Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 16:34

Антверпен — Бельгия Декабрь 2015

Брюссель без комиксов и «писов» Начало бельгийского путешествия.

Есть такая закономерность, если вы вышли из дома без зонта, то обязательно попадете под дождь. Брюссель и Антверпен разделяют всего каких-то 40 километров. Над столицей Бельгии, где мы на неделю поселились в прошлогоднем декабре, светило солнце, вернее погода была по-зимнему приятная. Антверпен же встретил сыростью, серым небом, неуютной промозглостью. Такова участь путешественника — уж что досталось, выбирать не приходится.

Антверпен, это слово давно было у меня «на языке». Наверное, все любили в школьные годы такую незатейливую «интеллектуальную» игру в города (примерно, как в «Джентльменах удачи»). Самыми популярными названиями, начинающимися с буквы «а» у нас почему-то были Амстердам и Антверпен (географию любили). Эта парочка северных городов мне запомнилась на всю жизнь из детства. Но при этом в голове была извечная путаница — какой из них голландский, а какой — бельгийский. А может быть, оба голландские? Сейчас я уже знаю точно, где они находятся. В голландском Амстердаме встречала Новый год, вдоволь нагулявшись по каналам, а бельгийский Антверпен навестила из Брюсселя.

Ведь не зря детский ум сопротивлялся безоговорочно принять Антверпен за бельгийский город. На протяжении многих веков он относился к Голландии, собственно как и вся Фландрия. В XV веке его захватывали на некоторое время испанцы. Окончательно же отделение Бельгии от Голландии состоялось в 1830 году, а сам Антверпен был отдан Бельгии при определении ее границ французским политиком и дипломатом Талейран-Перигор — за взятку. Наконец-то, завоеватели оставили его в покое, и он превратился в деловую столицу Бельгии и мировую алмазную столицу, добавив эти определения к не менее значимому- царству фламандской живописи. Здесь творили Брейгели, Рубенс, Антонис Ван Дейк, и Якоб Йорданс.

А мой любимчик из мира любителей поработать кистью и красками, Ван Гог, так отзывался о нем:«Нет сомнений, Антверпен для художника очень любопытен и красив». Я с Ван Гогом спорить, естественно, не буду, я с ним безоговорочно соглашусь и вас, мои дорогие друзья, попытаюсь в этом убедить — плохая погода бессильна перед обаянием и значимостью Антверпена

Антверпен — город на «А»

Одной из самых запоминающихся достопримечательностей города является Железнодорожный вокзал, удивительной красоты и изящества грандиозная постройка, похожая на храм.

В 2009 году он признан четвертым в списке красивейших вокзалов мира. Что неудивительно — недаром жители Антверпена называют его готическим «железнодорожным собором». Монументальное здание в стиле неоренессанс имеет огромный купол и восемь небольших башен. Богатый интерьер щедро украшен более чем двадцатью различными видами мрамора и камня.

Антверпен — город на «А»

После последних обновлений вокзал стал многоуровневым — можно долго стоять на одном из верхних балкончиков и наблюдать за спешащими пассажирами и поездами на каждом этаже.

Главной целью строительства сего сооружения являлась забота об удобстве богатейших покупателей, желающих инкогнито приобрести бриллианты. Вокзал был построен вблизи места, где со стародавних времен бойко торговали венецианские и восточные купцы, продавая золото и бриллианты.

Современные купцы, обосновавшиеся в «Бриллиантовом квартале» — люди в черных костюмах и черных шляпах хасидов, отмеченные пейсами и серьезными бородами, и говорят они на идиш. Считается, что близость вокзала к бриллиантовому кварталу задумана в целях не только удобства, но и безопасности, как продавцов, так и покупателей. Надо полагать, логика такова: сошел с поезда, набил карманы драгоценностями на примыкающей к вокзалу улице, и бегом на поезд, чтобы не догнали и не отобрали.

Спешу успокоить, в Антверпене мы не заметили разбойников.

Антверпен — город на «А»

Самая вызывающая компания, которая встретилась на нашем пути. А эти и вовсе заняты искусством и ни о чем ином не помышляют.

Все спокойно и размеренно

Антверпен — город на «А»

Так как алмазы не любят суеты и сильно влияют на неустойчивую женскую психику, я решила не увлекаться нырянием в бриллиантовый омут, а сосредоточиться на том, что Бог пошлет на пути путешественника.

После пафосного вокзала взгляд невольно желает продолжения и находит его через несколько минут в облике шикарной площади, обрамленной пышно-барочными домами, с установленным на ней памятником фламандскому художнику Давиду Тернису младшему

Антверпен — город на «А»

Дом-музей Рубенса, находящийся недалеко от вокзала, первоначально входил в мои планы, но только после того, как пробежимся и по другим значимым достопримечательностям города

Ориентиром рубенсовского музея может послужить фонтан «Орел» на улице Wapper, выходящей на знаменитую торговую Мейер. Небольшой фонтан получил свое название благодаря статуе орла, который, разрывая рыбу, украсил собой фонтан.

Орел как символ гордости и несломленного духа возвышается на небольшом постаменте. Скульптура орла выплавлена из бронзы, отсюда и цвет необычный

Антверпен — город на «А»

Еще чуть-чуть прошли и вот что нашли — оторванную кисть руки, сиротливо лежащую на тротуаре. Ладонь Антигона — своеобразный символ Антверпена.

По легенде, ранее на берегу реки Шельда проживал зажиточный великан Антигон. Все корабли, плывущие по реке, и люди, прогуливающиеся вдоль ее берегов, обязаны были платить непомерный налог Антигону. Освободил город от жадного тирана римский солдат Сильвиус Брабо, он отрубил жадную руку Антигона и бросил ее в Шельду. Отсюда появилось название города Антверпен, что в переводе означает «выброшенная рука».

Оказывается, демонстративно пристроившаяся на мостовой ладошка — не символ зверства и вероломства, а совсем наоборот — символ освобождения от тирана.

В пяти минутах ходьбы от дома Рубенса находится церковь Святого Иакова, в которой он захоронен. Найти ее не сложно, если ориентироваться на узкий коридор, образованный высокими домами со стенами, разукрашенными сюжетами из сказки. Зажатая высотными зданиями, она кажется малышкой, хотя на самом деле имеет грандиозные размеры

Универсальное стремление к превосходству у архитекторов выражается в желании строить все выше и выше. Оно привело строителей церкви св. Иакова к идее ограничиться одной башней, но сделать ее самой высокой в Антверпене, выше, чем у самого собора. Но мечта так и не была воплощена, строительство остановилось только на 50-ти метрах вместо 150.

Зато церковь получила мощную башню, которая стала одной из архитектурных доминант Антверпена на протяжении более чем пятьсот лет.

Я была нацелена на этот храм, мечтая рассмотреть капеллу Рубенса, его фамильный склеп, украшенный алтарем из черного и белого мрамора, а главное, что меня привлекало — картины самого Рубенса, его учеников. Церковь св. Иакова (Sint-Jacobskerk) считают одним из самых значимых храмов Антверпена

Здесь находится 23 капеллы с большим числом выдающихся художественных полотен. Но не меньшую ценность представляют многочисленные барочные скульптуры, установленные у надгробий и алтарей.

Увы, полномасштабно увидеть рубенсовкий мир, оставшийся на века после его смерти, увидеть не удалось, так как посторонних посетителей в нашем лице попросили покинуть помещение и подождать два часа, пока идет обстоятельная экскурсия для организованной группы.

Это уже слишком! Рубенсовских полотен достаточно много во всех храмах Антверпена, не зря же он по праву считается городом Рубенса.

Во время прогулки по улицам Антверпена можно с любого уголка города, увидеть знаменитую «Северную башню» города

Антверпен — город на «А»

Она пристроена к колокольному собору и украшена очень старинными и красивыми золотыми часами. Ее высота примерно где-то 125 метров.

Вот туда мы сейчас и направимся, чтобы рассмотреть величественный собор Антверпенской Богоматери, самый крупный готический собор в Бельгии. Снова выходим на торговую улицу, не упуская возможность что-то увидеть яркое и запоминающееся — вот оно: такого песика точно не забудешь и вниманием не обойдешь

Антверпен — город на «А»

Собор Антверпенской Богоматери — сооружение выдающееся, увенчанное тремя башнями. Антверпенской богоматери-уже более шести веков. Дева Мария издавна считалась покровительницей города, на месте собора некогда стояла маленькая часовня, где хранилась святыня Антверпена — статуя богородицы. Его строительство началось в 1352 году. В начале XVI столетия строительство Собора, наконец, было закончено, и его величественный силуэт с причудливой башней в стиле пламенеющей готики воцарился над городом. Дивный звон сорока колоколов Антверпенского собора и его высота восхищали современников. В свое время Карл V, император Священной Римской империи, поражался великолепием шпиля собора, считая, что он должен быть заключен в стеклянную оправу. И даже воинственный дядька, Наполеон (судя по высказыванию, не лишенный чувства прекрасного) сравнивал шпиль собора с брабантским кружевом.

Ярчайшее впечатление производит Северная башня, упирающаяся в облака. Именно она видна почти из всех частей города. Где-то посередине башни сверкает циферблат часов. Южная башня задумывалась абсолютно симметричной и той же высоты, что и Северная. Но идея не нашла своего воплощения. Третья башня, Фонарная, находится посередине.

Вход в собор отмечает могучий и стройный портал со сложным рельефом Страшного Суда

Впервые вижу такой памятник — строителям собора

Антверпен — город на «А»

Они точно заслужили память в веках, так как строительство собора в совокупности продолжалось более 250 лет. Сколько же народа потрудилось над его созданием! Антверпенский собор — один из самых вместительных соборов мира — здесь одновременно могут находиться 25000 человек

Внутри храм поражают простором и светом благодаря нефу с семью приделами и высокими сводами. В соборе хранятся работы картины Рубенса. Только ради триптихов «Воздвиженье креста» и «Снятие с креста» стоит зайти в «дом» Богородицы.

Антверпен — город на «А»

Выйдя из собора, попадаем во власть приятности старинных улочек с рождественскими деталями и неизменными Богородицами на углах домов

Колодец Брабо

Он стоит неподалеку от северной башни собора, удивляя несомненным изяществом. Ажурное железное плетение увенчано фигуркой Брабо — легендарного героя, с которого и принято начинать историю города, и чем я уже упоминала.

Пора нам выдвигаться на знаменитую рыночную площадь Антверпена — сердце средневекового города

Это место, где издавна торговали, праздновали, объявляли указы, казнили важных преступников, собирались, чтобы поговорить. Гроте Маркт в любой другой день думаю, захватила бы меня в свои объятия надолго. Но противный дождь все испортил, пришлось дважды сюда приходить. Первый раз даже фотоаппарат невозможно было расчехлить на продолжительное время. Так урывками что-то сфотографировала

Гильдейские дома, их можно рассматривать бесконечно, даже под дождем. Кто посмеет не согласиться с утверждением, что это шедевр старинной архитектуры? Изящно узкие, высокие дома со стрельчатыми окнами, аркадами, тонкими высокими колонками принадлежат средневековью. А как чарующие звучат названия: Дом большого арбалета, Дом старых весов, Дом суконщиков, Дом бочаров. Сколько им известно жизненных историй и тайн?

Знаменитый фонтан «Брабо», изображающий бесстрашного легионера Сильвио Брабо

Антверпен — город на «А»

Его, кстати, считают племянником Юлия Цезаря. Вот как он повергает мифического великана Антигона. Здесь он бросает руку в Шельду

Элегантная Ратуша Стадхэйс мокнет под дождем

«Пропитались» влагой листы книги перед Ратушей.

Пока я, терпя неудобства от мерзостной погоды, старалась что-то рассмотреть, мой муж успел пробежаться по узким улочкам. Увидев в окне кота — вылитого Сальвадора (так звали нашего домашнего котика), понятно, буквально за руку притащил меня, чтобы я взглянула на эту невозмутимую милость

Антверпен — город на «А»

Я читала, что бельгийцы обожают домашних животных, почти в каждом доме живет кошка, либо собака. На 10 миллионов населения приходится свыше 2 млн. учтенных кошек и собак.

А эти снимки площади сделаны уже при минимальных осадках. Народ согревается возле дровяных печек

Антверпен — город на «А»

Если вы меня спросите, что же мне понравилось в Антверпене больше всего? Отвечу — церкви.

Может быть, плохая погода была тому причиной, но все храмы Антверпена мне показались очень значительными и приветливыми. На очереди у нас иезуитская церковь святого Карла Барромея

Антверпен — город на «А»

Элегантный барочный фасад смотрит на маленькую площадь. Сам Рубенс принимал участие в создании как фасада, так и внутреннего убранства, создав 39 потолочных росписей. Они погибли во время пожара. То, что осталось, позволяет судить о прежней роскоши убранства.

Но скажу я вам, что именно эта церковь подарила нам самые приятные моменты в бельгийском турне

Проходившая здесь репетиция рождественского концерта, пригвоздила нас к креслам надолго. Апассионату Бетховена исполняли.

Наслушавшись музыки вдоволь, решили выдвигаться к воде, так как Шельду с замком Свен пропустить не допустимо! Набережная Шельды с колесом обозрения, а вдоль берега тянется рождественский базар

Антверпен — город на «А»

В деревянных киосках продают вязаные изделия, сувениры, продукты, предлагают разные аппетитные угощения и наливают по вкусу: вино, ликеры, глинтвейн

Здесь мы перекусили. Блаженство наступило разом.

Антверпен — город на «А»

За моим плечом виднеется Стен, туда мы сейчас и пойдем

Точная дата возникновения замка Стен, как и самого Антверпена, неизвестна. Скорее всего, это произошло не ранее VII века. Стены были заложены еще в IX веке.

Это самый колоритный памятник на набережной реки Шельда и одновременно древнейшие сохранившиеся остатки поселения

Антверпен — город на «А»

Некогда замок принадлежал Готфриду Буйонскому — знаменитому вождю первого крестового похода. Позднее он стал резиденцией городского самоуправления. Во времена испанского владычества здесь размещалась инквизиция, которая сурово расправлялась с еретиками, вольнодумцами и ведьмами (и здесь тоже, увы). В настоящее время в замке расположен Национальный музей мореплавания

В 1963 году перед входом в замок был поставлен памятник Долговязому Вапперу, персонажу антверпенского фольклора, который, превращаясь то в карлика, то в великана, пугал непослушных детей и сбившихся с дороги пьянчуг. В наши дни ему бы пришлось работать сверхурочно.

Совершенно дивный вид открывается со стороны замка на Антверпенскую средневековую застройку гильдейских домов. Знаменитый дом Мясников — аутентичное здание, фасад которого, выложенный рядами красного кирпича и белого камня, придающее ему сходство с аппетитным кусочком бекона

Антверпен — город на «А»

Островерхие крыши здания обставлены шестиугольными башенками. Восьмиугольные, с острыми вершинами башни, стрельчатые окна, высокий ступенчатый фронтон, белый камень, красный кирпич, темное мерцание стекол — все это Дом мясников

Вид этой достопримечательности Бельгии, построенной в 16 веке, по сути является образцом строгой будничной готики. А это современные дома, не нарушающие общей средневековой строительной концепции.

Антверпен — город на «А»

Идя по улочке, параллельной Шельде, левее Собора, находим внушительную церковь св. Павла с чудесной барочной башенкой. Изящный готический храм с барочным интерьером, возведенный в XVI веке на самой оживленной площади городской окраины — Скотном рынке

Внутри нас ждет культурный шок!

Антверпен — город на «А»

Все богатство барокко в нашем распоряжении. Мраморный алтарь 1670-го года встречает гостей храма своим великолепием. Его украшает полотно «Снятие с креста». Собор невероятно уютный и просторный. В глубине храма находим замечательное творение Себастьяна де Неве « — Алтарь Розы», украшенный картиной Караваджо «Мадонна Росарио»

Антверпен — город на «А»

Пятнадцать мистерий Розенкранса, написанными в начале 17 в. одиннадцатью художниками школы Рубенса и картина самого Рубенса «Бичевание святого Павла», созданы для этой церкви в период между 1615 и 1620 годом

Делятся они на три части по пять картин. Пять радостных тайн, пять печальных тайн и пять славных тайн. Вот так в ряд висят великие полотна фламандцев. Этой коллекции может позавидовать любой музей. Еще одна достопримечательность храма — орган, датированный XVII веком, который считается одним из лучших в стране. Благодаря отличной акустике церкви здесь проходят концерты оркестров и хоров.

Внутри здания все говорит об отличном вкусе. Хороши панели, фигуры и пышные орнаменты нарядных исповедален. Барокко деревянной резьбы вносит приятный уют в каменные сумерки храма

Антверпен — город на «А»

Жаль, что я не знала по скульптурную группу «Голгофа» при храме, пропустили.

По-моему, мы уже нагулялись по достопримечательностям, унеся с собой несметные сокровища Антверпена. Антверпен — город не скучный, это я знаю точно, не смотря на то, что увидела лишь малую толику его привлекательных граней.