AsiaGate
AsiaGate Пользователь — была вчера 18:38
Признание
пользователей

Всё, чего вы не знали о Сербии, и не у кого было спросить

20 ноября 10:58 Сербия Октябрь 2015
120 57

Решила вот написать небольшой текст, для тех, кому интересна Сербия, про людей, менталитет, факты и местные особенности. Точнее — для тех, кому интересен мой взгляд на Сербию, поскольку то, что написано ниже, — только моё видение, ни разу на истину в последней инстанции не претендующее, основанное на личном опыте, подкреплённое мнением моих друзей-сербов.

Начнем, пожалуй, с брендов. Как сказал сербский писатель Момо Капор, «в Сербии есть два национальных бренда — каймак и инат». На самом деле их гораздо больше — ещё мерак, бре, кафана и так далее, и так далее.

* С каймаком (kajmak) всё ясно — он сыр из молочных пенок. На любителя, однако. С ракией тоже понятно — она не есть чисто сербским или даже исключительно балканским изобретением, ибо является просто самогоном. Но! Сербская ракия — это благороднейший самогон, поверьте. С греческой или турецкой ракией, от которой даже тараканы разбегаются, не только гости, не сравнить. Королева сербских ракий — «шливовица», из сливы, как ясно из названия. С ней смеются, плачут, ею лечатся, часто с неё начинают новый день. Она — обязательный атрибут любого застолья. Хотя я люблю и «дуню» (из айвы), и «траварницу» (на травах). Ракию в Сербии подают в специальных рюмках «чоканьчичах», по форме напоминающих графинчики.

5

Как сказал однажды Сэмюэл Джонсон, «кларет пьют мальчишки, портвейн пьют мужчины, но тот, кто хочет стать героем, должен пить ракию».

4
Самогонный аппарат (ракиjски казан или в просторечии "весела машина"), в котором "пекут" ракию.

Вот и Моника употребляет, полюбуйтесь:

2

* Кофе в Сербии — не просто самый популярный напиток, это образ жизни. Это ритуал, акт, продолжительный по времени и от времени суток не зависящий. Кафу пьют всегда и при любых обстоятельствах, она (а в Сербии кофе — это она, кафа) — основа гостеприимства.

По сути сербский кофе — тот же турецкий, в джезве. Отличие в том, что в кипящую воду кладут молотые зёрна, а после поднятия пены снимают с огня, чтобы поставить вновь, — до образования новой пены. И ни в коем случае не помешивают и не доводят до кипения. После первого поднятия пены её можно аккуратненько снять ложечкой в чашку, в которую потом налить кафу. Это будет домача (домашняя) кафа. В каждой семье свой рецепт, но мне запомнился этот.

3

Если вы попросите «кофе» в приличной старинной кафане, вам откажут, ибо там подают только кафу. Обычный в нашем понимании кофе — этот худосочный вариант настоящей кафы — можно выпить только в условных Старбаксах-Макдональдсах (слушайте, я в самом деле не знаю, есть ли в Сербии заведения подобного рода:)).

А ещё, говорят, существует косовска кафа, и она такова, что когда пьёшь её, «черную как битум, политика выходит из тебя сгустками мокрой шерсти».

8

* В общем, за кафой и ракией идём в сербскую кафану. Эммм, сербская кафана.…даже не знаю, как это определить получше…В общем, это кафе, трактир, ресторан, корчма, харчевня, закусочная, клуб по интересам, культурный центр. Здесь происходит всё — тут едят, пьют, поют, танцуют, общаются с друзьями и договариваются о делах. Иногда иностранец, ошалевший от пения, вываливается из кафаны, сжимая в одной руке договор, который украшают солидные лиловые печати (сербы любят солидные печати) и жирные пятна, и клянется, что он больше ни ногой….Хотя врет! И снова и снова возвращается в Сербию! (© iraan)

8

Когда упоминают о «кофейных столицах Европы», таких как Вена или там Львов, мне смешно. Первая кафана открылась в Белграде — внимание! — в 1521 году, а в 1728 году в Белграде было 200 кафан! Всё новое приходило в Сербию через кафаны (тут вновь обращусь к тексту уважаемой Ирины Антанасиевич (iraan), ибо она эксперт):

— первые политические партии были основаны в кафанах;
— первый сербский парламент заседал в кафане «Дарданелы»;
— первая электрическая лампочка в Белграде появилась не в королевском дворце, а в кафане «Гамбург» (на её месте, кстати, сегодня находится энергетическая компания «Электориндустрия Белграда»);
— первое театральное представление белградцы увидели в «Позоришной кафане» («Театральной кафане»), на месте которой сейчас… Национальный театр;
— первая сербская биржа появилась в кафане «Гражданска касина» («Гражданское казино»);
— первые спортивные клубы были основаны в кафанах;
— первый телефон в Белграде был установлен в кафане «Три листа дувана» («Три листа табака»);
— добровольцев на сремский фронт записывали в кафане «Златни конь»;
— первая книжная выставка состоялась в кафане «Коларац»;
— первый бильярдный стол появился в старейшей Белградской кафане «?», или «Знак Питаня», на открытии которой некогда присутствовал сам князь Милош.

9
Скадарлия - улица кафан

Можно продолжать до бесконечности, на самом деле. Мне повезло побывать вот в такой исторической кафане в центре Белграда — «Златно буренце» («Золотая бочка»), основанной в 1876 году. В ней также набирали добровольцев — на сербско-турецкую войну 1876–1878 годов:

3
2
4
6
Обязательное селфи

Помни, турист! — если в кафане нет красно-белых клетчатых скатертей, это не кафана. Всё что угодно — от ресторана (если с белыми скатертями) до рюмочной (если вообще без скатертей). Если вас обслуживают девушки или женщины, даже если очень красивые, — это не кафана, в кафане официантами могут быть только мужчины! Если в кафане нет живой музыки, это тоже не кафана. Ну, а если она есть, но там танцуют парами кавалеры с дамами, — и это не кафана. В настоящей кафане принято плясать, можно даже на столе, но танцы — общие, в круг, хороводом или вразнобой, никакой романтической чепухи и вот этого вот всего. И да, в кафане курят. ВСЕГДА курят. Вначале красиво стряхивая пепел в пепельницу. Затем — на колени себе, соседям, в близко стоящие рюмки и салаты. Курят, оставляя после себя клубы дыма, густые как холодец, и окурки, плавающие в соусе как экзотические креветки. (© iraan)

* Кстати о курении. Сербия вообще лояльна к любителям сигарет, здесь массово курят. Несмотря на то, что в стране действует закон, запрещающий курение в общественных местах, он «мягкий» — владельцы кафан и прочих заведений могут сами решать, позволять курить посетителям у себя или нет. Поэтому появляются такие вот знаки:

2

До не столь давнего времени большие пепельницы стояли в холлах всех учреждений, и, говорят, можно было курить даже в общественном транспорте. Я этого уже не застала, но и то что я вижу, убеждает меня, что здесь нет никакой дискриминации курящих, их права учтены так же, как и некурящих — никто не запихивает несчастных в отдельные залы-коморки или того хуже — в стеклянные кабинки-«стаканы». Хочешь — кури, не хочешь — не кури. Хочешь — пей ракию, не хочешь — не пей. Забавно, но при такой доступности спиртного и сигарет, почти все мои знакомые сербы — непьющие от слова «вообще», и большинство таки не курит. При этом выпившие сербы — вполне добродушны, и не понимают, почему русские агрессивны, когда «переберут».

* Одна из национальных забав — тотализатор. По всей стране куча так называемых кладиониц, где можно сделать ставки буквально в 2–3 евро на что угодно — от вероятности победы на выборах президента Сомали до выигрыша футбольной команды (как сербской, так и филиппинской, например). Можно поставить даже на тараканьи бега, которые пройдут где-то на Богом забытом острове в океане. Сами сербы понимают, что тотализатор — не есть дОбро, и считают, что таким образом их отвлекают от насущных проблем. Но при этом косяками идут в кладионицы. Я вот тоже там оказалась, прямо в центре Белграда. Фотографировать было нельзя, но мне, как русской — можно.

3
3
Ещё одно селфи

* Надо сказать, что сербы не просто так делают ставки на спортивные игры — они в массе своей знают толк в спорте. Спортом тут занимаются повально — и стар и мал. Вся страна болеет за ту или иную команду в том или ином виде спорта. При знакомстве не грех уточнить: а ты за кого — за «Партизан» или «Црвену звезду»? Это две белградские футбольные команды, между которыми уже 100500 лет продолжается «вечное дерби», расколовшее страну на две части. Дерби же определенно стоит посмотреть хотя бы раз из-за накала страстей — поверьте, такого шоу с файерами и дымовыми шашками вы не видели никогда. Я за «Црвену звезду» болею, если что;).

4
Болельщики "Црвены звезды" - делие

Delije na 147. večitom derbiju | Bakljadа

* И ещё чуть-чуть о еде: даже не думайте привезти сербам в подарок русские продукты — особенно, прости Господи, икру. Вам скажут — «Рыбьи яйца? Нет, спасибо, отдай коту». При этом водку (перцовку, например) или шоколад — можно. Шоколад съедят с удовольствием (в Сербии он, честно сказать, не ахти), а водку уберут в коллекцию, когда-нибудь может и выпьют.

* Из серии «А знаете ли вы?»: Сербия — крупнейший поставщик в ЕС малины, страна находится на первом месте в мире по сбору и поставкам этой ягоды. Ежегодно здесь собирают около 100 000 тонн малины, давно потеснив бывших «малиновых» лидеровПольшу и Чили. Малину в стране называют «красным золотом», и доход от её поставок за рубеж превосходит все ожидания.

Ну, поехали дальше — о языке, непереводимой игре слов и идиоматических выражениях.

* О языках в стране вообще. Общегосударственный язык — сербский, разумеется, но наравне с ним на региональном и местном уровнях официально используются ещё 12 языков. Например, в Воеводине имеется 6 официальных языков: сербский, венгерский, словацкий, хорватский, румынский и даже, не поверите, русинский. Вот некоторым бы такой языковой толерантности поучиться. Считается, что в регионе язык нацменьшинства может получить официальный статус, если его представители составляют не менее 15% населения.

* В Сербии в ходу как кириллица, так и латиница, при этом официальной является кириллица — на ней пишут документы, законы, вывески в госучреждениях. Но в реальной жизни становится всё больше латиницы — её употребляет молодёжь, которая в школе учит английский язык, часть печатных СМИ, сербский сегмент интернета. Хм, вот ещё что: как бы ни тужились соседи Сербии — страны, входившие в состав бывшей Югославии, их язык — сербский, ок, пусть сербскохорватский, но не боснийский или там черногорский, где даже 2 новые буквы придумали, чтоб «не как у сербов». На самом деле разница между ними такая же, как и между наречиями двух российских областей. Это как в сербской пословице: «Govori srpski da te ceo svet razume» («Говори по-сербски, чтобы весь мир тебя понимал»).

* Я уже пыталась рассказать о местных непереводимых выражениях вот тут, дополню. Вот, например, мерак (merak) — довольно сложное понятие. Мерак — это сербский дзен, умение получать удовольствие от самых обыденных вещей здесь и сейчас — то самое, что пытаются донести до нас поп-психологи, транслируя призывы «начать жить здесь и сейчас» из каждого утюга. А вот сербы умеют делать это с рождения. Это также — умение просто отдыхать, противоположное бурной деятельности в режиме «хватай мешки, вокзал отходит», разрешение себе ничего не делать. Многим из нас это недоступно. Мерак похож чем-то и на японское «любование» сакурой или красными клёнами, но вошедшее в жизненный уклад, и не подчиняющееся сезонам. Умение наслаждаться чашечкой кафы, погожим деньком, пением за столом, общением с друзьями, футбольным матчем, обществом своих детей, вкусной едой и т. д. Собственно, перевод слова «мерак» весьма неоднозначный, и тянет на целую диссертацию, — это и выражение желания, и качество действия, и процесс получения удовольствия, и грусть-тоска. Самый же «говорящий» вариант — «frljiti merak na nekoga», что означает «влюбиться». Вы можете себе представить, весь этот спектр чувств, ощущений и осознаний заключен в одном слове? Вся жизнь во всех её проявлениях — в слове «мерак».

5

* Вот ещё одно непереводимое понятиеинат (inat). Попробую объяснить, помолясь)). Инат — это назло, наперекор, вопреки, это значит «упереться насмерть», даже страдая от своего упрямства. Купить билет на трамвай и назло кондуктору пойти пешком. Пить кофе в открытой кафане во время бомбёжки — из любви к кофе и презрения к врагу. Инат — это наше «назло маме отморожу уши», но делая инат, серб получает удовольствие, страшно собой горд и наслаждается твоим недоумением «как можно радоваться тому, что страдаешь от собственной упёртости?». На самом деле, не дай Бог испытать на себе сербский инат, бессмысленный и беспощадный. Если серб «заинатил», его не сдвинуть домкратом.

3

Но в то же время инат не просто упрямство (для обозначения которого в сербском языке есть куча слов и выражений), это философское понятие, квинтэссенция самой сути упрямства, чистая, выкристаллизованная упёртость, сферическая в вакууме принципиальность, высший её пилотаж. Это также и национальная идея. Именно инат помог сербам пережить турок, австро-венгров и прочих захватчиков, кои толпами носились по сербской земле туда-сюда веками, и не потерять своей идентичности. Впрочем, и половина войн началась тоже «из ината». В масштабах государства инат — труба-дело, и любые международные усилия потерпят оглушительный крах. Вот сейчас сербы не строят стену от мигрантов и пускают к себе всех беженцев подряд, не потому что так их любят или жалеют, а чтобы насолить ЕС — из ината. Никто из мигрантов в здравом уме в Сербии не остается, все они стремятся на север. Ну и вот) Или перед американскими выборами весь Белград был оклеен портретами Трампа, из ината, — не потому что сербам он нравится или им до него есть дело, а потому что проевропейский сербский премьер «топил» за Клинтон.

2
Лагерь беженцев в Белграде рядом с ж/д вокзалом

Описывая инат, я понимаю, что я таки сербкиня — люблю весело упереться насмерть. Впрочем, инат в той или иной мере свойственен всем славянам, я думаю. Тут вот ведь какое дело: тот, кто заинатил — уже выиграл, так что не доводите сербов до греха ината:).

Мотивом практически любых действий серба бывает или инат, или мерак. Иногда — два в одном…Но это отдельная история…

* Непереводимое междометие «брэ» (bre). Его употребляют для усиления эмоциональной окраски слов все и везде, независимо от контекста, местонахождения, пола и возраста. Оно не переводится, дохлый номер. Я терзала этим всех своих знакомых. Лучшее объяснение — что-то вроде нашего эвфемического «блин». Чтоб было понятно, приведу объяснение с портала «Югослово»: »Daj mi pivo, bre!» — это не просто «дай мне пиво», это «по-человечески, в третий раз прошу — пиво дай!» Или вот ещё: «Хаjде, бре!» — «да ладно тебе!», или при встрече другу, которого давно не видел: «Gde si, bre?». Уж откуда оно взялось — история умалчивает.

* Эммм, вот ещё что…Как известно, сербский язык похож на русский (если читать, то всё понятно чуть более чем наполовину). Но чтоб вы не были шокированы: здесь в ходу обсценная лексика. Точнее, то, что нам слышится как русский мат, просто более эмоционально окрашенный повседневный язык. Они не разделены, понимаете? Ясно, что в официальных документах или на приёмах в правительстве так говорить не будут, но в программах новостей (в том числе и на государственных каналах), среди бабушек на лавочке, в школе, в больнице, в коммунальной или даже юридической конторе — запросто. Но и собственная обсценная лексика здесь есть тоже. Например, не стоит в магазинах обсуждать достоинства курятины, употребляя слово «курица» — оно созвучно с самым популярным ругательством из трёх букв, которое на заборах у нас пишут. Как не стоит что-то там рассказывать и о спичках, ибо без буквы «с» это слово значит противоположное по гендеру тому, что на заборах пишут. Знатоки утверждают, что «по своей брутальности сербский мат даёт фору русскому». В сети есть словарь сербского мата, и это скажу я вам жесть.

Ну вот на фото пример: вукоебина — это по-нашему захолустье, медвежий угол, Гуево-Кукуево. Сербы, надо понимать, считают волков (волк — вук) животными с тонкой душевной организацией, которые могут осуществлять процесс размножения исключительно в труднодоступных местах. Для столицы вукоебина — любое место в нескольких километрах от последней городской бензозаправки. Для районного города- ближайшее село. Для пригородного села — село удаленное. Настоящая же вукоебина та, для которой нет своей вукоебины. Настоящую вукоебину узнать легко — вокруг ходят нервные волки и хмуро поглядывают, прикидывая, когда ты свалишь. (© iraan)

Или вот «Прохујало са вихором»это роман «Унесенные ветром», я не шучу.

3

Многие одинаковые и схожие по звучанию с русскими слова имеют другие значения в сербском языке. Часто противоположные. Поэтому язык не так прост, как кажется на первый взгляд. Например:
Вредность (срб) — полезность
Право (срб) — прямо
Позор (срб) — внимание
Понос (срб) — гордость
Застава (срб) — флаг
Столица (срб) — стул
Буква (срб) — слово
Слово (срб) — речь
Майка (срб) — мать
Пук (срб) — полк (воинский), и соответственно пуковник — полковник и т. д.

* Сербы любят родину. Нет, не так, — сербы ЛЮБЯТ РОДИНУ. Они могут как угодно относиться к политике властей своей страны, к соседям по бывшей общей Югославии, но свою Родину они любят искренне и истово. Эта любовь многим заменяет религию. Граффити с героями Сербии и цитаты из национальной литературы на стенах домов — обычное дело, флаги страны на свадьбах и прочих семейных мероприятиях — тоже обычное дело. Взять с собой в поездку сербский флаг и развернуть его за границей в приливе гордости, что ты — серб, — и это нормальное явление.

3
2

* Вот этот жест из трёх пальцев — троеперстие или «поздрав са три прста» — национальное сербское приветствие. Впервые его использоваливо время Второго Сербского восстания в 1815 году. Во время последней войны он получил широкое распространение среди сербских военных, а затем его на вооружение взяли националисты. Сторонники единой Сербии трактуют жест как символ трёхземелья (Сербия, Черногория, Республика Сербская + Сербска Краина), с религиозной точки зрения он является символом Троицы. Попробовала я как-то в кадре поднять два пальца в жесте V (виктория), угу, что было, что было…

6

* Вместе с собственной родиной они любят и Россию. Иногда кажется, что Россию они любят больше, чем россияне. Утешает только то, что если мы вдруг влюбляемся в Сербию, то тоже любим её сильнее сербов. Все передают «матушке России» приветы, когда мы уезжаем домой, и часто повторяют: «Нас и руса двеста миллиона. А без руса — пола камиона» («Нас и русских — 200 миллионов, а без русских — полгрузовика»). :)

5

Искренне верят, что агрессии НАТО не было бы, если бы тогда у руля России не стоял президент-тряпка. Там реально культ России и российского президента. Его портреты — повсюду, его именем называют фонды и учреждения, заведения и даже населенные пункты. Вот на днях жители одного села единогласно проголосовали за то, чтобы сменить старое название, оставшееся с османских времен, на Путиново. Президент РФ является почетным гражданином 11 сербских городов, ему присуждены высшие государственные и церковные награды Сербии.

2

* Практически каждый серб мечтает побывать в России, а сделать селфи на Красной площади в Москве — вообще дело чести. На месте туроператоров я бы обратила внимание на это направление. Можно же сделать для сербов недорогие туры с посещением Москвы и Питера, например, но с чартерной перевозкой, ибо регулярка («Аэрофлот» или «ЭйрСербия») достаточно дорогая. В общем, дарю идею. Пользуйтесь, не благодарите.

* Говорить или нет с сербами о войне…Часто встречаю в отзывах — ни в коем случае не упоминайте в разговоре войну, особенно последнюю. Сложный вопрос, на самом деле. Если вы не знаете, что такое война, нет у вас такого опыта (и Боже от него вас упаси) — не говорите. Без толку. Вы всё равно не поймёте, но поковыряетесь своим любопытством в их не затянувшихся ещё ранах. Я говорила и говорю. И мы вместе плачем и вместе надеемся на лучшее.

3
5

* В музее авиации Белграда хранятся остатки американского самолета-невидимки F-117 «Стелс» — его сбили сербы во время последней войны (в 1999 году) из ЗРК C-125. Они просто не знали, что самолёт «невидимый».

4

* В Сербии существует семейный праздник — Слава. По значимости он важнее дня рождения, он важен почти так же, как Рождество. В каждой семье своя Слава, день, посвященный какому-то святому, покровителю семьи. Чаще всего сербы славят святого Николая, Иоанна Крестителя и святого Саву Сербского. Слава «передается по наследству» по линии мужа, то есть, выходя замуж, женщина отмечает Славу семьи мужа. На Славу принято приглашать массу народу — родню, друзей и знакомых, невзирая на их религиозные взгляды. Гостей бывает так много, что принять их всех в один день не представляется возможным, и празднество растягивается ещё на два-три дня. Столы на Славу ломятся съестным, вином и ракией. В каждой семье так или иначе есть свои правила для этого дня, например, в одной семье мне рассказывали, что женщинам садиться за стол с мужчинами нельзя, они только подают блюда, в другой семье — что это чушь, и все сидят за одним столом, но женщинам и правда присесть проблематично, обслуживая такое количество гостей. В общем, тут у меня ещё есть поле для исследования:).

2

* Когда в сербской семье кто-то умирает, пишут посмертницы - объявления с фото, именем и фамилией, датами рождения и смерти, и развешивают их на стенах зданий, на столбах, на досках объявлений. Их зачем-то часто фотографируют туристы. Прекращайте это.

* О вере: православная вера в Сербии искренняя, не напоказ, не для того, чтобы «вдруг где-то там зачлось». В храм ходят и пожилые, и молодёжь. При этом в местных церквях как-то проще, чем у нас, — никто не заставит женщин покрывать голову, надевать юбку (а не брюки), прикрывать декольте и т. д. Вот вы просто шли мимо храма и решили зайти — добро пожаловать, «добро дошли» в дом к Господу.

5
Собор святого Саввы в Белграде

* Интересный факт: есть в Сербии уникальная фреска 13 века, называемая «Белый ангел» (Бели анђео). Находится она в монастыре Милешево в юго-западной Сербии, неподалеку от Приеполя. О несомненной её культурной ценности я как-нибудь расскажу, а сейчас хочу отметить, что когда в космос был отправлен спутник с »пакетом достижений человечества», в нём, помимо картинок с изображением высадки человека на Луну, Великой китайской стены и т.д. было и изображение Белого ангела… Считалось, что если во вселенной всё-таки существуют разумные существа, лик Белого ангела будет воспринят ими как послание любви и понимания.

6

* Говорила уже, но повторюсь: на территории нынешней Сербии, где некогда располагалась римская провинция Паннония, родились 17 римских императоров. Только в окрестностях нынешнего пригорода Нови Сада — Сремской Митровицы — были рождены десять римских императоров (!): Гостилиан, Деций Траян, Клавдий, Аврелиан, Проб, Максимилиан Геркулий, Констанций II, Грациан и т. д.

3

* Королевская семья Карагеоргиевичей, правившая Сербией в качестве князей (1842–1859) и монархов (1903–1941), была отправлена в изгнание в 1945 году. Интересно здесь вот что: сын короля Петра II, кронпринц Александр, вернулся в Сербию в 2001 году, и сейчас проживает с семьёй в особняке в элитном белградском районе Дединье. Принц верит в восстановление монархии в Сербии, считая, что она может принести Сербии единство и стабильность. Несмотря на то, что его в этой иллюзии поддерживает церковь, сербы в недоумении от монарха — «он даже не говорит по-сербски!».

1

* В Сербии много реально старых автомобилей — возрастом более 30 лет. И они на ходу. Некоторые из них настолько древние, что кажется развалятся прямо посреди дороги. Однажды мне пришлось проехаться в Фиате каких-то очаковских времен. Ручка от пассажирской двери осталась у меня в руках.

3
3
4

* Сербы умеют строить дома. Обычная сербская деревушка выглядит как элитный посёлок в Подмосковье. Построить дом на окраине Белграда дешевле, чем купить в нём квартиру, ну и к стройке привлекают всю семью. Поскольку семьи большие, обязательно найдётся кум, сват и брат, умеющий класть кирпич, штукатурить или сантехничать.

* Пару слов об отношениях полов. Всем феминисткам рекомендую искать пару в Сербии. Тут никто не будет дарить вам цветов, подавать руку в транспорте и хватать вашу тяжелую сумку. «Сами, девочки, сами» ©. Никакой куртуазности, никакого сексизма:) При всём этом сербы в массе своей — мужчины надёжные и ответственные, прекрасные отцы, и не только собственным детям. Дамы, которые в теме, утверждают, что знакомиться можно даже на детской площадке, а ходить на свидания с маленьким ребёнком — вообще не проблема. Чаще всего тут знакомятся так: «а вот у меня есть сосед, а у него брат, так у его жены двоюродный племянник — прекрасный парень, я вас познакомлю», ну и интернет-дейтинг тоже «рулит». И вот что: в Сербии кофе — это только кофе, ужин — это ужин, и перейдёт ли ужин в последующий завтрак — девушке решать. Но цветов вы всё равно не дождётесь, здесь кормят чаще, чем цветы дарят)

На первый взгляд кажется, что в семьях тут царит патриархат, точнее, так думают мужчины-сербы, ибо женщины не дают им возможности в этом усомниться)) Но делают всегда по-своему). Да, и помните, что при встрече женщинам пожимают руку, при этом сначала приветствуют женщину, затем мужчину.

Ну что, на этой позитивной ноте я прервусь. Спасибо всем, кто дочитал до конца (честно сказать, я очень сомневаюсь, что кто-то осилит :)) Если что-то ещё вспомню — дополню. Или может быть читатели напомнят мне о каком-то важном сербском факте, о котором я забыла.

P.S. Всё вышесказанное, разумеется, относится и к сербам из Республики Сербской (БиГ), из поездки по которой в тексте использованы некоторые фотографии.

Частные гиды
в Сербии

Комментарии

Arkhip251166
+1
20 ноября 13:35
Очень интересно= много штрихов о Сербии, о которых не знал.,но догадывался!
AsiaGate
+1
20 ноября 13:48
Arkhip251166 писал 20 ноября 13:35
не знал.,но догадывался!
- Братья-славяне же))
albygan
+2
20 ноября 14:57
Осилил
Класс Пожалуй, о Сербии узнал из твоих рассказов больше, чем знал до этого! Правда.
Кстати, каймак одно из самых распространенных молочных блюд тюркоязычных народов. Плюс легко догадаться откуда пришла кафа в 16 ещё веке.
AsiaGate
+1
20 ноября 15:14
albygan писал 20 ноября 14:57
Осилил
- ну хвала тебе, драги, тогда!
Конечно это турецкие слова, и мерак тоже
albygan
+1
20 ноября 15:47
Да насчёт официантов в кафанах тоже понятно почему, но вот красно-белая клетка скатерти? Вроде как хорватский символ?
AsiaGate
+1
20 ноября 15:50
Не думаю, больше похоже на красно-белый "Српски крст" на флаге Сербии - крестом четыре огнива, или четыре буквы С, означающие девиз «Само слога Србина спасава» («Только единство спасет сербов»).
tinka61
+2
20 ноября 16:32
Оксана, браво! Шедевральный отчёт с массой полезностей и в то же время удивительно щемящий и лиричный. Написано от души, сразу видно. Очень понравилось!
AsiaGate
20 ноября 17:36
Ира, спасибо! Просто я люблю её, Сербию
Volkov81
+1
20 ноября 16:45
Приятнейший и вкусный рассказ о любимой Сербии )
AsiaGate
+1
20 ноября 17:38
Хвала Сви ми волимо Србију
vasilets
+2
20 ноября 16:46
Оксана,

Отличный обзор сербской действительности. И что приятно - не нудный
Искренне верят, что агрессии НАТО не было бы, если бы тогда у руля России не стоял президент-тряпка.

Я не серб, но тоже в это искренне верю....
AsiaGate
+1
20 ноября 17:38
И я, Сергей...Спасибо большое!
Vladimir_Shalaev
+1
20 ноября 16:55
Памятка туристу, выезжающему в Сербию. Я бы так сказал. Именно такой я себе Сербию и представляю.
AsiaGate
+1
20 ноября 17:39
Спасибо вам за внимание Надеюсь, чем-нибудь поможет этот отчет тем, кто в Сербию отправляется
Prisekina
+1
20 ноября 20:19
Очень познавательный рассказ!!!
AsiaGate
20 ноября 20:58
Спасибо!
Albina_Vershinina
+1
20 ноября 20:32
Поздравляю с абсолютно заслуженной медалью! После этой фундаментальной работы тебя точно можно называть главным экспертом по Сербии
Меня волнует, что ты делала с оторванной ручкой в авто? Оставила себе, как сувенир или все-таки отдала обратно владельцу?))
Понравилось фото с пьющей Моникой) Ракию и я употребляла, не скажу, что это напиток моей мечты, но попробовать ее в Сербии обязательно надо)
Футбольный фанаты удивили. До этого я "самыми-самыми" считала итальянцев и англичан!
AsiaGate
+2
20 ноября 21:00
Спасибо, сестрица!
Albina_Vershinina писала 20 ноября 20:32
После этой фундаментальной работы тебя точно можно называть главным экспертом по Сербии
- ау, админы!!!
Albina_Vershinina писала 20 ноября 20:32
Меня волнует, что ты делала с оторванной ручкой
- ну чё, отдала водителю, сто раз извинялась))
Скажи, Моника хороша? Кустурица с ней фильм всё-таки снял, никак не доберусь посмотреть...
Albina_Vershinina писала 20 ноября 20:32
Футбольный фанаты удивили. До этого я "самыми-самыми" считала итальянцев и англичан!
- отдыхают, нервно курят в стороне)
Albina_Vershinina
+1
20 ноября 21:29
До сих пор жалею, что не сбылось мое желание увидеть Монику на съемках )
AsiaGate
20 ноября 21:39
И я...Даже кошку в честь неё назвала Хотя получилась не Беллуччи, а Левински, да ты знаешь
sonnenschein
+1
20 ноября 21:10
я таки сербкиня — люблю весело упереться насмерть.
Ксюша, легко и с юмором поведала ты нам о сербах, умничка. Про Белого ангела хотелось бы поподробнее.
AsiaGate
+1
20 ноября 21:18
Спасибо, Леночка! Я про Белого ангела всё знаю, но не видела своими глазами. И даже если попаду, фотографировать нельзя. Хотя...я же русская, может и тут мне разрешат...
sonnenschein
+1
20 ноября 21:20
AsiaGate писала 20 ноября 21:18
Я про Белого ангела всё знаю
может с нами поделишься, интересно же
AsiaGate
+1
20 ноября 21:25
Ок, придумаю формат. Может, в блоге?
sonnenschein
+1
20 ноября 21:28
или о месте
Запись с ответом была удалена.
Dmitrijj_Mundshtukov
+1
20 ноября 21:13
Однако!
AsiaGate
20 ноября 21:18
Дим, надо понимать, понравилось
Dmitrijj_Mundshtukov
+1
20 ноября 21:48
Ну там же нарисовано -
Ну еще вот так можно -
AsiaGate
+1
20 ноября 22:07
Спасибо
Kapuletta
+1
20 ноября 21:22
С греческой или турецкой ракией, от которой даже тараканы разбегаются,
пАпрашу Грецию не обижать....
Джезва у меня с тех краев есть
ВСЕГДА курят. Вначале красиво стряхивая пепел в пепельницу. Затем — на колени себе, соседям,
(«Нас и русских — 200 миллионов, а без русских — полгрузовика»).
гордость какая-то у меня появилась....
Про Славу не знала, спасибо, просветила...
честно сказать, я очень сомневаюсь, что кто-то осилит :))
зря сомневаешься....
Про Белого ангела нам гид когда-то сказала, что незамужним надо дарить... Для, так сказать, создания Очага...
Вера у Сербов правильная. Для меня убедителен факт, что они не поехали на 8 Собор.
А вообще, Ксю, убедила еще раз. Сербия - хорошая страна!!!
AsiaGate
+1
20 ноября 21:35
Kapuletta писал 20 ноября 21:22
пАпрашу Грецию не обижать...
- ну прАстИтИ
Kapuletta писал 20 ноября 21:22
гордость какая-то у меня появилась....
- вот и у меня...Есть у нас таки братский народ - во всех смыслах...
Kapuletta писал 20 ноября 21:22
Для меня убедителен факт, что они не поехали на 8 Собор.
- вот да!
убедила еще раз. Сербия - хорошая страна!!!
- поезжай уже снова!
Kapuletta
+1
20 ноября 21:55
AsiaGate писала 20 ноября 21:35
- поезжай уже снова!
много еще не виденного )
AsiaGate
+1
20 ноября 23:27
AsiaGate писала 20 ноября 21:35
Для меня убедителен факт, что они не поехали на 8 Собор.
- Лена, нас тут поправили - они таки поехали. Хотя и не собирались. Но там случилась коллизия: "Большинство сербских епископов отказались подписать документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», однако в связи с тем, что его подписал Предстоятель, в итоговом тексте под ним автоматически поставили подписи всех сербских архиереев"...
Kapuletta
+1
20 ноября 23:45
Компетентный человек поправил? Не проукраинский?
AsiaGate
+1
20 ноября 23:48
Не скажу - не знаю На самом деле я пошла на сайты и порылась, таки да ( Пытались сербы там на соборе им немножко права качать...Но увы. Ну ничего, всё будет хорошо, я узнавала
Kapuletta
+1
21 ноября 0:58
AsiaGate писала 20 ноября 23:48
Ну ничего, всё будет хорошо, я узнавала
фуууу, слава Богу, а я про Патриарха сижу смотрю... он подтверждает)
AsiaGate
+1
21 ноября 8:01
Патриарх ещё в Луганске у нас пять лет назад сказал, что что ереси иногда брали верх, и расколы временно на каких-то территориях тоже побеждали. Но нет ни одной ереси, которая бы победила, и нет ни одного раскола, который бы победил за всю двухтысячелетнюю историю Церкви. Так что...)))
Kapuletta
+1
21 ноября 21:29
Знаешь, как бы нашего Патриарха ни поносили, я его уважаю безмерно... А уж как он в Лондоне спикал по-английски бегло, так вообще респект.
Kapuletta
+1
20 ноября 21:25
Сейчас даже фотку тебе пришлю Белого ангела, у меня икона есть из тех краев...
Запись с ответом была удалена.
Kapuletta
+1
20 ноября 21:30
вот он....
AsiaGate
+1
20 ноября 21:37
Ох, чудо как хорош...Поеду туда, если фотографировать внутри не разрешат, хоть икону куплю...
AsiaGate
+1
20 ноября 23:50
Поставила его себе на заставку на рабочий стол...
onegina17
+1
20 ноября 21:53
Больше можно ничего не читать и смело отправляться в путешествие! Еще и за свю сойдешь с такми-то знаниями...
AsiaGate
+1
20 ноября 22:27
Спасибо, дорогая! Ну за свою-то вряд ли)) Того, что мы русские - достаточно чуть более чем полностью
onegina17
+2
20 ноября 22:35
Я из Канады летела рядом с сербской тетенькой. Услышала, что мы говорим по-русски, уточнила, из России ли мы и к концу полета мы с ней обнимались-целовались, объясняясь во взаимной любви. Тетенька и правда классная и очень искренняя в своей любви к нам. А я вообще всех люблю - вот и сошлись мы в одной точке.
AsiaGate
+2
20 ноября 22:40
Меня нигде так не встречали, как там...Они нам на самом деле братья, а не те "братушки", что только и ждут нашей слабости. Вон сколько таких развелось. Тут совсем другое дело.
catys
+1
20 ноября 21:58
Очень здорово, Ксюш. Ничего, конечно же, не знала, да и даже если раз-другой съездишь - все равно не узнаешь, для этого нужно так, как ты, погружаться в среду...
Но как турковед со стажем - конечно же, не могла не заметить огромное количество рудиментов... и в языке, и в повадках
Но вообще для меня Сербия и вообще та часть Балкан, с их культурой и религией - это осколки Византии. К сожалению, пока только теоретически, но я туда доберусь, обязательно!
AsiaGate
+1
20 ноября 22:35
Спасибо, Катюша Конечно, Византия наша любимая
catys писала 20 ноября 21:58
конечно же, не могла не заметить огромное количество рудиментов...
- а что делать, века османов даром не прошли...
catys писала 20 ноября 21:58
но я туда доберусь, обязательно!
- искренне желаю тебе этого!
xl105
+2
20 ноября 22:56
Большое спасибо за рассказ. Просто чудесно.
Не примите за критику, просто небольшие уточнения.
Сербия — крупнейший поставщик в ЕС малины, страна находится на первом месте в мире по сбору и поставкам этой ягоды.

В общем это справедливо, но не для каждого года. На первом месте Сербия была в 2002 и 2006 годах, в прошлом на втором месте в мире, ну а этот год совершенно не удался. Неурожай.
Как известно, сербский язык похож на русский (если читать, то всё понятно чуть более чем наполовину).

Современный сербский несмотря на родственные корни, не очень-то и похож на русский, на украинский больше. По учебе мне приходится читать историю Сербской Православной церкви и в академической литературе понятно на 2/3, а уж если и словарь Ильи Толстого под рукой! Но стоит взять в руки газету... Как будто другой язык.
Говорить или нет с сербами о войне….

Вопрос действительно непростой.
Знаете что меня поразило больше всего? То как они рассказывают об этом. Как правило абсолютно без эмоций, как-будто о походе в магазин. Эти бесконечные ужасные подробности, совершенно спокойным голосом. В этом году совершенно случайно разговорились в очереди к массажисту с женщиной и она рассказывала о смерти матери и брата, о разбомбленном доме и еще об очень многом и все это вот таким спокойным голосом. И два года назад познакомились с семьей из Косово, и они говорили с такими же эмоциями.
AsiaGate
+1
20 ноября 23:04
Вам спасибо за внимание
Конечно не сочту за критику) Насчет малины - да, читала новость о том, что совсем неурожай в этому году, но уже решила не грузить отчет)
Насчет украинского - вы правы, украинский - мой второй родной, поэтому, конечно, я бы сказала, процентов на 60-70 похоже. Может мне поэтому и легче дается сербский - часть из русского подтягиваю, часть из украинского.
Насчет войны...Я просто на Донбассе живу. Поначалу эмоционируешь по этому поводу, потом нет, ибо не хватает никаких сил - ни физических ни душевных.
Tat_jana_Kireeva
+1
20 ноября 23:03
осилила и я...здравствуйте! И с очень большим интересом! Спасибо огромное! пригодится в поездке. Давноооо в планах Сербия. с уважением к Вашему труду и к Вам за любовь к Сербии - Татьяна К.
AsiaGate
20 ноября 23:05
Татьяна, спасибо огромное! Буду очень рада, если что-то из этих скромных записок пригодится! Если понравится, и будет настроение - поделитесь с нами своими впечатлениями по приезду из Сербии
xl105
+1
20 ноября 23:11
Для меня убедителен факт, что они не поехали на 8 Собор.

Мягко уточню: 1) Никакого 8 вселенского собора не было, была попытка провести Великий всеправославный собор; 2) Делегация Сербской церкви все-таки присутствовала на соборе, не было делегаций Русской, Болгарской и Антиохийских православных церквей.
AsiaGate
20 ноября 23:26
Уточнила, хм, таки они поехали... Но не собирались же...
Там коллизия случилась: "Большинство сербских епископов отказались подписать документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», однако в связи с тем, что его подписал Предстоятель, в итоговом тексте под ним автоматически поставили подписи всех сербских архиереев"...
KonstantinPavlov
+2
20 ноября 23:41
Осилили все кто взялся читать, ибо интересно. Секреты сербской жизни точно подмечены, с чем-то сталкивался там и поэтому знакомо, но и нового узнал не мало, а за это хвала пуно
AsiaGate
+2
20 ноября 23:45
Костя, тебе хвала пуно за то что осилил На самом деле всё это - общеизвестные факты для тех, кто даёт себе труд поинтересоваться
KonstantinPavlov
+1
21 ноября 9:51
AsiaGate писала 20 ноября 23:45
На самом деле всё это - общеизвестные факты для тех, кто даёт себе труд поинтересоваться
плюс личный опыт, а это очень важно
o_zhuravel
+2
21 ноября 8:10
Даже обидно за сомнения(. Зачем осиливать, если читать интересно! Особенно интересно, потому что свежи личные воспоминания и во многом схожие эмоции! http://www.tourister.ru/responses/id_11124
Спасибо!!!
AsiaGate
21 ноября 11:38
Спасибо! Ну, Сербия - далеко не топовое направление, одним моря не хватает, другим Европы Хотя мы-то понимаем, что не в море и не в Европе счастье
violik
+2
21 ноября 12:08
Оксана! Феноменальный рассказ!!!
Спасибо всем, кто дочитал до конца (честно сказать, я очень сомневаюсь, что кто-то осилит :))
Редкий случай, когда я практически не упустил ни одного слова. Почему? Поясню...
Я сравнительно (сравнительно... ) много поездил в групповых турах. А в таких турах всегда есть гиды (эксурсоводы и т.д.). Такие, скажем... работники разговорного жанра...
И вот я заметил. В тысячу раз ВСЕМ гораздо интереснее слушать экскурсоводов (гидов) когда, они рассказывают что-то о жизни страны (жизни людей), о менталитете народа и т.д. История (цари, короли... и т.д.) - это тоже интересно (Правда, интересно...), но уже через пару дней никто уже не вспомнит и пару имён упомянутых персонажей. А вот разговор об укладе жизни и т.д. всегда все слушают с огромным интересом.
Вот и я с огромным интересом прочитал Ваш рассказ. Потрясающий рассказ!
Особенно интересно было прочитать про инат. В первый момент прочитал и сразу же: Фу... Не люблю таких. Не люблю тех, кто делает всё в контру (контру ради контры...) А Вам, Оксана, здорово удалось описать, что такое инат. Но читаю дальше... И интересно Вы описали про то, что этот инат имеет и "оборотную сторону медали". И эта обороная имеет некоторые, весьма положительные моменты....
Оксана! Высший пилотаж!
AsiaGate
+1
21 ноября 14:09
Владимир, спасибо большое, очень приятно Я тоже заметила, что в групповых турах всегда люди спрашивают про жизненный уклад, местные особенности - это интересно, так быстрее понимаешь страну...
Когда я впервые довела серба до ината, я тоже была в шоке Пришлось показать ему русский инат С тех пор больше не экспериментирую Уж слишком мы с ними похожи)
violik
+2
21 ноября 14:24
Оксана! Есть вопрос один... Специально посмотрел только что Вашу карту путешествий. Из Югославии (а для меня всё это - Югославия) не увидел только Словению. Т.е. страны бывшей Югославии Вы увидели.
Так вот вопрос... Не про страны. Про народ этих стран. Они отличаюются чем-нибудь друг от друга? Не внешне... По менталитету
AsiaGate
+1
21 ноября 14:36
Я вот в Словении кстати и не была) Религия в первую очередь: хорваты католики, сербы православные, бошняки мусульмане. Не 100% такая религиозная принадлежность, конечно (а то меня сейчас снова начнут поправлять, как уже было)) - кому надо, найдёт соотношение), но это свою роль играет. Вспомните, их разделили в своё время именно по религиозному признаку, язык-то практически один. Хорваты "холодные" по менталитету, сербы - душевные, черногорцы - ленивые Хотя, может это мерак, а не лень)) После последней войны хорваты и сербы примирились только политически, во всех остальных смыслах - это вражда, за очень редкими исключениями. Сербы, живущие на территории Республики Сербской в Боснии, ничем от сербов из Сербии не отличаются. Сербы черногорцев несколько недолюбливают ) Хорваты, по-моему, вообще всех на Балканах недолюбливают - они "заточены" под Европу, там им и место, на самом деле. Вот кстати Карагеоргиевичу многие сербы простить не могут того, что когда-то подтянул хорватов в общее королевство. Жили б врозь, может всё было бы не так в дальнейшей истории. Ох, тут тоже на целую диссертацию можно наговорить)))
violik
+1
21 ноября 14:48
Спасибо. А по отношению к нам чувствовали разницу?

P.S.
AsiaGate писала 21 ноября 14:36
Я вот в Словении кстати и не была
Думаю, побываете ещё. К тому же, видел, что мои рассказы по Словении Вы все посмотрели. Там есть что посмотрть. Теперь ещё в советах напишу. Хотел в блоге, но понял - лучше в советах
AsiaGate
+1
21 ноября 15:00
violik писал 21 ноября 14:48
А по отношению к нам чувствовали разницу?
- конечно! Хорватам мы вообще по-боку, они ценят только европейских туристов. Черногорцы потребительски к нам относятся, особой любви не заметила, лишь бы денежки везли. Хотя вера у нас с ними тоже одна...Сербы и боснийские сербы (из Республики Сербской) любят нас безусловно, просто за то, что мы русские.
violik писал 21 ноября 14:48
мои рассказы по Словении Вы все посмотрели
- конечно, посмотрела! Очень интересно, красивейшие места, архитектура похожа на северную сербскую. Ну и среди словенцев у меня тоже приятели есть
violik
+2
21 ноября 15:15
Я был в Хорватии и Словении. Вроде бы, в обеих странах отношение нормальное. Но всё же на какой-то мизер... как мне показалось... В Словении отношение более радушное. Это не означает, что в Хорватии я столкнулся с каким-то негативом. Вовсе нет. Даже помню, как-то не по себе было, как в Ровини парень какой-то услышав, что мы из России, чуть ли не бегом за нами бежал и говорил: Брат! Мы братья!
AsiaGate
21 ноября 15:20
violik писал 21 ноября 15:15
в Ровини парень какой-то услышав, что мы из России, чуть ли не бегом за нами бежал
- может быть, он серб) У меня есть друзья-сербы с хорватским гражданством, которые вынуждены были бежать из Сербской Краины в Сербию. Но многие же двинулись и в Хорватию...Кстати, часто слышала от сербов, что исторически Дубровник - сербский город. Спорно, на самом деле, там католицизм сплошной вроде бы же...
Я в Хорватии тоже ничего плохого не заметила, но мы были у друзей, и странно было бы...Но с Сербией не сравнить, нет!
violik
+2
21 ноября 15:27
Но само отношение в Хорватии было весьма приветливым. И я всё же почувствовал... Лучше, чем к немцам
У меня жена в итоге очень полюбила Хорватию (и из-за отношения к нам, в том числе)
AsiaGate
+1
21 ноября 15:30
Попробуйте Сербию, поймёте, о чем я
vadimbryansk333
+2
21 ноября 12:47
Подписываюсь под всеми словами на 100%! Частенько бываю в Себии и мне до сих пор удивительно ТАКОЕ отношение сербов к русским! Как-то на заправке мы увидели тарелку с бананами апельсинами и наши девчонки попросили купить...Серб -продавец сказал,что не продается-это,мол,инсталляция,для красоты.Тут подошла менеджер,увидевшая российские номера авто -говорит,дай им,это русские! И денег брать отказались категорически! Таких примеров масса! А мы их подставили в 90-х...
AsiaGate
+2
21 ноября 14:14
Хвала, Вадим
Про русских - истинная правда, наши культурные коды наиболее близки среди всех прочих стран. Передо мной всегда открывают двери закрытых музеев, разрешают фотографировать там, где другим иностранцам запрещено и т.д.
vadimbryansk333 писал 21 ноября 12:47
мы их подставили в 90-х...
- было дело ((( Но нас всех тогда подставили, всех разорвали и развели в стороны, речь шла о том, чтоб выжить каждому в отдельности...Хотя стыдно, да. Но смотрите, они нас простили и зла не помнят. Нам всем у них нужно поучиться.
teona
+1
21 ноября 14:23
tinka61 писала 20 ноября 16:32
Оксана, браво!
- именно это и я хотела написать, да Ира опередила! :) Оксан, ну очень интересный, забавный и вкусный рассказ у тебя получился! Шедевр! Про кафу понравилось очень - наши люди значит :)
AsiaGate
+2
21 ноября 14:38
Спасибо, Теоночка, дорогая! Ты нечастый гость на сайте, тем ценнее мне твоё внимание!
Слушай, знаешь, как по-сербски "обезьяна"? Сейчас будешь смеяться - "маймун" По-грузински как?
teona
+1
21 ноября 14:46
AsiaGate писала 21 ноября 14:38
Сейчас будешь смеяться - "маймун"
- ты знала, да? по грузински "маймуни" :)
AsiaGate
+1
21 ноября 14:48
Ага, и очень удивилась, когда узнала)) Мне вообще языки интересны, происхождение слов, их миграция...Тут не от тюркского ли слова произошло, интересно? Надо почитать))
teona
+1
21 ноября 14:50
думаю у этого слова турецкие корни, так как в грузинском очень много турецких слов
AsiaGate
+1
21 ноября 14:56
И в сербском тоже, века под османами даром не прошли...
denis111
+1
21 ноября 15:04
Очень интересно, хотя признаюсь текст прочел не полностью)
AsiaGate
21 ноября 15:08
Денис, спасибо Я думаю, такие большие тексты интересны тем, кто собирается по этому направлению или уже был - сравнить впечатления)) А просто так я бы тоже читать не стала
borisnov
+1
21 ноября 15:20
Почитал внимательно. Очень интересно, хорошие наблюдения . Жили какое-то время в Нови Саде в семье, у которых разбомбили дом. Многое тоже поняли. Согласен со многим. Но многое не так однозначно - например будущее в ...нато и ес ...или нет ...
AsiaGate
+1
21 ноября 15:25
Спасибо за внимание!
borisnov писал 21 ноября 15:20
будущее в ...нато и ес ...или нет ...
- нет)) Пока сербов нагнут в ЕС, он развалится) А если премьер введет санкции против РФ, они устроят гражданскую войну. Я не сгущаю краски, я спрашивала их не однажды. Впрочем, обо всем этом уже нет смысла говорить, мир свернул на перекрёстке в другую сторону, и у нас у всех всё будет хорошо. Может быть, не так быстро, как хотелось бы.
borisnov
+1
21 ноября 15:36
Впрочем, обо всем этом уже нет смысла говорить, мир свернул на перекрёстке в другую сторону,
я апплодирую оптимизму ...хотелось бы
AsiaGate
+1
21 ноября 15:42
всё будет хорошо
vibas
+2
21 ноября 17:15
Оксан, очень интересно!!! Сразу в Сербию захотелось!)))
Мерак очень понравился! Вот бы мне мераку научиться!)) И "бре" тоже хорошее!
Инат не очень понял. Хотя развешивание Трампа на улицах - прикольно))
Кафаны тоже классная вещь! И вукоебина!
С греческой или турецкой ракией, от которой даже тараканы разбегаются, не только гости, не сравнить.
В Греции вместо ракии - узо. А в Турции не ракия, а ракЫ, только она другая - анисовая! И от нее никто не разбегается - ее разбавленной пить полагается))
В общем, понятно, что сербы как нация - очень счастливые по сути своей люди!
AsiaGate
+1
21 ноября 17:23
Витя, спасибо! Это хорошо, что
vibas писал 21 ноября 17:15
в Сербию захотелось!)))
, цель достигнута))
vibas писал 21 ноября 17:15
в Турции не ракия, а ракЫ, только она другая - анисовая!
- я анис на дух не выношу)) Так что хоть разбавляй - хоть нет)) Греческая узо ужас-ужасный, я чуть не померла))
vibas писал 21 ноября 17:15
сербы как нация - очень счастливые по сути своей люди!
-
vibas
+1
21 ноября 17:51
AsiaGate писала 21 ноября 17:23
цель достигнута))
Вообще очень интересно написала!
AsiaGate писала 21 ноября 17:23
Греческая узо ужас-ужасный, я чуть не померла))
потому что она тоже с анисом))
aprel2011
+1
21 ноября 19:27
Удивительный рассказ: открытие за открытием! Все новое для меня и интересное, спасибо!
Когда в сербской семье кто-то умирает, пишут посмертницы

Такую традицию мы тоже наблюдали в Болгарии, в Несебре. Не сразу поняли цель вывешивания этих объявлений...
AsiaGate
+1
21 ноября 19:41
Вам спасибо большое!
aprel2011 писала 21 ноября 19:27
тоже наблюдали в Болгарии
- наверное, это общебалканская традиция...
NataliaC
+1
21 ноября 22:58
Какой титанический труд, Оксана, подмечено, собрано, сгруппировано и с юмором, что не менее ценно!!
астоящая же вукоебина та, для которой нет своей вукоебины.
-
честно сказать, я очень сомневаюсь, что кто-то осилит :
-дочитала и с большим удовольствием, конечно все для меня ново, поэтому и интересно!!
AsiaGate
+1
22 ноября 7:56
Спасибо, дорогая! Ты прочла, потому что готовишься - мы же с тобой в нац парк собираемся
NataliaC
+1
22 ноября 16:36
AsiaGate писала 22 ноября 7:56
мы же с тобой в нац парк собираемся
-
larkis8
+1
22 ноября 0:40
Оксана, какой прекрасный рассказ про прекрасную страну и отличных людей! Читала и перечитывала! Все очень правильно написано! По всем пунктам согласна !!!
С каймаком (kajmak) всё ясно — он сыр из молочных пенок. На любителя, однако.
- любитель- это я . Подсела на него с первой пробы! Теперь мне коллега его привозит как главное лакомство, когда приезжает из Сербии!
Сербская ракия — это благороднейший самогон
- шливовица - шедевр!!! Рецепт приготовления нам рассказали так: "берете сливу, она бродит ничего не добавляя, из нее делают ракию! Какой у неё градус? Ну 45-50, кто же её мерит? Но ПЛОХИЕ ЛЮДИ потом в эту сливу добавляют сахар и дрожжи и опять перегоняют! Но мы такое не пьем! От такого голова болит!" А из колбочек надо пить так: поставить ракию и колбочки в морозилку, а потом пить её маленькими глоточками, смакуя вкус! У меня дома несколько штук колбочек хранятся, только ракии правильной нет !
Кафу пьют всегда и при любых обстоятельствах
- это что-то! С него начинается любое застолье и посиделки и вообще они его пьют постоянно! А чай черный пьют только, когда болеют! Его невозможно найти в Сербии! Там если чай, то это - ромашка или еще какие-то травы... Мой муж очень страдал из-за этого...
здесь массово курят.
- от этого уже страдала я, так как не переношу сигаретного дыма, а он там везде!!!
«упереться насмерть»
- да, это у них не отнять !
Там реально культ России
- это нас ОЧЕНЬ удивило. Такой любви к русским мы не встречали нигде! Реально, с нами носились, как с писаными торбами! В музее смотрители вспоминали русский язык, который учили лет 20 назад в школе и проводили нам экскурсию (только для нас двоих, бесплатно, просто, что русские пришли к ним в музей!).
семейный праздник — Слава
- это такое, когда к тебе в дом может придти и приехать кто угодно и ты всех сажаешь за стол и кормишь-поишь до отвала! Видела, очень удивилась!!!
здесь кормят чаще, чем цветы дарят
- накормить так, что ты не можешь потом дышать - это, как я поняла, обязанность всех сербов. Отказаться нереально! А как там все вкусно!!! И мясо-мясо-мясо! Для них только мясо считается едой, а остальное - добавка к еде! А цветы не дарят даже на свадьбу. Мы были единственные, пришедшие с букетом, который еле нашли, так как цветы там не популярны! А все остальные вместо цветов несли на свадьбу домашние торты! У них культ выпечки! И потом их все ели, а остатки раздавали гостям!
Спасибо всем, кто дочитал до конца (честно сказать, я очень сомневаюсь, что кто-то осилит :)
- ничего, что я тут еще своего навставляла ?
Взять с собой в поездку сербский флаг и развернуть его за границей в приливе гордости, что ты — серб, — и это нормальное явление.
- я тоже хочу развернуть здесь Сербский флаг. Это самые лучшие наши друзья и братья!!!!
Оксана, спасибо!!!
AsiaGate
22 ноября 8:07
Лариса, спасибо большое!
larkis8 писала 22 ноября 0:40
ничего, что я тут еще своего навставляла
- не просто ничего, а очень здорово, я ж сама просила дополнять Очень приятно, что такой отклик возник, оказывается, моя любимая страна - не только моя любимая
Про местные продукты - мне каймак не очень, я всё же больше твёрдые сыры люблю) Ракию в последний раз "дуню" привозила, и пила её ещё полгода потом - только в особых случаях. От отсутствия чая я не страдаю - и дома его не пью, а вот кофе...Знаете, что я скажу? - тот кто займётся в Белграде биотуалетным бизнесом - озолотится Я вообще не понимаю, как сербские организмы устроены, кофе же - мочегонное)) И бегаешь потом в поисках))) Из одной кафаны - в другую, а там снова кофе)) Так день и прошел)) К сигаретам я тоже спокойно, главное, что там никто никого не напрягает. Толерантность - это вот она.
Про мясы всякие даже не писала - у меня тут куча отчетов о Сербии и РС (ну и Хорватия, Черногория, Босния) - я этими мясами уже всех забодала, как мне кажется))
larkis8 писала 22 ноября 0:40
я тоже хочу развернуть здесь Сербский флаг. Это самые лучшие наши друзья и братья!!!!
- соглашусь на все 100% !!!
larkis8
+1
22 ноября 10:05
???? еще раз спасибо ! И напиши, пожалуйста про белого ангела! Очень интересно, но ничего про это не знаю! Хотя Сербия реально самая верующая страна!
AsiaGate
22 ноября 10:09
Обязательно! Только придумаю формат, я ведь там не была, я теоретик)))
AnastasiaJulia
+1
22 ноября 10:38
Ой, Ксюш, я не просто прочитала! Я будто попутешествовала там с тобой))) Какая ж ты умничка, настолько интересно, завлекательно, хоть билеты ищи И не смотря на такой легкий, полушутливый стиль рассказа, в каждом слове видна твоя любовь к этой стране! Потрясающе! Однозначно, моё утро удалось
AsiaGate
+1
22 ноября 10:56
Спасибо, дорогая! Да, я её люблю, Сербию... Вот тебе и идея для нового путешествия! Ты только представь, какую там можно фотосессию устроить, а если ещё и что-то в духе национального костюма подобрать, ммм...!
AnastasiaJulia
+1
22 ноября 12:38
Идея просто супер, она же еще и безвизовая?
AsiaGate писала 22 ноября 10:56
какую там можно фотосессию устроить, а если ещё и что-то в духе национального костюма подобрать
- это невозможная красотища будет! знаешь, чем меня завлечь))
AsiaGate
+1
22 ноября 12:48
Безвизовая, Юльчик
sheftali
+1
22 ноября 10:42
Прочитала прям запоем!! Хочется увидеть продолжение! А то вопросов в голове уже вагон и маленькая тележка
AsiaGate
+1
22 ноября 10:57
Настя, спасибо! Вы вопросы обозначьте, а то я тут уже всех забодала своей Сербией, полтора года пишу)) Иной раз отвлекаюсь на что-то другое, а потом снова о Сербии)) Не отпускает!
sheftali
+1
22 ноября 20:15
Боюсь замучить любопытством, но раз дали добро, то сдерживаться не буду)))
Меня интересует всё, что связано с семьёй.
Вот почему не дарят цветы на свиданиях? Денег жалко?Чувства проявлять не принято?Или цветов нет?)
AsiaGate
22 ноября 20:32
))) Денег вряд ли жалко - им это просто в голову не приходит)) Чувства тоже проявляют, они очень открытые, цветы в продаже есть)) Скорее всего не считают это важным. Равенство полов)) Почему и говорю, что феминисткам (в хорошем смысле этого слова, не мужененавистницам) - туда)) Я как-то спрашивала - почему руку не подаёте своей даме при выходе из транспорта, дверь не открываете перед ней. Отвечают - "А что, надо? У русских так принято?")) Можно выдрессировать, за пару недель научится, но часто забывает
Вспомнила случай: по всем газетам и сербскому инету прогремела новость, как молодой человек предлагал девушке выйти за него (оба местные) - на фоне водопада на колено встал, букетик, плакатик, так, ничего особенного
sheftali
+1
22 ноября 20:59
А что принято дарить любимым женщинам на праздники?
AsiaGate
22 ноября 21:14
ну прям такого списка нет Как у всех - по возможностям, по желанию. В гости ходят с тортиком, вином, вкусным чем-то...И вот что: у них ДР, допустим, так торжественно как у нас отмечать не принято, Слава в разы важнее, у старшего поколения по крайней мере. А молодёжь - везде молодёжь, празднуют в клубах, в кафешках, дарят всякие нужные молодёжные штуки) Я, честно сказать, в ступор впала, - а что за праздники у них ещё есть, на которые следовало бы дарить подарки? Рождество - застолье, Новый год менее важен, но тоже застолье, Слава - грандиозное застолье...Пасха опять же... Уточню при случае!
sheftali
22 ноября 21:17
А есть ли разница в поведении мужчин если он женат на местной девушке и если женат, например, на украинке?
AsiaGate
22 ноября 21:29
Я не думаю) Тут от характера обоих зависит, от желания принимать какие-то культурные особенности. Если вы о цветах и вот этом вот всём, то ничего невозможного нет) Хотя как правило женщины к ним переезжают, поэтому нам и приходится подстраиваться в большей степени) У них мужчин в стране сильно больше, чем женщин. Знаю серба, женатого на армянке - тут уж и смех и грех, очень различается культурный код. А русскими женами принято гордиться. Впрочем, и наши умудряются достать сербов, вплоть до развода, что вообще нонсенс, учитывая их трепетное отношение к семье.
Sergey_Kuznetsov
+1
23 ноября 22:13
Действительно, я тоже стал относиться к сербам и Сербии немного по-другому, после того как побывал там... Очень много интересного и приятного для нас, русских! Спасибо, Оксана за подробный и развернутый рассказ!
AsiaGate
+1
23 ноября 22:57
Вам спасибо за внимание, Сергей!
Alware
+1
24 ноября 22:35
Оксана, плюсую многократно! Ты создаёшь современный путеводитель, без ненужных фактов, легко искомых в тырнетах, но с тем этнографическим шиком, за которым едут туристы.
Немного критики - не хватает косовского взгляда,, он бы много-много моментов поменял.
AsiaGate
+1
25 ноября 7:59
Ой, спасибо, Серёж! ))
Alware писал 24 ноября 22:35
не хватает косовского взгляда, он бы много-много моментов поменял
- согласна, я с визой косовской муздыкаться не хочу, если будет шенген-мультик (а он, надеюсь, в след. году будет), постараюсь воспользоваться им и для поездки в Косово)
Svet-lanka
+1
26 ноября 0:30
И как можно было не дочитать до конца, столько занимательных фактов и интересностей о Сербии! Отличный рассказ . Если буду в Сербии - теперь только в заведения с красными скатертями в клеточку . Кстати, малина очень вкусная и в Черногории, так что не удивлена, что в Сербии экспортируют тоже. Забавные словечки местами встречаются, на чешском тоже "позор - внимание". Как все переплетено в славянских странах.
Приятно, что к нам так относятся сербы. Очень дружелюбный добрый, близкий нам по духу народ, вкусная кухня, интересная культура! Очень хочется посетить эту страну. Спасибо, что немножко познакомили
AsiaGate
+1
26 ноября 11:30
Спасибо большое!
Svet-lanka писала 26 ноября 0:30
Забавные словечки местами встречаются, на чешском тоже "позор - внимание". Как все переплетено в славянских странах.
- ага, Чехия у меня была первой Европой, я там от языка чуть со смеху не померла)) - "ванявки", "черстви потравини"))
Svet-lanka писала 26 ноября 0:30
Очень хочется посетить эту страну.
- желаю вам однажды туда отправиться!
Svet-lanka
+1
27 ноября 2:13
AsiaGate писала 26 ноября 11:30
я там от языка чуть со смеху не померла)) - "ванявки", "черстви потравини"))
вот точно!)))
AsiaGate писала 26 ноября 11:30
- желаю вам однажды туда отправиться!
Спасибо
Svetlana_Dushkina
+1
28 ноября 12:40
А я была в Милешеве, но ангела видела только скульптурного, в монастырском дворе.
Я вообще больше люблю лицезреть все снаружи, нежели изнутри, да еще ко всему прочему, вовсю в Западной Сербии начались поплави, в т.ч и в Приеполье...Но об этом мы узнали только вечером из новостей)) на тот момент мы обалдевали от рева несущейся грязной воды, бывшей совсем недавно рекой Лим, и удивлялись, как она все-таки не добралась до дороги....как оказалось, местами добралась таки)
В общем, наводнения сильно скорректировали наш маршрут, который пришлось в галопе менять прямо на коленке) зато пришлось внезапно заночевать в Златиборе, который в наши планы на ближайшие годы совершенно не входил
AsiaGate
28 ноября 12:44
Светик, приветик! Ну вот, а у меня и Ангел, и Златибор только в планах)) От наводнения надо было в горы бежать, ага)))
Svetlana_Dushkina
+1
28 ноября 22:31
дык, мы по незнанке и пытались в начале марта попасть в каньон Увца, меандры знаменитые позырить и на сипов полюбоваться)) сейчас вот думаю, ну с какого такого перепугу я решила, что нам непременно надо туда попасть именно в начале марта))) все встреченные нами сербы, у которых мы спрашивали дорогу, делали большие страшные глаза и уговаривали нас даже не пробовать до лета...в общем, мы развернулись, и поехали в наводнение...)) посмотрели монастырь, решили ехать в Кральево, т.к. там нас ждал следующий пойнт - монастырь Жича, однако гадский навигатор повел нас верхом по горам, где мы попали в снежный завал...мы, правда, не встряли, но там работал грейдер, и чуваки (типа рейнджеров), которые сначала обещали нас проводить через перевал, отговорили даже пытаться пробовать.
Зато Златарско езеро вдоль и поперек посмотрели)))
В общем, все эти покатушки туда-сюда, с потерей времени, вынудили нас задуматься о ночлеге...а там как раз Златибор неподалеку...вот так мы внезапно и оказались в Златиборе)) и уже в номере гостишки из новостей узнали, что Кральево затопило, как, собственно, и Приеполье (местами), просто мы как-то удачно проскочили, видимо.
Зато в ресторане отеля нам пришлось пить ракию с какими-то бизнесменами, по видимому: один русский, который сильно удивлялся,как мы там оказались в столь неурочный час, а второй - серб, живущий в Мск.
Потом еще долго сидели с одним местным парнем (работником соседнего отеля), с которым беседовали о войне, истории и вообще о жизни. Причем, он по-русски ни бельмесы, мой запас сербского тоже как-то иссяк постепенно (ну, после энного кол-ва не только ракии, но и вранаца, бгг), и мы общались точно как в Особенностях национальной охоты))) причем, прекрасно друг друга понимали, даже мой муж, который до того сербский понимал значительно хуже меня. В общем, посидели прекрасно, наш новоиспеченный друг нас утром еще и провожать пришел.
В общем, видиковац Молитва теперь для нас - незавершенный гештальт, который мы закроем рано или поздно. В сентябре просто тупо по времени не успевали, но зато побывали на видиковце Байнска Стена (тоже виды - просто вау). Да и вообще, при том, что мы по Сербии прилично накатали, нам там еще смотреть - не пересмотреть! И мы однозначно для себя решили, что и в четвертый раз поедем в Сараево)) ну, про любимый Белград вообще молчу. И Мокра Гора - непременно! И ведь не надоедает же!
Ну а что, останавливаемся уже в проверенных местах, где все устраивает, ходим знакомыми тропками - ничего выдумывать не надо! И главное - таким счастьем накрывает...каждый раз - как первый!
Кстати, в этот раз мы забили на навигатор и ездили по офф-лайн гугл-картам, намного больше понравилось!
AsiaGate
29 ноября 8:33
Svetlana_Dushkina писала 28 ноября 22:31
при том, что мы по Сербии прилично накатали, нам там еще смотреть - не пересмотреть!
- вот да, Сербия неисчерпаема!
Так в нацпарк лучше всего летом ехать? Ну мы так и подумали, с подружкой Тару планируем себе на лето, но там как получится.
Svetlana_Dushkina писала 28 ноября 22:31
мы общались точно как в Особенностях национальной охоты))) причем, прекрасно друг друга понимали, даже мой муж, который до того сербский понимал значительно хуже меня.
- ракия обладает какими-то выдающимися коммуникативными свойствами, ага, я тоже заметила
Svetlana_Dushkina
+1
29 ноября 9:52
В нацпарке Тара не проблематично ездить, по крайней мере там, где мы были. При том , что это был сентябрь и лило вторые сутки подряд...до Байнской Стены без проблем добраться. Там , правда, до самого видиковца с километр пешком и немного в гору, по камням, поэтому если сильно мокро, то немножко опасно)) а вот до Молитвы добираться посложнее, тут уж лучше точно ехать в теплое время года и обязательно в хорошую погоду. Мои знакомые (по инстаграму) летом в дождь так и не смогли пробраться, дороги и тропы размыло...
А нам, видимо, летом таки придётся в Грузию ехать. Очень хочу туда, но совершенно не представляю, как переживу без Сербии следующий год
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.