Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был сегодня 17:32

Манила — Филиппины Январь 2016

Манила — это большой и очень пёстрый азиатский город. Во многом он похож на другие мегаполисы Юго-Восточной Азии, в которых я был — на Бангкок или Джакарту например. Но при этом — сильно отличается, и виной всему, наверное, испано-американская колонизация Филиппин.

Манила приличная

Сегодняшней Маниле такое смешение культур пошло на пользу — это и изюминку придаёт, выделяя среди других городов региона, и языковой барьер немного рушит. Например, здесь по-английски говорит гораздо большее количество людей не из туристической сферы. Почти все указатели и прочие знаки — на английском. Объявления в торговых центрах и офисах — тоже. А имена при этом — испанские. В связи с этим (с английским языком, а не с именами) по городу очень легко передвигаться. Любой тебе внятно ответит куда идти и доедет ли этот Джипни туда, куда следует.

Кстати о Джипни — это уникальная фишка Филиппин, и конечно их больше всего в Маниле. В пригороде столицы есть завод, где эти самоделки производят, весьма кустарным способом. Не успел посмотреть на производство, но и в других местах страны их делают. Началось все с того, что нужно было как-то пристроить кучу оставшихся от американцев военных джипов. Вот и приспособили их под перевозку пассажиров. Крайне примитивная, но и крайне дешёвая конструкция. Никаких систем безопасности в принципе. Но аутентичные до жути, а ещё — очень весёлые и каждый из них уникален: двух одинаковых джипни в Маниле (а также на Филиппинах и во всем мире) не существует.

Но что это я — начнем с прилета. Поскольку Филиппины — островное государство, то добраться можно практически только по воздуху. Итак, прямых перелётов из России на Филиппины нет, причём даже чартеров. Поэтому лететь в любом случае с пересадкой. Традиционно из Центральной России маршрут лучше строить так: Ваш Город — Москва — Дубай / Доха / Абу-Даби — Манила, и далее разлётка по стране местными авиакомпаниями: Philippine Airlines, Cebu Pacific и другими. Также удобно лететь через Китай, причем в этом случае ещё более быстро и недорого могут долететь жители Урала, Сибири и Дальнего Востока. Если вам попались на глаза недорогие предложения в Бангкок, то можно смело этим пользоваться. Потому что из столицы Таиланда в Манилу летает крупнейший азиатский лоукостер Air Asia, билеты на который можно купить за смешные цены, если делать это заранее.

Манила приличная

Аэропорт в Маниле достаточно бестолковый и требует модернизации. Но в целом со своими функциями справляется. Добраться до города можно на некотором подобии лёгкого метро, оно удобно само по себе, но до аэропорта не идёт, конечная PNR EDSA Station находится в нескольких километрах. Но до этой станции такси обойдется дешевле, чем до центра города, и если вещей не особенно много, то нормальный вариант. Чуть ближе, но все равно в паре километров, проходит ж/д ветка со станцией Nichols, поезда местных ж/д идут до центральной станции Tutuban. Оба варианта не работают по ночам, проезд копеечный, в пределах 20 песо. Такси — около 400 песо до города. Хотите окунуться сразу в экзотику — бегите к джипни, если заметите на выходе из аэропорта. Но пробки в Маниле огромны и тягучи, стоит это учитывать при выборе чего-либо кроме поездов.

Манила приличная

Размещение. Так или иначе, в любом районе Манилы можно найти как бюджетное, так и весьма дорогостоящее жильё. Но есть ярко-выраженные моменты. В Кьяпо можно найти ультрабюджетные клоповники, по центру вокруг Интрамуроса — много добротных средних вариантов. Если вас привлекают дорогие большие отели с самым полным набором услуг, то вам — в Макати.

Я остановился в Shangri La Makati — много пафоса, дорого-богато, и не без повода. Мебель хоть и уже не новая, но высокого качества, из натуральных материалов, все на высшем уровне. Персонал отличный. Без проблем переселили в номер с видом на более интересную часть города. Вокруг отеля, да и вообще в этом районе дорогих отелей, множество дорогих машин типа Porsche и Bentley, не говоря уже о прочих премиальных марках. Много девочек, разодетых на все деньги, предлагающих интим. Но ненавязчиво — специфика клиентуры.

Манила приличная

Кстати о птичках, точнее бабочках. В нескольких больших кварталах к северу от Шангрилы мы с коллегами обнаружили местный аналог Каосан роуд. Там полный набор — музыкальные бары, гоу-гоу бары, куча выпивки, уличной еды, и опять же девочек. Причем просто так они подходить и навязывать свои услуги не будут, как на Уолкинг стрит в Паттайе. Но если заинтересуешься — будут настойчивы. Как настоящие журналисты, мы решили узнать прайс (от 1000 песо за час и от 2000 песо до победного) — насилу ушли. В общем для несемейной молодёжи — вполне себе место.

Итак, что посмотреть и чем заняться в Маниле? Раз уж мы находимся в Макати, то начнем с него. Район сам по себе достопримечательность. Это — та часть Манилы, которой коснулось будущее. Небоскребы, торговые центры, стекло, металл и бетон, многоуровневые переходы для пешеходов, фастфуд, широченные улицы с ограждениями. При этом никуда не делись джипни, а между небоскребами — парки с фонтанами и элементами современного искусства.

Манила приличная

Удивила церковь на открытом воздухе — расположена в парке при переходе от одного торгового центра к другому, купол опирается на четыре угла, стен как таковых нет. А вокруг — статуи мулов. Проходя мимо поздно вечером (кстати почему-то место не освещается совсем) думал пролезть внутрь, ни разу не был в церкви ночью. Но возникший из темноты охранник помог мне передумать и чуть не вызвал заикание.

Манила приличная

Если двинуться в сторону соседнего района Пасай, то мы попадем ближе к заливу, что значит менее душно. Близость дорогих отелей и бизнес-центров соответствующим образом обусловила развитие этой местности. Сейчас там расположены различные конференц-центры, конгресс-холлы и торговые центры. Главным из которых является Молл Азии — самый большой в мире торгово-развлекательный центр. Там действительно можно потеряться. Вообще, все в этом районе построено с размахом. Например, мне нужно было добраться до одного места на встречу в другом. Смотрю по карте — через одно здание, фигня. Шел 40 минут. Вообще в Маниле лучше не доверяйте карте. Посмотрите где Шангри Ла и где аэропорт. Судя по карте — рядом. На такси — почти час. Точно так же — от Шангри Ла до Молла Азии.

Манила приличная

От этого района к центру вдоль залива идет бульвар Рохас. Огромной длины набережная, с велодорожками и прочими атрибутами современного города. Тянется Рохас мимо зоологического сада, церкви Малате, музея Памбата, океанариума и парка Рисаля к Интрамуросу. Это и есть самый исторический центр города. Он будет по правую сторону бульвара, совсем рядом с Рисаль-парком, в окружении гольф-полей.

Интрамурос — то, что обязан посетить любой уважающий себя турист. Это — история Филиппин, пройденная экспресс-курсом. Название переводится с испанского как «внутри стен», и по сути район представляет собой огромный форт (называется Форт Сантьяго) с мини-городом внутри. Это первое, что испанские колонизаторы построили здесь. Соответственно, основные достопримечательности кучкуются именно тут, а если учесть компактность Интрамуроса — все можно осмотреть довольно быстро. Особенно если нанять карету!

Манила приличная

Сами дома и улочки здесь прямо таки дышат стариной. Несколько домов, например Каса Бланка (переводится как Белый Дом) превращены в музеи колониального быта и наполнены либо аутентичной, либо близкой к этому состоянию мебелью, а также соответствующими предметами интерьера. В Каса Бланка можно отобедать в милом ресторанчике и попробовать национальные блюда. Также вокруг — множество других заведений общепита, соревнующихся в аутентичности, всякие картинные галереи и прочие сувенирные лавки.

На территории внутреннего города есть два основных собора — Кафедральный манильский и Сент-Огастин, то есть Святого Августина. Второй интереснее — он самый старый в Маниле (начали возводить в 1586 году) и представляет собой одну из четырех церквей на всех Филиппинах, которые ЮНЕСКО взяла под свое крыло. Разумеется, около собора можно накупить сувенирной продукции на добрую половину чемодана. А Кафедральный собор — с ним что-то не заладилось с самого начала. Построенный почти одновременно в фортом, он разрушался то от землетрясений, то от пожаров, то от тайфунов. Нынешняя версия — середины ХХ века.

Манила приличная

Форт Сантьяго, по сути представляющий собой границы Интрамуроса, был возведен еще раньше собора Святого Августина — в 1571 году, для защиты нового поселения со стороны Манильского залива. Сбоку соор и, соответственно, Интрамурос, окружает река Пасиг, впадающая в залив. Тут и запутанные лабиринты, и густая растительность, и загадочные истории, накопленные за почти 500 лет. В стенах крепости, разумеется, можно посетить музей, рассказывающий о богатой на события жизни форта Сантьяго. А с высоты крепостных стен открываются чудесные панорамы различных районов Манилы.

Манила приличная

Дальше, за рекой Пасиг, есть множество классных мест: очень колоритный район Кьяпо с одноименным собором и Черным Иисусом; президентский дворец Малаканьян, до которого не получилось добраться из-за филиппинских студентов; жилое (!) кладбище, про которое я уже рассказывал; металлический (!) собор и кое-что еще. Об этом — в материале «Манила Удивительная».

Напоследок небольшой совет. Отправляясь в путешествие по Филиппинам, да и по любой другой стране, не забывайте оформить страховку. Штука недорогая (обычно 1–2 евро в день, в зависимости от программы), но экономит денег в случае чего очень много. По опыту — на Самуи грипп обошелся бы нам в 16 тысяч рублей. В последнее время я на всю семью беру страховку на сайте Cherehapa. Несмотря на забавное название, очень классный сервис, который наглядно в таблице позволяет сравнить страховые продукты кучи компаний, вы выбираете нужный вам и покупаете здесь же, на сайте. На почту приходит вполне легитимный полис, все данные хранятся в базе, то есть ещё и потерять ничего не получится. В общем, доволен как слон, планирую пользовать и дальше. Но всё равно берегите себя и не болейте, пусть лучше страховка не пригождается!