Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Сием Рип — Камбоджа Декабрь 2016

Темнота в Камбодже наступает совсем не так как в средней полосе России. Нет долгих бессмысленных сумерек, ночь падает решительно и неумолимо. Мы этого не учли, после возвращения в отель слишком долго отдыхали, наконец, собрались прогуляться по Сием Реапу. Вышли из номера, зашли в лифт еще засветло, а вышли уже в ночь. Понятно, сгущаю краски, но лишь чуть-чуть.

Нашли Паб стрит (пешком минут 10–12), побродили по центру. Я не буду здесь описывать город, следующая часть будет про один Ангкор Ват, там должно хватить места и на Сием Реап. А пока сразу перейду к утру.

Завтрак, Бон уже подъехал, ждет. Опасения насчет какой-либо аферы испарились, даже не вспоминаем. Сегодня наш маршрут — Малый круг. Сюда входят три наиболее известных храма — Та Пром (привет от А. Джоли), Байон и Ангкор Ват (будет описан в следующей части) Байон находится внутри Ангкор Тома — самой известной столицы Кхмерской империи. Здесь помимо Байона осмотрим еще несколько храмов, плюс Террасу Прокаженного Короля и Террасу Слонов.

Если попробовать охарактеризовать одним словом каждый из трех названных храмов, то я бы сделал это так: Та Пром — корни, Байон — лица, Ангкор Ват — грандиозность. Итак, едем.

Первая остановка — Та Пром. Когда восстанавливали весь комплекс Ангкора, этот храм решили оставить лишь с минимальными изменениями (расчистка и укрепление аварийных стен), деревья, вросшие в стены, оставались. Однако, за годы наблюдений, реставраторы пришли к выводу, что так всё оставлять нельзя, слишком быстр процесс разрушения. Сейчас понемногу отказываются от предыдущей парадигмы, некоторые деревья таки убирают в стремлении сохранить главное — саму архитектуру. И все-таки, Та Пром пока остается самым близким к первозданности из местных храмов (в отдалении от Ангкора есть и совсем уж нетронутые храмы, но мы туда не ездили). Людей здесь катастрофически много. Следующий абзац — недовольное ворчание.

Я, конечно, представлял, что нас ждет, читал последние заметки, где люди пишут — к самым интересным (в фото-смысле) местам выстраиваются очереди для съемок. Однако, уже и это устарело. Очереди выстраиваются, да, но количество их игнорирующих велико настолько, что очереди теряют смысл. К тому же значительно усложняется жизнь тех, кто, подобно мне, хочет фотографировать не себя на фоне интересности, а саму интересность. Это порой просто невозможно — если образуется пауза чуть длиннее миллисекунды, к объекту тут же устремляется очередной клиент. Особенно активны китайцы. Вот я приготовился ловить пробел в массе людей, жду, когда из кадра уйдет позирующая девушка. Тут же без всяких рефлексий в кадр заходит китайский товарищ. Его снимает дама (не обращая внимания на соседство с позирующей тут же европейкой). Дама делает пятьдесят снимков, затем они меняются. Мужик более основателен, знает, что пятьдесят снимков — удручающе мало. В предвкушении пытки, которую устроит дома своим родственникам и друзьям, он делает сто снимков. После каждого внимательно смотрит на экранчик, изучает композицию и после раздумий решает повторить (дама ждет, не сходя с места). Наконец, сто снимков сделаны. Ура! Но теперь он переходит к съемке видео, медленно двигая объективом из стороны в сторону. Надо сказать, я весьма терпелив и сдержан, поэтому могу уверить читателя — в ходе моих съемок не пострадал ни один турист.

Ладно, переходим к конкретике. Та Пром, — объяснил Бон — переводится, как «god grandfather». Я, конечно, принял к сведению, но потом вник чуть более детально — «предок Брахмы», что, в общем-то, не противоречит сказанному Боном. Храм, как и многие другие, ориентирован по сторонам света и представляет собой концентрическую структуру — стены с гопурами и угловыми башнями, галереи и террасы. Есть определенное сходство с храмом Преа Кан. Как и некоторые другие храмы, Та Пром был и буддийским, и индуистским, в ходе переделок часто уничтожались предыдущие изображения богов.

Пройдя первые стены, попадаем во внутренний двор:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

В дальнейшем мы не будем придерживаться планового осмотра, т. к. огромное количество народа диктует свои правила — устремляться туда, где видна разреженность.

Первые корни:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Несмотря на разруху и расползающиеся стены, неплохо сохранились барельефы:

Здесь стены, а заодно и корни, укрепили подпорками (вспоминается Сальвадор Дали):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Откуда-то доносится обрывок русской речи — «…похожа я там на Анжелину Джоли?» Но преобладающая этническая группа среди туристов — китайцы. Им ехать не так далеко, как всем остальным.

Многие привлекательные объекты расположены в это время дня против солнца:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Многочисленные деревья создают игру света и тени:

И опять корни:

И еще:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Ура! Поймал долю секунды без людей:

Никогда не пустующее «фотографическое место»:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Но терпение и умение ждать помогают:

Многие храмы имеют такие вот коридоры, где стены отлично оформлены, колонны отшлифованы, но потолок представляет собой необработанный каменный угол. Это оттого, что ранее потолок был деревянный плоский, а все, что выше, обрабатывать не имело смысла.

И опять корни:

Дерево, которое врастает в камни — тутово-хлопковое дерево. Оно имеет толстые мясистые коричневатые корни. Есть еще один вид, который называют дерево-душитель. Оно относится к фиговым (или к фикусам), корни имеет более тонкие, серые.

Типичное тутово-хлопковое дерево:

Некоторые корни напоминают анаконд:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Некоторые похожи на перепончатые лапки:

Порой две породы деревьев сплетаются воедино:

Дерево-душитель (фикус):

В одной из башен. Отверстия — следы бывшей облицовки:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

А это специально огороженная площадка для снимков, каким-то чудом пустая:

Все. Направляемся к выходу. Та Пром, помимо корней, вросших в камни, имеет еще настолько богатое содержание, что был бы интересен и вовсе без деревьев. Здесь прекрасные барельефы, на многих алтарных изображениях до сих пор сохранилась древняя краска.

Но как, скажите, не оглянуться и не сделать еще снимок, последний?

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Вот мы и покинули Та Пром, Ожидания полностью оправдались, единственный минус — слишком высока плотность туристов. Те кадры, что здесь присутствуют, во многом результат терпеливой охоты за пространством. Ладно. Находим нашего кхмерского друга и едем в Ангкор Том. Здесь Бон высадил нас неподалеку от храма Байон (Bayon). С него и начинаем.

Байон — «храм с лицами», всего их было 216, по 4 на каждой из 54-х башен. Но многие башни разрушены, сейчас осталось примерно 37 (слово примерно означает, что некоторые башни полуразрушены). Храм буддийский, но, как тут часто бывает, содержит индуистские «вкрапления». С первого взгляда все лица одинаковы, но оказывается ровно наоборот — одинаковых нет совсем. Чьи это лица — доподлинно неизвестно. Скорее всего — это Авалокитешвара. Но также это может быть король Джаяварман VII, то ли сам по себе, то ли послуживший моделью для божества. Ну да ладно, оставим историю историкам, идем смотреть. Издалека — храм-гора с торчащими башнями, лиц не разглядеть. Однако, подойдя вплотную, все становится ясно видно.

Байон, у входов привычные наги:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Храм имеет трехъярусную структуру, по всему периметру первого яруса идут галереи с барельефами, на них изображены сражения, короли, божества.

И, конечно же, танцующие апсары

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Новые лики проступают по мере приближения:

Здесь тоже во множестве наличествуют «слепые» окна и двери. Надо сказать, вблизи некая хаотичность не исчезла, она также присутствует. Поднимаемся на следующий ярус. Лики:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Пожалуй, самым распространенным сувенирным изделием в Камбодже является деревянная маска с такими ликами.

Как в Пизе любимая забава туристов — фотографирование в позе «я поддерживаю башню», так здесь часто можно видеть дамочек всех национальностей и возрастов, позирующих «лицо к лицу» с высеченными ликами (иногда изображая поцелуй).

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

— Слышь, — шепчет одна голова другой, — Народу то сегодня чуть меньше, чем вчера… В ответ недовольная гримаса: — Все равно много…

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Внутри здесь, как и в других храмах, есть действующие алтари и святилища, священники совершают какие-то религиозные действия, горят свечи. Бродить здесь лучше всего примерно час, ну, может, полтора. Доводить себя до будущих галлюцинаций не стоит. Пора в путь. По комплексу Ангкор Том мы передвигаемся самостоятельно, пешком. Тут все рядом, а если куда-то и надо удаляться, то по пешеходным дорожкам. Идем к знаменитым террасам.

Первая будет Терраса Слонов:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Терраса Слонов — бывший центр города. Она примыкала к Королевскому дворцу, отсюда король со свитой наблюдали за парадами и демонстрациями трудящ… стоп, немножко не то. Наблюдали, в-общем, всяческие церемонии.

Слоны изображены в натуральную величину:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Длина террасы — примерно 300 метров. Идем по ее верхней части к следующему пункту — Террасе Прокаженного короля. Как волнует воображение это сочетание — прокаженный король. Существует несколько версий и легенд. Основные, отбросив мифические и неправдоподобные детали, сводятся к трем. По одной, король сам заболел проказой (его специально заразили), по другой — активно действовал на поприще бопьбы с проказой, оставаясь здоровым. Третья версия — ни о какой проказе речи вообще не было, просто найденные скульптуры случайно оказались покрыты лишайником, напоминающим последствия проказы. В любом случае — название не историческое, а современное. Терраса Прокаженного короля является как бы продолжением террасы Слонов.

Терраса Прокаженного короля:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Самое впечатляющее здесь — непрерывная череда барельефов, выглядит однообразно, но, вглядевшись, понимаешь, что все изображения разные.

Наверху стоит статуя короля (копия, оригинал в музее).

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Дальше идем в лес, что позади статуи на предыдущем фото. Пространство за террасами занимал Королевский дворец. От него практически ничего не осталось, только храм Пименакос да пара бессейнов.

Сначала проходим Теп Пранам, это практически исчезнувший храм, осталась только площадка со скульптурами нагов и статуей Будды:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Затем среди густого леса обнаруживаем еще развалины — это храм Преа Палилай (Preah Palilay)

Храм маленький, однобашенный. Идем дальше. Проходим пару бассейнов, они ничем не примечательны, в значительной степени заросшие. Впереди среди леса видна пирамида, подходим ближе, это Пименакас.

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Пименакас очень похож на мексиканские пирамиды. Имеет ступенчатую структуру, сверху раньше стояла башня, ныне разрушена.

Осмотрели и выходим вновь на Террасу Слонов. Следующий на очереди храм — Бапуон (Baphuon). Дорожку, ведущую к нему, мы видели ранее, когда начинали путь по Террасе в сторону Прокаженного короля.

Дорога к Бапуону:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Бапуон — большой пирамидальный храм, индуистский, имеет три яруса. Сравнительно мало интересует туристов, судя по всему, организованных автобусников сюда не завозят. Образец каменной кладки:

Дорога к храму:

Храм-гора:

Наверх ведут весьма крутые ступени. Взобрался, побродил. Где-то здесь, как я потом прочитал, есть полуразрушенная статуя лежащего Будды, но не зная, я ее не нашел.

Вид с вершины:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 6. Камбоджа. Ангкор Том

Вроде все. Надо идти искать нашего Бона. Мы уже слегка устали.

Осмотр Ангкор Тома закончен, впереди Ангкор Ват.