Турист Сергей Волков (Serg_Volk)
Сергей Волков
был 14 февраля 2023 19:52

Шымкент — Казахстан Май 2016

После посещения достопримечательностей древнего Тараза путь нашей группы лежал в не менее древний Шаульдер, к мавзолею Арыстан баба и развалинам Отрара.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 2 — священный Шаульдер

Выехали из Тараза, на перевале начался дождь, и немного похолодало. На границе двух областей — Джамбульской и Южно-Казахстанской, ещё не закончено строительство новой автодороги, пришлось немного потрястись по разбитому асфальту. Уже на подъезде к развилке на Кызыл-Орду дождь прекратился, выглянуло солнышко, и дальше мы уже везде ехали по сухому.

Удивительное дело на новой трассе. Качество проезжей части позволяет двигаться на высоких скоростях, но, по непонятной причине, стоят знаки ограничения скорости — 50 км/час! И, конечно же, в хитрых местах прячется полиция с радарами! Будете ехать по этим местам имейте это ввиду! Иначе придётся платить очень большие штрафы))).

И вот на горизонте Шаульдер. Прямо в центре городка мы подъезжаем к музею, а он закрыт — ремонт. Удалось снять только вот эти два экспоната.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 2 — священный Шаульдер

Поснимали — и сразу в путь! Ведь у нас впереди главные туристические, исторические, и культурные достопримечательности этого места — мавзолей Арыстан баба. Он находится совсем недалеко от музея. И развалины древнего Отрара — буквально через дорогу от мавзолея Арыстан баба! То, что мы увидели — перед вами, уважаемые читатели!

К мавзолею Арыстан баба поток паломников и туристов, наверное, постоянен. Люди здесь и ночуют, молятся, посещают мавзолей с раннего утра до позднего вечера. Мы встретили несколько туристических автобусов паломников и туристов из России, Киргизии, Узбекистана. Вот такое это популярное в народе место, к которому стекаются со своими просьбами-мольбами люди из самых дальних уголков Земли!

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 2 — священный Шаульдер

К развалинам древнего Отрара поток туристов значительно меньше, и это вполне предсказуемо.

Археологам уже удалось многое здесь раскопать и воссоздать. Но, похоже, работы им предстоит ещё немало.

История о гибели древнего Отрара известна по всему миру, и дошла до нас из глубины веков. В начале XIII века Отрар был одним из самых больших городов на территории Средней Азии. Он входил в состав империи Хорезмшахов и был самым северным городом этой страны. В нем располагался многотысячный гарнизон, в задачу которого входила защита северных рубежей империи. Кроме военно-стратегического значения, город был так же большим торговым центром.

Сюда в 1218 году Чингизхан направил огромный караван с товарами из завоёванного Китая. Но правитель города Инальчик Кайрхан по приказу хорезмшаха Мухаммада нарушил все законы гостеприимства и убил послов Чингизхана, а караван со всеми товарами направил в столицу государства город Гургандж. Из всего каравана удалось спастись только одному из погонщиков, он принес Чингизхану страшную весть. Оскорбленный Чингиз-хан потребовал наказания виновных и выдачи Кайрхана, однако хорезмшах отказался исполнить его волю.

Осенью 1219 г. монголы подошли к стенам Отрара. Участь Отрара была решена. Город подвергся разрушениям, а население изгнано. Волной разрушений и бедствий прокатилась монгольская конница по всей степи. Пришли в упадок города, опустели ранее цветущие селения. Так один инцидент послужил поводом к началу масштабных монгольских завоеваний в Средней Азии.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 2 — священный Шаульдер

Отрар — один из древнейших городов Средней Азии, и находился он на одной из главных веток Шелкового Пути. К XII веку — это был уже большой торговый центр ремесла и искусства, где были дворцы, караван-сараи и городские кварталы.

Уже несколько лет подряд в древнем Отраре проводятся работы по сохранению и консервации памятников. Огромную помощь Казахстану в этой работе оказывает ЮНЕСКО.

Археологи ежегодно проводят на Отраре раскопки, надеясь, что однажды смогут открыть новые тайны под многометровой толщей исторических наслоений.

Отрар сыграл выдающуюся роль в древней и средневековой истории Казахстана. Однако военные погромы, джунгарские нашествия, междоусобицы, общий застой экономической жизни привели Отрар к упадку и к гибели.

Уже на выходе из городища мы увидели вот этого испуганно затаившегося местного «жителя» — зайчонка! Мы весело пошумели, и он задал из своего убежища знатного стрекача!!!)))

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 2 — священный Шаульдер

Попрощавшись и с зайчишкой, и с Отраром, и с Шаульдером, мы выехали в Туркестан по дороге, которая петляет вдоль Сырдарьи. Этот путь удобнее тем, что он намного короче, чем ехать через Шаульдер по республиканской трассе. Как бонус этого дня — по пути в Туркестан мы приобрели в одном фермерском доме у дороги свежего кумыса! Вечером мы благополучно прибыли в славный город Туркестан! Но об этом уже в следующей моей истории…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия