Турист Елена Ч. (elena___world)
Елена Ч.
была 21 марта 12:31

Чегем, Нальчик — Россия Январь 2009

Изначально я не планировала писать рассказ об этом месте. Но прочитанные мною в рамках конкурса «Итоги года 2016» материалы, посвященные красотам природы, и, особенно, фотоальбом Ирины Дементьевой «Пейзажи Патагонии» с невероятными синими ледниками, а также надвигающееся Рождество, сделали свое дело. Спасибо!

На Рождество всегда хочется снега, веселья, катания с горок на санках. Мы живем на юге, и зима в наших краях гость, прямо скажем, нечастый. Вот и сегодня, в Рождественский сочельник, в Москве -25, а в Краснодаре +12. Какой уж тут снег. Примерно такая же погода стояла и в начале 2009 года. Поэтому мы и решили, перефразировав известную поговорку: «Если зима не идет к нам, то мы едем к зиме», отправиться в гости к зиме, в сказочный мир Приэльбрусья.

Для путешествия был выбран автобусный тур продолжительностью 3 дня/2 ночи по маршруту: Голубое озеро — Аушигерские горячие источники — Баксанское ущелье — Эльбрус — Поляна Нарзанов- Чегемское ущелье — Чегемские водопады.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Можно с уверенностью сказать, что это один из красивейших экскурсионных туров по Западному Кавказу. Ведь Приэльбрусье — царство гор с уникальной природой от ландшафтных зон до страны вечных льдов. Яркое солнце, лазурное небо, темно-зеленые сосны, бьющие из-под земли нарзанные источники, голубые озёра, белый снег и чистейший горный воздух — это то, что радует глаз и наполняет восторгом душу.

В первый день после ночного переезда мы прибыли в Нальчик в 7 часов утра, разместились в санатории имени Кирова и, после непродолжительного отдыха, отправились на экскурсию на Голубое озеро и горячие источники.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Голубое озеро — ослепительная жемчужина Черекского ущелья, оно никого не оставит равнодушным.

Озеро уникально: при сравнительно небольшой водной поверхности оно имеет глубину 254 метра. Это шестое по глубине озеро в бывшем СССР и второй в мире по глубине карстовый источник.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Очень своеобразен микроклимат озера. Температура воды на поверхности зимой и летом составляет 9,3°С. В озеро не впадает ни одного ручья и речки, а вытекает ежесуточно около 70 миллионов литров воды.

Из-за присутствия сероводорода вода имеет красивый голубой оттенок.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Далее было посещение Аушигерских горячих термальных источников. В этом месте минеральные азотно-углекислые воды высокой температуры выходят на поверхность из скважины глубиною около 4000 метров. Аушигерские термальные источники давно известны своими целебными и оздоровительными свойствами.

Местные жители считают, что прием ванн и питье воды из источника не просто оздоравливают, но ещё и омолаживают организм человека, снимают усталость и стресс, надолго заряжают энергией.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

И действительно, в селении Аушигер 100-летние долгожители далеко не редкость. Температура воды в источнике + 38.

Искупаться в источнике мы так и не решились, зато с удовольствием выпили в близлежащем кафе горячий чай с вкусными пирожками.

Санаторий имени Кирова, в котором мы остановились, находился в живописной зелёной курортной зоне города Нальчика — Долинске, и по возвращении в Нальчик мы с удовольствием погуляли по местному Городскому парку.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

На территории парка, ранее носившего имя Атажукинского сада, находится Башня влюбленных. Именно с именем кабардинского князя Атажуко Атажукина и связано появление башни, которая была построена по его указанию в 1867 году. Изначально предназначенная в качестве парковой смотровой точки, башня была стилизована под средневековое крепостное укрепление.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

На следующий день, с утра пораньше, мы поехали в Баксанское ущелье и на поляну Чегет.

Баксанское ущелье — знаменитое ущелье Центрального Кавказа, ведущее к подножию горы Эльбрус. Ущелье — одно из самых интересных и живописных мест Кабардино-Балкарии, своим названием обязано реке Баксан, вытекающей из ледников Эльбруса и Главного Кавказского хребта.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

По пути в Приэльбрусье мы сделали остановку возле памятников двум первым покорителям Эльбруса.

Друг против друга стоят карачаевец Хилар Хачиров и балкарец Ахия Соттаев — как олицетворение человеческого мужества и отваги.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Официальной датой покорения Эльбруса считается 1829 год, когда была организована экспедиция, руководимая начальником Кавказкой укрепленной линии, генералом Г. А. Эммануэлем. Экспедиция носила научный характер. В ее состав входило более 20 человек. Эльбрус покорялся ценой больших усилий: у многих участников появились признаки горной болезни, которая могла привести к летальному исходу, а потому на высоте 4270 м, было принято решение спустится вниз.

Восхождение в одиночку продолжил карачаевец Хиллар Хачиров. 10 июля 1829 г. он первым ступил на вершину Эльбруса, укрепил на ней шест, обложил его камнями и, в качестве доказательства, оставил свою шапку. Весть о первом восхождении на Эльбрус облетела многие страны.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

С такой шубой и мороз не страшен. Житель вершин — Кавказский як.

Приэльбрусье уже более ста лет славится как один из лучших в России горных курортов. Горнолыжная трасса Чегета по длине и сложности не уступает известным европейским трассам. Она оборудована подъемниками и канатными дорогами, прокатами лыж, сноубордов, саней.

Экскурсия на гору Чегет по канатной дороге на высоту 3100 м должна была приблизить нас к ледникам и вершинам Главного Кавказского хребта. С этой высоты мы должны были насладиться захватывающей дыхание панорамой бесконечных гор.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Но вмешалась погода, а вернее непогода: когда мы добрались до первой очереди (на высоте 2735 м), начался страшный буран. Наперекор всему мы решили продолжить восхождение. Это было что-то: сильный ветер, снег такой, что ничего не было видно вокруг. Мы замерзли, как цуцики, но покорили заявленную высоту, а потом долго отогревались горячим глинтвейном в маленьком кафе на второй очереди вместе с другими такими же смельчаками.

Спустя какое-то время слегка распогодилось, и мы двинулись в обратный путь. Спустившись до первой очереди канатки, зашли в знаменитое кафе «Ай» со смотровой площадкой.

Тогда мы еще не знали, что судьба приготовила нам новое испытание: когда мы спускались вниз с первой очереди, внезапно заглох двигатель и канатка остановилась. Мы провисели в воздухе минут 20, неизвестность пугала, и наши мытарства наверху показались просто детской забавой.

Но все обошлось: канатная дорога вновь заработала, даря надежду на спасение.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

В программу тура также входило катание с инструктором, для тех, кто встал на лыжи впервые. Многие туристы из нашей группы воспользовались заманчивым предложением.

Мы же решили ограничиться катанием на санках и прогулкой по заснеженному лесу. Хватит с нас на сегодня острых ощущений.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

На обратном пути нашему вниманию было предложено посещение Поляны Нарзанов. Название долины, расположенной в предгорьях Скалистого хребта Большого Кавказа, говорит само за себя.

Здесь, в живописном месте по течению реки Хасаут, на поверхность выходит почти 20 источников минерализованной воды типа нарзан. Вода, содержащая высокий процент железа, окрашивает землю поляны в коричневый цвет ржавчины.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Долина Нарзанов закрыта со всех сторон высокими хребтами. Ее своеобразная оторванность и уединенность, конечно, сказались на местной атмосфере.

Величие и неприступность гор, леса из стройных елей, чистейший воздух — подобные места, как правило, влияют на человека самым благоприятным образом, очищают, вдохновляют и оздоравливают.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Надышавшись свежим морозным воздухом, накатавшись на санках, навалявшись в снегу мы, усталые, но счастливые, вернулись домой.

Завтра нам предстояла экскурсия в одно из красивейших ущелий Приэльбрусья — Чегемское.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Говорят, что слово «Чегем» («сломанная земля»), произнес богатырь Карашауай, который, проверяя силу и мощь своего коня, пробил дыру в скале.

Ущелье представляетсобой узкий каньон с отвесными стенами, словно распиленными потоком горной реки.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Высота каменных стен ущелья достигает 250 метров.

На отдельных участках скалы нависали прямо над дорогой, и было реально страшно идти.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Но, если ослик не боится, то и мы не должны. Вперед! и только Вперед!

И вот мы у цели.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Знаменитые Чегемские водопады, балкарцы их еще называют Су-Аузу, что в переводе означает «вода из горла».

Зимой водопады выглядят особенно сказочно.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

По стене ущелья свисают вниз громадные сосульки, и в то же время ледовые колонны поднимаются вверх, закрывая собой всю скалу.

Все это, наслаиваясь и переплетаясь, создает необычную картину. Неповторимое завораживающее зрелище! А этот голубой цвет льда!

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Конечно, может не так впечатляюще, как в Патагонии, но тоже очень красиво.

А какой вкусный шашлык и жареную форель отведали мы в маленьких кафе, расположенных в ущелье, да еще по просто смешным ценам! Это не передать словами! Я запомнила этот вкус на всю жизнь! Ведь давно доказано, что еда на свежем воздухе — самая вкусная!

Фотографии съеденного, к сожалению, не сохранились. Тогда еще никто не знал про Инстаграм и не было модно фотографировать еду.

Свидание с зимой: Рождество в Приэльбрусье

Время пролетело незаметно и нужно было возвращаться домой.

P. S. Самое интересное, что, вернувшись домой, мы увидели Краснодар, заваленный снегом чуть ли не по колено. Зима не захотела нас отпускать, свидание продолжалось еще несколько дней.

* * *

Всех с Рождеством Христовым! Пусть этот волшебный праздник наполнит вашу жизнь светом, теплом, радостью и благополучием. Желаю вам мира, добра, любви, семейного уюта. Пусть ангел-хранитель оберегает вас от всех бед и невзгод!