeroport Rail Link) и классическое подземное BTS, обозначаемое как MRT. Системы используют разные типы одноразовой оплаты, где карточки, где жетоны. Причем Rail Link тоже содержит две линии — городская и экспресс до аэропорта, с разной оплатой. При поездке с пересадками между разными системами нужно покупать каждый раз новые жетоны/карты. В общем, сложно, хотя, конечно, дело привычки, уже вечером мы вполне сносно ориентировались. Наш второй отель расположен возле станции Маккасан (с нее в аэропорт идет и простая линия, и экспресс).

Приехали, вселились, быстрый душ и едем в торговый центр. Тут я всецело отдался на волю жены. Куда-то долго ехали с пересадками, я вяло прикидывал стоимость поездки — сравнимо с такси, разве что без пробок. Побродили по торговому центру, что-то купили, всё как везде. Если говорить о дешевой летней одежде, то на рынках Камбоджи самое большое разнообразие и самые низкие цены. Ну, разве что европейских изделий там мало, здесь больше. За всякими хлопотами, перемещениями и шоппингом потеряли ощущение времени, когда проголодались, все фудкорты в этом ТЦ как раз закрывались. Ноги уже отваливались, куда-либо ехать/идти ужинать сил не было. Ничего, я вспомнил, что в соседнем с нашим отелем здании видел кафе с упоминанием круглосуточной работы, так что никуда, кроме отеля, ехать не нужно. Увы, кафе оказалось лишь баром с легкими закусками. Но рядом был магазин «7–11», там продается фаст-фуд в упаковках с предварительным разогревом в СВЧ печке. Купили пельменей с креветками, курицу в кисло-сладком соусе, пива. И в отеле все это употребили… Утром ранний подъем, отъезд в аэропорт. Все прошло гладко. Самолет был заполнен процентов на 80, жене удалось прилечь на соседних пустующих трех местах, проспала почти весь полет. Я читал, смотрел кино и употреблял подаваемую еду. Только прилетели, сразу сели. Оказавшись дома, долго не могли поверить, что все уже позади.

Итоги. Я далек от назиданий и понимаю, что у всех разный менталитет и темперамент. Кому то нужен оператор, продумавший каждый шаг маршрута и снявший с клиента бремя выбора. Кому то достаточно схемы отель+пляж. Кто-то, напротив, готов самостоятельно переезжать с места на место день за днем, неделя за неделей. Кто-то должен посетить каждый музей, каждую выставку, кому-то достаточен режим «галопом по европам». Для нашего с женой мировоззрения двухнедельное путешествие с переездами, из которых несколько дней — пляжная релаксация, является оптимальным. Примерно такого формата мы обычно и придерживаемся. Юго-восточная Азия далеко, перелет туда дорог и долог. Считаю, что если речь идет о самостоятельной поездке туда, то совместить несколько мест просто необходимо. Тем более, что в том регионе находится достаточно много разнообразных интересностей.

Теперь конкретика о посещенных местах. Сингапур — прекрасен. Ангкор — прекрасен. Пхукет — несколько переполнен. Бангкок — город контрастов (идеально вписывается в этот штамп).