Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалин. Берег Спящего дракона: глаз Нитатунарабе*

Сахалинская область — Россия Октябрь 2013

*Нитатунарабе — богиня болот и трясин, главное злое божество у айну.

Некогда СССР занимал первое место по количеству грязевых вулканов. Посудите сами: только в Азербайджане их насчитывалось более 350, в Крыму, на Керченском полуострове около 50. В самой России конечно было поменьше — на Таманском полуострове около 15, на Сахалине — 4, на Камчатке… Правда происходит так сказать, возврат к грязевым истокам, потихоньку, помаленьку… вот Керчь добавилась, уже на полсотни больше стало… А там глядишь, и опять половина грязевых вулканов мира у нас окажется.

Как сказал мой друг, суровый сахалинский геолог (отложив в сторону свою кувалду): «Вы меня поймите хотя бы неправильно…». У меня полное отсутствие присутствия имперского мышления. Наоборот мне хочется, чтобы каждое государство развивалось за счет, того, своего, что у него есть. Вот не было Крыма, и сахалинские грязевые вулканы были редкостью в России, их можно было по пальцам пересчитать. А вот появился Крым и не только вулканы стали банальны, но и перспектива строительства моста через пролив Невельского, о котором еще в 1890 году Антон Павлович Чехов писал, опять растаяла, как туман над Татарским проливом. Ну да ладно, все равно грязевые вулканы на Сахалине уникальны.

Это конечно не грязевой вулкан в Сидоарджо (Индонезия), извергающийся без остановки с 2006 года. Там, наверное, каждый день изливается столько же тонн грязи, сколько излилось на протяжении исторического времени наблюдений на Сахалине всеми его вулканами.

Их кстати около десятка, и сконцентрированы они в четырех районах острова: на севере, около Даги, на юго-востоке, в районе п. Лесное (при этом напрочь отсутствует описание того места, где этот вулкан найден), на юге (самый доступный и известный), под боком Южно-Сахалинска. Четвертый, о котором собственно и рассказ, находится в 167 км к северу от областного центра, по уже знакомой вам дороге, чуть более 30 км от поворота на бухту Тихую.

Берег Спящего дракона.
"Берег Спящего дракона".

Могунтан, на самом деле — группа вулканов с огромным древним грязевым полем, которое хорошо просматривается из космоса. Оно в виде эллипса 2,1×1,7 км, немного вытянуто с юго-запада на северо-восток и в настоящее время образовано тремя вулканами: Северным, Пугачевским (Могунтан) и Южным. Особняком от них, на северо-восток, примерно в 4 км, находится грязевой вулкан Восточный.

Могунтан отличается от керченских и таманских вулканов, прежде всего формой. Это и не классическая сальза — углубление, в котором можно полежать, принимая грязевые ванны, и не классические конусы, большого размера, в 5, 10 и более метров. Вулкан Могунтан, находится на высоте около 57 метров над уровнем моря, слегка возвышаясь над поверхностью. Старые уже дальние поля зарастают на периферии щучником и вейником, свежие более темного цвета, без растительности. Мозг, в принципе, понимает что, подходя к дыре, ты оказываешься в центре окружности, но представить, что с высоты грязевое поле выглядит как человеческий глаз, вплоть до кровеносных сосудов, вплоть до зрачка и радужки невозможно. Наверное, подобные ощущения можно испытать в пустыне Наска.

Схожесть с человеческим глазом, когда мне попалась фото из Интернета, подействовала на меня мистически и в голове само по себе всплыло имя — Нитатунарабе. Так айну называли богиню болот и трясин, прародительницу всех злых божеств, мать-основателя всего этого пантеона. Почему болот и трясин? Да потому что вулкан со всех сторон окружен болотами, марями и трясинами и дорога к нему идет по старой гати, положенной неизвестно кем и когда. Вот оно главное отличие вулкана Могунтан. Где вы еще в мире найдете вулкан, да посреди болота… Когда я спросил своего сурового друга, геолога, что он думает про грязевой вулканизм, он вдруг замер (рука судорожно сжала кувалду), потом он наклонился ко мне и сказал шёпотом: «Я тебе страшную тайну скажу. Это (тут он произнес неприличное слово из четырех букв, обозначающее зад человека) Сахалина. Да…». Помнится, я тогда подумал, что если грязевой вулкан это то, что он сказал, то Могунтан — это видимо, глаз натянутый на то, что он сказал.

Грязевое поле главного вулкана Могунтан.
Грязевое поле главного вулкана Могунтан. Источник:http://s.w-x.co/0_CATERS_EARTH_EYE_01_1.jpg
Свежачок
западная часть грязевого поля на фоне г. Восточной, 275,2 м

С тех пор, каждый раз, когда я подхожу к болоту и до вулкана остается несколько сот метров, меня охватывает первобытный страх, перед Нитатунарабе. И я знаю, что она это знает. Но она снисходительно меня пропускает, разрешает мне взять грязь для аппликаций (кстати, очень полезная грязь, при ушибах, ранах, да и просто для кожи), я ее вежливо благодарю и мы довольные друг другом расстаемся.

Я кстати один раз забыл это сделать, и когда выходил на гать не придал значения странному звуку прозвучавшему сзади. Казалось, сзади что-то вздохнуло, так тяжело и протяжно, то ли выдохнуло. Я оглянулся, и мне показалось, что в вечернем свете закатывающегося за черную стену леса солнца, кто-то стоит на болоте. Чья-то темная фигура, неестественно худая и тонкая…

На обратном пути, когда я переходил границу темного мира — Вулканку, нога моя сама собой соскользнула с бревна и, перекувыркнувшись через него, я свалился прямо в ее грязный поток, на рюкзак, который был за спиной. Почему-то в голове сразу мелькнуло имя — Нитатунарабе. Сразу встать не удалось, я долго пытался это сделать, переворачиваясь на четвереньки, разбрызгивая грязную воду и ошметки мертвой отнерестившейся рыбы, потом сверху, внезапно, на меня свалилось бревно, придавив ногу, и мне показалось, что на этом моя интересная жизнь сейчас и закончится. Но нет, выбрался, правда, рюкзак распорол почти насквозь, острым сучком дерева замытого Вулканкой на дне. Если бы не рюкзак, я бы эти строки не писал. Только до сих пор вопрос в голове — это было предупреждение, или помешал Нитатунарабе добрый камуи, например Синисерангуру — бог, управляющий самым высшим небесным миром. Встретились, наверное, они на границе двух миров и устроили меж собой потасовку, размахивая мечами.

Так или иначе, но лет пять я на Могунтан не ходил. Сначала страшно было, потом это чувство перешло на уровень дискомфорта, а потом вроде бы отошло — сходил пару раз, а затем осмелел и сыну решил показать.

Перед тем как написать этот рассказ задумался, какую опцию поставить, оформляя все процедуры сайта. Был случай, когда на вулкан сопровождал восьмиклассников, вот они в конце (выливая из сапог воду и размазывая по лицу грязь) сказали, что это самое экстремальное путешествие в их жизни. Затем вспомнил о первом полноценном путешествии Артема, когда ему было 2,5 года, поставил галочку на «семейном отдыхе» и «самостоятельном путешествии». Полноценное, в первую очередь потому, что он сам, прошел все четыре километра своими ножками. Конечно, на трудных участках я ему помогал (переправа через Вулканку, подъем по косогору), а в остальном сам…

Сахалин. Берег Спящего дракона: глаз Нитатунарабе*
Тропа на начальном этапе перед выходом на болотную гать
Участок болота вокруг вулкана
Центр вулкана Могунтан

Вы не представляете сколько было счастья когда он увидел, что на вулкане так мнооооого грязи…, в которую можно заталкивать палку, размазывать ее по штанам, давить ее ногой и делать с ней много такого всякого… А осенняя трава в полтора-два метра — это же джунгли… Денек выдался теплый, в воздухе слегка пахло гарью (где-то опять горела тайга) и синева этой дымки в сочетании с осенним освещением давала причудливые оттенки, как на картинах Рериха.

Три Фудзи (горы Карульчак, 817 м, Красивая, 746 м, Клокова, 865)
"Три Фудзи" (горы Карульчак, 817 м, Красивая, 746 м, Клокова, 865)
Вид на Три Фудзи с северо-востока
Вид на "Три Фудзи" с северо-востока
Вид на хребет Жданко с северо-запада (смотровая площадка 116 м. н.у.м.)

У каждого, кому знаком Могунтан, своя дорога, мне например, летом и осенью нравиться эта. Почему? Да по ней по пути можно полакомиться ягодками — голубикой, черникой, брусникой, красникой. Пособирать грибов, после чего дома пожарить с картошечкой, да и полюбоваться болотными ландшафтами, владеньями Нитатунарабе — они тоже красивы.

Маршрут на грязевой вулкан Могунтан

Итак, на трассе Южно-Сахалинск — Оха, после того, как справа остается вымирающий поселок Пугачево, от железнодорожного переезда проезжаем около 1,3 км в сторону моря, до пересечения дороги с ЛЭП идущей с севера на юг. Справа находится съезд с дороги и небольшая поляна. Здесь нужно оставить транспорт, надеть сапоги и по тропинке спуститься к речке Вулканке. Она мутная, грязная, но небольшая и неглубокая. На противоположном берегу, по крутому косогору поднимаемся до опоры ЛЭП и от нее идем влево, по краю склона сопки, и дальше по тропинкам, которых здесь великое множество. Описываем такую своеобразную дугу, длиной около 300 метров. Это делается не для того, чтобы замести следы, а для того, чтобы не делать лишних телодвижений и тратить столь ценные килокалории. Пройдя по дуге, вы на самом деле пройдете по водоразделу, выйдете на старую тропу и, двигаясь по ней вниз достигаете очередной опоры ЛЭП (это третья опора от первой, которая на косогоре, ее видно). Можно конечно идти напрямую, под ЛЭП, но тогда вам нужно будет спуститься и подняться минимум раз 10, через глубокие и сырые распадки. Итак, от выхода на тропу (на косогоре) и по ней до поворота на болото 1,45 км.

От поворота с гати на вулкан идти по трясине не более 180–190 метров. По ней идет хорошо видимая «тропа» (полоса воды без болотной растительности), нога в сапоге уходит в воду на 20–25 см (при весе в 80–85 кг). Потом через островок твердой земли с чахлыми лиственницами выходите на твердую поверхность и через метров 100 добираетесь до свежего грязевого поля. Оно покрыто сверху коркой высохшей грязи и хорошо держит, можно дойти до центра. Но это только в том случае, если накануне не было сильных дождей и относительно свежих извержений.

Побочные грифоны к западу от Могунтана

Если стоять спиной к гати, справа, на границе грязевого поля, множество мелких грифонов с изливающейся грязью. Я уже писал в общем обзоре, что на Могунтане произрастают узколокальные эндемичные виды: полынь илистая, горечавочка Сугавары, первоцвет сахалинский и щучник Цвелева, и это единственное место в мире, где их можно встретить в период с июня по август. Они тут же среди побочных грязевых конусов светятся фиолетовыми и ярко-зелеными пятнами.

Щучник Цвелева. Август 2012
Карликовая ива. Июнь 2012

Несколько умных слов о грязевом вулкане Могунтан.

Еще Губкин в 1938 году писал о том, что грязевой вулканизм — одно из интереснейших явлений природы, широко развит в мире и, как правило, генетически связан с залежами нефти и газа. За почти столетие выяснили, что в целом извержения вулканов группы Могунтан имеют отчетливо выраженный многоранговый периодический характер — более частый (через 1–2 года) для сравнительно небольших или мелких извержений низкого ранга и гораздо более редкий (предположительно через 70 лет) для крупных извержений более высокого ранга. Самыми крупными извержениями, сопровождавшиеся взрывами газовых пузырей, грохотом и ревом, были извержения 1911 и 2005 года. Последнее крупное произошло с образованием исключительно своеобразного литокластитового поля площадью около 100 тыс. м2 и примерно таким же объемом в кубометрах. Оно происходило из трех отчетливо выраженных, действовавших центров, начиная с мощного взрывоподобного выброса газа из одного центра и последующего разновременного излияния насыщенной газом и водой жидкой литокластитовой массы из всех трех центров в виде многочисленных, направленных в разные стороны, разных по величине потоков. Потоки не только почти полностью перекрыли плоско выравненное открытое пространство вулкана, но и глубоко внедрились в окружающий вулкан лиственничный лес, наклонив, опрокинув, поломав, иногда вырвав и перетащив на некоторое расстояние ряд крупных деревьев. Состав обломков пород, захваченных грязевым субстратом при движении в жерле вулкана, представляет собой полный набор пород, характерный для верхнего мела. На это указывают и находки обломков фауны аммонитов и иноцерамусов, что говорит о том, что корпи вулкана, находятся в отложениях верхнего мела, на глубине до 2–3 км.