Турист Иван Кучин (Ivan_Kuchin)
Иван Кучин
был 4 февраля 2023 7:36

Анденес — Норвегия Июль 2015
Как мы ловили кита

До Анденеса добирались долго. Не в том смысле, что по плану он стоял в конце списка посещения в этой поездке, а в смысле, что вроде бы небольшое расстояние (где-то километров 400) с одного острова на другой мы преодолевали почти целый день. Дома я бы себе такого не позволил. А все из-за полярных красот, тут и там отвлекающих водителя и пассажиров от целенаправленного поглощения километров.

Но, наконец, доехали. Расположились в кемпинге Блейк Миднадсол (вроде как полуночное солнце по-нашему), старшие дети демонстративно в домик не пошли, разбили палатку на пляже (говорят — кемпинг так кемпинг, зря что-ли палатку с собой все время возили?), а мы по-простому, в домике с кухней, спальней и всеми делами, так оно как-то сподручнее. Завтра тяжелый день — запланировано китовое сафари.

Классическое сафари подразумевает классическую охоту с элементами опасности в дикой природе. Сегодня в Норвегии предлагается лайт-версия для туристов. Конечно, никто китов не убивает, за ними просто наблюдают с довольно близкого расстояния и с восторженными возгласами фотографируют.

Как мы ловили кита

Про китовое сафари слышал давно, но во время предыдущих своих поездок к берегам Норвежского моря как-то не сложилась судьба поучаствовать в этом увлекательном мероприятии. А очень хотелось. В этот раз решили, хватит баловаться, надо идти на кита. Изучив предварительную информацию, выяснили, что лучший «улов» китов в Норвегии бывает у северных берегов архипелага Вестеролен. К тому же организаторы на полном серьезе обещали всем «китовую гарантию», то есть либо мы доберемся до кита, либо деньги назад. Поверив обещаниям в интернете, мы предварительно заказали тур по китовым морским просторам.

Практика показала, что был сделан абсолютно верных ход — без предварительной записи нам бы просто не продали билетов. Желающих поохотиться за китом было немеряно! От мала до велика, всех возрастов и национальностей! Мы подошли к кассе за час до начала, думали будем первыми. Куда там — мест на парковке уже почти не было, все билеты уже были распроданы, и девушка-администратор вежливо, но уверенно сначала хотела нас отправить в другие места, типа музеев, горных троп или супермаркетов, но увидев где-то в недрах своего компьютера мою заявку, выделила нам три места «из резерва». Мы, кстати, заранее ничего не оплачивали, просто написали на контактный емейл на сайте, что хотим поучаствовать в именно эту дату. Сработало!

Как мы ловили кита

Итак, слово за слово, купили билеты (на троих вышло где-то 300 евро), двинулись на причал, загрузились со всеми прочими туристами на кораблик. Отчалили.

Несколько слов о том, что входит в стоимость билета. Ну, собственно, сама прогулка по морям, по волнам. Далее, входит пресловутая «китовая гарантия». На борту судна: горячий обед, кофейно-чайный безлимит, возможность посидеть в отапливаемой кают-компании, если мест хватит, а также взять теплые вещи во время нахождения на палубе. Также в стоимость входит посещение китового музея по этим же билетам. В музей можно сходить либо до либо после морской прогулки. На борту группу сопровождают два гида — в то время как команда занята непосредственным управлением судном и поиском китов, гиды подогревают интерес к китовой теме, все объясняют и вообще не дают скучать. Общение в нашем случае было на норвежском, немецком и английском языках. Были там в нашей группе какие-то ли китайцы, то ли вьетнамцы, они использовали язык жестов:).

Как мы ловили кита

Вообще, Анденес — городок совсем небольшой. По российским меркам — его бы вообще никто не знал, если бы не киты. Соответственно, основная достопримечательность Анденеса — китовое сафари. Как нам объяснили, в этом месте остров Аннёйа очень близко подходит к краю континетнального шельфа. И почти сразу по выходу из порта под килем судна образуется глубина несколько сотен метров. Из-за разницы температур и особенностей рельефа образуются вертикальные морские течения и планктон, который привык прятаться от верхних звеньев пищевой цепочки на глубине, этими течениями выносит ближе к поверхности. Киты и другие млекопитающие могут свободно донырнуть до корма. В общем, любят они эти места, приходят туда жирку нагулять, побездельничать и предаться другим страстям. Это все нам было объяснено достаточно популярно.

Надо сказать, что дело было летом, второго июля. Погода была хорошая, летняя — светило солнышко, поддувал легкий южный ветерок. Все бы хорошо, да вот только дело было в Норвегии, далеко за полярным кругом! Если бы мне кто-то до этого сказал, что я буду ходить в шапке, зимних перчатках, да еще и под теплым пледом, я бы сказал: «Ха!». Но тут было не до смеха. На берегу температура воздуха была, в принципе, нормальная, не жара, конечно, но не экстремальная. А в море чего-то совсем холодно стало. Девчонки мои сначала держались молодцом, представляя себя бывалыми морскими волчицами. Потом как-то энтузиазм угас.

Как мы ловили кита

Туристам все это было в диковинку, некая экзотика, поэтому все ходили от борта к борту, чего-то спрашивали у гидов, фотографировались на фоне норвежских берегов. Потом все стали потихоньку подтягиваться к кают-компании. Не зря, ох не зря нам говорили, что теплые вещи можно будет взять на борту! Потихоньку, вслед за всеми, мы тоже укомплектовались пледами и куртками. Стало лучше:).

Пока гиды на борту развлекали публику команда напряженно работала, выискивая в морской пучине китов. В команде есть специалист по обнаружению животных, он с помощью своего оборудования «слушает» море и дает капитану рекомендации куда держать курс. В нашем случае это был такой суровый дядька, без намека на улыбку. Сидел неподвижно несколько часов в наушниках, на глупые вопросы не отвечал, следил зорким взглядом за горизонтом.

Китов попадалось мало…

Через несколько часов метания по морю, изменения курса и других манипуляций, на помощь суровому дядьке в поиске китов стали приходить и другие члены команды. Потом к этому процессу подключились и пассажиры, у кого были бинокли и другие оптические приборы.

Как мы ловили кита

Но море было пустынным, кит не шел…

Не то что буйные стада, даже одиноких заблудших особей не наблюдалось.

Как мы ловили кита

Среди пассажиров наметились первые признаки беспокойства, да еще и морская болезнь неожиданно появилась. Особо беспокойных разместили на середине судна, в месте наименее подверженном качке и наиболее защищенном от ветра.

«Китовая гарантия» была в самом разгаре — капитану не хотелось возвращаться на берег без «улова». Китов надо было найти!

И вот, в один прекрасный миг капитан по громкой связи наконец объявил, что-то типа: «Цель обнаружена, заходим на боевой разворот и следуем курсом зюйд-зюйд-вест!» Радости пассажиров не было предела! Большая часть ликовала, что наконец-то увидит китов своими глазами, но, подозреваю, были и такие, кто думал, что наконец-то это все закончится:).

Вскоре на горизонте можно было невооруженным глазом разглядеть белые фонтанчики. Это были кашалоты.

Как мы ловили кита

В Анденесе можно увидеть несколько видов китов — серый кит, иногда синий, иногда в этих водах бывают касатки. Но чаще всего, попадаются кашалоты — не самые большие, но самые интересные, на мой взгляд, из китообразных.

Как мы ловили кита

У кашалота дыхало расположено не по центру, а сбоку, всегда слева. Непонятно почему природа так сделала, зато наблюдателю по фонтану, который образуется при выдохе, становится понятно расположение тела кита, скрытого под водой. К тому же кашалоты хищники, питаются не только планктоном, но и кальмарами и всякой рыбой. А посмотреть на хищника в природных условиях — это круто, будет что рассказать потом:).

Как мы ловили кита

После того, как киты были обнаружены, команда расслабилась, что было видно по их непринужденным движениям, оживлению гидов и вообще общем уровне суеты на борту. Китов было несколько, минимум четыре, точнее сказать не могу, я не настолько продвинут в этой теме, чтобы сосчитать количество особей среди морских волн. Наблюдали мы их где-то около часа, судно в это время лежало в дрейфе.

И вот, когда уже все туристы сделали селфи, серию кадров в фас, в профиль и с фонтаном и, самое главное, поймали в объектив хвост ныряющего кита, была дана команда на обратный путь.

Как мы ловили кита

В порт пришли довольно быстро, мы оказывается были не так далеко от берега, где-то в пределах десяти километров шести миль. Девчонки мои заметно оживились, ступив на твердую землю после шестичасового плавания.

По окончании мы воспользовались предоплаченной возможностью посетить китовый музей, располагающийся тут же, возле кассы и ресепции китовой конторы. Музей тоже довольно интересный, те же гиды нам рассказали некоторые факты из жизни китов, после того, как мы их видели, впечатления были свежими и информация была очень даже в тему.

Как мы ловили кита

Если у кого-то возникнет желание также съездить на китовое сафари, могу сказать — несмотря на лето, не пренебрегайте теплыми вещами, будьте готовы к продолжительному плаванию, при въезде в Анденес ориентируйтесь на маяк.

Как мы ловили кита

А мне теперь в Африку надо, на львовое сафари:).