Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был вчера 7:59
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Иерусалим — Израиль Апрель 2009

Продолжение заметки По Израилю. Часть 2: От отеля «Тауэр» до Яффских ворот Старого города Иерусалима

Естественно, войдя в Старый город через Яффские ворота, я в первую очередь направился в Храм Гроба Господня. Несмотря на поздний вечер, Храм, к счастью, был открыт. И на второй, и на третий день пребывания в Иерусалиме я вновь и вновь возвращался туда…

Храм Гроба Господня

Для людей, придерживающихся христианских традиций, Храм Гроба Господня — главная достопримечательность Иерусалима. Я был в нем в страстную неделю, когда, вроде бы, он должен быть особенно наполнен. Но, к моему удивлению, я не увидел там много народа. И вообще, по моему впечатлению, христиане даже в эту неделю были в меньшинстве в Старом городе… Это обусловлено во-первых, тем обстоятельством, что православная страстная неделя была, естественно, позднее католической и протестантской, а православные христиане — всего лишь одна из ветвей религии, приверженцы которой не самая многочисленная ее часть. Во-вторых, в это же время, но чуть раньше, отмечался еврейский Песах, поэтому евреев в Старом городе было очень много. Наконец, в третьих, для самой многочисленной общины Старого города — мусульман, православная пасха, как, впрочем, и Храм Гроба Господня, безразличны. Они живут своей привычной жизнью, используя улочки христианского квартала, примыкающие к Храму, для торговли.

Еще я думал, что в Храме Гроба Господня, как самом священном храме христиан, должны соблюдаться какие-то особые правила и ритуалы, гораздо более строгие, чем в обычных храмах. Ничего подобного! Храм был как проходной двор! Никаких запретов или ограничений! Женщинам можно заходить в мини юбках, шортах, джинсах, простоволосыми. Мужчины тоже могут быть в шортах.

Никаких ограничений на фото и видеосъемку (за исключением съемки в Кувуклии). Никаких рамок на детекцию металла. Никакой охраны или полиции. Удивительно!

Я подробно и внимательно осмотрел все части относительно небольшого храма. По размерам он не идет ни в какое сравнение со Святой Софией в Стамбуле и Собором Святого Петра в Ватикане, которые единственные, по моему мнению, могут сравниться с Храмом Гроба Господня по рангу.

По Израилю. Часть 3: В Храме Гроба Господня

Считается, что первая церковь на месте, где был обретен Животворящий крест, была построена царицей Еленой в IV-ом веке. Затем, по разным источникам, храм разрушался и выстраивался вновь, пока, воодушевленные слухами об очередном разрушении храма крестоносцы, на захватили Иерусалим и не начали возведение нового храма. Считается, что с тех времен (XII–XIII века) кое-что сохранилось в облике ныне существующего храма, но большая часть утрачена, в том числе из-за землетрясений.

Для россиян важен эпизод, когда русский монах Арсений Суханов посетил Иерусалим в XVII-ом веке и привез патриарху Никону деревянную копию Храма Гроба Господня. Именно по ее образу и подобию под Москвой появился Воскресенский храм, называемый Новоиерусалимским. Как и кувуклия — по образу и подобию иерусалимской. Поэтому, когда в результате очередного пожара в начале XIX-го века Храм Гроба Господня почти весь сгорел, включая кувуклию, то подмосковный храм и кувуклия были использованы в качестве прототипов для восстановления оригиналов. Финансово в перестройке Храма Гроба Господня поучаствовала романовская императорская семья.

По Израилю. Часть 3: В Храме Гроба Господня

Как известно, храм поделен между греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской церквями. Каждая из них имеет свой придел и время для молитв. Православной церкви принадлежит Голгофа, а Кафоликон. Церковь францисканцев и алтарь гвоздей — католической церкви (францисканцам). У лютеранской церкви в храме нет ничего. Храм Елены и придел «Три Марии» — армянской церкви. Кувуклия с гробом господним принадлежит всем конфессиям. Трудно поддерживать мир и в коммунальной квартире, что уж говорить про ставший коммунальный главный храм христианской религии.

Существует несколько давних традиций и установленных порядков, чтобы конфессии не конфликтовали. Для этого используются представители нейтральной — мусульманской стороны. Так, например, ключ от храма уже 900 лет принадлежит одной из мусульманских семей. А право открывать храм этим ключом принадлежит другой мусульманской семье.

По Израилю. Часть 3: В Храме Гроба Господня

На меня Храм Гроба Господня произвел огромное впечатление! Я до сих пор переживаю и не могу до конца осознать те чувства, которые я ощутил, побывав в этом храме.

Кувуклия

Оказавшись в Храме Гроба Господня, в первую очередь идем к Кувуклии, модели Гробницы в скале, где был погребен после распятия Христос, и где на третий день воскрес. Нынешняя Кувуклия была сооружена в начале XIX-го века после того, как предыдущая была утрачена в пожаре. Эта Кувуклия тоже пострадала во время землетрясения в середине XX-го века, поэтому она укреплена стальными балками-стяжками. С внешней стороны Кувуклии имеется небольшая коптская часовня.

Обычно у Кувуклии уже стоит очередь из тех паломников и туристов, которые пришли раньше вас. Я был готов к тому, что придется стоять долго, так как внутрь Кувуклии пускают по одному. Но очередь довольно быстро двигалась, и мне удалось попасть к Главному Алтарю Храма примерно через полчаса.

У входа в Кувуклию стоят два крепких священнослужителя, которые соблюдают порядок и не допускают внутрь неуравновешенных и подозрительных людей. В первом помещении — Приделе Ангела, размерами примерно четыре на четыре метра, куда пропускают несколько человек, имеются еще два охранника, которые призывают не использовать фото и видеоаппаратуру. Во втором — самом маленьком помещении примерно два на два метра можно увидеть мраморную плиту, прикрывающую погребальное Ложе, на которое был положен Христос по еврейскому обычаю захоронения в скале ногами на восток, головой на запад. На плите можно увидеть трещину, которая, как рассказывают, появилась тогда, когда мусульмане хотели использовать плиту в мечети.

Конечно, верующие и соблюдающие церковные обряды при входе в Придел Ангела и в Живоносный Гроб молятся, прикладываются к камню, отваленному Ангелом, и целуют низкий вход. Затем ставят свечи. Для меня — некрещеного, эти обряды недоступны…

Голгофа

Голгофа — скала, на которой, по преданию, был распят Христос. Это место сейчас выделено в Храме Гроба Господня на втором этаже. Там вы увидите очередь из паломников и туристов, которые подходят к алтарю, опускаются на колени, протягивают внутрь руку и дотрагиваются до углубления в скале. В этом углублении, по преданию, был установлен в свое время крест, на котором был распят Христос.