Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Куба Январь 2015

Кого из нас не привлекают дальние страны, экзотические путешествия. Я из числа тех, кто, вернувшись из одного путешествия, сразу начинает планировать следующее. Куба — остров, получивший неофициальное название остров Свободы давно входил в планы посещений уникальных мест.

И вот все свершилось, сложились все «пазлы»: желание и возможность. Мы были готовы и к длительному 13-часовому перелету Москва-Гавана, и к разнице часовых поясов в минус 10 часов, а в голове крутилась песенка: «Куба далеко, Куба далеко — Куба рядом…»

И вот мы уже за океаном. Аэропорт Хосе Марти оставил у меня неоднозначнаое впечатление. Навигация отсутствует и мы ждали своего багажа около 30 минут. Тем временем менялись прибывшие рейсы, крутились, обновляя багаж, транспортировочные ленты, а мы все ожидали. Наши попутчики с московсого рейса (человек 30-ть) начали волноваться. Вопросы к персоналу «Когда будет багаж? не получали ответа. Персонал аэропорта, в основном молодые женщины в голубой униформе и ажурных черных колготках, болтали, смеялись и занимались чем угодно, но не удосуживались помочь пассажирам. Еще 10–15 минут и кто-то выяснил, что багаж с московского рейса уже минут 20-ть ездит по ленте в каком-то другом уголке аэропорта. А нас уже потеряла принимающая сторона, никто не подходил к табличке с надписью нашей фамилии.

Перефразируя известную поговорку: «Как тебя встретит страна, так ты отпуск и проведешь», я почти, как молитву повторяла уже в машине на пути к отелю:«Забыли, забыли». Я ждала нашу первую достопримечательность, а по совместительству отель проживания Насьональ — де — Куба. Его интерьеры помнят Уинстона Черчилля, Фрэнка Синатру, Александра Флеминга и многих других, а то, что интерьеры, построенные еще в 30-х годах прошлого столетия совершенно не пугали — антиквариат остается всегда в цене.

Куба далеко, Куба рядом

Гавана. Столица основана с 1519 по 1521 год испанским конкистадором Д. Веласкесом. И этот исторический факт я упомянула, чтобы подчеркнуть, что Гавана один из старейших городов с уникальной колониальной архитектурой. Путешествуя по которому в старинном автомобиле каждую минуту казалось, что ты совершаешь поездку не просто на ретро авто, а на машине времени. Три дня в Гаване позволили перенестись и в колониальные времена, когда мы прогуливались по улочкам и разглядывали дома и строения, подернутые временем. И в 50–60 годы прошлого столетия, ведь по дорогам Кубы до сих пор «бегают» автомобили выпуска тех времен. В основном американские, но есть и советские Чайки, Волги, Победы, Москвичи. Ретро автомобили — это аутентичность Кубы!

Места, связанные с Эрнестом Хемингуэем стали на Кубе туристическими маршрутами. Конечно, и мы не оставили их без внимания. Посетили и дом писателя, и самый известный бар, сфотографировались рядом с самим Эрнестом Хемингуэем. В какое бы время вы не пришли, обязательно тоже его встретите. Фигура из бронзы — любимец кубинцев установлена на пожертвования простых людей. А в рыбацкой деревушке недалеко от Гаваны заглянули в дом старика, который стал персонажем знаменитой повести «Старик и море».

Куба далеко, Куба рядом

Окунулись мы и в советскую действительность 70–80 годов, с патриотическими плакатами, которые призывали к строительству коммунизма и, встречая на улицах пионеров в красных и синих галстуках.

Нас посетили и тревожные воспоминания о экономически трудных для России 90-х годах, когда мы видели пустые полки магазинов, ведь на Кубе основные продукты питания по талонам. И уже совершенно непонятно было, как можно обходиться без интернета. Гражданам Кубы пользование интернетом без соответствующего разрешения грозит уголовной ответственностью до 5 лет лишения свободы. Для того, чтобы иметь к нему доступ необходимо зарегистрироваться в государственных органах и получить разрешение. Так сделала и наша гид — кубинка. Но получив такую возможность и не имея дома персонального компьютера, она выстаивает часовые очереди в интернет-кафе, чтобы проверить свою электронную почту или «повисеть» во всемирной «паутине». Мобильный интернет невозможно использовать, из-за низкого качества связи.

Туристы не испытывают трудностей: для них комфортабельные отели, есть и wi-fi по паспорту около 12 долларов за неделю, прекрасное питание и сервис, а кроме того, удивительная природа, климат, многокилометровые белоснежные пески на всемирно известных пляжах Варадеро, ласковые волны Атлантического океана и многообразный подводный мир Карибского моря.

Мой день рождения пришелся на время пребывания на Кубе. Отель на просьбу моего супруга заказать букет цветов, отреагировал креативно. Два дня они искали цветы, но к сожалению поставок в это время на всем Варадеро не было. Но в день моего рождения букет я все-таки получила, а в холле отеля стояла изрядно прореженная флористическая композиция.

И это был самый экзотический букет в жизни, который мне когда-либо дарили.

Приветливые, гостеприимные кубинцы готовы развлекать вас до самого утра. В любом кафе, на каждом углу, да, и везде, где появляются туристы сразу возникают уличные менестрели. Самая популярная песня «Девушка из Гуантанамо» на стихи известного кубинского поэта Хосе Марти 1890-х годов. Гуантанамера — стала неофициальным гимном Кубы. Зажигательные кубинские танцы, рожденные из испанских ритмов и звуков африканских барабанов, удивительная природная пластичность движений не оставляют никого равнодушными. И мы с большим удовольствием вознаграждали артистов парой песо, в народе называемых «куки».

Организация денежного обращения на Кубе сейчас почти не имеет аналогов в современном мире. Существует два вида песо — «неконвертируемое» и «конвертируемое» (CUC). Неконвертируемыми песо выплачивают зарплату рабочим и служащим, ими расплачиваются в магазинах, где отоваривают продовольственные и продуктовые карточки. А куки получают туристы в обмен на евро и доллары. Поэтому кубинцы готовы петь и танцевать до утра, предугадывать и выполнять желание иностранных гостей, надеясь на вознаграждение. Ведь на куки можно официально приобретать самые дефицитные товары.

При этом простые кубинцы не навязчивы, улыбки на их лицах и желание помочь выглядят совершенно искренне. А когда узнают, что вы из России, восторженное отношение к вам удваивается.

Сегодня практически невозможно встретить на Кубе аборигенов — потомков тех, кто когда-то вышел навстречу кораблям Колумба. 65% это жители со светлой кожей, около 12% — потомки чернокожих рабов, завезенных из Африки для каторжной работы на плантациях. Остальное население эмигранты различных национальностей. В основном население Кубы католики. Но их происхождение накладывает отпечаток на христианскую культуру, чему мы и стали невольными свидетелями.

На одной из экскурсий мы посетили лесопарк в Гаване с мистическим и каким-то сказочным пейзажем. И он подтвердил свое первое впечатление событием, которому мы стали свидетелями. Темнокожие кубинцы проводили церемонию жертвоприношения своему богу любви и благополучия. Жертвой оказалась курица. Сначала она лишилась головы, а потом ее кровь слили в реку. Мы поспешно ретировались с берега и только потом заметили многочисленные останки подобных жертв и гуляющих грифов, пирующих на этом «чистилище».

Куба далеко, Куба рядом

Этническая деревня, расположенная на болоте и куда можно добраться только на лодке, показывает, как раньше жили аборигены острова — индейцы. Заповедный уголок, немного «прилизанный». В вигвамах из соломы и веток вас встречают молодые кубинцы-«ряженые» в одежды индейцев. Отсутствие артистизма и плохо скрытое неудовольствие небольшим вознаграждением не вяжется с повсеместным гостеприимством и ненавязчивостью кубинцев. Нас это не огорчает, гид продолжает знакомить нас с историей острова и получаем удовольствие от видов этой деревеньки.

Куба далеко, Куба рядом

Такая разная Куба осталась у меня в памяти и в нескольких сотнях фотографий, которые долго будут напоминать мне об удивительном острове Свободы. И если вы романтик и любитель познавательных и экзотических путешествий. То, эта страна в которой необходимо побывать.