Сергей Кузнецов — был сегодня 8:29
 – Я попал в топ-2%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

По Израилю. Часть 3: В Храме Гроба Господня

17 ноября 22:06 Иерусалим — Израиль Апрель 2009

Продолжение заметки По Израилю. Часть 2: От отеля «Тауэр» до Яффских ворот Старого города Иерусалима

Естественно, войдя в Старый город через Яффские ворота, я в первую очередь направился в Храм Гроба Господня. Несмотря на поздний вечер, Храм, к счастью, был открыт. И на второй, и на третий день пребывания в Иерусалиме я вновь и вновь возвращался туда…

Храм Гроба Господня

Для людей, придерживающихся христианских традиций, Храм Гроба Господня — главная достопримечательность Иерусалима. Я был в нем в страстную неделю, когда, вроде бы, он должен быть особенно наполнен. Но, к моему удивлению, я не увидел там много народа. И вообще, по моему впечатлению, христиане даже в эту неделю были в меньшинстве в Старом городе… Это обусловлено во-первых, тем обстоятельством, что православная страстная неделя была, естественно, позднее католической и протестантской, а православные христиане — всего лишь одна из ветвей религии, приверженцы которой не самая многочисленная ее часть. Во-вторых, в это же время, но чуть раньше, отмечался еврейский Песах, поэтому евреев в Старом городе было очень много. Наконец, в третьих, для самой многочисленной общины Старого города — мусульман, православная пасха, как, впрочем, и Храм Гроба Господня, безразличны. Они живут своей привычной жизнью, используя улочки христианского квартала, примыкающие к Храму, для торговли.

Еще я думал, что в Храме Гроба Господня, как самом священном храме христиан, должны соблюдаться какие-то особые правила и ритуалы, гораздо более строгие, чем в обычных храмах. Ничего подобного! Храм был как проходной двор! Никаких запретов или ограничений! Женщинам можно заходить в мини юбках, шортах, джинсах, простоволосыми. Мужчины тоже могут быть в шортах.

Никаких ограничений на фото и видеосъемку (за исключением съемки в Кувуклии). Никаких рамок на детекцию металла. Никакой охраны или полиции. Удивительно!

Я подробно и внимательно осмотрел все части относительно небольшого храма. По размерам он не идет ни в какое сравнение со Святой Софией в Стамбуле и Собором Святого Петра в Ватикане, которые единственные, по моему мнению, могут сравниться с Храмом Гроба Господня по рангу.

Считается, что первая церковь на месте, где был обретен Животворящий крест, была построена царицей Еленой в IV-ом веке. Затем, по разным источникам, храм разрушался и выстраивался вновь, пока, воодушевленные слухами об очередном разрушении храма крестоносцы, на захватили Иерусалим и не начали возведение нового храма. Считается, что с тех времен (XII–XIII века) кое-что сохранилось в облике ныне существующего храма, но большая часть утрачена, в том числе из-за землетрясений.

Для россиян важен эпизод, когда русский монах Арсений Суханов посетил Иерусалим в XVII-ом веке и привез патриарху Никону деревянную копию Храма Гроба Господня. Именно по ее образу и подобию под Москвой появился Воскресенский храм, называемый Новоиерусалимским. Как и кувуклия — по образу и подобию иерусалимской. Поэтому, когда в результате очередного пожара в начале XIX-го века Храм Гроба Господня почти весь сгорел, включая кувуклию, то подмосковный храм и кувуклия были использованы в качестве прототипов для восстановления оригиналов. Финансово в перестройке Храма Гроба Господня поучаствовала романовская императорская семья.

Как известно, храм поделен между греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской церквями. Каждая из них имеет свой придел и время для молитв. Православной церкви принадлежит Голгофа, а Кафоликон. Церковь францисканцев и алтарь гвоздей — католической церкви (францисканцам). У лютеранской церкви в храме нет ничего. Храм Елены и придел «Три Марии» — армянской церкви. Кувуклия с гробом господним принадлежит всем конфессиям. Трудно поддерживать мир и в коммунальной квартире, что уж говорить про ставший коммунальный главный храм христианской религии.

Существует несколько давних традиций и установленных порядков, чтобы конфессии не конфликтовали. Для этого используются представители нейтральной — мусульманской стороны. Так, например, ключ от храма уже 900 лет принадлежит одной из мусульманских семей. А право открывать храм этим ключом принадлежит другой мусульманской семье.

На меня Храм Гроба Господня произвел огромное впечатление! Я до сих пор переживаю и не могу до конца осознать те чувства, которые я ощутил, побывав в этом храме.

Кувуклия

Оказавшись в Храме Гроба Господня, в первую очередь идем к Кувуклии, модели Гробницы в скале, где был погребен после распятия Христос, и где на третий день воскрес. Нынешняя Кувуклия была сооружена в начале XIX-го века после того, как предыдущая была утрачена в пожаре. Эта Кувуклия тоже пострадала во время землетрясения в середине XX-го века, поэтому она укреплена стальными балками-стяжками. С внешней стороны Кувуклии имеется небольшая коптская часовня.

Обычно у Кувуклии уже стоит очередь из тех паломников и туристов, которые пришли раньше вас. Я был готов к тому, что придется стоять долго, так как внутрь Кувуклии пускают по одному. Но очередь довольно быстро двигалась, и мне удалось попасть к Главному Алтарю Храма примерно через полчаса.

У входа в Кувуклию стоят два крепких священнослужителя, которые соблюдают порядок и не допускают внутрь неуравновешенных и подозрительных людей. В первом помещении — Приделе Ангела, размерами примерно четыре на четыре метра, куда пропускают несколько человек, имеются еще два охранника, которые призывают не использовать фото и видеоаппаратуру. Во втором — самом маленьком помещении примерно два на два метра можно увидеть мраморную плиту, прикрывающую погребальное Ложе, на которое был положен Христос по еврейскому обычаю захоронения в скале ногами на восток, головой на запад. На плите можно увидеть трещину, которая, как рассказывают, появилась тогда, когда мусульмане хотели использовать плиту в мечети.

Конечно, верующие и соблюдающие церковные обряды при входе в Придел Ангела и в Живоносный Гроб молятся, прикладываются к камню, отваленному Ангелом, и целуют низкий вход. Затем ставят свечи. Для меня — некрещеного, эти обряды недоступны…

Голгофа

Голгофа — скала, на которой, по преданию, был распят Христос. Это место сейчас выделено в Храме Гроба Господня на втором этаже. Там вы увидите очередь из паломников и туристов, которые подходят к алтарю, опускаются на колени, протягивают внутрь руку и дотрагиваются до углубления в скале. В этом углублении, по преданию, был установлен в свое время крест, на котором был распят Христос.

Мои видеоролики о Храме

Спасибо, Сергей!
Rakel
18 ноября 9:41
Согласна: после посещения - чувства незабываемые
Была в 2008 году и еще бы вернулась...но пока ни как не получается.
18 ноября 21:18
Спасибо, Яна! Я рад, что наши впечатления от посещения Храма так схожи!
Vlad_TA
18 ноября 18:00
Сергей, приятно было прочитать такой взвешенный коментарий. Собственно говоря, в таких Святых местах, не бывает объективного восприятия. Здесь всё вопросы веры и традиций. Поэтому бывают интересны взгляды разных людей.
Но всё же есть у меня несколько примечаний, как у человека очень хорошо и давно знающего это место.
к моему удивлению, я не увидел там много народа.

Возможно это было из за позднего времени. На самом деле в страстную неделю там очень много паломников. а в последние пару дней именно до оротдоксальной (православной) Пасхи там просто не протолкнуться и большинство как раз составляют Ваши соотечественники.
Вот с этим не соглашусь категорически. Дрескод там очень чёткий:" закрытые плечи и колени" не зависимо от пола. Ну о декольте и открытых пупках конечно вообще речи нет. Т..ч за миниюбки и шорты там даже очень гоняют. Другое дело, что за всей толпой которая там проходит, не угонишься. Ну и, при существующих там распрях,между разными конфессиями, работникам церкви не до установления правил. Известно, что происходит с ребёнком у которого семь нянек (тут шесть)
Никаких рамок на детекцию металла. Никакой охраны или полиции. Удивительно!
На счёт рамок, поверьте, есть и более эфективные методики. Например, Вы видели рамки на входе в аэропорт Бен Гурион? Нет... На счет охраны и полиции, вы бы удивились с какой молниеносностю силы безопасности появляются там в случае необходимости. Речь идет не о минутах, а о секундах. А, Вы может быть обратили внимание на стальной шар с люком, стоящий в левом углу лестницы перед церковью? В Вашем первом фильме здесь, он виден с 59 секунды до 1 мин.18 сек. Это устройство для того, чтобы в нём эвакуировать от Святыни опасные предметы (бомбу), если такое будет обнаружено. Кстати, такая же штука есть и возле Стены Плача.
У лютеранской церкви в храме нет ничего.
Все протестанты не признают тамошней Голгофы. Они считают Голгофой, горку за Дамасскими воротами. Где кладбище. Кстати она действительно похожа на череп. Её еще называют Голгофой Гордона, по имени британского генерала, который вёл там раскопки в 19 веке. И кстати нашёл останки (кости) казнённых через распятие людей.
что вообщем то не мешает им конфликтовать. https://www.youtube.com/watch?v=q88iQE6_t-c
На меня Храм Гроба Господня произвел огромное впечатление!
Вот это как раз к вопросу о субъективности восприятия. Например Н.В. Гоголь, в письме к Жуковскому 28.02.1849 года писал: "...Я удостоился провести ночь у Гроба Спасителя, - при всём том я не стал лучшим, тогда, как всё земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное..."
При этом за мзду, в размере100 шекелей с человека, пропускают народ без очереди.
В определённые периоды мусульмане для своих нужд тащили материалы не только из христианских церквей, но даже с надгробий еврейского кладбища на Масличной горе. Ну, а при тех методах,. которыми они пользовались, нет ничего удивительного, что плита сломалась. Но блгодаря этому её и оставили на месте.
Сейчас, как Вы навернгое знаете, началась реставрация Кувуклии, с тем , чтобы снять с неё жуткие стальные оковы. В ходе реставрации в прошлом месяце была поднята и надгробная плита.
18 ноября 21:00
Спасибо, Владимир! Очень приятно получить столь развернутый и полезный комментарий "от человека очень хорошо и давно знающего это место"!
К счастью, я не привел в этом своем отзыве своих соображений, как приверженца "новой хронологии", и не вызывал тем самым Вашей критики...
Vlad_TA
18 ноября 21:26
Sergey_Kuznetsov писал 18 ноября 21:00
Я Вам за это очень признателен!
19 ноября 8:50
Vlad_TA писал 18 ноября 18:00
Не знаю, что там тот Гоголь делал, но место действительно вштыривает не по детски...
19 ноября 9:13
Спасибо, Дмитрий! Да, это неудивительно, что Храм тоже произвел на Вас большое впечатление!