Турист Ольга Кленкина (Olga1978)
Ольга Кленкина
был 27 сентября 2019 7:57

Ереван — Армения Ноябрь 2016

Татев и горячие источники Джермука

Утром встали и обрадовались — сплошная пелена тумана ушла, холодно и пасмурно, но — что-то видно. Дальше — около 30 минут до канатки с романтическим названием «Крылья Татева». Она построена на деньги очередного благотворителя всего за год. Проезд во внесезон — 4000 драм в обе стороны. Асфальтовая дорога ведёт только до санатория внизу долины, дальше — грунтовка и серпантин (сверху очень хорошо видно).

Неделя в Армении (ч.3)

Канатка работает круглый год, весь доход от билетов идёт на восстановление Татева. Виды открываются, конечно, неописуемые: разноцветные желто-бежево-оранжевые скалы, темно-зеленые хвойные леса и яркие изумрудные пятна лугов, заснеженные пики хребта над всем этим. Фотографии не передают ни-че-го!

Сам Татев

если честно, сильного впечатления не произвёл. Но осмотреть внутренние помещения одного из самых старых университетов мира было очень интересно. Татев — единственный монастырь на нашем пути, который был плохо оснащён информационно: нужен либо гид, либо хорошая информационная подготовка. На территории монастыря есть старинная маслобойня с частично сохранившися оборудованием

Неделя в Армении (ч.3)

и магазинчиком, где и сейчас можно купить различные масла (я взяла гранатовое))). Очень интересно осмотреть помещения Татевского университета, где учились студенты с конца 14 века.

Помещение для занятий

Комната архимандрита-ректора

(вот интересно, как он там зимой сидел???)

Вид из одного из помещений на втором этаже

Неделя в Армении (ч.3)

Во дворе стоит еще одна гордость армянского зодчества — качающаяся колонна. Она пережила все землетрясения благодаря особой конструкции (по одной из версий, основание колонные — нечто вроде шарнира), а по ее колебаниям могли предсказывать землетрясения

Вообще, полутора часов, что мы там были, хватит только на осмотр самого монастыря. А так хочется побродить по тропкам вокруг,

Неделя в Армении (ч.3)

спуститься вниз к заброшенному монастырю. Гид говорит, что можно договориться о прокате лошадей и уехать ещё выше в леса…

Короче, на Татев нужно минимум полдня, а если Вы любите горы и не торопиться — то день).

Вернулись на кататке обратно, и на станции обернулись назад. Залитая солнцем веранда над обрывом метров в 300, удобные креслица, кофеек по-восточному и заснеженные пики над Татевом…

Неделя в Армении (ч.3)

Дальше — дорога в Джермук (около двух часов). Долго, но горные виды искупают все. Джермук — новый город, построенный вокруг минеральных источников в 60-70-е годы прошлого века. Интересного в нем ничего нет — санатории (мы ели в Олимпии, смело могу сказать, что еда на твёрдые 3 звезды, а интерьеры — на 4), зал с минеральной водой, собственно, все) Но были две вещи, которые нам сделали город. Первое — это водопад с названием «волосы русалки» — почти 30 метров высотой, падающий красивым водяным плащом.

К нему из города ведёт приятная асфальтированная тропинка, слева от водопада каменная площадка — лучшее место для фотографий. Но самое прелестное — это «дикий» минеральный источник в 20 минутах езды от города. Добраться туда можно только на реальном джипе,

Неделя в Армении (ч.3)

но это не проблема, их там околачивается около 20 штук. Мы советуем нашего водителя — пионера этого движения по имени Армен. На его УАЗ-Хантер мы проехали каменные осыпи, броды, лужи — в общем, даже если бы в конце на было источника, оно бы того стоило. Но, когда ты доезжаешь до конца, и на ровной скальной площадке, запорошенной белым-белым снегом, видишь ярко-оранжевое пятно с бурлящей водой — это сказка! Гейзеров несколько,

но достаточно велик, чтобы купаться только один

Неделя в Армении (ч.3)

Вода в нем 32 градуса, поэтому купаться можно и зимой тоже. Мы купались при +5, и было комфортно. Когда заходишь, вода кажется прохладной, но потом вылезать не хочется) Гейзер «запускается» примерно каждые 7–10 минут, в этот момент можно приятно помассировать шею. С удобством в купалке могут поместиться двое, в тесноте — трое. Плавать не получится). Источник минеральный, не грязевой, но очень много мелкой каменной крошки, которая остаётся на полотенцах. Купалка абсолютно дикая, душа и раздевалки нет. Удовольствия — масса, честное слово. Полный релакс на фоне дикой природы! Снег, тёплая вода, струящаяся вдоль тела, журчащая в трёх метрах речка, горы вокруг… Короче, вытаскивали меня оттуда джипом!

Обратный экстрим (если поедете, возьмите с собой карту для видеорегистратора, такая съемка входит в стоимость), пересаживаемся в нашу «госпожу Тойоту», как уважительно именовал ее гид, и едем в Ереван. Дорога долгая, почти 4 часа. В ноябре в 6 уже темно, поэтому три часа ехали в темноте и очень устали. Потом еда в ближайшем кабаке почти не разбирая вкуса блюд — и спать!

День шестой Матенадаран-монастырь Ованаванк - аллея букв

Матенадаран — потрясающее место. Сам по себе фасад здания настраивает на строгость и почтение, поднимаешься, как в храм.

Неделя в Армении (ч.3)

Ужасно приятно, что посетители входят через главный вход, ощущаешь себя входящей то ли в, реликварий, то ли во дворец средневекового мудреца.

Здание строилось в 50-е специально как Матенадаран, и туда были переданы книги из Эчмиадзина. Надо обязательно брать экскурсовода, и, по уму, провести там 3–3,5 часа за неторопливой беседой с понимающим человеком. У нас был всего час, и мы посмотрели только основной зал — книги, написанные за 100 лет до крещения Руси, когда Ольга-то ещё только-только родилась,

Неделя в Армении (ч.3)

книги, весящие более 25 килограмм, и книги весом — 17,5 граммов… Очень… серьёзное, и, при этом, очень интересное место.

При музее работает (помимо всего прочего, конечно) «алхимическая» мастерская, в которой варят снадобья и косметику по рецептам средневековых книг, хранящихся в Матенадаране. Продукцию можно купить в сувенирном магазинчике музея.

Потом поехали в монастырь Ованаванк

Неделя в Армении (ч.3)

— он знаменит тем, что к церкви правящий князь региона пристроил библиотеку для своей дочери. Церковь стоит около огромного красивого каньона.

Но сама по себе, с моей точки зрения, посещения не стоит, также, как и аллея букв — около дороги стоят выточенные из туфа изображения армянских букв. Вот вообще не фонтан, честно. Летом возят дальше в горы, на развалины крепости и в древний кратер вулкана, но сейчас туда не проехать.

Церквушка Кармравор в городке неподалёку — милая, маленькая, фотогеничная.

Неделя в Армении (ч.3)

Построена она была в 7 веке, и часть черепицы сохранилась до наших дней. А вот туристическая точка рядом. Ну, честно слово, чистая Франция

Затем — мекка туриста! — коньячный завод Арарат.

Неделя в Армении (ч.3)

Мы удивлялись, что в Ереване практически, да нет — вообще — не слышно иной речи, кроме армянской. Видимо, экскурсия на коньячный завод собрала всех русских туристов). Рассказ действительно интересный,

но производство

не показывают

только музей

Дегустировали коньяк

купили бутылку. Коньяк 20-тилетней выдержки стоит около 4000 рублей за пол-литра.

День последний: Вернисаж и аэропорт.

Вернисаж — это сказка туриста. Столько поделок, все такое интересное и красивое! Тем, кто любит бижутерию, советую отложить сюда долларов 200 и рюкзак побольше под покупки))) На 100 долларов я купила 12 вещей, и это был не предел!

Аэропорт Еревана маленький. В принципе, в магазине дьюти-фри можно купить и местный коньяк (примерно на 500 рублей дороже, чем на заводе), есть ассортимент варенья и трав. Все примерно в два раза дороже, чем в городе, но есть гарантия того, что ничего не разобьют в багаже. Мы паковали свой коньяк как младенца, он благополучно и долетел!

В общем — Армению можно смело рекомендовать как место для отдыха людей, которые привыкли к европейской культуре жизни.