Турист Oleg N. (Nomad)

Часть 1: https://www.tourister.ru/responses/id_17483

Часть 2: https://www.tourister.ru/responses/id_17550

Анакопийская крепость и снова Рица

Вопреки ожиданиям, утро было добрым. Настолько добрым, что на небе не было ни облачка, и погода была именно такая, какую ты ожидаешь увидеть, когда приезжаешь на море. В такой прекрасный день мы решили отдаться природе. Быстренько перекусив, мы направили колеса нашего мерина к одной из многочисленных достопримечательностей Нового Афона — а именно к Анакопийской крепости. Отреставрированную белую башню, возвышающуюся на Иверской горе над Афоном видно практически из любого места города — туда-то мы и отправились.

На гору, ко входу на территорию крепости ведет дорога — очень удобно, не надо ползти пешком. У входа — платная стоянка (100 рублей) и вход на территорию тоже платный — 150 рублей — стандартная цена большинства абхазских достопримечательностей.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

В половину десятого мы уже вовсю фотографировали шикарные панорамы, открывающиеся со стоянки-смотровой площадки.

Прикупив билетики, мы, уже пешком, прошли на территорию. Подъем на вершину Иверской горы затяжной, но не тяжелый, утоптанная Монастырская дорога змейкой поднимается в гору. Практически сразу после входа на территорию выходишь к неплохо сохранившейся крепостной стене, построенной из крупных блоков светлого известняка, которая в свое время окружала всю территорию комплекса, и полуразвалившимся башням — номер 2, 3 и 4, если сверяться со схемой комплекса, расположенной у касс.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Всего на этой стороне стены в той или иной степени сохранилось 7 башен, и дорога выводит нас к одной из наиболее сохранившихся — Воротной башне № 1. Это пустотелая постройка, внутрь можно забраться по каким-то досочкам, и убедиться, что башня не только высока, но и глубока.

Дальше наш путь на вершину горы идет через красивейший осенний лес с бонусами в виде панорам то в сторону моря, то гор, то Афонского монастыря.

Пока мы не спеша поднимаемся и наслаждаемся чистейшим воздухом и красивейшими видами, я немного расскажу про эту крепость.

Итак, крепость была построена на вершине Иверской (или Анакопийской) горы в 7 веке византийцами при помощи коренного населения — абазгов для защиты от арабов, которые неоднократно пытались завоевать эти территории. В начале 700-х годов крепость пытался захватить некий Мурван-ибн-Мухаммед, стоявший во главе 60-тысячного войска. Около трех тысяч арабов погибли от рук защитников крепости, которую им так и не удалось захватить. Пятьюдесятью годами позже, в 788 году ее пытался взять другой арабский полководец — Сулейман ибн Исам, но передумал штурмовать неприступную гору. После этого крепость на сто лет стала культурным и политическим центром Абхазии. Примерно в это же время на вершине горы греческие монахи построили небольшой храм.

В 14 веке генуэзцы, которые в то время обосновались в Анакопии, построили квадратную обзорно-сторожевую башню — именно ее и видно из Нового Афона. На территории самой крепости, сооруженный, судя по всему еще древними строителями, находится неиссякаемый колодец — что вдвойне удивительно — откуда берется вода на вершине горы?

Итак, мы почти поднялись наверх, и между деревьями становится видно сохранившиеся стены крепости.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Пройдя еще немного, мы покидаем лес, и выходим как раз к сторожевой башне. На всякий случай — мы поднимались не спеша, часто останавливались для фотографирования — подъем занял у нас около сорока минут.

На территории крепости, помимо Восточной башни находятся в той или иной степени сохранившиеся монастырские постройки, небольшой храм, остатки Западной башни.

Погулять среди развалин весьма интересно, но, пока никого нет (да, в крепости мы снова были одни!), мы решили подняться на башню, чтобы в одиночестве насладиться окружающими видами.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

А виды оттуда — закачаешься! В одну сторону видно, как уже начавший желтеть лес спускается с Иверской горы, и постепенно переходит в по-летнему сочную приморскую зелень, разбавленную черными пиками кипарисов, среди которых сияет золото куполов Новоафонского Монастыря.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Зелень упирается в шелковистое море совершенно фантастического, глубокого сапфирового цвета.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Трудно поверить, но виды в другую сторону, еще более захватывающие. Там, за зелеными лесами, в голубое небо вздымаются заснеженные, сверкающие под солнцем, горы. Нет, ГОРЫ! Аааааааааа…. Не буду больше писать, смотрите фотографии…

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Само собой, с башни видны и развалины самой крепости…

Проведя на башне около получаса, мы спустились вниз, Ксю села загорать на солнышке, а я с переменным успехом охотился на птичек и прочую живность.

Парусник-подалирий

В какой-то момент я понял, что если мы не уйдем сейчас, то не уйдем отсюда никогда, мы распрощались с этим замечательным местом, и пошли вниз, к стоянке. Тем более что в это время на гору потянулись прочие туристы и паломники, нарушив наше уединение. Суммарно, с учетом дороги наверх, мы провели в этом месте около двух с половиной часов.

Пока мы шли вниз, мы пытались придумать, на что потратить остаток такого прекрасного дня. Рядом был Новоафонский Монастырь и прочие городские достопримечательности, но… нам не давала покоя Рица, которую мы посетили в не столь яркую и праздничную погоду. С другой стороны — туда было относительно далеко ехать (около 80 километров), и снова платить за вход. Да, забыл написать, что при посещении Рицы, еще до Голубого озера, на дороге стоит КПП, где надо купить билетик, а стоит он целых 350 рублей. Да и погода в горах меняется моментально — пока тут светит солнце, там вполне может идти снег. В результате, мы решили попробовать все-таки прорваться на Рицу еще раз, в надежде, что с погодой нам повезет. В конце концов, подумали мы, если погода испортится еще до КПП, то никто не помешает нам развернуться и поехать обратно. И мы погнали на Рицу.

Ровно на повороте с Сухумского шоссе направо, на дорогу, ведущую к Рице, в деревушке Бзыпта, находится еще одно место, достойное остановки — Бзыпская Крепость и Бзыпский Храм.

С двух сторон дороги, около небольшой площади, где мы остановились, стоят две квадратные в сечении высокие башни — это не остатки крепости, как можно подумать, а опоры недостроенного железнодорожного моста, который должен быть соединить дорогу между Сенаки и Туапсе. Дорогу, а заодно и мост, начали строить в 1914–16 годах, но начавшаяся Первая Мировая Война вынудила остановить стройку, которая так и не была завершена. Увы, но для постройки этих башен-опор брали камень из крепостных стен, практически уничтожив то немногое, что сохранилось от крепости.

У подножия одной из этих башен сидит тетушка, которой надо заплатить 50 рублей, после чего, по изрядно разрушенной лестнице можно будет подняться на холм, где стоят остатки крепости и церкви. Но зато стоянка там бесплатная.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

В 9–10 веках, по обеим сторонам Бзыбского ущелья, на берегах реки Бзыбь, были построены две крепости — Бзыбская на правом берегу и Калдахуарская на левом. Они были призваны охранять стратегический проход через перевал, да и вообще, защищали этот район от врагов. Поднявшись по лесенке, можно увидеть, что от крепости практически ничего не осталось, так, местами из травы торчат серые камни, а на вершине холма стоят боле-мене сохранившиеся развалины церкви, вроде как Храма Богородицы. Туда-то мы и пойдем. Развалины весьма живописны, а с вершины холма открывается вид на окрестности, и само собой на реку Бзыбь.

Церковь была также построена в десятом веке, и относительно неплохо сохранилась — разрушен только свод и купол.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Это была крестовокупольная трехапсидная церковь. С одной стороны, возле сохранившихся окон, можно увидеть остатки резьбы.

В какой-то момент, когда я обходил церковь по кругу, я увидел вспорхнувшую с ее стены птичку. Очень интересную птичку, я давно знал о ее существовании, но увидеть даже и не надеялся. Церковь тут же была забыта, я в темпе пристегнул телеобъектив, и начал красться вокруг церкви в поисках птички в надежде, что она не улетела безвозвратно. Ксю к моим словам «никакой Рицы, пока я не поймаю птичку» отнеслась стоически…

С одной стороны церкви стояли остатки колокольни, туда-то и улетела птичка. Я потихоньку зашел за угол — вот она! Краснокрылый стенолаз, единственный представитель рода и семейства Стенолазов! Они обитают в теплых горах Южной Европы, Кавказа и Малой Азии, в Гималаях. Именно по причине весьма специфических мест обитания, обнаружить его проблематично. Стенолаз оказался величиной со скворца, и, не сильно переживая от моего присутствия и щелканья фотоаппарата, оправдывал свое название, прыгая по камням древней кладки. К сожалению, эта стена была в тени, но и при таком раскладе я был в полном восторге! В общем, это моя птица года, вот как!!!)))

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Я щелкал стенолаза до тех пор, пока он не улетел, после чего мы с Ксю покинули это интересное место — надо было все-таки успеть доехать до Рицы, пока еще держалась погода.

В этот раз мы останавливались там, где хотели, и не останавливались там, где уже были в наше первое посещение. В одном месте, с излучины обмелевшей Бзыби, открывались бесподобные панорамы на горы,

в другом месте, через реку был перекинут живописный подвесной мост, понятно, что картинки с него тоже были недурны.

Время было уже ближе к двум, поэтому не могу сказать, что мы ехали «нога за ногу». В одном месте Ксю изящно, но не вовремя, обогнала впереди идущую машину и… завершила маневр практически напротив стоящих на обочине ментов. Конечно же, на этом участке обгон был запрещен, о чем нам и сообщил доброжелательный представитель абхазской полиции. Тут-то и началось все самое интересное. Само собой, у нее попросили права. Ксю полезла в одну сумку, в другую сумку, в мой рюкзак — прав не было! Понятное дело, что они были, иначе нам бы не дали машину, но почему их не было с нами — вот это была загадка! Перерыв все места, где теоретически могли быть права, Ксю пошла на заклание. Обгон, езда без прав, хорошо еще, что трезвая! Понятно, что с абхазскими полицейскими можно было договориться. Что Ксю и сделала за энную сумму денег. Ей даже сказали, что если вдруг возникнут вопросы у других полицейских, то нужно говорить, что заплатили Денису…)

Перспектива радовала. Во-первых, непонятно, где же все-таки права. Лежат они в гостинице, или где-нибудь совсем в другом месте? Во-вторых, вчера мы тоже гоняли без прав — кто помнит, по маршруту Афон-Сухум-Очамчыра. Это было еще веселее. И, в-третьих, нам еще предстояло проехать около ста километров, чтобы попасть сначала на Рицу, а потом домой, где, как мы надеялись, и должны были быть права. Должен заметить, что когда ты просто едешь без прав — это одно, а когда ты ЗНАЕШЬ, что едешь без прав — это совсем другое дело.

Скоро впереди показалось КПП, мы отдали очередные 700 рублей, и уже без остановок погнали к Рице — время поджимало.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

А нет, у нас была еще одна остановка, уже в горах, в местечке, обозначенном как Чабгарский карниз. Тут, на узкой горной дороге, была небольшая смотровая площадка с видом на долину, откуда мы приехали, и конечно, на поросшие разноцветным лесом горы…

Любая дорога, даже самая красивая, рано или поздно заканчивается — вот и мы доехали до Рицы. Тут существует другая засада, если ты приехал на своей машине, и если ты не местный, то должен ставить машину на стоянке, которая расположена метров на пятьсот выше озера — а это значит, что придется прогуляться. На стоянке, огороженной от внешнего мира горами и лесом, нам пришлось отдать очередной стольник — тут был «охранник».

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Итак, дорога от стоянки у Анакопийской крепости до стоянки у Рицы, со всеми нашими остановками, заняла ровно три часа. Помните, я писал, что расстояние там всего 80 километров? Так что рассчитывайте время…

В любом случае, наш заезд был успешным — небо было голубое, облаков почти не было, единственно, что солнце уже садилось за горы, окружающие озеро. Но света было еще полно, причем освещение менялось ежеминутно — то одна гора была в тени от облака, то другая.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Понятно, что сфотографировать такую красоту было невозможно, никакая матрица не передаст того, что видели наши глаза, но мы с Ксю старались изо всех сил, бегая туда-сюда по берегу озера, только что не высунув языки. Солнце опускалось все ниже, и тени от гор медленно, но неуклонно наползали на освещенные места.

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Сделав уже сотый «последний» кадр, мы, окончательно замерзнув, пошли в одно из многочисленных кафе, расположенных на берегу Рицы. Усевшись поближе к огню (там все так же коптилась свинина и сыр и варилась мамалыга), мы заказали по горячей лодочке (вид хачапури) и горячего чая. Вернее, чай заказала Ксю, я же, в ожидании лодочки, согревался стаканчиком винца и перекуром у огонька…

Согревшись и перекусив, мы, стараясь не прикасаться к фотоаппаратам, пошли за машиной. Хватило нас ненадолго — с дороги, ведущей к стоянке, открывался шикарный вид на подсвеченные уходящим солнцем снежные горы… Щелк! Щелк! Щелк!

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Обратно, что понятно, мы ехали не спеша, соблюдая все правила дорожного движения и даже придумав пару новых. Остановились мы только один раз. Местами, вдоль дороги на Рицу, росли чудные деревья, с ног до головы покрытые зеленым мхом. Они выглядели совершенно сказочно, но опасно, казалось, что их толстые зеленые руки-ветки запросто могут схватить зазевавшегося туриста, и утащить его в темные дебри. Около одного такого дерева мы и остановились, чтобы сделать прощальные фотографии этого чудесного (даже штраф не испортил нам настроение) дня!

Между Псоу и Ингур. Часть 3

Переживающим за права скажу, что конечно, они были в гостинице, в другой сумке. На радостях мы с Ксю откупорили очередную бутылку вина, и нарвали свежих мандаринов — словом, вечер был стандартным…