Турист Светлана (bella_chiara)
Светлана
был 15 марта 20:43

Тремеццо, Ленно, Варенна, Белладжио, Милан — Италия Сентябрь 2016

Итак, план такой: приезжаем в Милан, там гуляем, ночуем, а на утро отправляемся к Комо. Назад снова через Милан.

На Комо поселиться решили в Белладжио — мы путешествуем общественным транспортом, а для исследования центральной части озера лучшую базу подобрать трудно.

Хочется сразу отметить то, что стало для меня неожиданным, хотя, если хорошенько подумать, все очевидно:)
Вариантов жилья достаточно, НО! самое доступное либо «высоко-высоко в горах», либо далеко в бок от центра — ну на машине может и не высоко, и не далеко, но вот пешком — для спортивных, а в центре жилья не так много. Так что бронировать надо заранее и очень внимательно смотреть карту, причем строить маршрут и обращать внимание не только на «дальность», но и на высоту.

По комментариям не всегда понятно, а хозяева не часто уточняют, что 15 минут — это на л/а, так что проверяйте, уточняйте и будьте бдительны. Если, конечно, для вас это имеет значение:)

Однако и с вариантами проживания в центре не все так просто. Они есть и неплохие, но из-за того, что все городки имеют вертикальное развитие — каждая более удаленная от озера улочка выше предыдущей, — то скорее всего вы все равно будете тащить чемоданы наверх. Не смертельно, но и не просто. Просто имейте ввиду.

Прогулки вдоль озера Комо

И супермаркеты — мы купили какой-то еды в Милане, для завтрака. И она у нас осталась, не доели. И благодаря этому смогли завтракать следующие несколько дней, потому что у нас ну никак не получалось попасть в магазин!

Открываются, когда мы уже уехали, закрываются в 7. Это рано. В магазинах в центре выбор мал — овощи-фрукты, хлеб, молоко, макароны и замороженные полуфабрикаты. Большие супермаркеты — ну как большие… Не Ашан… Скорее Пятерочка… — есть на окраине Белладжио. Их два, они находятся недалеко друг от друга, но выходные у них в разные дни.
Мы умудрились сначала прийти в день, когда оба выходные, потом в день, когда работал только один из них. Пришлось приходить еще раз — не все, что хотели, нашли в первом.

Проще всего добраться до них-либо сразу после посещения виллы Мельци, либо с причала Сан Джованни. Идти лучше не по трассе, а по тропинке через луг до первой широкой дороги — просто быстрее и приятнее.

В этой поездке у нас была ночь в Милане — отель Appartamento Martini

Выглядит это примерно так — есть огороженный частный дворик с домом хозяйским и домиком, в котором есть несколько отдельных входов, каждый ведущий в небольшую квартирку. Ремонт не новый, но есть все необходимое, чисто, уютно (даже жаль было, что мы всего на одну ночь) и дружелюбно. От метро мнут 5. Что еще для счастья надо?

B 5 ночей в Белладжио — отель Appartamento Il Centro

Это даже не отель, а апартаменты. Я так поняла, что в Белладжио есть контора, которая занимается сдачей в наем квартир. Нашу я нашла через буккинг. Очень чисто, красиво, с ремонтом. Самый центр, до паромного причала — спуститься по лестнице и все.

Встретить нас и передать ключи приехал молодой человек, все подробно рассказал и дал целую папку с описанием мест, пляжей, купонами в рестораны, телефонами экстренных служб и т. д. и т. п. А так же оставил свой телефон и просил звонить в случае любых вопросов. Отличный сервис, отличные апартаменты.
В соседнем подъезде магазин — выбор мал, но хлеба и помидорок купить можно. С другой стороны — желатерия! Работает допоздна, очень опасное для фигуры место!

Итак, поехали!

Милан

Первое, что нужно сделать — это до Милана добраться. Мы сразу решили ехать на автобусе. По дороге к станции увидели стенд с продажей билетов за 8 евро. Цена вроде бы нормальная — я нагугливала 10 евро, поэтому мы купили билеты и уже с ними пошли на автобус.

Ехать конечно долго — около часа. В итоге мы в Милан приехали только в 4 часа.

Прогулки вдоль озера Комо

Купив 24х часовой проездной билет на метро и автобусы — как здорово, что такие есть, — поехали в свое жилье. Заселились, освежились и пошли гулять.

Знакомство с Миланом началось с улицы Корсо Буэнос Айрес. Красиво. Дома невысокие, 4–5 этажей, каждый такой нарядный, украшенный, с зелеными (в плане растений) балконами. В общем, за каждым углом — новая волна эстетического удовольствия.

А еще тут ретротрамваи! Действительно ретро, даже двери деревянные. Старые трамваи ремонтируют и запускают в работу. Ездят мощно, выглядят круто!

Прогулки вдоль озера Комо

Нагулявшись, мы побрели к Дуомо через Дом дьявола. Не понятно, при чем тут дьявол. А дом просто очень красиво заросший плющом. Очень красиво, настоящие висячие сады.

Добрели до Галереи Витторио Эммануила. Красивая. А у знаменитого быка, на котором надо крутиться, уже дырка вместо причинного места. Жалко мозаику (

Ну и Дуомо. Подняться на крышу у нас уже не получилось — собор был закрыт. Так что мы просто побродили вокруг. Дуомо очень красивый, невероятный! Рассматривать можно до посинения.
И, что приятно — с большой площадью перед ним. Не то, что во Флоренции….

Прогулки вдоль озера Комо

Но то, что Милан — город большой — ощущается. Квартал — это уже не те «два шага», что в Болонье, например. Пока дойдешь куда-то, ноги и отваливаются.

Поэтому поев, мы сели на красивый трамвай и торжественно умчались на вокзал, откуда на метро поехали в отель.

Из Милана на Комо. Знакомство.

По первоначальному плану мы должны были утром отправиться на озеро. Однако мы задержались, потому что сестра не проходит мимо ни одного военного музея, а тут как раз удачно совпало, что именно в это воскресенье был открыт мемориал Памятник Истреблению, платформа 21(binario 21, Memoriale della Shoah), который обычно по воскресеньям не работает. Как вы понимаете, не посетить его сестра не могла. К тому же это не слишком мешало нашим планам — мемориал то на вокзале.

(отступление: Memoriale della Shoah — это название комплекса. Сначала проходишь мимо стнендов с информацией и небольших комнат с телевизорами, на которых крутят воспоминания выживших. Потом попадаешь на саму платформу. В конце платформы — темная комната, в которой можно посидеть и подумать. Сейчас они еще находятся в процессе строительства библиотеки, в которой будут собраны книги о холокосте.

Но все на итальянском, нет дубляжа текста на английском. Только в начале выдают бесплатную брошюрку с описанием.)

Но как мы его искали!!! На официальном сайте инфы почти нет. Мы были уверены, что вход с вокзала, поэтому бегали по нему. В турист инфо оказалось, что они только билеты продают и про поезда информируют, а по музеям — нет. Зато красивый каррабинер все подробно рассказал и направил нас.

Надо было выйти с вокзала и обойти его слева. Платформа действительно на вокзале, но вход с улицы в стороне от основных всходов-выходов.

Сначала я удивилась такой его осведомленности. Но когда мы пришли на место, у входа оказался военный автомобиль и 5! мужчин с автоматами. Сразу стало понятно, почему наш «помощник» был в теме.

Рядом с мемориалом есть милая аллейка с лавочками, на которых я расположилась, чтобы сторожить чемоданы и ждать сестру.

Рассправившись с этой обязательной частью программы, мы купили билет — от центрального вокзала Милана поезд на Комо отправляется только в Варенну, но нас это полностью устраивало, ибо от Варенны до Белладжио — 15 минут на пароме.
До поезда оставалось полтора часа — решили погулять. Однако с чемоданами особо не развернешься, а сдавать их ради полутора часов не вариант — камеры хранения не автоматические (=очереди), а цены — совершенно грабительские. За два небольших чемодана на полтора часа получилось бы 12 евро. Нет уж, спасибо, лучше угостим себя апперетивом на эти деньги.

Прогулки вдоль озера Комо

Поэтому, чтобы не совершать туристических подвигов, мы поехали на метро — хотя там столько лестниц, что все равно подвиг — к двум «свечкам», называемым Вертикальным лесом — настолько зелены их балконы. Мы еще накануне их проезжали, очень миленько. Рядом расположен торговый центр, на открытой террассе которого мы провели свое свободное время. Там ну очень здорово — большое пространство, кафешки, фонтанчик, модерновые здания вокруг. Приятное место.

И наконец подошло время отправления, и мы поехали в Варенну.

Ехать час, через какое-то время пейзажи за окном становятся настолько умопомрачительными, что взгляд не оторвать. Горы, домики в горах, озеро и горы, озеро и домики и горы. Ну полный восторг.

Прогулки вдоль озера Комо

Варенна очень хороша с беглого взгляда, но исследовать мы ее будем позже — торопились заселяться в Белладжио.

Парома ждать почти не пришлось. Правда мы ступили и взяли одинарный билет, хотя задумывали сразу брать 6тидневный абонемент. Что-то меня попутало накануне, что не надо, а у кассы решать уже было поздно.

Прогулки вдоль озера Комо

В общем добрались мы до Белладжио, пошли в отель.

Поначалу ничто не предвещало — катим свои чемоданчики по асфальту и катим. Очень красиво, магазинчики, людей куча. Вроде дошли до места, где надо свернуть… И о ужас! Длиннющая и довольно крутая лестница.

Я совершенно… хм… выбилась из сил, пока дотащила чемодан. А ведь мы еще не самый ужас выбрали. Когда искали варианты, были дальше-выше. И по карте казалось, что «да что тут идти». У нас было «вообще идти нечего», но это по оси Х, а по Y оказывается еще огого!!!

Ну и конечно потом оказалось, что можно было выбрать лестницу попроще, но не сильно)

Заселились, пришли в себя от всех этих тасканий чемодана, и пошли гулять — обозревать Белладжио.

Прогулки вдоль озера Комо

Сначала — на его крайнюю точку, откуда видно одновременно все три рукава озера Комо. Действительно видно, но не впечатляет. В смысле не впечатляет именно этот факт, зато само озеро, и городки, которые как на ладони, и горы — вот это впечатляет. Небольшое ухудшение погоды даже придает шарма — живописные облачка и дымка.

Потом пошли просто куда глаза глядят.

В итоге обошли по какому-то огромному крюку весь Белладжио, прошлись по его противоположной стороне, которая выходит на другую часть озера, посидели на берегу. Уже думали не найдем дороги вниз — вверх и вверх, а все улочки, ведущие вниз, оканчиваются чьими-то домами и оградой.

Прогулки вдоль озера Комо

С высоты узрели белладжевское кладбище. Маленькое такое. Хотя и городок-то не велик.

К счастью, потом мы нашли дорогу — конечно сначала сильно вверх, потом сильно вниз, — по которой вернулись на правильную сторону города, наиболее живописную. Оказывается мимо этой лестницы мы проходили в начале пути, но избрали другой путь. Не жалеем, ибо все равно нам попадалось красивое и интересное.

Вернувшись, мы погуляли по небольшому парку, на котором очень прикольно оформлены каменные скамейки — скамья каменная, а вокруг кусты самшита, получается диванчик.

Прогулки вдоль озера Комо

Дальше долго бродили по набережной, сидели на лавках, любовались….пока не надоело

Тогда мы пошли в замеченную ранее пиццерию, где нам, кстати, очень обрадовались — они скучали там)) Наелись от пуза и покатились домой, настраиваться на новый день.

Белладжио, Вилла Мельци. Беллано, Орридо ди Беллано.

Прогулки вдоль озера Комо

День решили начать с виллы Мельци, ибо она в Белладжио. Смешно искали, как к ней доехать, а там идти — 10 минут)) Так здорово — по сравнению с другими виллами озера Комо эта, видимо, менее привлекательна, потому и народу немного.
Вилла красивая — аллейки, посадки, цветочки, беседки, и берег без всяких ограждений. В общем гулять и гулять. Внутрь дома не пускают, но нам туда и не надо. Парка вполне достаточно.

Прогулки вдоль озера Комо

В общем описывать каждый цветочек я не буду. Да и цветочков не то, чтобы много, в основном радуют деревья и кусты, но от этого не менее здорово. В общей сложности, считая сто тысяч попыток сфотографироваться с кустом гортензии, потратили 2 часа. Очень удобно, что сад можно пройти насквозь. То есть зашел с одной стороны — вышел с другой. Нам просто как раз туда и было нужно — на пляж.

От Виллы идти совсем недалеко, минут 10. Приложение с картами в руки и никаких потеряшек)

Прогулки вдоль озера Комо

Я вообще этот пляж и нагуглила при подготовке к поездке, но еще и заселяющий нас мальчик посоветовал именно это место, так что ошибки быть не может.

По сути это не пляж даже, а просто бесхозная часть берега с камешками. Там можно взять шезлонги на прокат в ближайшем кафе.

Или сплавать на пантончик и поваляться на нем. Но вот переодеться решительно негде. Хотя когда ты в платье — это не проблема))

Вода вроде бы холодная, но очень быстро привыкаешь. Потом уже теплой кажется. А тот факт, что ты плаваешь в окружении этих невероятно красивых горных вершин, греет изнутри.

Мимо проносятся катера и паромы, и озеро волнуется не хуже, чем море.

Когда потом мы шли в горку под солнцем в поисках магазина, свежесть недавнего купания была очень кстати.
Магазины оказались закрыты — один не работает по понедельникам, другой в понедельник до 12–30.

После прогулки по не столь уж живописным окраинам и фэйла с магазинами, мы побрели в центр Белладжио, на паром.
Цель у нас была — поехать в Беллано, ибо там есть некое ущелье с водичкой и мостками, по которым можно погулять и на это все полюбоваться, еще и всего за 3 евро.

Паром, конечно, идет долго — минут 40. С заездом в два городка. Но так красиво! И вообще, не пешком, не на пыльной дороге, а по водичке. Шикарно и не скучно.

Приехали, по чьему-то дурацкому описанию из интернета пошли совсем не туда. Опять спасибо приложению с картами и gps, что не дали пропасть.

Быстренько вернулись и пошли нормальной дорогой. В ущелье прям холодина!!! Зато нет людей) А вода шумит так, что собеседника слышно только вблизи.

Прогулки вдоль озера Комо

Стены ущелья из гладкого-гладкого камня, обросшие различными влаголюбивыми растеньями. Дно каменистое, по нему течет голубая, но мутноватая водичка.

Пройти предстоит минимум два раза — дорога оканчивается видом и тупиком, назад возвращаешься так же, как пришел.
Имхо, это к лучшему, а то мы по пути туда только и делали, что фотографировали. А назад могли вдумчиво понаслаждаться) Но ущелье хоть и красиво и впечатляюще, довольно небольшое. И хорошо, а то можно задубеть)

Прогулки вдоль озера Комо

Нам уже очень хотелось есть, и сделать это мы планировали в Беллано. Но дернуло же нас что-то проверить расписание. И вот здорово — последний паром в нашу сторону идет через 25 минут. Это в 4 часа! Пропустили бы, и пришлось бы изобретать пути, как добраться до Варенны. Но, к счастью, мы не пропустили.

В итоге, чтобы так рано не возвращаться в Белладжио, мы вышли в Менаджио.

Неплохой городок, но намного менее интересный чем Белладжио. Там, где мы сели перекусить, бегали какие-то бешеные дети, тыкали в прохожих пальцем — вот прям трогают, приговаривая нечто, звучащее как 'токато', а те ржут и подыгрывают им. Меня когда ткнули, я там так рявкнула, что больше не подходили. А ибо что за игры дурацкие.

Прогулки вдоль озера Комо

Поели, погуляли еще немного.

А потом поплыли домой, в Белладжио. Решили, раз еще не поздно, но уже усталось, пойти домой, передохнуть, утеплиться — ибо днем в платьях прекрасно, а вечером уже так себе, — и пойти смотреть ночной город и ночное озеро, с огоньками.
Прямо скажем, ничего особенного.

Вилла Бальбианелло, гора Оссучо

Новый день начался с поездки на другой берег озера, в городок Ленно, на Виллу Бальбианелло, от которой все в невероятном восторге.

Прогулки вдоль озера Комо

С Виллой вообще интересно — вроде бы до нее простая дорога по берегу от причала парома, но после входа в ворота с надписью Вилла, до касс и входа в самую красивость надо пройти еще чуть больше километра (есть маршрут для «туристов» 2,45 км, а есть для пенсионеров — 1,3. Мы записались в пенсионеры))) , по асфальтированной дорожке, а вокруг леса, воздух свеж и чист, но чрезмерно прохладен для моего платюшка. Однако с горки на горку, с горки на горку. Запыхалась — страх. Активные у них, должно быть, пенсионеры)))

На Вилле можно купить билет с посещением особняка, можно только по садам. Мы выбрали сады. И вот если не считать той огромной территории, по которой мы шли, то остается совсем немного садов. Никто не спорит, они красивые, очень мне понравились — и специально оформленная веранда, и разные терраски, балкончики, переходики. Очень красиво. Я уже молчу о том, что за всеми этими цветочками шикарное озеро и горы, тут и без садов великолепно, а с ними и подавно.
Так что восторг есть, но все равно мало. У нас ушел час вместе с фотками, очередями в туалет и обратной дорогой.

Прогулки вдоль озера Комо

Все эти впечатления здорово пробудили наш аппетит. Думали поискать в Ленно, где поесть. Но по дороге в центр проходишь мимо некоего стихийного рынка, в одном из прилавков — готовят еду.

Мы в итоге купили картофельных шариков — обалденно вкусная штука. И сыра. И водички. И перекусили на какой-то тихой славной улочке.

Сил набрались, голод утолили, пришло время подъема на Святую гору Оссучо — городок находится рядом с Ленно.
Тут так интересно — один город незаметно переходит в другой. Я сначала думала — о боже, туда не ходит кораблик, как добраться. Потом смотрела карту — MapsMe молодцы, еще ни разу не подвели, даже самые закоулки у них прорисованы, а это очень ценно, ибо дорога постоянно в горку, а тупиков много. Возвращаться было бы не круто. Карта показала, что идти тут — нечего делать. В итоге выбрали дорожку и пошли подниматься вверх и вверх и в бок и снова наверх. Пока не пришли к живописному мостику, с которого никак не мог съехать какой-то мустанг.

И совершенно внезапно за этим мостиком оказалось начало священной тропы. Я думала надо будет спуститься в Оссучо и поспрашивать, а все оказалось еще проще.

Подъем достаточно простой, тропа широкая, выложена камешками.

Прогулки вдоль озера Комо

Через небольшие промежутки 13 часовенок, в которых скульптурные группы изображают путь Христа. Виды с привалов все лучше и лучше с каждой новой высотой.

В итоге где-то минут за 40–50 мы дошли до главной церкви. Оказалось, выше тоже есть дорожка. В гору забралась еще на столько же — но уже сложнее было, очень крутой подъем, хотя дорога так же выложенная камнем или асфальтовая — там выше есть домики, тракторчик ездит, страшно пыхтя.

Прогулки вдоль озера Комо

Когда я поняла, что до верха еще идти и идти, решила возвращаться. Была б компания, пошла б до верха. Или по кр мере до конца дорожки. Не сложно, а красиво. Ну ничего.

Спуск, кстати, весьма страшен — подниматься по крутоте проще, чем спускаться. Но это только с моей новой высоты до церкви. Спуск от церкви в Оссучо так же прост, как и подъем.

Внизу, на береге озера, нашли симпатичное место, помочили в озере ножки. Вода на этом каменистом берегу города Ленно была мене прозрачной и более грязной, чем в том месте, где мы купались накануне.

Посидели, любовались на красоты. И побрели вдоль озера.

Дорога в итоге плавно перешла в маршрут — Комо гринвэй. Помним же, городки переходят один в другой. Так что мы по очень славным улочкам и одной большой дороге прошли эти несчастные 2 километра (от центра одного города до другого), посетили Место, и побрели дальше в Тремеццо — еще один город.

В Ленно возвращаться смысла не было, мы там уже были, а в Тремеццо тоже есть паром. Внизу нашли еще пляжик для мочения ножек. Вот тут купаться хотелось невыносимо — вода чистейшая и наипрозрачнейшая.

Прогулки вдоль озера Комо

В Тремеццо выпили апперола в кафе с видом на озеро, еще прогулялись, загрузились на паром и поплыли в Белладжио.

Варенна

Один день мы посвятили Варенне — там целых два места к посещению — замок Вецио и Вилла Монастеро.

Когда мы приехали в Варенну, было слегка прохладно и пасмурно, но без дождя. Т. к. не понятно, что с погодой дальше будет, решили начать день с замка.

Правильное оказалось решение, ибо подъем я бы не назвала легким (примерно полчаса шли), уж лучше с утра, когда бодр, полон сил и решимости.

Часть пути идет по широким выложенным мелким гладким круглым камешкам ступенькам, а часть — по такой же дороге, но без ступенек. Т. е. гладкий подъем.

Вверх нормально, а вот когда спускались вниз, по мокрым камням, приходилось соблюдать осторожность.

Замок — это всего 4 евро и всего лишь донжон с облагороженной небольшой территорией вокруг. Но как впечатляют виды! Это самая потрясающая доступная смотровая площадка из всей округи (так я думала на тот момент).
Даже с Оссучо был не такой вид. Все три рукава озера и его единственный остров как на ладони!

Прогулки вдоль озера Комо

Вкруг замка рассадили меловых призраков. Оказалось, за зиму снег и дождь совсем разрушают фигуры и каждый год в начале лета всех желающих облачают в простыни, поливают мелом и таким образом можно оставить свою тушку увековеченным в призраке на один сезон.

Не смотря на то, что территория небольшая, на видах мы зависали прилично, в итоге часа 2 мы там провели. Зато спуск занял минут 15.

Вообще на замок есть два пути — сразу от причала парома, и дойти до центральной площади и подняться оттуда. Нам было проще от парома, думали по второму пути вернуться. Почему-то мы на него не вышли, так прежним путем и спустились. Но на обратном пути увидели указатель на Орридо ди Вецио. Мы не знали, о чем речь, хотя по Орридо ди Белано можно было предположить, но т. к. дорога вела круто вниз, а предположительно назад пришлось бы идти по ней же, но вверх, мы решили, что не сегодня.

Прогулки вдоль озера Комо

После спуска обратно на пристань мы пошли на Виллу Монастеро. Для этого прошлись по шикарно сделанному променаду вдоль берега — дорога совсем по краю скалы, местами нависает над водой, с красными перилками и арочками, обвитыми плющом или другим вьюнком. Потом немного по улочкам — городки на комо все идут вверх, ибо ровных мест нет. И вот мы на Вилле, совсем рядм с центральной площадью, кула мы могли спуститься от замка.

Вход всего 5 евро — дешевле двух других вилл. Но какая красота!!! Она явно неодоценена. На мой взгляд самая красивая пока. В отличие от Мельци (с Бальбианелло даже не сравнваю, тк. она хоть и милая, но совсем мелкая), она не широкая, без лугов и полей, широкой дугой забирающих вверх от берега.

Прогулки вдоль озера Комо

Сады виллы Монастеро длинные, но узкие, и с концентррованной красотой — нет пустых лугов или просто красиво стриженных кустарников. Все в дело, куда бы ни падал взгляд — красивые каменные вазы с ветами, или клумбы, или арки. Что угодно, но все красиво.

Про виды я уже совсем молчу, они просто умопомрачительные. Немного другой ракурс озера, красивая облачность-дымка, плюс вид на другую виллу, ухоженный сад которой дополняет горноозерные красоты. Тут мы тоже около двух часов прогуляли.

Прогулки вдоль озера Комо

А потом планы закончились, осталась только Варенна. Мы ее исходили вдоль и поперек — ходить нечего, 6 улиц-лестниц, две горизонтальные, один променад. Посидели на берегу поели мороженко, посмотрели уток, потупили. Прошлись еще, забрели на какое-то кладбище автомобилией, ушли оттуда.

Посидели потупили на красоты. В итоге решили ждать паром и ехать в магазин) Наш давний гештальдт.

Один из двух супермаркетов был закрыт, так что мы опять не купили всего, чего хотели. Но зато еще немного прогулялись, а когда пришли на набережную Белладжио, нас поразило необычайное спокойствие — людей нет, вода ровная и гладкая, даже ветерка почти нет. Настолько удивительно, что не передать. Вот и сидели мы на лавке, еще любовались и удивлялись, пока не замерзли.

Вилла Карлотто и небольшие восхождения

Последний день на озере Комо предполагал долгое гуляние по Вилле Карлотте — вилле с самым дорогим билетом, — и прогулку по Тремеццо — городку, в котором она находится.

Прогулки вдоль озера Комо

В итоге с Карлоттой мы управились за какие-то два часа, с остановками на полюбоваться и сидением в кафе. Вилла больше похожа на большой многоярусный лес с дорожками.

Возможно в весну-лето тут все цветет — те же роддодендроны, но в наш визит не впечатляло.
Сначала мы вообще не понимали — это что, одна из красивейших вилл? а где красота? что за обман — идешь среди обычных деревьев.

Посмешил водопад — О, шум воды, ручеек, идем. Пришли — а вода стекает с какого-то специально сооруженного листа железа. «Красота».

Прогулки вдоль озера Комо

Но потом, к счастью, начались приятности, поэтому общее изначально негативное впечатление несколько сгладилось. Первое — это японский сад — бамбук, ручеек, ворота. В целом миленько, я попрыгала по камешкам. Потом — музей старой сельхоз техники. Ну как техники — три деревянных бочки, две корзины, канистра. Но все это в миленьком сарайчике, красиво расставлено и с картинками, что и для чего использовалось. Просто и со вкусом. Ставим плюсик.

Потом — самая, на мой взгляд, красота — с мостика созерцание ручья средь буйной зеленой растительности. Вот так люди взяли и создали себе на озере уголок тропического леса. Очень здорово смотрится. И водичка журчит. Уходить не хочется.

Прогулки вдоль озера Комо

Ну и пара полянок в цветочках, мило, но не вау.

Потом мы пошли гулять по Тремеццо. Но это же опять — весь город — два километра вдоль берега и две улицы вверх от озера. Довольно быстро мы с ним рассправились.

Ну что же дальше делать? Вот улица берет вверх. Пойдем разведаем. О, карта показывает наверху смотровая площадка. Ползем наверх.

Через полчаса, честно говоря, трудноватого подъема пришли к старой башенке с плоской площадкой вокруг, на которой стоят лавочки и удачно никого нет.

Посидели, потом полежали на лавочках. Созерцательно, хотя мы уже повидали и более впечатляющие виды.

Идем дальше.

Решили навестить другой соседний городок — Каденаббио. Идти от противоположного конца тремеццо до начала Каденаббио — ну минут 15, если не торопиться.
Пошли гулять по нему. По указателю побрели к какой-то церквушке, думая, что там будет площадь. Площади мы не нашли, зато возле церкви были лавочки с видом на оранжевые крыши и оливковые рощи.
Тоже очень красиво, мы немного позависали.

Прогулки вдоль озера Комо

И вот тут начинается нечто, что сделало наш день.

Мы еще с первого дня заметили на одной из окружающих озеро гор домик. Потом поняли, что домик — что-то религиозное, решили, что монастырь. Все время дивились, как они туда забрались.

Ну в общем домик и домик, мы туда не собирались, хотя с озера я его обфотографировала. А тут с нашего места отдыха и созерцания крыш и деревьев открывается вид на этот самый монастырь.
Ничто не предвещало. Видно же, что он далеко. Я подразнила сестру, которая не очень любит подъемы, что смотри, рукой подать, но на ее стоны честно сказала — ты что, конечно мы туда не пойдем, далеко же, это надо с утра выходить.

Короче, мы просто пошли гулять дальше. По направлению к ТОЙ горе. Ну, так получилось. По дороге нам попадался указатель «Сан Мартино».

Мы думали, ну очередная церквушка. Делать то нечего, пройдемся. В итоге пришли к началу подъема к этому самому «монастырю» , который оказался церковью Сан Мартино — там много стендов и инфой о достопримечательностях, по всему Комо.

Прогулки вдоль озера Комо

И мы решили, что раз делать все равно нечего, а мы уже тут, погода подходящая, да и мы в силах, попробуем пойти. В конце концов надоест — всегда сможем развернуться. И пошли потихоньку. А минут через 50, включая небольшие и редкие остановки ради фото, мы добрались до того самого домика, которому так удивлялись все время. Подъем по заботливо подготовленным дорожкам, местами со ступеньками, местами без. В начале крутой, сложновато. Где-то от середины становится или совсем ровно, просто вдоль горы идешь, или довольно пологий и нетрудный подъем. Пока мы поднимались, встретили три «группы» (в ковычках, потому что или пары, или одиночки), которые спускались.
Так получилось, что когда пришли мы, там никого не было. Мы провели там целый час, одни. Вид невообразимый, чувствуется невероятное спокойствие и умиротворение. Как здорово, что кроме нас там никого не было!

Прогулки вдоль озера Комо

И церковь тоже красивая, по крайней мере снаружи. Внутри нельзя посмотреть — закрыто. Территория вокруг церкви огорожена не мещающим виду заборчиком, но калитки открыты — зафиксированы просто, чтоб не распахивались ветром.
На калитке надпись на 4х языках: «Пожалуйста, закрывайте калитку». Несколько лавочек со столиками, ограждение. Хотя на самом деле там дальше есть еще одна калитка, где можно как раз выйти за ограждение и проползти по краю горы.

Прогулки вдоль озера Комо

Назад, от начала спуска до самого озера, у нас ушел час. Получается около получаса до начала подъема, и потом еще до озера.

Пока спускались, встретили человек 10 поднимающихся. Так что мы в очень удачное время попали)

Потом мы пошли на примеченный ранее пароходик выпить по коктейлю. Там нам еще и комплиментную маленькую пиццу принесли. Супер!

Прогулки вдоль озера Комо

Ну, а потом — магазин, прогулка по берегу, и дом, сборы. Ибо как ни печально, а завтра отъезд в суету больших городов.

Возвращение в Милан.

Последний день мы провели в Милане — уехали из Белладжио рано-рано, чтобы успеть в Оссуарий.

Прогулки вдоль озера Комо

В итоге смена умиротворяющих озерных вод, прохлады окружающих гор и чистого воздуха на нечто пыльное, шумное, суетливое, сыграло свою роль и испортило первоначальное впечатление о Милане.
Мне еще с первого дня показалось, что район, с которого мы начали прогулку, был намного симпатичнее исторического центра. Новый день в Милане только подтвердил это мое мнение.
Мы не излазили Милан вдоль и поперек, и я точно знаю, что мы не посетили очень красивые райончики, но центр все же разочаровывает.

В Милан мы приехали довольно рано, в 9–40. И подзастряли на сдаче багажа — камеры не автоматические, очередь. Хорошо платят не сразу, поэтому она движется довольно неплохо. Однако за каждый чемоданчик плати отдельно. У нас и итоге на двоих получилось 21 евро.

Потом мы поехали, в Оссуарий. Это мини версия чешской Костницы по-итальянски. Тоже эпидемия, тоже закончилось место на кладбище, тоже костями оформили часовню. Только скромнее, и часовня поменьше. Вход свободный, но там время работы ограничено, потому мы в такую рань и выехали.

Прогулки вдоль озера Комо

Поев в кафе, мы решили, что лезть на крышу Дуомо пока что-то не хочется, ибо солнце в зените, резкие тени, много народу.
Съездили к впечатляющему памятнику ужасам войны, когда союзная авиация по ошибке уничтожила школу.

Пошли немножко погулять, позаходили в магазинчики.

Многие здания откровенно грубо выглядят и некрасивые. Как мне показалось, есть интересные места, но они разрознены, не составляют единый гулятельный ансамбль — то есть от места к месту идти не интересно, проще доехать и сразу оказаться в красоте.

В принципе мне понравился замок Сфорца с виду, внутрь мы не заходили. Но там в начале октября планировалось какое-то действо типа ярмарки, и повсюду во дворе и вдоль главного входа наставили шатров, что-то монтируют, ползают рабочие, лежат стройматериалы. Так что в итоге тоже не порадовало. Но хоть бесплатный туалет, важная для нашего брата-туриста вещь.

А парк вокруг этого дворца не понравился ну совсем. Тем более после комовских вилл…

Прогулки вдоль озера Комо

А вот Дуомо был светлым пятном того дня. Жаль, террасса реставрируется, и поэтому не по всей прогуляться можно. Подъем наверх не сложный, гулять приятно. Такие красивые шпили, кружево резьбы, миллион и одна фигурка, орнамент… На верхнем ярусе жутко жарит солнце, даже кажется от мрамора идет дополнительная жара. Людно, конечно, но вот думаю утром все гораздо хуже. Мы были часа в 4, уже более менее рассосалось.