Турист Светлана Апполонова (ASvetlanka)
Светлана Апполонова
была 15 января 19:14

Гавана, Матансас, Тринидад, Сьенфуэгос + 1 город — Куба Апрель 2008

Мы хотим покончить со всеми прежними руководителями,
с американским империализмом, который нас душит,
с тиранией военщины. Мы хотим начать все сызнова
и дать каждому человеку свой шанс в жизни.
Мы хотим, чтобы guajiros, то есть крестьяне,
перестали быть рабами и чтобы крупные сахарные плантации
были поделены между теми, кто работает на них.

Эрнест Хемингуэй «Иметь и не иметь»

В субботу 26 ноября 2016 года я включила телевизор и услышала страшную новость «Умер Фидель Кастро», первая мысль «Не может быть! Его уже столько раз хоронили, а он живее всех живых!», но в сообщении говорилось, что о смерти было заявлено братом умершего Раулем Кастро. «Hasta la victoria siempre! Победа будет за нами» — завершил Рауль Кастро траурную речь о потере героя кубинской революции словами самого Фиделя.

VIVA CUBA! Hasta la victoria siempre! Самые счастливые лица я видела здесь

В 2008 году после того как Фидель Кастро серьезно заболел и ушел со всех политических постов, передав правление в руки младшего брата, я рванула на Кубу. Мысль была четкой и однозначной: «Обязательно нужно успеть побывать там пока жив Фидель, чтобы самой увидеть как живут эти люди и составить свое собственное мнение о стране, людях и политике правительства.»

И вот в конце апреля я улетала в Гавану всего на 10 дней по туристической путевке, т. к. остров не приспособлен для самостоятельного туризма, да и подобного опыта, как и знания языка, у меня тогда еще не было. Впрочем, в агентстве меня успокаивали тем, что на Кубе многие говорят по-русски и проблем в общении не должно возникнуть, так же меня предупредили об остром дефиците чего бы то ни было и я тщательно составляла список, чтобы взять все, что может понадобиться в путешествии. Не помогло, приехав в гостиницу после 13-часового ночного перелета и приняв душ я тщетно пыталась найти расческу, ее нигде не было, я забыла ее дома.

Еще не представляя с какими трудностями в поиске расчески мне придется столкнуться, я спокойно спустилась вниз и спросила на ресепшен, где тут у вас магазин с расческами, ответом был недоуменный взгляд и пожимание плечами: — не знаем, попробуйте спросить в туристическом агентстве, офис которого расположен тут же. Хорошо, иду в агентство, там сидят две милые женщины, которые услышав мой вопрос, попытались нарисовать мне схемку, где тут поблизости есть магазины, отлично. Надо сказать, что я поселилась в отеле с громким названием «Plaza» и удачным месторасположением, в самом сердце Старой Гаваны, выходишь и практически тут же попадаешь на центральную площадь и лицезреешь капитолий, но мне пока было не до достопримечательностей, тем более, что через пару часов должна была состоятся запланированная экскурсия по Гаване, а сейчас моя цель — РАСЧЕСКА! Конечно мужчинам сложно понять, что значит для обладательницы длинных волос оказаться без этого инструмента, дамы же легко представят каково это. Обойдя все указанные магазины, ужаснувшись их представленным ассортиментом товаров, я не нашла главного и уже начинала серьезно нервничать. Тут подошел местный абориген и начал мне что-то предлагать, но мне все нужнее была одна вещь и я готова была заплатить, если меня приведут туда, где я смогу купить расческу, парень (он был брит наголо) легко согласился оказать мне услугу и провести меня.

Я немного выдохнула и поспешила за моим новоиспеченным гидом. Надо сказать, что сложившаяся ситуация способствовала тому, что я очутилась совсем не в туристических кварталах, куда вряд ли заглянула бы, гуляя по Гаване. Меня потрясла обстановка, в которой живут люди, черные дыры окон без стекол, обшарпанные стены домов, убогая одежда, и все это странным образом контрастировало с доброжелательными улыбками и счастливыми лицами. Да, да! Именно счастливыми, я больше нигде не видела столько счастливых лиц, как на Кубе, это люди внутренней свободы. К сожалению, у меня нет ни одной фотографии этих мест, т. к. во-первых, мы быстро шли и останавливаться было некогда и честно говоря мне просто было жутко неловко фотографировать окружающую их бедность, не нищету, а именно бедность. Я просто смотрела и запоминала. Мы обошли несколько магазинов, большая часть которых была пуста, совсем пуста, голые прилавки и никакого намека на присутствие хоть какого-то товара, я пыталась вспомнить наши девяностые, такие же страшные и потрепанные прилавки, но там хотя бы символически что-то присутствовало. По мере того, как мы продвигались, парень вместе со мной все больше удивлялся отсутствию расчесок, бигуди есть, а расчесок нет. Так мы в безуспешных поисках потратили час времени, я заплатила и двинулась в отель, где меня уже должен был ждать гид с экскурсией. Естественно, как только я его увидела, кинулась с одним вопросом «Где тут у вас расчески продаются?», гид был коротко стриженый мужчина африканских кровей, так же не пользующийся данным инвентарем, но пообещавший показать мне все магазины по дороге.

На экскурсии нас было 4 женщины и все из России, гид прекрасно говорил по-русски, чего не скажешь о жителях, в попытках найти расческу я выяснила, что молодые люди уже не знают русский, а с успехом учат европейские языки, более пожилое поколение за ненадобностью просто стало забывать русский, так что мне пришлось вспоминать чему меня учили в школе на уроках английского.

Источники сообщают, Колумб впервые увидев Кубу записал в дневнике об этом острове: «Это прекраснейшая из земель, которую когда-либо видели глаза человека…» 28 октября 1492 года Христофор Колумб впервые ступил на землю Кубы. Куба действительно удивительно прекрасная страна и Гавана являет собой симбиоз творения рук человеческих и природы. Я влюбилась в этот город со всеми его красивыми, но изрядно разрушенными строениями эпохи колониализма, с его неповторимыми ретро-автомобилями, буйно цветущими и широко раскинувшими свои кроны красными акациями, весело играющими стайками детворы, пионерами в до боли знакомых и забытых нами галстуках, с его страстно танцующей и счастливо улыбающейся молодежью, стариками, с удовольствием попыхивающими кубинскими сигарами и греющихся на солнышке, коктейлями и редкими частными ресторанами для состоятельных туристов и дурно пахнущими социальными столовыми и свежевыжатым соком сахарного тростника — напитком для бедных, со всеми его плюсами и минусами. Этот город никого не оставит равнодушным.

Надо отметить, что наша экскурсия была полна не только интересными историческими фактами, помимо осмотра достопримечательностей мы время от времени дегустировали знаменитые кубинские коктейли, не обошлось и без посещения бара «Флоридита» и любимым Хэмингуэем коктейлем дайкири. Вообще здесь помнят и любят Хэмингуэя, ведь именно на Кубе он написал свою знаменитую повесть «Старик и море», за которую получил в 1953 году Пулитцеровскую премию. Вот что писал Норберто Фуэнтос: «В 30-е годы улица Обиспо была одной из самых оживленных в Гаване. Девять кварталов отделяли отель „Амбос Мундос“ от бара „Флоридита“, и гаванцы, которые в те годы прохаживались по Обиспо, часто могли встретить здесь необычного человека. Это был американец лет тридцати, крепкого сложения, рассеянно шагавший по направлению к бару. У него был вид человека, обреченного выполнять свой долг. Обычно он носил спортивные туфли и хлопчатобумажную рубашку. Прохожие замедляли шаг и отпускали не один шутливый комментарий по поводу его длинных, изрядно вылинявших шорт, которые, по всей видимости, были когда-то интенсивного защитного цвета. Возможно, шагая от „Амбос Мундос“ к „Флоридите“, Хемингуэй и придумал свой прославленный коктейль „дайкири“. В арсенале кубинцев немало всевозможного „оружия“, чтобы бороться с тропическим зноем, но писатель отдавал предпочтение ледяному коктейлю сеньора Константе.

В течение многих лет этот уголок старой Гаваны и сама „Флоридита“ оставались неизменными. И неизменно здесь можно было встретить Хемингуэя.

Старый бармен Антонио Мейлан хорошо помнит, что, когда он начал работать во „Флоридите“, а это произошло 30 октября 1939 года, Хемингуэй уже считался самым примечательным из его клиентов. Он не может с точностью утверждать, сидел ли в тот день Хемингуэй у стойки на табурете, или он тогда находился в Испании, но одно он может сказать наверняка: Константе и Хемингуэй считались здесь самыми колоритными фигурами.»

рисунок на стене Фидель и Хэмингуэй

Так прогуливаясь по улицам, где когда-то бродил Хэмингуэй, пробираясь туристическими тропами Старой Гаваны я заглянула во все бутики, где представлены товары международных брендов от солнцезащитных очков до вечернего платья, но ни в одном из них не было такого простого повседневного предмета как расческа. День подходил к концу, я вернулась в отель ни с чем и не на шутку переживала что мне делать. Теплый морской бриз окончательно растрепал и запутал волосы.

На следующий день, мы объединившись с одной девочкой, так же путешествующей в одиночку поймали такси и поехали исследовать пригородные пляжи Гаваны. Кроме того, что океан так и манил искупнуться, нам было любопытно посмотреть, действительно ли здесь все свободно целуются и занимаются сексом прямо на пляже, как об этом часто пишут в Интернете. На не блещущем чистотой пляже было столпотворение, мы полчаса пробирались в поисках пятачка, куда можно было бы пристроить наши тела и нашли таки. Только мы устроились загорать, как со всех сторон услышали цыканье и улюлюканье, оглядевшись вокруг мы увидели внимательно рассматривающие и заигрывающие несколько пар мужских глаз. Вот где рай для девушек, испытывающих дефицит мужского внимания, тут вам точно не дадут поскучать в одиночестве. И вообще, Куба не то место, где можно заскучать. Здесь отовсюду несутся звуки сальсы, а воздух раскален страстями, но при всем при этом, на пляже существует полиция, строго следящая за нравственностью и остужающая своими замечаниями пыл слишком увлекшихся парочек. Так что слухи о повальном сексе на пляже сильно преувеличены. Вдоволь накупавшись, наигравшись в волейбол и назагоравшись мы отправились обратно в Гавану, благо наш таксист приехал за нами обратно, как мы ехали в этой машине отдельная песня. Думаю, не ошибусь, если скажу, что на Кубе живут самые талантливые автомеханики, постоянно реанимирующие красивые, но изрядно потрепанные ретро-автомобили. Наше такси было как раз таким, вместо пола были кинуты листы фанеры, сквозь щели я отчетливо различала асфальт и переживала как бы не провалиться и не начать тормозить пятками, но к счастью все обошлось. На самом деле есть и муниципальное такси состоящее из современных автомобилей, закупленных государством. Кстати, на Кубе есть правило: поскольку личный автомобиль — роскошь, а общественный транспорт не справляется с нагрузкой, каждый автомобилист обязан бесплатно подвозить незнакомых людей, к туристам это не относится.

В Гаване очень легко ориентироваться, прямо-перпендикулярная геометрия улиц и ориентиры, за которые легко уцепиться глазу, не позволят вам потеряться, так что мы без карты прогулялись по вечерней красавице Гаване и перекусили в одном из ресторанчиков для туристов, честно говоря цены здесь еще те, еда стоит дорого, при этом порции не большие, да и меню в целом не блещет разнообразием. С едой на Кубе реальный напряг, со всеми, с кем мне довелось общаться разговор так или иначе сводился к еде и что ее недостаточно. Рыночек, на который мы забрели был более чем скромным.

Под конец дня мы решили навестить Джона Леннона, которому здесь установлен памятник, перекинувшись с ним парой слов и еще раз взглянув на вечернюю Гавану мы стали ловить такси.

VIVA CUBA! Hasta la victoria siempre! Самые счастливые лица я видела здесь

Сначала уехала подружка, затем настал мой черед и вот открываю я дверь остановившейся «копейки» и уже привычно на ломаном английском пытаюсь объяснить куда мне надо, а в ответ раздается:

— ты русская?

Коротко отвечаю: — да

— так что ж ………… твою мать ты по-английски спрашиваешь?

Стою и ошарашенная перевариваю: я на Кубе, вечерняя Гавана только что седовласый негр — водитель на чистом русском мате приветствовал меня, супер, нет слов, ловлю губами воздух и извиняюсь, что сразу не догадалась, что он говорит по-русски. Водитель оказался милым человеком, бывшим офицером, пять лет проживший и отучившийся в СССР. Вот тут мне и представилась возможность поговорить с ним о жизни. Не буду передавать весь разговор, скажу суть, которая отпечаталась в моей памяти на всю оставшуюся жизнь. Это человек сказал мне так: «Да мы совершали ошибки на пути строительства коммунизма, но это не значит что сама идея коммунизма плоха, русские предали ее, мы пойдем другим путем, мы исправим ошибки и построим коммунизм». Сказал убежденно веря в то, что говорит, а мне было грустно, грустно и стыдно, что маленькая Куба, живущая в условиях жесткой экономической блокады могущественных США, не побоялась вывесить перед посольством США черные флаги и оказалась морально сильнее огромной, богатой ядерной державы и не предала свои идеалы всеобщего блага и добытые кровью предков достижения революции ради двухсот сортов колбасы и забитых джинсами и прочим хламом прилавков, чаще всего доступных ограниченному кругу населения.

Конечно, не все идеально и на Кубе, есть там и теневая экономика, и недовольство запретами на продажу всевозможных товаров. В 2008 году, например, были запрещены для свободной продажи компьютеры, но это не значит, что правительство не знает и не хочет знать этих проблем, сейчас запрет снят. А вот, что писал об этом сам Фидель 10 апреля 2008 «Колоссальный имперский аппарат по дезинформации, говоря о моем послании к деятелям культуры, среди прочего утверждал, что Фидель яростно выступал против использования компьютеров, словно то был человек, далекий от реальности. Министр культуры и авторитетный представитель интеллигенции Абель Прието в своей речи на закрытии съезда УНЕАК блестяще ответил на эти интриги, напомнив о более чем 600 Молодежных компьютерных клубах, созданных за последние 20 лет по всему острову, которые ежегодно обучают владению компьютерами более 200 тысяч кубинцев. Он также напомнил, что в Университете информатики, который посетили делегаты съезда, каждый год выпускаются по этой специальности более 1 600 выдающихся инженеров.» Братья Кастро видели как и кем был разрушен Советский Союз и что в итоге получил преданный властной верхушкой народ, они дорожат своими достижениями в области бесплатного качественного образования, высокого уровня бесплатной медицинской помощи, бесплатного жилья и низкой платой за ЖКХ для всех без исключения граждан и совершенно правильно считают, что это для человека куда более важные вещи, нежели соблазны общества потребления, где балом правят деньги. Кому как не нам знать как подобная система развращает и атомизирует общество, пробуждая низменные чувства в человеке, такие как зависть, жадность, корысть, где каждый пытается урвать себе, на первый план выходит личное благополучие, пусть даже в ущерб остальным. Пресловутая частная собственность отнимает свободу, порождая страх, страх потери не совести и себя как личности, а страх потери вещей, сковывающий любую мысль, улучшающую жизнь общества в целом, выводя на первое место думу как самому уцелеть. Народ превращается в толпу. Фидель и Рауль Кастро прекрасно понимают что США нужна полная капитуляция, а это неминуемая гибель для большинства, они помнят какой была Куба до 1959 года. Гавана сверкала огнями, по ее роскошным проспектам шуршали шины «кадиллаков», в самом большом в мире кабаре извивались под музыку самые прекрасные кинодивы. В то же время на кубинских полях только 1 из 10 сельскохозяйственных рабочих пил молоко; около 4 человек из сотни ели мясо и, как свидетельствовал Национальный совет по экономике, три пятых сельских рабочих получали заработную плату в три или четыре раза ниже прожиточного минимума.

Не стоит забывать и об обороне страны. Куба вынуждена даже спать с открытыми глазами, а экономически это тоже обходится довольно дорого.

Да и сегодня люди живут не богато, но на улицах никто не спит, каждый имеет все необходимое и продолжительность жизни заметно увеличивается, а дети не умирают тысячами от голода, малярии, дифтерии, кори благодаря высокому уровню медицины, доступной каждому в то время, когда в США миллионы людей не имеют медицинской страховки. Это прежде всего гордые люди с чувством собственного достоинства, оптимистично смотрящие в будущее, их общество солидарно. Здесь нет нищих и попрошаек, все дети учатся в школах и не клянчат у туристов «ван доллар плиз», а девочки не зарабатывают на проституции, торговцы сувенирами не пристают к вам с навязчивыми предложениями, здесь нет фавел и чудовищного расслоения общества на богатых и бедных, здесь витает особый истинный дух свободы и независимости. Эти люди умеют радоваться жизни.

Пишу, а с Кубы все новые новости о начале процедуры прощания с Кастро. Фидель умер, умер НЕПОБЕЖДЕННЫМ, ушел человек-эпоха, человек, преданный великой Мечте. Он был Личностью, Лидер, за которым пошел весь народ, он жил с народом и для народа. Кастро пережил 11 президентов США, около 700 покушений и бронежилетом ему служила его МОРАЛЬ! В новостях сообщают, что иммигрирующие кубинцы в Майями радуются его смерти. Открываю книгу «Куда подевались все лидеры?» Ли Якокки, известного американского менеджера и предпринимателя, который был президентом компании Ford и председателем правления корпорации Chrysler и читаю следующее «….администрация Буша пытается повернуть стрелки часов вспять. Почему? Потому что Кастро коммунист? Да будьте же реалистами. Мы не открываем двери для Кубы потому, что антикастровская банда в Майями уже на протяжении сорока лет держит под контролем выборы во Флориде. Их заложниками стали все политики, находящиеся на выборных должностях в этом штате, в том числе и брат президента Джеб, который должен быть благодарен бывшим батистовцам за то, что они позволили ему продержаться два срока в губернаторском кресле. Эти люди спят и видят, как снова вернут себе богатство и власть на Кубе, а политики, которые поддерживают в них эту мечту, весьма неплохо чувствуют себя во Флориде….»

«….Я сидел напротив Кастро, и мы развлекали друг друга разными историями. У нас был переводчик, но Кастро и сам неплохо понимал по-английски. Я бы никогда не подумал, что у него может быть такое чувство юмора, но помню, что всю дорогу он хохотал………….К тому времени Кастро уже не курил сигар. Он рассказал, что ООН отметила его заслуги, когда он заявил, что курение вредно для здоровья. После этого он понял, что должен и сам бросить курить, чтобы подать остальным пример. „Без обмана?“ - в шутку поинтересовался я. Он заверил меня, что выполняет свое обещание……» Выполняет обещание данное народу!……………есть над чем подумать, не правда ли? VIVA CUBA! Hasta la victoria siempre! Самые счастливые лица я видела здесь

Чтобы понять истоки революции и психологию этих людей нужно прежде всего знать историю всей Латинской Америки, это история грабежа и насилия в течение нескольких веков. Не буду приводить здесь цитаты, это займет слишком много времени и места, могу лишь порекомендовать тем, кому эта тема действительно интересна прочесть книги Эдуардо Галеано «Вскрытые вены Латинской Америки» и «Исповедь экономического убийцы» Джона Перкинса, посмотреть фильм итальянских документалистов о Фиделе Кастро и великолепный художественный фильм «Я Куба», созданный в союзе двух гениев — режиссера Калатозова и оператора Урусевского, чья работа считается эталонной для дальнейшего развития киноискусства. Фильм почти весь снят ручной камерой, в 2007 году Мартин Скорсезе выпустил 3-дисковое издание полностью отреставрированного фильма. Так же, весьма любопытными мне кажутся записи самого Кастро, сделанные им в 2007—2008 гг.

Жаль, что тогда в 2008 году я многого не понимала, а старый кубинец, отчаянно нуждающийся и подрабатывающий на старенькой копейке не взял с меня ни копейки, несмотря ни на что с большим уважением отметив что я русская, ставя человеческие отношения выше личной выгоды, напомнил мне что есть другой путь, жаль только, что мы свернули с него.

Собственно, практически тут же в течение каких-то пяти минут, я получила еще одно доказательство того, по какому пути идет большинство кубинцев и еще совсем недавно шли и мы. Как вы помните, после двух дней пребывания на Кубе я так и не смогла купить расческу и пришла опять к женщинам в турагентство с вопросом, одна кинулась звонить в какую-то социальную службу, вторая, остановила ее и достала из сумочки потрепанную временем с отломавшейся ручкой расческу, точнее теперь она скорее напоминала гребень, которым расчесывалась моя прабабушка и подарила его мне, отказавшись от вознаграждения. Это была самая ценная вещь для меня в тот момент, после двух дней активного отдыха, на голове свилось гнездо, еще день и можно было бриться налысо, но я была спасена, я не знала как и благодарить эту милую, добрую женщину, просто расцеловала ее. Это для нас сейчас расческа мелочь, а там это ценность и человек подарил ее гостю, хотя мог и продать.

На следующий день нас организованно собрали по отелям Гаваны и развезли в отели Варадеро. Но загорать нас уже не сильно тянуло, мы обгорели и не заметили как, солнце на Кубе очень активное, но при этом очень нежное, ни капельки не обжигающее. Моя новая знакомая в первый день все гордо сравнивала как быстро на ее бледной коже появляется загар, а на моей ничего не видно, зато потом реально позавидовала моей смуглой коже, поскольку она хоть и подгорела, но не до мяса, хотя болела ощутимо. Вообще, я потом видела еще очень много людей с реальными солнечными ожогами, особенно тяжко приходится светлокожим и крем не всегда помогает.

Вы не представляете насколько чисты и прекрасны кубинские пляжи Варадеро, это сказка, это лучше, чем реклама «Баунти», здесь мелкий как мука белоснежный песок, совсем не нагревающийся на солнце, а вода изумрудно-лазоревая, чистая, сверкает на солнце, волны мягко перекатываются словно шелк, божественно, особенно это касается пляжей острова Кайо Ларго в Карибском море.

Варадеро — это своеобразная туристическая резервация, здесь нет праздно шатающихся граждан, только сотрудники отелей, которые потом на автобусе отвозятся домой. Называется, почувствуйте разницу с многолюдными городскими пляжами. Здесь все чисто, ухоженно, куча гольф-полей, клубы, рестораны, магазины, все, к чему так привычен турист. На сегодняшний день, туризм одна из основных составляющих бюджета Кубы, в строительство новых отелей все больше и больше инвестирует Китай и Испания.

Быть на Кубе и просто жариться на солнышке скучно и неинтересно, здесь надо путешествовать или на машине или на экскурсиях, кому как нравится. Но если вы собираетесь в дальнее путешествие на машине будьте готовы к тому, что очень часто вам просто негде будет купить еду, вы найдете дешевый ночлег, но с едой там реальные проблемы вне туристической зоны. Во всяком случае, раньше так было.

Я же купила несколько однодневных туров и таким образом посетила город Матанзас и огромные сталактитовые и сталагмитовые пещеры Бельямар, где восхищалась красотой кристаллических образований, старейшим из которых более 40000 лет. Поплавала с дельфинами во время морской прогулки на катере к небольшим островкам, где кормят вкусным обедом из морепродуктов и угощают коктейлями. Посетила города Сьенфуэгос, Тринидад и Санта-Клару и слетала на остров Кайо Ларго, но на этом стоит остановится поподробнее.

Поездка по городам была назначена на 1 мая. В этот день вся Куба съезжается в Гавану на всеобщую демонстрацию, туристам настоятельно рекомендовали не ездить в Гавану самостоятельно в этот день, когда я по телевизору увидела не просто толпы, а море, море людей, огромными волнами перекатывающихся по проспектам Гаваны, это шествие было в разы мощнее и многолюднее наших первомайских демонстраций и я поняла, что это реально может быть опасно, затопчут, хотя на самом деле Куба весьма безопасная страна для путешественников.

Мы же в этот день гуляли по полупустым превосходно спланированным улицам Южной Жемчужины — именно так называют Сьенфуэгос, вкус и изящество зданий которого являются архитектурным сокровищем 19 века и встретили ветерана, отмеченного правительственными наградами. И без вопросов видно, что человек живет бедно, но с достоинством человека, сражавшегося за правое дело и верящего в него, несмотря на все жизненные перипетии.

Тишиной и редкими прохожими встретили нас брусчатые мостовые великолепного Тринидада, основанного колонистами в 1514 году и объявленного ЮНЕСКО частью мирового культурного наследия. Здесь же мы заглянули в знаменитую таверну «Ла Канчанчара», где отведали традиционный местный напиток, по вкусу чем-то напоминающий нашу медовуху.

Санта-Клара встречала нас знаменитым бронепоездом, который был атакован повстанцами в завершающих боях за освобождение в 1959 году, тут же мы, проникнувшись духом революционного движения посетили Мавзолей Эрнесто Че Гевары и музей оружия времен восстания. В течение всего дня во всех городах мы встречали многочисленные портреты Че Гевары, здесь вообще культ Че Гевары, на центральных площадях к празднику были вывешены портреты членов правительства и нигде я не видела портрета Фиделя, он уже не занимал высокие посты и не считал нужным увековечивать себя, раздувая свое значение.

В этот день нам очень повезло с гидом, он как и гид в Гаване прекрасно владел русским языком, благо получил образование в нашем СПбГАСУ. Вообще государство не жалеет средств на обучение своих студентов в лучших ВУЗах мира, получив образование, студент должен по возвращении отработать на государство пять лет, а потом может быть свободен.

Смерть Кастро, как и его жизнь, опять всколыхнула весь мир и никого не оставила равнодушным, захожу в соцсети и читаю посты и комментарии знакомых из Австралии, Бразилии, Америки, люди разделились на два лагеря, тех кто скорбит и тех, кто радуется. Никого не собираюсь ни в чем убеждать, просто пишу, как чувствую, как видела и слышала тогда в 2008 году. Когда в компании туристов из Чехии, в основном это были взрослые мужчины мы прилетели на остров Кайо Ларго, где один чех 6 раз подряд заказал песню «Команданте Че Гевара» и сидел обливался горючими слезами, отчасти пьяными конечно, но искренними. В тот раз я много встречала чехов и поляков, приехавших отдыхать на Кубу и как правило это все были рабочие люди, много среди них было шахтеров. Им многое на Кубе было понятно и близко, временами мне казалось их накрывала ностальгия по бесспорным плюсам социалистической системы.

Comandante Che Guevara (Че Гевара-песня на русском)

Не хочу писать здесь о плюсах и минусах отеля и прочей полезной информации, обычной для туристического отчета, все это можно прочесть в начале моего кубинского фотоальбома «Куба любовь моя».

Справедливости ради хочу сказать, что конечно как и в любом другом обществе и здесь люди разные. Не могу сказать, что кубинцы сильно работящие, присутствует в них и определенная ленца, танцуют они безусловно лучше. К сожалению, и здесь можно встретить торговцев марихуаной и представительниц древней профессии и много других отрицательных моментов. Но давайте помнить в какой трудной ситуации оказалось это маленькое государство в связи с падением СССР, за короткое время социализма Куба не смогла избавится от тотальной зависимости от сахарной монокультуры и в один момент утратила практически весь рынок сбыта, сегодня эта когда-то мощная индустрия в упадке. Но кубинцы выстояли, люди верили своему лидеру, который всегда был честен с ними. Фидель Кастро стал примером человека, не склонившего голову даже тогда, когда Куба была предана Горбачевым и Ельциным и на острове Свободы был введен особый режим. Кубинцам было очень и очень трудно, но при этом к русским они в целом относятся хорошо, хотя конечно иногда приходилось испытывать на себе легкий холодок презрения, но он быстро испарялся при личном общении. Для них русские — это все равно «компаньеры», товарищи. Они понимают, что предатели во властной верхушке — это не русский народ, это не Россия.

Не только мы помогали Кубе, но и Куба, сама находясь в чудовищных условиях, спасала наших детей после аварии на Чернобыльской АЭС. Кастро обратился к пионерам Кубы: ваши советские сверстники попали в беду, им нужна медицинская помощь и реабилитация, можем ли мы отдать под эти нужды один из наших пионерлагерей.

Кубинские мальчишки и девчонки ответили согласием, и под лечебно-оздоровительный центр был отдан пионерлагерь имени Хосе Марти в Тарара, один из лучших на Кубе.

обратите внимание как Фидель смотрит на болтуна Горбачева
VIVA CUBA! Hasta la victoria siempre! Самые счастливые лица я видела здесь

И Рауль не уступает старшему брату, достаточно вспомнить как он остановил хамское похлопывание Обамы по плечу. Кубу ждет еще много трудностей и я желаю кубинскому народу оставаться стойкими и верными своим идеалам. И как когда-то сказал Хэмингуэй в интервью «Комсомольской правде» :

«Умейте быть по-настоящему счастливыми и никогда ничего не бойтесь. В жизни надо дерзать!»

p. s. уже написав статью, наткнулась на стихотворения Р.Киплинга «Заповедь», по-моему оно как нельзя лучше принципы, по которым жил Фидель Кастро.

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них.
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив.
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив.

Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.

Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том.

Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой.
Будь прям и тверд c врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются c тобой!

Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег —
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!