Турист Олег Иванов (iffoneoff)
Олег Иванов
был 13 марта 15:44

В гостях у волшебников из страны Эз, или...

Монако Август 2010

Или «Как вовремя слинять с парфюмерной фабрики».

Наше экспресс — пребывание на Лигурийско-Лазурном побережье подходило к концу. Что ни говорите, а неделя, в течение которой предполагается успеть и расслабиться у моря, и по экскурсиям поездить — это ничтожно мало. Только начинаешь входить во вкус — здрассьте пожалуйста, труба зовет взад. Но мы не жалуемся, нет. «Открытие Лигурии» (так называется тур от «Асент — Тревел») было запланировано нами еще в мае, когда никто и представить себе не мог, какой августовский кошмар в виде лесных и торфяных пожаров обрушится на европейскую часть территории России. Всю предотъездную неделю мы, совершенно не представляя, как укрыться от вездесущего смога, носились с дачи под Коломной домой и обратно, и были на 90% уверены, что никакого «открытия» не состоится. Оставить детей на бабушку с дедушкой в такой обстановке казалось кощунственным. Так что мы покупали марлевые повязочки и тихо прощались с нашими денежками. В лучших традициях отечественного турбизнеса, пожары форс-мажором не считаются, и — гори все огнем, никто ничего вам не вернет.

Впрочем, о том, как разрешилась ситуация, и мы все-таки оказались в 13-й раз на итальянской земле, у нас еще будет время написать подробнее, а пока — вернемся, пожалуй, в последний, предотлетный день, и обнаружим себя в экскурсионном автобусе, в ночи исполняющем последний номер нашей познавательной программы — экскурсию в Монако.

Ага, в ночи, натюрлих. Городок, в котором нам довелось оказаться на Лигурии — Споторно, находился в 40 километрах от Генуи. Что, с одной стороны, было неплохо — при трансфере из аэропорта мы покидали развозящий автобус первыми, а обратные телодвижения совершали в последнюю очередь. Зато с другой стороны — в случае поездок в соседнюю Францию — автобус с неотвратимостью Армагеддона фырчал под окнами отеля в 5.45 утра. Ладно бы просто сели-поехали, так ведь фигушки. Сначала нужно собрать всех желающих присоединиться со всей Лигурийской ривьеры, западной ее части — вплоть до самого Сан-Ремо. Что и занимало 3 часа. Когда выспавшиеся, выбритые, лоснящиеся довольством рожи сан-ремовцев осеняли наш автобус -нам, все это время державшимся в вертикальном положении только за счет кофе из волшебной мобильной кофеварки Lavazza, хотелось только одного — придушить их голыми загорелыми руками. Ай, ладно. Во всяком случае, во время экскурсии в Геную все было с точностью до наоборот. Помню, все 11 обитателей отеля «Бристоль» в Споторно, надели на лица ну просто самые любезные из всех возможных улыбок и ласково щебетали вросшим в сиденья за три часа соэкскурсантам с запада,- «Доброе утро, как спалось?» Я не злораден как правило, но… это была наша маленькая месть и маленький триумф.

Ладно. Итак, все в сборе. От Сан-Ремо до Монако 42 километра, значит минут 45 максимум, и мы уже предвкушаем семь часов в самом сердце резервации для богатых и очень богатых буратин мира сего, как вдруг экскурсовод говорит — «ну, а прежде чем мы окажемся в Монте-Карло, у вас будет замечательная возможность осмотреть замечательную парфюмерную фабрику «Фрагонар» и, конечно же, приобрести замечательную, уникальную, чудесную, омолаживающую, вкусно пахнущую продукцию этой фабрики." Которая продукция — о ужас — не продается за границами Франции.

Немая сцена. Гоголь, Ревизор. О, сколько нам открытий чудных… Вот это есть то самое, за что я так ненавижу организованные экскурсии. Ну ясно, конечно, что гиду нужно немного заработать, что оный гид наверняка будет иметь комиссию с каждого пузырька и каждого кусочка мыла, за который заплатят доверчивые экскурсанты, но… Перед моими глазами чередой поплыли такие вот принудительные посещения САМОГО ЛУЧШЕГО. Магазин масок в Венеции. Самый лучший, к тому же есть туалет. До сих пор помню жгучий стыд при посещении того сортира. Там надпись на русском висела — «просьба на унитаз с ногами не залезать». Самая лучшая во всей Италии продуктовая лавка где-то на просторах Тосканщины. Самые лучшие вина на Тенерифе. Самая шелковая китайская мануфактура. И еще прорва самых — самых мест и заведений, без знакомства с которыми в принципе можно легко обойтись. Собственно, мы и обходились — где бродя по окрестностям, где — в случае, если и никаких окрестностей вокруг не наблюдается, как было в Китае, на самой искусственной из всех фабрик по производству искусственного жемчуга, хмуро покуривая у входа… Самое отвратительное в посещении САМОГО ЛУЧШЕГО то, что время, отпущенное тебе на осмотр того, за что ты непосредственно заплатил экскурсионные деньги, естественным образом сокращается. И несчастный, ведомый на заклание организованный турист, ничего с этим поделать, как правило, не может.

Теперь, значится, самая будет у нас парфюмерная фабрика. «Не пойдем» — решаем мы. Не знаю, конечно, может быть в чем-то такое решение было опрометчивым — как раз о «Фрагонар» в русском сегменте интернета прочесть можно много всего вдохновляющего — и тебе музей парфюмерии в Париже, и то, и се, и в самых восторженных тонах, но — как хотите, а я вообще к фрагрансам равнодушен, Рита же имеет наглость предпочитать вполне конкретные международные бренды — Шанель там, или Кензо… Что-то подсказывает мне, что на фабрику парфюмов Шанель туристов не водят, секреты производства не раскрывают, и «сертификатов парфюмера», как на «Фрагонаре» не выдают. Потому что миллионы. Потому что действительно секреты, и есть, что терять. А вот если терять, собственно, нечего — появляется «Фрагонар».

Таким вот образом внутренне кипя, мы подъезжаем к зданию означенной фабрики, снаружи закономерно не вызывающей никакого слюноотделения, получаем твердую индульгенцию на час свободного времени, думая,- хоть кофе, может, где выпьем, обходим фабрику по периметру… и застываем, будто пригвожденные… Потому что…

Собственно, на фото и так все видно. Прямо перед нами, чуть в отдалении, вырастает вполне себе скала, к которой, в совершенной хаотичности, притулились домики-домишки, церковь, стены какие то, развалины. Выглядит все это издалека необычайно притягательно. Переглянувшись, мы понимаем, что, чего бы это нам не стоило, а придется снова за час добежать до канадской границы, и начинаем путь наверх. Но елки-палки, где мы, что это за наскальное чудо? И спросить-то не у кого. По счастью, на пути нам попадается некая едальня со скучающим гарсоном у входа, который на наши взмахи руками вверх, подкрепленные вовремя всплывшим в памяти «кес ке се», ответствовал — «Эз Виллаж».

Стало быть, «Деревушка Эз». Ничего нам это название, естественно, не говорило, но, думаем, отложим в памяти. Идем по дороге выше, еще выше. Поворот на Rue Du Jardin Exotique…

и мы, поднявшись по достаточно крутым ступеням, попадаем в город… нет, в совершенное волшебство, в декорации, достойные диснеевского фильма (Уолт Дисней, кстати, бывал здесь) про каких-нибудь трудолюбивых гномов… короче, попадаем мы в натуральное средневековье.

Есть в Деревушке Эз какая-то невидимая граница, за которую XXI век не проникает, ну, может, за исключением сантехники в туалетах таверн… Хотя бог их знает, не заходили мы в туалеты-то. Так вот, граница.

За которой — ни единого современного здания, телефонных будок тоже нет, никаких тебе супер-пупер-маркетов, боже упаси… В июле, когда здесь проходит «Праздник былых времен», жители ко всему прочему еще поголовно наряжаются в средневековые одежды…

Поверьте, после горных городков и селений, например, Греции, которые еще свежи в памяти, нам есть, с чем сравнивать. Я совершенно точно помню, сразу по возвращении с Эллады писал, — «сказка, чудо». Да, сказка, да чудо. Только вот совершенно нам неизвестный, никак не ожидаемый городок Эз, о котором мы в путеводителе DK не нашли ни пол-строчки (впрочем, честно говоря, мы не сильно искали), выглядит в сравнении с греческими аналогами, как ухоженная афганская борзая рядом с потрепанной жизнью дворнягой. Как можно жить в таких антуражах, и не сойти с ума от ежедневного, ежеминутного счастья — нам неведомо.

Строили эту красоту, ей богу, волшебники — потому что — как им удалось достичь полного слияния архитектуры — простой, но при этом очень какой-то нетривиальной, с красотой окружающей природы — непонятно. Приходится принимать, как данность. В 12 километрах от Ниццы и в 10 километрах от Монте-Карло, стоит Эз-Виллаж, подобно орлиному гнезду, на страже всего Лазурного берега, предлагая такие виды, такие панорамы, от которых щемит сердце.

Кстати, виды окрест куда как более приятные, чем в той же Ницце или Монте-Карло, несмотря на большую «раскрученность» последних. Да и тише сто крат…

Возьмем, например, Боно с Эджем из U2. Они, говорят, давно уже прикупили в Эзе по домику, и наведываются время от времени, а уж кто-кто, а они точно знают толк в тихом отдыхе после гастрольной круговерти… Утверждают, что здесь видывали Клинтона, Тину Тернер и Наоми Кэмпбелл… как я их понимаю.

Вот единственно, кого не понимаю — это Ницше. Он тут тоже отметился, жил, гулял, спускался к морю по горной тропке, которая со времени тех, ницшеанских прогулок, ничуть не изменилась, называется — «тропа Ницше» и вполне успешно функционирует — до морского берега в целях омовения можно козликом допрыгать за 45 минут. Так вот, один из поводов для гордости аборигенов заключается в том, что сей философ написал здесь большую часть своего труда «Так говорил Заратустра». Читал я когда-то эту кладезь мысли. Ничего плохого о ней не скажу, только в голове почему-то не укладывается — как в таком радостном месте можно было написать такую смурь…

Мы, наверное, выглядели в глазах местного населения последними дураками. Потому что свое восхищение видимым хотелось выразить всем и каждому. Ну и выражали, а что? Русские — они же сама непосредственность. Компрене ву?

Местные в ответ на наши нечленораздельные восторги обещали, что «как доберетесь до вершины — увидите даже Корсику», только вот до вершины-то мы и не добрались — местные дорогу почему-то не показывали, а нам банально не хватило времени разобраться в хитросплетении улочек.

Эз — это самый натуральный сказочный лабиринт… где, как во всякой порядочной сказке, за каждым поворотом — что-нибудь неожиданное, удивительное. Аккуратнейшим образом замощеные улочки, лесенки, галереи, переходы, тупички, небольшие приветливые домики, обилие ресторанов и арт-галерей.

Кстати, очень необычные, нестандартные в магазинчиках Эза сувениры, — картины, статуэтки, антикварные презабавные вещицы — и везде надписи «no photo». Ух, раздражало. Так хотелось «yes photo». Вот попалась картина — из «отходов жизнедеятельности художников».

Очень мне там, например, понравилась карта Средиземноморья, сделанная из винных пробок. Друг у меня пробки собирает, а к чему приспособить — пока не придумал. Ну, думаю, хоть убейте меня, а сфотографирую. За угол зашел, жду, пока какой-то японец закончит детальный осмотр этого чуда. Не торопится самурай, хоть плачь. Ладно, думаю, башка его невеликая помеха. Щелк — нерезко. Опять щелк. Та же история. Да нам уже и бежать бы надо, а мы еще кофе не пили. В конце концов, разозлившись, подхожу нагло к дверям магазина, щелк эту самую карту нагло, со вспышкой, да деру. Магазинная дама даже язык проглотила, забыла, как курлыкать по французски…

Очень много туристов. Это нам про данный городок ничего не рассказали, не посчитав, наверное, нужным, а вот группы американских, итальянских и японских туристов оккупировали «нашу прелесть» более, чем плотно. И явно не на час.

По нашему, так бродить тут можно если и не бесконечно, то уж полдня, как минимум. Не боясь заблудиться, потеряться, не глядя на часы. Разглядывать здесь нужно буквально каждую вывеску, каждый дом, каждую скульптуру.

Эз — это обилие деталей, придающих облику городка какой-то очень уютный, очень домашний привкус. То увитые плющом стены (несмотря на статус «горного, Эз — поразительно зеленый городок),

то ваза какая фантазийная, то гигантские шахматы, вот только великаны, которые обычно в них играют, отошли куда-то по своим неспешным великаньим делам.

Что? Говорите, убедил, пора ехать? Говорите, билеты побежали брать? Абсолютно верное решение. Оказавшись в Ницце, заезжайте обязательно. Увидите то, что увидели мы, а так же то, чего мы увидеть не успели. Парк экзотических растений. Церкви Успения Богородицы и Кающихся грешников Белого Братства. Развалины крепости 18 века. Поезжайте.

Автобусом до Эз Виллаж, потом автобусом же вниз, к морю, до Эз Сюр Мер — поваляться на уединенном пляже, и обратно в Ниццу поездом. Как раз на целый день. Уверен, что вы не пожалеете — для нас, например, час в этом городке оказался самым ярким впечатлением от всего Лазурного берега.

Может быть, потому, что этот город оказался совершенно неожиданным открытием, нашим и только нашим, и мы ничего не прочли о нем в путеводителях.

Для тех, кого город действительно заинтересовал,- парочка ссылок:

http://www.eze-riviera.com/ — сайт туризм-оффиса Эз Виллаж (англ, франц.)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Эз — Википедия.

А про парфюмерную фабрику нам никто из бывших там, пока мы наслаждались чудесами Эз Виллаж, так ничего и не рассказал…