Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 22:31
Филиппины покорены! Куда дальше?

Бишкек — Киргизия Ноябрь 2016

Что посмотреть в Бишкеке за два дня

Столица Киргизии — город Бишкек показался мне городом серым, пыльным и неаккуратным. Хотелось взять губку, хорошенько смочить ее в мыльном растворе и основательно все протереть. «… ах ты, грязный, неумытый поросёнок!» — не помню, кому конкретно адресовал свои стишки Корней Иванович, а я адресую их Бишкеку. Только без обид жители этого города, и те, кому Бишкек по какой-то причине не безразличен. Может всему виной была поздняя осень и соответствующая ей хмурая погода? Может в мае Бишкек цветет и благоухает? Может быть, может быть.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Но ради этого города ехать в Киргизию я бы не стал однозначно, однако теперь я знаю много причин, ради которых эту страну увидеть надо обязательно.

Тем не менее, именно со столицы Киргизии началась моя, «на скорую руку» организованная, вылазка по северной Киргизии и южному Казахстану. Ранним воскресным утром, рейсом из Краснодара я прибыл в международный аэропорт Манас города Бишкек с планами провести в этом городе и его окрестностях два полных дня, а далее отправиться на озеро Иссык-Куль.

Кстати, аэропорт Манас является одним из пунктов выпадающего списка при наборе запроса в поисковой системе — «Что посмотреть в Бишкеке за два дня?». Ну что, аэропорт, как аэропорт. Ему сорок с небольшим лет от роду, на свои года он и выглядит. «Нет не молод он был лет на сорок тянул, Было жалко за что-то его….« — это я просто так, что-то вспомнились нетленки Гарика Сукачева. А назван он с подачи великого Чингиза Айтматова в честь героя киргизского эпоса, о котором в Бишкеке напомнят еще не раз.

Да, собственно говоря, не будем тянуть с этим делом, и сразу отправимся к площади, связанной с именем героя эпоса «Манас» в центре которой памятник самому Манасу и установлен.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Да это не просто памятник, а целая скульптурная композиция. В центре этой композиции, конечно конная статуя богатыря Манаса, выкованная из меди и поставленная на очень высокий пьедестал. Одетый в доспехи, богатырь мощный, стремительный, мужественный. Он такой, каким и положено быть настоящему вождю нации. Боковые скульптуры — другие герои эпоса — Бакай и Каныкей. Старик Бакай воплощает мудрость и справедливость, а женская фигура — жена Манаса по имени Каныкей, олицетворение женской красоты и высокой нравственности. Чуть дальше расположена галерея бюстов великих манасчи — сказителей «Манаса.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Они высечены из красного гранита и выглядят очень солидно. «Манас» расположен перед зданием Кыргызской государственной филармонии, которая является еще одним пунктом из списка must see Бишкека. Вот уже, сколько мы посмотрели!

Хотите увидеть еще одного Манаса? Без проблем. Пройдем немного по центральному проспекту Чуй к не менее центральной площади Ала — Тоо и тем самым «закрасим» еще множество достопримечательностей, которые следует смотреть в столице Киргизии.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Это, во-первых, сама площадь Ала — Тоо, центр города, центрее не бывает. Ну и то, что рядом с площадью, а именно: Государственный музей Истории Кыргызстана (видите, я все-таки знаю, как правильно надо называть эту страну, но Киргизия звучит привычней), дубовый парк, в котором находится музей скульптур под открытым небом, Никольская церковь, памятник Дружбы Народов, флагшток высотой 45 метров, на котором развевается огромный флаг Кыргызстана.

Есть там еще один памятник, установленный в память о волнениях 2005 и 2010 года, унесших жизни десятков людей, но об этом я планировал рассказать чуть позже.

Да, забыл, вы же хотели увидеть Манаса. Вот он. «Айкол Манас»- Манас Великодушный.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Десятиметровый, величественный и бронзовый. В советские времена на его месте стоял Ленин. Ленина не стали сбрасывать с пьедестала, под улюлюканье толпы, а достойно переустановили на другую площадь. Я далеко не поклонник Владимира Ленина, и может даже наоборот, но мне почему-то подобное отношение к лидеру мирового пролетариата очень даже понравилось.

Что осталось посмотреть на центральной площади города? Может местный White House, там принимают мудрые решения.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

«Киргизский синдром»: от обострения к обострению… к спокойной жизни

Кстати, о мудрых решениях. Оказавшись на центральной площади Бишкека — Ала — Тоо, самое время вспомнить о недавних кровавых событиях, происходивших в этой достаточно близкой к нам стране. Сейчас в Киргизии все спокойно, во всяком случае, так это, кажется со стороны. Но совсем недавно в этом государстве дважды происходила смена власти, и оба раза насильственным путем — как во время первой революции 2005 г., получившей наименование «тюльпановой», так и во время второй, произошедшей в апреле 2010 г., что дало экспертам право говорить о «киргизском синдроме».

«Тюльпановую» революцию считают классическим вариантом «цветных» революций, которые мир видел во многих странах в последние годы достаточно часто. Оппозиционная коалиция, во главе которой стояли Курманбек Бакиев и Роза Отунбаева, в 2005 году организовала массовые акции протеста против действующего президента Акаева. Митингующие, выходили на акции протеста, для форса размахивая над головами пучками тюльпанов. Все это сопровождалось столкновениями с отрядами милиции и войсками. Результат этих выступлений известен: Аскар Акаев бежал из страны, а новым руководителем страны стал Курманбек Бакиев.

Вся эта смена власти проходила по «опекой» США и ЕС, которые вложили в смену режима немало усилий и финансовых средств. Это известный факт, классика жанра продвижения демократии по всему миру. Но очевидно и то, что внешнее воздействие было бы бессильно, без наличия в стране серьезных проблем. И они были. Тяжелое экономическое положение, противоречия между относительно обеспеченным севером и бедным югом республики, коррупция, а также семейственность, клановость, слабость центральной власти и органов правопорядка…. Как часто бывает после «цветных» революций проблемы решены не были, а только усугубились.

Было у меня в Киргизии несколько разговоров с местными: киргизами, русскими, турками -месхетинцами, о годах правления президента Бакиева. Много в те времена было интересного, например, взаимоотношения Курманбека Бакиева с сыном Максимом (непростые взаимоотношения, говорят, что сын даже стрелял в отца). Получилось так, что именно сын оказался основным раздражителем. Под влиянием гражданина США Евгения Гуревича, финансового консультанта семьи, Максим Бакиев пытался выстроить систему личной власти, чтобы превратить Киргизию в большую «стиральную машину» по отмыванию грязных денег. Гуревич и другие консультанты внушили Максиму, что Россию «можно кинуть», при этом получать от нее все, что можно получать, потому что, мол, русские никуда не денутся. А он будет преспокойно управлять своей страной. В итоге отношения с Москвой испортились основательно, особенно после невыполненного киргизскими властями обещания убрать с международного аэропорта Манас американскую базу, несмотря на взятую под это обещание сумму в размере 450 миллионов долларов США. Американцам и дальше разрешили пользоваться базой, увеличив при этом арендную плату в три раза, что вряд ли понравилось и США. Но деваться им было некуда, операция в Афганистане была в самом разгаре, а у Киргизии уж очень удобное географическое положение. А еще президент К. Бакиев согласился строить американскую базу в Ферганской долине, где сходятся интересы Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. После этого решения, у Киргизии стали напряженными отношения не только с Россией, но и с соседними странами.

На не вполне благоприятном международном фоне нарастали в Киргизии и внутриполитические проблемы: падение уровня жизни населения, острое соперничество между северными и южными кланами, раскол правящей элиты. Они-то в конечном итоге привели к апрельским событиям 2010 года. Поводом для антиправительственного взрыва стало двукратное повышение в начале 2010 года тарифов на электроэнергию и отопление. Поменялась география выступлений: если в 2005 г. их эпицентром был юг страны, то теперь протестная волна сместилась на север. Начались беспорядки в Таласе, в этом городе оппозиционеры штурмом взяли здание областной администрации. На следующий день уже в столице страны также штурмом были взяты здания парламента, генеральной прокуратуры, государственной телерадиокомпании, резиденция президента и правительства. В ходе столкновений с милицией и сотрудниками Государственной службы охраны, по официальным данным, погибли 85 человек. Седьмого апреля 2010 года председатель парламента О. Текебаев заявил в эфире, что «власть полностью перешла в руки народа».

В память о тех событиях, и в память о погибших в беспорядках людях на центральной площади сооружен монумент.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

В настоящее время один бывший президент Аскар Акаев живет и работает в Москве (профессор МГУ), второй бывший президент Курманбек Бакиев нашел убежище в Минске, его сын Максим, по слухам, в Лондоне. Нынешним президентом страны с 2011 года является Алмазбек Атамбаев, последовательный сторонник сближения с Россией. Кыргызстан полноправный член Евразийского экономического союза (ЕАЭС), входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Официально закрылась американская база в аэропорту Манас.

В Киргизии наступили спокойные времена, во всяком случае, очень хочется на это надеяться.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

В страну потянулись инвесторы, понемногу улучшается экономическая ситуация. Произошедшие изменения, вполне устраивают всех жителей Киргизии, с которыми мне удалось там пообщаться.

В ущелье Ала-Арча

Прослушав политинформацию, предлагаю поехать загород, а именно в ущелье Ала-Арча, имеющее статус национального парка. Это совсем близко от Бишкека, километров 30 до пункта пропуска в парк. Несмотря на близость к городу, добраться туда на общественном транспорте будет весьма проблематично. Ведь мало добраться до въездных ворот в национальный парк, далее еще надо будет проехать 12 километров по живописной горной дороге до альплагеря.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Поэтому в Ала-Арчу люди ездят, как правило, на личном транспорте. Мой же личный транспорт ждал меня дома, поэтому я сговорился с парнем-таксистом, встречавшим меня за день до этого в аэропорту. Он пообещал привезти на место, ждать столько, сколько надо и доставить обратно в город. Озвученная цена за услугу меня вполне устраивала.

Через минут сорок после старта от отеля в центре города мы были на месте, около альплагеря Ала-Арча, который, между прочим, находится уже на высоте 2100 м над уровнем моря.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Что делать в ущелье Ала-Арча? Вариантов множество, но большинство из них были совсем не для меня. Дело в том, что альплагерь, около которого я оказался, еще с советских времен, служит местом сбора для альпинистов (любителей и профессионалов), для последующего покорения окрестных вершин.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

В парке проложено множество маршрутов, отсюда, из базового лагеря, можно совершить восхождение на: пик Корона, пик Семенова Тянь-Шанского, Теке-Тор …. К своему стыду, я ни разу не альпинист, но почему-то, видимо надышавшись свежим горным киргизским воздухом, решивший им стать. Увидев соответствующий указатель, решил прогуляться «немного» по тропе к водопаду Ак-Сай. А чего, всего 3,75 километра, дорожка натоптанная, не потеряюсь!

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Ага! Не тут-то было! Оказалось, что надо идти по лесной тропе, все время вверх, по мокрому снегу.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Меня хватило не намного, не более километра. Чуть поднялся, увидел сверху ущелье и речку Ала-Арча (она то и дала название парку), завистливо проводил взглядом, обогнавших меня полностью экипированных туристов.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Решил двигать обратно, назад к альплагерю, на «тропу пенсионеров». Так я назвал дорожку, по ровной местности, вдоль речки Ала-Арча, протяженностью 1, 3 километра туда и столько же обратно.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

Тропа эта была полностью адаптирована для неспешных прогулок, оборудована лавочками, местами для барбекю, именно то, что надо для таких любителей природы как я. Прогулка, надо сказать, была замечательная, как впрочем, и окрестные виды.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

К парню-таксисту я вернулся часа через три. Тот, видимо приготовившись к долгому сну, был слегка удивлен моим столь ранним появлением. «Может в следующий раз»,- оправдываясь, сказал я, зная точно, что следующего раза не будет.

О русском языке в Киргизии

В Киргизии у носителей русского языка не будет лингвистического шока. Русская речь слышна повсеместно.

Вот, например, сижу я как-то днем на лавочке в сквере возле университета, имею отдых. Рядом подсаживаются две молоденькие девушки — киргизки, и, не обращая на меня внимания, продолжают свой разговор.

О Бишкеке, его окрестностях и не только

«Слушай, вообще капец, — говорит одна другой, — вчера отца целый час уговаривала, чтобы он мне штуку дал…" Сама по себе эта болтовня особого интереса не представляет, если бы не тот факт, что эти девушки (напоминаю, киргизкой национальности) в центре столицы Киргизии говорят на чистом русском языке. Без какого-то намека на акцент, ровно так, как бы это делали их сверстницы где-нибудь под Рязанью.

Разговор этой парочки не слышал, но уверен, что их «голубиное воркование» было на языке Пушкина Александра, а не Абдырманова Шабданбая. Я не знаю, хорошо это или плохо, просто констатирую факт.

Это и неудивительно. Киргизская Республика первой из стран СНГ пошла на признание русского языка в качестве официального и языка международного общения. На эту тему внесена соответствующая поправка в Конституцию страны. Законодательная норма в этом случае, полностью соответствует реальной жизни. Русский язык остается основным средством межнационального общения в Киргизии, используется практически во всех сферах жизнедеятельности общества, включая государственное делопроизводство. Он используется в работе всех властных структур, остается основным языком образования, науки и культуры. Во всех общеобразовательных и высших учебных заведениях республики обязательно изучение государственного (киргизского) и официального (русского) языков. Вот такой билингвизм по киргизки.

Ну, пока, все. До встречи на Иссык-Куле.