Турист Елена (Elpon)
Елена
была вчера 18:20

Тутаев — Россия Август 2016

Тутаев (Романов-Борисоглебск) входит Золотое Кольцо России. Но так сложилось, что стоит он в стороне от больших дорог. Потому и наши поездки обходили его стороной.

Городок размещается в живописных местах на пути из Ярославля в Рыбинск, по крутым волжским берегам, и делится, как и прежде, на Борисоглебскую сторону — справа по течению реки, и Романовскую — слева.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Изначально (с XIII века) это были два поселения — Романов и Борисоглебская слобода — друг напротив друга на разных берегах Волги. В XIX веке их объединили в один город с общим названием Романов-Борисоглебск. После октябрьской революции Романов-Борисоглебск сподобился получить новое название в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева.

В этом году в Романове-Борисоглебске мы побывали дважды: в мае и в августе. Поэтому рассказ о Тутаеве будет сопровождаться фотографиями из майской поездки с нежным цветением яблони и вишни и августовскими с буйством красок цветов и плодов в палисадниках.

Как-то давненько, по случаю, я купила небольшую брошюру-путеводитель «Романов-Борисоглебск», но отложила ее до поры до времени. Зимой брошюра попалась мне на глаза, я стала ее листать и обратила внимание на фотографии Воскресенского собора, что на Борисоглебской стороне. Стало ясно, что такой потрясающий храм нужно увидеть воочию.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Когда мы на майские праздники предприняли поездку по городам Ярославской области (По Верхневолжью: Мышкин-Пошехонье, По Верхневолжью: Дёмино-Рыбинск ), Тутаев очень удачно вписался в наш маршрут. Загвоздка была лишь в том, что времени у нас было немного, а Романов с Борисоглебском хоть и сожительствуют вместе почти 200 лет, но так и не приобрели моста через реку — для удобства перемещения из одной части города в другую. Понятно, что с учетом времени на паромную переправу, посмотреть обе части города мы не успеем. И хотя большинство достопримечательностей города располагаются на Романовской стороне — мы не стали теряться в сомнениях и решили — едем через Борисоглебскую часть.

Борисоглебск

Поселение на правом берегу Волги возникло в 1238 году. Беженцы из Ярославля, спасавшиеся в приволжских лесах от набегов монголо-татарских захватчиков, построили здесь деревянную церковь в честь святых Бориса и Глеба. Жители Борисоглебской слободы поставляли рыбу к царскому столу: осетра стерлядь, севрюгу. Занимались они также и кузнечным делом, земледелием, торговлей.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

В 1777 году по указу Екатерины Великой Борисоглебская слобода получила статус города.

Главная святыня города, Воскресенский собор — без всякого преувеличения является выдающимся памятником русской архитектуры и живописи.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Храм построен в 1652—1678 гг. и слывет старейшим в Тутаеве. Воскресенский собор сумел оставаться действующим все годы своего существования.

Внешне храм необычайно красив и торжественен. Вокруг окон — нарядные белые наличники, стены декорированы изразцовыми вставками и колонками, напоминающими гирлянды. Под кровлей искрится лента цветных росписей.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Внутреннее убранство собора тоже замечательно. Стены храма и галерей мастерски расписаны артелью ярославских художников в конце 70-х годов XVII века. Фрески заполняют все пространство церкви — стены, купола, столбы, откосы окон.

А также есть уникальная чудотворная икона «Спас Оплечный» XV века. Ее размеры — около 2 на 3 метра. Она появилась еще во времена деревянной церкви Бориса и Глеба, стоявшей на месте нынешнего собора.

В мае нам не удалось попасть на летние галереи (паперти) — доступ туда открывается около середины мая. В этом году переезд из зимнего (нижнего) в летний храм намечался на 15 мая. К этому дню туда должны были перенести и образ Спаса.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Так как галереи открыты лишь в теплое время года, когда службы проводятся в летнем храме, то в другие месяцы года можно попытаться поискать кого-нибудь из служителей церкви для сопровождения. Говорят, что это возможно.

Мы же побывали в галереях собора во время августовской поездки. А там есть, что посмотреть. На стенописях изображены сюжеты из Ветхого Завета: сцены из жизни Адама и Евы в раю, сооружение Вавилонской башни, всемирный потоп и история Ноя. Также языком живописи рассказаны сюжеты из истории греческой и русской церквей.

Падение Вавилонской башни. Фреска.

В мае мы поднимались на колокольню соборного комплекса. Туда не только пускают, но и разрешают звонить в колокола. Но нужно учитывать, что вход на колокольню отрыт с 11 часов — такое объявление висит на входе. Сверху открываются роскошные виды на храмы Романова, на корабли и баржи, плывущие по Волге, на цветущие вишни в садах тутаевцев. И что немаловажно — с колокольни можно подробнейшим образом рассмотреть прекрасные архитектурные украшения верхней части собора, которые неприметны при взгляде с земли.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Метрах в 300-х от Воскресенского собора есть родник Николая Чудотворца с часовней, в которой оборудована купель.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Тутаев, в своей старой части, не может похвастаться таким прянично-сувенирным глянцем, как, например, Суздаль.

Он, несомненно, попроще и понастоящее — небольшой провинциальный русский городок.

Дом, начало XX века.

Жители по весне копаются в своих грядках — огородах, мальчишки катаются на велосипедах. Кто-то спешит на пристань парома, чтобы наведаться в другую часть города по делам или в гости, кто-то идет с сумками из магазина, в общем, обычная жизнь российской глубинки.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Интересно, что совсем рядом этими патриархальными несуетными улочками находятся стекло-бетонные современные кварталы с многоэтажками, супермаркетами, интенсивным дорожным движением. В Тутаеве проживает около 40 тысяч человек. В 1960-е годы здесь заработал крупный завод по выпуску дизельных моторов. Одновременно со становлением завода разворачивалось и строительство новых жилых микрорайонов.

На улице Луначарского с недавних пор образовался небольшой музейный квартал, ведущий свою культурно-просветительскую историю, насколько я поняла, с выставки «Царская овца».

Сейчас это один из разделов в экспокомплексе «Борисоглебская сторона». Выставка «Царская овца» рассказывает о знаменитой романовской овце. Эта порода была выведена в Романовском уезде по наказу Петра I. Главное ее достоинство — это добротная овчина, шубы из которой получались теплыми и очень легкими.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Экспокомплекс занимает несколько верхних аудиторий в здании православной школы.

Постепенно экспозиция расширилась, и появились новые выставки: «Мануфактура Е. Е. Классена», рассказывающая об истории появления льнокомбината «Тульма»; «Квартира Букваря»; «Советская провинция», повествующая о временах не столь уж далекого советского прошлого; и другие.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Рядом со школой есть музей «Дом купца Вагина», представляющий разнообразные материалы о жизни местного купечества.

Напротив, в здании пожарного депо начала XX века, располагается музей адмирала Ушакова. Русский флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков (1744–1818) родился в селе Бурнаково, что неподалеку от Тутаева.

Пожарное депо, начало XX века.

Еще в этом импровизированном музейном квартале имеется любопытный «Парк СССР» — уютный сквер за белокаменно-решетчатой оградой, где собрали парковую скульптуру советских времен и ретро-автомобили.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Каменные пионеры с горнами, пионерки с веслами и бюсты вождей расставлены вдоль ухоженных дорожек под вековыми березами — как бы попадаешь на самую светлую и антуражную страницу советской истории.

… и Романов.

С Борисоглебского берега в мае мы полюбовались на прибрежные храмы Романовской стороны.

На северной окраине Романова — Троицкая церковь «на погосте» 1783 г.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Спасо-Архангельская церковь построена на средства прихожан в 1746 — 1770 г.г.

Казанская-Преображенская церковь 1756—1758 гг. Храм вместе с колокольней образует самый фотогеничный ансамбль в панораме левобережья. Церковь возвышается на укрепленной валунами площадке. Некоторые валуны можно разглядеть с противоположного берега. По преданию, для укрепления береговой линии, всех прибывающих в город торговых людей обязывали свозить сюда камни.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Крестовоздвиженский собор «что в валах» (1658 г.) старейший храм Романовской стороны. Поставлен среди валов на месте древнего городища, с которого начинался город Романов. Валы городища были насыпаны в 1468 году.

Около собора сохранился дом Зацепиных, построенный в начале XIX века и бывший центром обширной дворянской усадьбы.

Как раз напротив Крестовоздвиженского собора и усадьбы — причал паромной переправы.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Зимой на Романовскую сторону, как говорят, можно перебраться по льду. А в межсезонье … через Ярославль.

Летом паром ходит регулярно — ежечасно. Местные жители, видимо, привыкли пользоваться паромами, как мы пользуемся маршрутками.

Но если надо быстрее перебраться на другой берег — можно и лодку-такси взять.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Борисоглебская сторона

Романов мы посетили в августе и рассказ о нем впереди…

Другие рассказы из поездки по Ярославской области:

По Верхневолжью: Мышкин-Пошехонье

По Верхневолжью: Дёмино-Рыбинск

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

P. S. Городу Тутаеву в Ярославской области вернут историческое название Романов-Борисоглебск. Госдума на заседании 11 ноября 2016 года приняла в первом чтении законопроект о переименовании города Тутаев Ярославской области в город Романов-Борисоглебск.