Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 21:05

Агра, Дели, Джайпур, Вриндаван — Индия Февраль 2013

О поездке по «Золотому треугольнику» мечтала давно. В ГОА была на несколько лет раньше, но это все-таки не совсем Индия. С детства по открыткам знала о великолепных кустарных изделиях Индии и восхищалась, потом посмотрела фильм о Тадж-Махал и мечтала увидеть Тадж-Махал.

И вот я в аэропорту Дели.

В аэропорту Дели

Нас встретил наш гид Нирадж. Группа была небольшая- 20 человек, но и автобус нам выделили небольшой и не особо комфортабельный.

После расселения в трех разных отелях в соответствии со звездами, и небольшого отдыха, поехали на осмотр достопримечательностей Дели.

Население Дели 15 млн человек, основан в 736 году, хотя поселения здесь были за много лет до н. э., стал снова столицей Индии в 1911 году. Здесь, на территории бывших семи городов, тысячи памятников, которым более нескольких тысячелетий. Но нам, к сожалению, показали только более современные памятники.

Началась экскурсия с дворцов и административных зданий Нью-Дели, особого впечатления от которых не осталось, т. к. останавливаться автобусу было нельзя и выходить из автобуса тоже нельзя. Нью-Дели зеленый, чистый, широкие улицы.

Потом поехали к храму Лотоса.

Храм Лотоса

Храм Лотоса построен в 1986 году из белого греческого мрамора и посвящен религии Бахаи, которая создана в конце 19 века в Персии как универсальная религия, провозглашающая единого Бога, единую религию и единение человека.

Всего в мире 5,3 млн человек приверженцев религии Бахаи, из них 2 млн человек проживает в Индии. В храме Лотоса можно молиться любому богу. В храме нет изображений, скульптур и алтарей- только скамейки для прихожан. Храм состоит из 27 лепестков Лотоса, по три лепестка в высоту и девять по окружности, имеет 9 дверей, высота около 40 метров.

Следующий наш объект- Врата Индии, вокруг которых большой парк с фонтанами.

Врата Индии

Врата Индии арка высотой 42 м открыта в 1931 году в память о погибших в англо-афганской и в Первой Мировой войне, а также в последующих войнах, на арке 90000 имен.

После осмотра мемориала едем к архитектурному комплексу Кутб-Минар, на территории которого собраны памятники разных времен

Самый высокий минарет в мире Кутб- Минар, 72,5м, который строили три мусульманских правителя с 1193 по 1368 гг

Вообще-то маловато мы посмотрели в Дели, но в конце нашего путешествия перед отъездом нас завезли в Дели в индуистский храм Акшардхам.

Храм Акшардхам. Фото из интернета

Это самый большой индуисткий храм в мире открыт в 2005 году, построен в этой бедной стране на пожертвования. Храм создан по канонам индийской классической архитектуры, в храме 234 колонны, 20000 скульптур, построен за 5 лет с использованием современных компьютерных методов при создании скульптур и украшений.

После многовекового господства моголов, которые разрушали индуисткие храмы и строили мечети, народ Индии возрождает свою культуру и строит индуисткие храмы, несмотря на свою бедность, на храмы делаются пожертвования.

Храм, конечно, очень красивый, хотя нет той особой энергетики, которую ощущаешь в древних храмах.

Досмотр при входе в храм слишком строгий, с собой нельзя брать ни телефон, ни фотоаппарат, только кошелек.

Вечером мы выезжаем в Джайпур. По дороге наблюдаем «придорожную жизнь», люди живут прямо вдоль дороги, едят, моются, спят.

На наши вопросы Нирадж сказал, что большинство из них приехали в Дели из деревень в поисках лучшей жизни, но не найдя работы живут вот так, а денег на обратную дорогу нет. В деревнях люди живут небогато, но не голодают, в сельской местности проживает около 70% населения Индии.

Интересно, что экономика Индии развивается и прирост ВВП 8% в год, на 6 месте по приросту. Хотя на душу населения ВВП в 4,5 раза меньше, чем у нас и в 30 раз меньше чем в США.

Прирост населения большая проблема для Индии, если в 1960 году в Индии жило 400 млн человек, то в 2000 году- уже 1 млд, а сейчас 1,3 млд.

Между богатыми и бедными — бездонная пропасть. Большой процент безработицы.

Про себя Нирадж рассказал, что живут они в трехэтажном доме, один этаж занимают родители, другой брат с семьей, и третий этаж занимает его семья. В Индии принято жить большими семьями, детей много, рожают всех, радуются детям.

А в окно в автобусе можно и не смотреть — как-то все уныло, нет ни природы, ни каких-то красивых строений. Поздно вечером мы уже в Джайпуре.

С утра у нас экскурсия во дворец Самод.

Сначала в прекрасном саду нас угощают чаем и мы немного погуляли

Пьем чай масала

а потом рассаживаемся на повозки с верблюдами

Наш гид Нирадж  и туристы на повозке
Наш гид Нирадж и туристы на повозке

На верблюдах мы едем три км по небольшому городку Самод, наблюдая жизнь местных жителей

На улицах города Самод

Дворец Самод очень красив

Дворец Самод

но внутреннее убранство неотразимо

Во дворце Самод

Сейчас во дворце Самод, принадлежащему знатному индийскому роду, шикарный отель. Дворцу Самод 400 лет.

Пока ехали на обед наблюдали будничную жизнь индийского города

на улицах города

А после обеда предстояло смотреть ковры…

В Индии не как в Турции, здесь угощают не чаем, а ромом. Но не зря они старались, наши туристки купили два ковра

Здесь не только ковры можно посмотреть

На следующий день мы едем в Амбер Форт, который расположен в 12 км от Джайпура.

Подъем на гору, где расположен Форт был на слонах

Амбер Форт начал строиться в 1592 году и здесь была столица княжества Раджастан.

Внутренние помещения очень роскошные

Зеркальный зал во дворце в Амбер Форте

В Амбер Форте были предусмотрены покои для нескольких жен правителя, отдельно стоящие друг от друга

В башне покои для одной из жен правителя

С вершины Форта Амбер открывается прекрасный вид

Во второй половине дня экскурсия по Джайпуру. Джайпур не маленький город, 3 млн жителей.

Джайпур- столица штата Раджастан, однако Раджастан -это один из самых бедных штатов, здесь нет большой промышленности, население занято в мелких производствах: ковры, ткани, ювелирные изделия и кустарные промыслы. В штате высокий уровень безработицы и нищеты.

Самое знаменитое здание в этом розовом городе Хава-Махал или Дворец Ветров, который построен в 1799 году и служил гаремом махараджи (высший титул из доступных индийцу титулов) Сингха. Во дворце 953 оконных проема и он продувается в жару, это один из лучших памятников раджпутской архитектуры

Потом мы побывалив в старинной обсерватори построенной в 1734 году махараджей Джай-Сингхом. Всего в Индии 5 таких обсерваторий, но в Джайпуре самая крупная, состоит из 14 приборов огромных размеров, солнечные часы диаметром 27 м показывают время.

Обсерватория Джантал- Мантал. Фото из интернета

На еще один красивый дворец- музей мы посмотрели только из автобуса

Альберт-холл

Альберт- холл назван в честь английского принца Альберта, впоследствии короля Эдуарда VII, который был в Джайпуре в 1876 году.

На улицах всех городов в Индии бродят коровы… Корова священное животное для индусов, их нельзя убивать, но почему-то можно… отпустить на свободу.

Когда на следующий день мы выехали из Джайпура, Нирадж предложил нам дополнительную экскурсию за 40 долларов, мы согласились. Нас привезли в монастырь Галтаджи, построенный в 18 веке одним из придворных правителя Амбера

В монастыре водоемы, вода в которых считается святой и сюда приезжают паломники

Туристов развлекают

Сказочная и несказочная Индия

Но самое большое развлечение- обезьяны. Их здесь множество, разных видов, не зря Галтаджи называют «Обезьяний храм»

Галтаджи- это уже настоящая Индия, по своей культуре, традициям, религии и ощущению мира практически совершенно противоположная исламу Великих Моголов.

Индуизм почитает все живое и не ограничивает мирские удовольствия. Термин индуизм ввели англичане, от названия реки Инд, а в Индии эта вера называется санатана дхарма и переводится как " вечный порядок» или «вечный закон». Индуизм проповедует учение о переселении душ (реинкарнацию). Когда бог приходит на землю в другом образе, то это- аватара. Самым высшим богом был Брахма, но потом стали признавать троицу: Брахма, Вишну, Шива, и уже от этих богов пошли многочисленные боги при аватарах и их дети. В Индии 83% жилетей — индусы, т. е. признают свою религию санатана дхарма, или по нашему индуизм. Мусульман около 15% , при образовании Пакистана 11 млн мусульман покинули Индию и переселились в Пакистан.

И вот на нашем пути настоящий индуистский храм

Индуисткий храм

Следующая экскурсия у нас Фантехпур-Сикри, город который 16 лет был столицей Великих Моголов, а потом был покинут из- за недостатка воды. Архитектурный стиль Фантехпур-Сикри -это синтез могольской и раджпутской архитектуры.

После Фантекпур-Сикри едем к мавзолею Акбара Великого, самого прогрессивного правителя Империи Моголов. Место для своей гробницы Акбар выбрал еще при жизни и начал строительство, а закончил его сын шах Джахан в 1613 году.

Входные ворота в мавзолей Акбара

В 1558 году Акбар перенес столицу из Дели в Агру и здесь реконструировал полуразрушенный форт Бадалтар. Форт был обнесен стеной из красного раджастанского песчаника. Высота стен Красного Форта 21 м, внутри форта дворцы, мечети и сады.

Сын Акбара шах Джахан расширил форт, строил из белого мрамора.

Как нам рассказал Нирадж, в 1658 году сын шаха Джахана сверг его и заточил в Красном Форте, где шах Джахан провел 8 лет и умер в 1666 году. В заточении шах Джахан смотрел на Тадж- Махал- гробницу своей любимой жены, которая находится в 2,5 км от Красного Форта.

Тадж Махал

Но по другим сведения шах Джахан был заточен в Красном Форте в Дели, и не мог видеть Тадж Махал.

У шаха Джахана было 6 жен и были наложницы, но Мумтаз была его любимой женой, и когда она умерла при родах 14 ребенка он был безутешен. Для строительства гробницы для Мумтаз было нанято 20000 мастеров и строили 22 года.

От Красного Форта до Тадж-Махала туристов возят повозки с верблюдами

А мы после экскурсии в Тадж-Махал едем в ювелирную мастерскую, должен же быть доход от туристов. В мастерской кроме ювелирных изделий уникальные вышитые картины

А в довершение всего у нас сегодня день рождения туристки, и в честь этого — торт

Именинница

А потом прогулялись по вечерней Агре

В Агре

Шопинг здесь неплохой.

На следующий день мы приехалив в город Матхура, который считается родиной Кришны.

Вишну — высший бог, хранитель мироздания один из троицы индуистких богов (Брахма — создатель, Шива — разрушитель), воплощался на земле 9 раз, и его восьмая аватара — бог Кришна, который снизошел на землю в 4 тысячелетии до н. э. в индийском городе Матхура.

Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте, рядом со своей возлюбленной пастушкой.

Кришну  часто изображают с темным лицом
Кришну часто изображают с темным лицом

Послушивание мантр Кришны, а тем более распевание мантры, возвышает сознание, раскрывает ум и освобождает от последствий кармы, поэтому в храмах Кришны всегда поют мантры.

Вридаван — центр кришнаизма, в городе очень много храмов Кришны

Сказочная и несказочная Индия

Но строят новые храмы, притом строят на пожертвования

Но и очень популярного бога Ганешу тоже не забывают

Ганеша у индуисткого храма во Вриндаване

Во Вриндаване в храме Кришны Баларамы, построенном в 1970 году есть музей кришнаизма

В храме постоянно распевают мантры

Верующие молятся очень исступленно, лежат на полу, бьют поклоны

Сказочная и несказочная Индия

А на улицах Вриндавана жизнь кипит, много транспорта и лавочек

После Храма сознания Кришны посмотрели еще один, самый новый и шикарный храм Замамбухли

вокруг которого большой и красивый парк

Сказочная и несказочная Индия

Внутри храма ярко, красиво и как-то весело. Вообще интересный народ кришнаиты, они поют и радуются жизни

По дороге проехали скульптуру Зеркало Индии

Обедали мы в каком-то ресторанчике, где была целая выставка кустарных изделий Индии

Мне нравятся кустарные изделия Индии и нравятся индуистские жизнелюбивые боги. За 300 лет правления Моголов индийцы не предали своих богов и свою культуру, как египтяне, забывшие свой язык и ставшие арабами, да и многие другие нации, отказавшиеся от свой самобытной культуры.

Проблем в Индии много, но страна развивается…