Турист Наталия (natchen)
Наталия
была сегодня 12:15

Чэнду, Лэшань — Китай Август 2016

С города Чэнду началось наше материковое путешествие по Китаю, и именно этим город я хочу закончить цикл своих китайских рассказов. Непонятная логика, подумают многие. Дело в том, что в Чэнду мы провели всего один день. И целью нашего приезда сюда был питомник панд, который является одним из самых больших и лучших в Китае. Чем же я еще могла заинтересовать своего ребенка при планировании поездки в Поднебесную, как не пандами. А пообещав, пришлось держать слово. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Однако не все так просто в моих витиеватых рассуждениях. Заканчивая свое, в общем-то, долгое повествование о Китае рассказом о Сычуаньской провинции, я решила применить свой придуманный метод «фэн-шуя». Для меня этот регион в перспективе представляет огромный интерес, т. к. именно из Чэнду можно совершить ряд вылазок в Национальные парки, которые по тем описаниям и фотографиям, которые я видела, могут оставить массу неизгладимых и сильных впечатлений. И посвятить этому региону нужно минимум неделю. Так что, поставив последнюю точку в этом рассказе, тем самым я надеюсь открыть перспективу своего возвращения в Китай, где Чэнду будет отведена совсем непоследняя роль. Но это все будет потом и может быть… Мы же возвращаемся в реальность.

Чэнду — столица провинции Сычуань. Это современный, компактный по китайским меркам, промышленный город. С населением около 14 млн. человек Чэнду занимает пятое место в рейтинге китайских городов по этому показателю. Прилетев в Чэнду из Гонконга, было принято решение, не мешкая, начать погружение в китайскую глубинку. И ключевую роль в этом погружении должен был сыграть отель, построенный в традиционном китайском стиле, расположенный к тому же в центровом месте. Выбор пал на Chengdu Demenrenli Hotel. Самым большим преимуществом этого отеля, как мне казалось, является его расположение. Отель расположен на пешеходной улице Широкая Аллея и недалеко от старинной улицы Джинли.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Здесь у нас случился первый китайский конфуз. Дело в том, что подъехать к отелю на машине нельзя, поэтому нам пришлось с чемоданами тащиться через совершающую вечерний променад по этой самой аллее толпу китайцев. Опция «бесплатная парковка», присутствующая в описании отеля, звучит как издевательство. Имейте в виду, что бесплатно парковаться вам придется на своих двоих. Водитель машины, на которой китайская сторона организовала нам встречу в аэропорту, очень грамотно слился, сославшись на необходимость поиска парковочного места. Так что в компании своего девятилетнего ребенка и девушки-гида Полины мы тащили наши немаленькие чемоданы метров 500, при этом, не забывая активно работать локтями. Как говорится, добро пожаловать в китайскую действительность! Народ смотрел на нас, мягко говоря, удивленно. Однако стоило нам только попасть во внутренний двор гостиницы, как все наши неурядицы остались в прошлом. Переступив порог этого отеля, мы как будто попали абсолютно в другой мир.

Боже, какая тишина! Которую, впрочем, периодически нарушали цикады, жившие с нами по соседству в кронах растущих прямо здесь же деревьев. Когда мы с Санькой впервые услышали пение цикад, то от неожиданности впали в оцепенение. Абсолютно неизвестный доселе нам гул озадачил и напугал нас. Первое о чем я подумала, что это отдаленное эхо землетрясения. Благо Полина быстро рассеяла наши тревоги, так что и сейчас я с неким трепетом вспоминаю эту экзотическую песню цикад. Номер, в который  нас заселили, оказался достаточно большой и чистый.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Правда вместо кондиционера напротив кровати стояла огромная белая бандура, которая задувала так, что мы ее почти и не использовали. Ребенок, впервые ночующий в гостиницах такого типа, сразу же спросил меня: «Мама, а почему здесь все такое старое?»

Пришлось провести ликбез и объяснить представителю молодого поколения, в чем заключается прелесть таких гостиниц. Восторга моего сын не разделил, пожав плечами, и на том ему спасибо, что больше не задавал подобных вопросов. Утро следующего дня выдалось пасмурное и дождливое, что, безусловно, не придавало оптимизма. Сегодня нам предстояло посетить панд и увидеть Большого Будду в Лэшане. Первое, куда мы отправились, это в центр по разведению и изучению панд, т. к. если вы хотите увидеть панд активными, то посещать их надо в первой половине дня. Питомник работает с 8 ч утра до 6 ч вечера и находится практически в черте города, в 18 км от центра. На машине из центра мы ехали 15–20 минут.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Парк достаточно большой, и при желании в нем можно провести полдня легко.

Парк очень красивый, гулять по нему было одно удовольствие даже во время дождя.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Дождь зарядил надолго, и настроение мое было не лучшим. Приехать в этот город специально для того, чтобы показать ребенку панд, и не увидеть ничего…Хорошая перспектива, ничего не скажешь. Парк разбит на несколько зон и смотровых площадок. Осмотр первых двух площадок оказался абсолютно бесперспективным, но затем панды решили все-таки сжалиться над нами.

Вот эту годовалую поросль не пугает никакой прогноз погоды: ни дождь, ни снег. Эти милые забавные медвежата готовы находиться на улице, придаваясь играм, целый день.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Глядя на этого крепыша, невозможно поверить, что его вес при рождении составлял всего 90–130 граммов. Я этого и не знала, пока не увидела собственными глазами, какими малипусенькими рождаются эти богатыри.

Не знаю как вы, а у меня был шок. Внешне новорожденная панда походит на грызуна. Как правило, у панды рождается 1- 2 детеныша, из которых она выбирает только одного, самого здорового и сильного, продолжая заботиться о нем. Второй же малыш без материнской опеки вскоре погибает. Вот такой жестокий «естественный» отбор. А вот так выглядит панденок в 1 месяц.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Очень трогательно наблюдать, как работники исследовательского центра кормят малышей из бутылочки молоком. Любовь и забота царят в этом месте, и это видно невооруженным глазом. Понаблюдав за новорожденными пандятами, мы вернулись к подросткам, чтобы еще раз насладиться их обществом.

Флегматичные по своей натуре, маленькие панды очень подвижны и любознательны.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Чего не скажешь уже о взрослых особях. Достигая 1,8 метра в длину и веса в 160 кг, большие панды очень неповоротливы и большую часть дня пребывают в полусонном состоянии.

Очень долго ученые не могли определить к какому виду млекопитающих отнести это уникальное животное. Внешне вроде бы медведь, но немало признаков енота…В отличие от обычных медведей, панда имеет другое строение лапы и хвост длиной около 12 см. После долгих раздумий, научным миром все же было принято решение отнести бамбукового медведя к семейству медвежьих. А говорят, с лица воду не пить…

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Обитают панды только на юге Китая, в провинции Сычуань, где мы, в общем-то, и находились. И именно в этой провинции находится два самых больших центра по разведению и изучению панд. А всему виной определенный вид бамбука, который произрастает только в горных районах Сычуаньской провинции и который составляет основной рацион черно-белых мишек.

Не буду больше грузить вас анатомическими особенностями бамбукового медведя и рассказывать о его суперлапах, с помощью которых он очень лихо разделывается с бамбуковыми стеблями. При желании эту информацию можно найти в той же Википедии. Давайте я лучше покажу вам еще одного зверя.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Мы очень долго с сыном спорили о том, кто же это. Версии выдвигались разные: и енот, и куница, и даже скунс. В итоге оба оказались не правы. Это тоже панда. Неожиданно, правда?

Это малая панда, о существовании которой я, честно говоря, даже не подозревала. В отличие от большой панды выглядит она совсем иначе, хотя ведет схожий образ жизни. Малая панда является сумеречным животным и проводит гораздо больше времени в отличие от своего большого собрата на деревьях. А встретить ее можно помимо Китая также в Бирме и Непале.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Численность малых панд в природе выше, чем больших. Однако состояние популяции такое же тревожное. И основная причина — сокращение естественных мест обитания. В общей сложности в питомнике мы пробыли около двух часов, и это не смотря на то, что дождь шел не переставая. Увидели мы около 8 больших панд притом, что большинство бамбуковых медведей отсиживалось в своих пещерах, не высовывая даже носа на улицу. Можно только догадываться, сколько увлекательного осталось скрыто от наших глаз из-за непогоды, но при всем при этом, в гости к пандам мы сходили удачно и увидели много интересного. Так что всем рекомендую данный объект к посещению, причем в любую погоду! Мы же отправились в город Лэшань, чтобы лицезреть одну из самых высоких статуй Будды на Земле.

Уже на стадии планирования путешествия встал вопрос, чем заполнить вторую половину дня в Чэнду. И поездка к Дафо (Большому Будде) стояла вне конкуренции. Эта огромная статуя поражала своими размерами уже на фотографиях. Оставалось только догадываться об эффекте, который Будда Дафо производил в реальности. Разместившись в машине, мы на два часа, а именно столько нам предстояло ехать до Лэшаньского Будды, погрузились в созерцание местных пейзажей. Если вы планируете самостоятельно прокатиться в Лэшань, то имейте ввиду, что ежедневно от центрального автовокзала Чэнду в Лэшань ходят рейсовые автобусы. Правда, от автобусной станции Лэшаня вам придется пересесть в туристический автобус под номером 13, и вот он уже точно доставит вас до конечной цели.

Приехав в Лэшань, для начала мы решили подкрепиться. О сычуаньской кухне в Китае ходят легенды. Ее особенность — острота. Все дело в том, что жители провинции Сычуань используют для приправ сухие ингредиенты, такие как черный, красный и белый перец, чили, а также цветочный перец, который является местным эндемиком. Все перечисленное либо используется целиком в виде зерен, либо рубится.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Знатоки выделяют следующие особенности сычуаньской кухни: яркость и мгновенное действие вначале, с некоторым онемением языка, и затем приятное медленное послевкусие. Когда гид в Гонконге узнал, что следующим пунктом нашего путешествия будет Чэнду, он даже не стал скрывать своей зависти, сказав, что давно мечтает посетить эти края и отведать местных деликатесов.

При всей моей любви к острым ощущениям в жизни, в еде я остаюсь очень консервативной и с острой пищей не дружу. Поэтому ничем не смогу порадовать гурманов. Ресторан, в котором мы решили отобедать находился напротив пристани, откуда нам предстояло совершить заплыв к Большому Будде.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Выбор блюд в этом заведении, впрочем, как и их качество, были достойные. Ресторан пользуется популярностью у местного населения, что, наверное, тоже характеризует его с положительной стороны. В нашем случае все было скромно и без излишеств. Оглядываясь назад на китайское путешествие, могу сказать, что еда в Чэнду и в Лэшани была интересная, местами даже вкусная, и не вызывающая отторжения. Утолив голод, мы погрузились на кораблик и отправились в мини-путешествие к подножию горы Линъюньшань, где сливаются три реки Цинъи, Минь и Даду, и где восседает Большой Будда.

Река Минь, являющаяся одним из самых полноводных притоков Янцзы, с древних времен играла важную роль как торговый путь. И именно в месте слияния трех рек очень часто происходили трагедии, связанные с гибелью речных судов. Дело в том, что течение здесь очень быстрое и бурное, а проход прижимается вплотную к скалам. В 713 г. монах Хайтун решил для защиты проплывающих здесь лодок воздвигнуть священный образ, использовав при этом осколки горной породы для заполнения опасных мест мелководья. Когда идея Хайтуна получила одобрение, был организован сбор пожертвований, куда свою лепту внесли и власти, сделав вклад от добычи соли. Предание гласит, что когда один из местных чиновников потребовал от Хайтуна передать ему обратно часть пожертвований, монах в свою очередь ответил, что лучше выкалит себе глаза, чем отдаст сокровища Будды. Что он впоследствии и сделал. После смерти монаха его дело было продолжено, и в 803 году, спустя 90 лет, статуя Дафо приобрела свой завершенный облик.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

На сегодняшний день статуя из Лэшаня замыкает пятерку самых высоких Будд в мире. Ее высота — 71 метр. В прошлом тело Будды, практически до головы, закрывал тринадцатиэтажный храм, который сгорел в середине 17 века. Говорят, что первоначально скульптуру украшала гигантская деревянная позолоченная броня, которая к тому же защищала статую от неблагоприятных погодных условий. Но все это в прошлом. Сейчас же местные любят повторять, что "постепенно гора становится Буддой, а Будда становится горой" (с). И в это охотно веришь, глядя, как растительный мир оккупирует, не принадлежащую ему территорию.

Статуя производит сильное впечатление. На ее фоне люди выглядят маленькими букашками. Только высота головы составляет 15 метров, а длина пальца на руке — 8 метров. Лэшаньский Будда окружен парком, на территорию которого можно попасть абсолютно беспрепятственно. Стоит это удовольствие 90 юаней. Правда, вам придется немного потолкаться, совершив сначала достаточно крутой спуск к подножию статуи, а потом не менее крутой подъем.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Туристы, прошедшие данный путь, говорят, что во время этой пешей прогулки целиком статую и не видели. Так что можно считать, что мы заняли абсолютно верное стратегическое положение, созерцая Большого Будду с воды. С двух сторон от Будды располагаются грозные стражи, охраняющие его покой.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

В общей сложности на стенах возле Будды высечены более 90 фигур бодхисатв. Имеются здесь и пещерные гробницы Махао, датированные 25–220 гг., украшенные изображениями Будды и колесниц. Если вы посмотрите на фотографию, размещенную ниже, то увидите эти гроты, расположенные по ходу подъема наверх. Данные пещеры были сооружены для погребения местной знати.

Интересен эффект глаз. Складывается такое впечатление, что взгляд Будды не отпускает тебя, пока ты сам не потеряешь его из своего поля зрения.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Двойственный эффект производят и губы Дафо. Все зависит, исключительно, от вашего восприятия. Кому-то Большой Будда улыбается, а кого-то провожает плотно сомкнутыми губами.

Нам он улыбался, и мы восприняли это как хороший знак для только-только начинающегося путешествия по Китаю. Наша речная прогулка у подножия Большого Будды длилась в общей сложности около часа. Бросив последний взгляд на статую Будды, мы поспешили обратно, т. к. нам предстоял неблизкий путь в Чэнду. Наш гид Полина оказалось очень приятной девушкой, которая неплохо говорила по-русски и была интересным собеседником.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Вернулись в Чэнду мы еще засветло, так что у нас было время побродить по центру города, наблюдая за жизнью китайцев. К вечеру небо прояснилось, и выглянуло солнце, но наше настроение и без этого было светлым и радостным.

Один день в Чэнду с Большим Буддой и пандами

Ранним утром следующего дня нас ждал перелет в Чжанцзяцзе, но эту историю вы уже знаете. Дальше было много всего интересного: красивейшие пещеры, самые длинные канатные дороги в мире, обворожительные горные пейзажи и водопад, о существовании которого даже не подозревают многие китайцы. А что же дальше? А дальше, если нам повезет, и пазлы сложатся удачно, будет еще одно возвращение в Китай. Воистину это удивительная страна, территория которой вмещает в себя не только самое большое количество людей в мире, но и неимоверную концентрацию природных красот. Так что очень хочется верить, что с Чэнду мы не попрощались, а расстались только на время.