Турист Сергей Волков (Serg_Volk)
Сергей Волков
был 14 февраля 2023 19:52

Жанатас — Казахстан Май 2016

Ещё в Астане мы заранее созвонились с администрацией заповедника, согласовали дату его посещения, и теперь спокойно держали свой путь в г. Кентау, где и находится их офис. На месте нас очень приветливо встретили, всё согласовали, и сам директор на служебном уазике сопроводил нас до выезда в п. Хантаги, через который и идёт дорога к гостевому дому заповедника (см. фото).

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Очень понравилось оформление офиса заповедника. Внутри все стены оформлены красивыми картинами, и фотографиями живописных видов заповедника, пропагандирующими экологический туризм, бережное отношение к природе, к представителям её флоры и фауны! И трудятся здесь настоящие профессионалы своего дела, грамотные и очень ответственные!

Для въезда на территорию заповедника нам предстояло преодолеть несколько бродов. На фото один из тех, что мы осмотрели более пристально, т. к. он был наиболее глубоким — до 80 см, и в нём накануне застрял один внедорожник с туристами, который долго буксовал, пытаясь вырваться из водного «плена». В итоге его пришлось вытягивать трактором, а на дне речки осталась довольно глубокая и длинная колея. Попасть в эту ямку нам нельзя было ни в коем случае!)))).

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Поскольку заповедник находится вдалеке от основных маршрутов, то и посетителей здесь поменьше, чем в других известных заповедниках. А нам как раз и хотелось тишины и спокойного созерцания красок и звуков почти дикой природы. Нашей команде эко-туристов был предоставлен довольно приличный гостевой дом с баней.

Но для начала мы направились к искусственно созданному работниками заповедника озеру, где и открыли купальный сезон 2016!

Вернувшись с экскурсии на озеро в гостевой дом и разместив свои вещи по комнатам, мы стали готовиться к следующей, уже вечерней экскурсии.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

В паре километров от базового лагеря нас ждало восхождение вот на эту небольшую горку. Уже при свете звёзд нам повезло увидеть вдалеке огни г. Туркестан и грозу с молниями над этим городом.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Небо стало затягивать тучками, и стало ясно, что и у нас ночью будет дождь. Вволю насладившись свежим горным воздухом, любованием ночного звёздного неба, прогулкой и восхождением, мы вернулись в наш лагерь, где нас уже ждала жарко натопленная банька с парилкой и каменкой! Реализовав в этот день и вечер все свои туристические мечты, мы до глубокой ночи дружно и весело обсуждали наши приключения за чашкой ароматного чая с душистым алтайским мёдом!

Как и предсказывал прогноз погоды, ночь и утро выдались дождливыми, но не холодными. Не спеша умывшись и позавтракав, мы стали готовиться в дорогу. Впереди нас ждала горная дорога и живописный перевал, а в городе Чулаккурган мы запланировали сделать остановку и подкрепиться. Даже не смотря на дождливую погоду нам всё же довелось полюбоваться красотами местных горных пейзажей.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

В этой поездке у нас не было возможности отправиться в поход в горы. Но для себя я наметил обязательно осуществить переход через хребет Каратау именно в этом месте. Только здесь, в верховьях возвышенности Бессаз, находится самая высокая вершина Каратауского хребта — гора Мынжилки, в этот раз скрытая от нас плотными дождевыми облаками. В этих горах можно увидеть многочисленные водопады, в том числе и каскадные. Самый протяжённый, достигающий более 100 метров, называется «Жестокое сердце».

В заповеднике произрастают почти 100 редких растений-эндемиков, из которых каратауских эндемиков 53 вида, ещё 10 — эндемичны для Каратау и Западного Тянь-Шаня. Из них в Красную книгу внесено 42 вида. На территории заповедника обитают архары, дикобразы, кабаны, горностаи, барсуки, волки, джейраны, а также особый эндемичный подвид архара — каратауский горный баран, занесённый в Красный список Международного союза охраны животных. Здесь гнездятся 80 видов птиц, 7 из которых внесены в Красную книгу Казахстана. Большой след в изучении Каратауского хребта оставил натуралист-зоолог XIX века Николай Алексеевич Северцов. Он посвятил свою жизнь исследованию природы Туркестана и Средней Азии, с большим риском для жизни изучил эти края, и впервые в истории дал цельную картину животного мира Северной и Средней Азии. Низкий поклон!

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

На склонах хребта Каратау археологами были обнаружены и изучены стоянки первобытного человека. С IV века до нашей эры в здешних местах жили загадочные племена кангюев, а медные и свинцово-цинковые руды в недрах хребта Каратау люди добывали издревле.
В урочище находилось одно из самых долговременных святилищ, функционировавших на протяжении многих веков. Гиды рассказывают, что в заповеднике, на северном и южном склонах хребта Каратау, на высотах от 900 и до 1700 метров можно увидеть многочисленные петроглифы, изображающие сцены охоты, различных животных — верблюдов, маралов, барсов, оленей, волков. На одном из рисунков можно увидеть лебедяшипуна с красиво изогнутой шеей. Здесь же находится древний тамгалытас, на одной из сторон которого видны изображения собаки и лошади, а в центре высечена большая фигура верблюда-бактриана со спутанными ногами, достигающая в длину 1,85 м. Рядом размещены и другие фигуры этих же и множества других животных, и людей в различных позах.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

А вот самую высокую гору хребта Каратау с отметкой 2167 м над уровнем моря — гору Мынжилки в верховьях возвышенности Бессаз, во всей её красе увидеть в этот раз не удалось. Она была скрыта от нас плотными дождевыми облаками, лишь слегка проглядывая сквозь них своими острыми контурами.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Одна из суровых достопримечательностей заповедника находится на южном склоне хребта Каратау. Здесь расположены несколько каменных могил легендарного батыра Тоскаула и его семьи. В XVII–XVIII веках в период наиболее ожесточённой борьбы Казахского ханства с его восточными соседями джунгары рвались на юг именно через ущелья Каратау. По легенде батыр Тоскаул, непобедимый исполин, долго удерживал здешний перевал, пока джунгары не явились сюда со значительными силами. Батыр погиб, а вся его семья была вырезана. Имя батыра Тоскаула до сих пор чтят в здешних местах. Очень надеюсь, что уже в этом году я смогу осуществить свою мечту и пройти в пешем походе через хребет Каратау.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Мы благополучно миновали перевал с южной стороны на северную, и перед нами открылись типичные степные пейзажи.

Как и планировали, мы сделали остановку на обед в г. Чулаккурган, где на фронтоне кафе запечатлели вот такое красивое мозаичное панно!

После обеда выехали из города и на ближайшей автозаправке «напоили» нашего верного «коня». Нам предстояло частично по асфальту и частично по степным каменистым и полевым дорогам проехать несколько десятков километров до следующего объекта нашего туристического внимания — озера Кызылколь.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Это озеро, в Советском Союзе, в 1980-х годах прошлого века, славилось в округе и далеко за её пределами как бальнеологический курорт, а у восточного берега даже работал санаторий с грязелечебницей! На северо-западном берегу, где мы сделали остановку, располагалась туристическая база МВД с комфортабельными домиками. Рядом действовала лодочная станция, а курортники могли украсить свой отдых прогулкой по озеру на теплоходе «Горняк».

Я до сих пор помню, как в далёком детстве отец привозил меня сюда на рыбалку и покупаться. В этих краях летом всегда было тепло и солнечно. Отец ловил сазанов, а я мазался грязью и бежал купаться в озеро, заставляя отца переживать, что бы я не утонул.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Сейчас конечно же никакой грязелечебницы здесь уже нет, и база тоже лежит в руинах. Вода ушла от берега так далеко, что от площади озера осталась в лучшем случае лишь половина, а о его объёме и глубине приходится только гадать.

Вода озера из пресной превратилась в очень солёную, и, как следствие, исчезла вся рыба, да и птиц практически не стало. А теплоход «Горняк» теперь «украшает» собой близлежащий посёлок Кумкент.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Кызылколь ещё и рай для археологов. В районе южного берега Кызылколя находятся руины древнего городища Кумкент, внесённого в реестр археологических памятников Казахстана. О нём упоминал армянский царь Гетум, в ХIII веке ехавший мимо в ставку хана Менгу.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Древний холм усыпан грудами крупного жжёного красного кирпича квадратной формы и большим количеством осколков битой древней керамики.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

А там, где речка Ушбас впадает в Кызылколь, в толще крутых берегов можно найти зубы тигровой акулы и раковины моллюсков!

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

В детстве я часто совершал походы по местным горам и речушкам и часто находил раковины моллюсков. Порою скалы ими были просто усыпаны!

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Уже тогда у меня появилась мысль о том, что в этой долине когда-то плескались воды древнего океана. А это десятки миллионов лет назад, а может, даже и поболее!

Мне сложно представить, возможно ли восстановить этот некогда цветущий оазис, и сохранились ли оздоровительные качества озёрной воды и грязи.

Это могут сделать лишь специалисты. Но память бережно хранит те яркие детские воспоминания о благе, которое давало многочисленным отдыхающим это замечательное озеро — Кызылколь!

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 5 — заповедная!

Покидая этот некогда благословенный край, мы вдруг встретили синюю птицу, да не одну — а даже пару!

И нам это показалось очень добрым знаком. Спасибо тебе, Кызылколь!!!