Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

София — Болгария Июнь 2016

Начало наших болгарских приключений, часть развлекательно-познавательная здесь!

Вообще, Болгария — чудесная страна, она красивая, вкусная и не дорогая… а еще она какая-то расслабляюще-неспешная! Тут не хочется бежать, выполнять пятилетку досрочно, куда-то ехать на перекладных с тремя пересадками… Хочется надеть красивое платье, и спокойно прогуляться до ближайшего бара, за «черноморскими мидиями а-ля натюрель» с видом на это самое Черное море. Под бокал белого вина — ничего не перепутайте)

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

И если признаться честно, в этом отпуске мы вели себя совсем не как настоящие «туристеры». В том смысле, что в первый же день пошли в офис местного ТО и отдали им приличную часть своего отпускного бюджета — за экскурсии. Совершенно проигнорировав общественный транспорт, автобусы и прочие электрички) Хотя, если объективно — Болгария ни Прага, ни Барселона и даже ни Римини, тут добраться в любой город страны, да и остальной Европы, не так и просто! Либо это стало причиной безобразия, либо мы с Настей разленились в конец))) Хотя, вроде на нас не похоже… Так что, наверное всё-такие первое!

Итак, «организованные экскурсии»… Докатились! Хотя, скажу забегая вперед, все оказалось намного веселее и интереснее, чем можно было напридумывать себе! В общем, две самые стоящие экскурсии в Болгарии, на наш взгляд, это — Велико-Тырново (туда мы уже съездили, и вы с нами тоже). Вот прям настоятельно всем ее рекомендую! Очень насыщенная, интереснейшая, яркая поездка! Красивая крепость, виды с нее — нереальные, «открыточный» старый город, церкви, аккуратные деревянные домики, мастерские ремесленников и булыжные мостовые — смотреть-ни-пересмотреть. Обязательно побывайте, это перевернет ваши представления о Болгарии!

А вторая наша экскурсия — двухдневная и довольно дорогая поездка по маршруту «Пловдив — София — Рильский монастырь — Боровец». Проехали почти всю страну! Побывали в столице, и в самом древнем городе Европы — о нем я расскажу позднее, обязательно! Посмотрели болгарские горные массивы, и самое святое место Болгарии, и даже заехали прогуляться по царскому горнолыжному курорту — с лыжниками, конечно, разминулись, зато воздухом горным подышали и вина выпили с видом на спуски) А еще встретили целую колонию аистов, несколько семей с детками, в аккуратненьких плетеных гнездах — до этого видела такое чудо лишь в сказках на картинках…

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Кстати, менеджер в турагентстве нам попалась очень милая и говорливая, и так она всё красиво рассказывала, мол и будут у нас в Софии хоромы белокаменные отель пятизвездочный, и кушать мы будем в шикарном ресторане в Велико-Тырново, и туда нас завезут, и то нам покажут, что у меня закрались легкие сомнения в ее искренности… И совершенно напрасно, всё-всё оказалось правдой! Организация действительно была на высшем уровне, известным мировым гигантам стоит поучится профессионализму у этого болгарского туроператора!

Но это я заговорилась, пора уж о главном! Выехав рано утром из нашего спящего курортного Несебра, двинулись вглубь страны. Путь не близкий — 400 км, в пути были остановки, прогулки, обеды ужины и танцы) В общем, привет, столица солнечной Болгарии!

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Честно говоря, о Софии я читала отзывы, мягко говоря, не восторженные… А вот нам она понравилась! Светлый, комфортный, душевный город, такой очень гулятельный и улыбчивый, и посмотреть есть что!

Началось наше знакомство с болгарской столицей с Храма Святого Александра Невского.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Храм-памятник Свети Александр Невский — кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в центре Софии, на площади Александра Невского, и скажу честно — он впечатляет!!!

Храм внушительный, вмещает в себя 5000 человек. Автор проекта — русский архитектор Александр Померанцев. Помните, я уже удивлялась, как тесен мир, когда рассказывала вам о Ростовском здании городской Думы?! Её создал этот же архитектор! А софийский кафедрал был возведён в честь освобождения Болгарии в ходе русско-турецкой войны. Первый камень заложили в 1882 г., но активное строительство началось с 1904 года. Строили его восемь лет, и в 1912 г. храм был освящён в честь святого Александра Невского.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

В храме масса икон и фресок, в том числе российского авторства, а на колокольне установлена дюжина чудесных колоколов! Главный колокол весит 12 тонн, и это самый большой колокол, отлитый в Москве.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Собор Александра Невского огромен — второй по величине на Балканах, и очень красив! Мы в нашей тесной компании единодушно решили, что уже ради него одного стоило посетить столицу Болгарии)

Памятник Царю-Освободителю — возведён в честь русского императора Александра Второго, того самого, выигравшего русско-турецкую войну и освободившего Болгарию от почти 500-летнего османского владычества.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Национальная художественная галерея Болгарии — музей изобразительного искусства в Софии, создана в 1948 году из коллекций Софийской художественной галереи и с 1952 года располагается в бывшем царском дворце на площади князя Александра Баттенберга.

Церковь святителя Николая Чудотворца — прекрасный православный храм в самом центре Софии. С 1952 года — официальное Подворье Русской православной церкви.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Говорят, внутри храм не менее хорош, чем снаружи, украшен золотом и майоликой, много красивых икон, а колокола храму подарены лично императором Николаем! К сожалению, храм был уже закрыт — придется вернуться в Софию)

От храмов почти современных — к эпохе древней древности… Ротонда Святого Георгия — раннехристианская церковь, была построена в 4 веке на территории античной Сердики, в центре «Константинова квартала» — резиденции императора Константина Великого. Это самая старинная церковь в городе!

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

В средние века в церкви хранились мощи Иоанна Рильского — самого почитаемого болгарского святого, о нем мы еще поговорим подробнее. В 16 веке Болгарию завоевали турки, и церковь, как у них водилось, стала мечетью! Благодаря этому храм сохранился, и при реставрации обнаружили три слоя фресок — самым древним тысяча лет! В настоящее время это и церковь, и музей, да и сами эти руины, согласитесь, живописные…

Вообще, античный город Сердика был столицей древней Фракии, и у него интересная история. Очень любил Сердику император Константин, он даже переместил сюда собственный двор и епископство. Помпезно и величественно — так выглядел город при императоре, тут были крепостные стены и башни, горячие термы, множество церквей, а также большой амфитеатр! К настоящему времени в античной части города полностью восстановлены церковь Святого Георгия и церковь Святой Петки — очень колоритная, она сложена из разномастных камней всех форм и расцветок, а руины древних крепостей и римского амфитеатра можно осмотреть совершенно бесплатно.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Национальный археологический институт и музей — существует с 1892 года и считается старейшим и самым богатым археологическим музеем страны. Само здание музея тоже примечательно — он располагается в Большой мечети — самом древнем из сохранившихся зданий в Софии эпохи османов, датируется 15 веком.

Экспозиции музея очень богатая, тут есть экспонаты от бронзовой эпохи до позднего Средневековья. Большая часть находок связана с расцветом Фракии и Одрисским царством. Напротив главного входа установлена копия в натуральную величину Мадарского всадника — это уникальный скальный рельеф, сотворенный неизвестным мастером в раннем Средневековье на высоте 23 м на отвесной скале. Оригинал находится в районе города Шумен, и за свою необычность включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Музей обладает одной из богатейших коллекций на Балканах, включая всемирно знаменитые, уникальные золотые артефакты из фракийской эпохи… И как вы догадались, я вам пересказываю путеводитель! Еще готовясь к поездке, планировали посетить этот музей, но — увы и ах, он оказался закрыт! Вот и минус организованной экскурсии…

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Но нам с вами грустить некогда, мы идем смотреть Баня баши — одну из самых старинных мечетей в Европе! Построена она в 16 веке самим великим архитектором Синаном — главным зодчим Сулеймана Великолепного и его сыновей! Один из самых известных османских архитекторов и инженеров оставил после себя великое наследие — около 300 зданий!!! — школы, дворцы, мечети, бани и мосты, акведуки, караван-сараи и фонтаны — по всей бескрайней великой империи! Главная жемчужина в коллекции Синана — стамбульская мечеть Сулеймание, где нашли вечный покой великолепный султан Сулейман и его любимая жена Хюррем…

Название «Баня Баши» означает буквально «много ванн», и оно не случайно. Самая необычная особенность мечети — то, что она была построена над природным горячим источником, и сейчас, говорят, можно увидеть, как у стен мечети поднимаются струйки пара… В настоящее время Баня Баши — единственная действующая мечеть Софии.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Вот и все, что мы увидели в Софии — много или мало? Я думаю, мы успели главное — подружиться с городом, немножко почувствовать его вкус и характер! Конечно, София — не Вена и не Барселона, тут не впадаешь в экстаз на каждом шагу от видов, не воскликнешь «Ахх, Сан-Марко, я тебя таким и представляла!» и нет тут парижско-мадридских чудес и роскошеств, но может иногда и не нужно? Иногда нужно это скромное обаяние, неспешная прогулка по теплому — во всех смыслах этого слова, городу… Городу с таким нежным, певучим именем и без малого 3-тысячелетней историей, которому есть чем удивить и угостить гостей)

А мы едем в отель, вы же помните — нам обещали Палаты Царские?! Вот он, красавец!

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Отель «Festa Sofia» — очень симпатичная четверка, у всех авторитетных порталов вроде tripadvisor пользуется уважением, номера комфортнейшие, завтрак — супер, вид из окна — на гору Витоша и Национальный парк, жаль у нас силы остались лишь на ужин под бокал вермута) В качестве снотворного, есстестно! Ведь завтра у нас сумасшедшей интересности день!

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Доброе утро, читатели мои, аа ю рээди?! И что вы думаете я так нарядилась? Место, куда мы поедем, необыкновенное… Вокруг меня кстати — Рильский Национальный парк, он окружен 36 высоченными вершинами с 7 уникальными ледниковыми озерами — красивейшее место, главное природное достояние Болгарии! Посещение озер и горных вершин можно совместить с монастырем — но вы же помните, мы на экскурсии! Едем дальше)

Наша первая встреча с Рильским монастырем состоялась давно — году этак в 2014, виртуально, на высоте 10000 метров примерно! Пролетая уж не знаю над чем, и возвращаясь не помню откуда, но наверняка из какого-то классного места, мы с сестрой листали бортовой журнал… Пока не наткнулись на точь такое же фото! В этот миг мы обалдели, обомлели — не знаю какое еще слово подобрать, чтобы цензура пропустила))

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Не сговариваясь, обернулись друг к другу, с выпученными глазами и сотрясая журналом — да, мы девушки эмоциональные, и давай лепетать: «Нет, ты видела ЭТО!», «Болгария, ничего себе!!!» ну и далее по тексту) Так что давайте я познакомлю и вас — Рильский монастырь, главный духовный памятник и православный центр Болгарии!

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

По преданию, в этих местах в начале 10-го века поселился святой отшельник Иоанн Рильский, жил он в каменной пещере, проповедовал и лечил. И пошла молва о его мудрости и добрых делах по стране, даже болгарский царь Петр советовался с почтенным старцем!

У Иоанна появились ученики и последователи, которые и основали на этом месте монастырь — главное место паломничества в Болгарии. Обитель пережила немало испытаний — землетрясения, пожары, турецкий вандализм, запустение…

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

При османах монастырь оставался культурным и духовным центром страны, хранителем языка и традиций. Сейчас это действующий мужской монастырь, вход — бесплатный.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Свой современный облик обитель приобрела в 19 веке, эти изящные белые галереи…

Колонны и арки…

Уникальные расписные своды…

Фонтанчики…

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

В самом храме фотографировать категорически запрещено, поэтому все фото — только снаружи.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

На месте средневекового храма возвели церковь Рождества Богородицы, с пятью куполами и двумя часовенками.

В монастыре хранятся мощи святого Иоанна и чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» — с тридцатью двумя четырёхугольными перегородками с мощами святых, одна из трех самых чтимых икон в Болгарской Православной Церкви! В притворе храма есть фреска с нее, с изображениями ликов этих святых.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Икону демонстрируют в строго определенные дни, а вот к мощам удалось прикоснуться — наш гид замолвил словечко. Зато в музей при монастыре можно заглянуть всегда, там большая коллекция церковной атрибутики… Мы не пошли, уж простите, не музейное настроение в такой шикарный солнечный денек)

Эта башня — самая древняя сохранившаяся постройка, 1335 год.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

Места в окрестностях монастыря очень живописные.

Страна Розовых Роз… София и Рильский монастырь

В 1976 монастырь был признан национальным историческим памятником, а в 1983 — объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

П. С. Розы — один из символов и главная ассоциация с Болгарией. И для меня это не обычное расхожее клише, в моей памяти Болгария — она такая и осталась, пахнущая розами! Цветущая и благоухающая… И когда я мою руки, или достаю свое розовое масло, или ароматный крем — я мысленно переношусь в чудесные июньские каникулы, солнечные, теплые и такие душевные, а что еще надо для счастья… Мне повезло, правда?!