KonstantinPavlov
Константин Павлов — был сегодня 12:29
 – Скоро в Африку! В Чёрную Африку!

Архипелаг Кузова! Сейды — идолы или еще немного мистики

16 ноября 11:36 Кузова (архипелаг) — Россия Июль 2016
68 48

Что есть такое сейды?

До поездки на Русский Север о сейдах я не имел ни малейшего представления. Но это и не удивительно, среди доисторических памятников этого региона — петроглифов и лабиринтов, сейды остаются наименее известными и изученными. Этнографические исследования, посвященные сейдам, конечно, проводились, но конкретных результатов, научных трудов не много.

Так что такое сейды? Это удивительные культовые камни, связанные с верованиями лопарей-саамов. Выглядят они так: большой (иногда очень большой) валун, поставленный на маленькие камни-подставки, сверху большого валуна иногда положен один или несколько меньших камней, сложенных пирамидкой.

2

Размеры сейдов самые разные, от десятков сантиметров до нескольких метров в диаметре, соответственно весом от десятков килограмм до десятков тонн. Располагаются они и поодиночке и целыми комплексами, насчитывающими сотни штук. При этом, эти древние культовые камни поражают не только количеством и размерами. Удивительно и то искусство, с которым валуны поставлены на камни-подставки. Все рассчитано на психологический эффект, оказываемый на человека, смотрящего на камень. Ведь теоретически, камни не могут стоять в таком положении, в каком они установлены. Но они стоят и стоят уже не одну тысячу лет. Также не может не поразить окружающий ландшафт, призванный подчеркнуть «избранность» камня.

Читал, что ареал распространения сейдов достаточно большой. Их встречали на берегах Ладожского и Онежского озер, Баренцева моря, в Норвегии, в горах Швеции и в тайге Финляндии. А мы увидели сейды на необитаемых островах Белого моря, объединенных в архипелаг Кузова. Вот туда я и предлагаю совершить небольшое путешествие.

Про архипелаг Кузова

На архипелаг Кузова мы отправились на катере с пристани на острове Большой Соловецкий. Этот архипелаг, расположенный на морском пути из порта Кемь на Соловецкие острова, включает в себя 16 необитаемых островов.

Самыми крупными островами архипелага являются острова Русский Кузов и Немецкий Кузов, на последний из них нам и предстояло высадиться.

Ходу на катере с острова Большой Соловецкий до острова Немецкий Кузов часа два. Надо сказать, что сама прогулка по «Студеному» морю, что называется «разгоняет кровь», повышает настроение и наполняет организм восторгом морехода — первооткрывателя земель.

7
5
8

Вдалеке показались острова. Помните как там, у «Арии» — «И в последний миг поднялась волна, и раздался крик — впереди земля».

4

И пусть от Соловецкого архипелага до Кузовов всего километров 30, но, тем не менее, острова необитаемые. Первые необитаемые острова в моей жизни. Дикая природа и отсутствие благ цивилизации на маленьких клочках земли со всех сторон, окружённых водой, не для современных людей. Да и в старые времена на островах никогда не было постоянного населения. Наверное, слишком суровые там условия жизни. Однако нога человека много раз ступала на острова архипелага Кузова. Ведь эти места издревле известны людям и являлись центром морских промыслов с древнейших времен. В наше время, говорят, на островах периодически высаживаются рыбаки в поисках рыбацкого счастья или браконьеры, промышляющие здесь сбором пуха гаг.

Приезжают сюда и любители странствий, в основном организованные туристы, которых привлекает природные красоты и древние достопримечательности. Вот пришла, и наша очередь высадится на эти дикие берега.

4

Знакомство с островом Немецкий Кузов начинается с небольшого испытания, надо подняться по оборудованной, но достаточно крутой тропе, вверх по скалистому склону горы, на самую высокую точку острова.

4

Высота -140 метров, доминанта окружающего ландшафта. Затраченные усилия не напрасны, награда невероятно красивые виды.

14
17
11

И именно там, на вершине горы и находился настоящий пантеон саамских божеств.

10

Не все древние памятники дошли до наших времен, часть святилищ была разрушена. Но много и сохранилось — до полутораста сейдов и других каменных идолов.

Кто, когда и зачем все это сделал?

Есть версия, выступающая за природное происхождение сейдов. Что мол, за перенесение и установку камней ответственны ледник или вымывание породы. Но, это, наверное, сложно представить, как ледник смог аккуратно поставить на подставки сотни камней. И это вместо того, чтобы раскидать их без всякой системы на десятки километров вокруг. Да и скудный почвенный покров Заполярья делает нереальной версию об эрозии грунта под камнями. Нет, рукотворность сейдов бесспорна. Явно наличие некоей «разумности», инженерной и даже эстетической мысли.

7
2

Немногочисленные исследования, посвященные сейдам, позволили их классифицировать, выделить основные типы, отличающиеся конструктивными особенностями. Один тип сейдов представлен в виде камня с одной стороны приподнятого на булыжник-подставку. Другой это камень, полностью поставленный на камни-подставки, количеством от трех до десятков. На некоторые камни сверху установлен один или несколько камней, так называемые «шапки». Есть камни, установленные на ребро, или узкой частью вниз или просто поставленные вершиной вниз.

3
5

Что касается количества, то иногда встречаются одиночные сейды, но чаще они располагаются группами от нескольких десятков до сотен. Есть даже термин — «плато сейдов». Так вот, именно такое «плато» мы и увидели на острове Немецкий Кузов, как я уже говорил, их там примерно полторы сотни.

4

Еще раз обращу внимание, что характерным признаком размещения сейдовых святилищ является их природная выделенность из окружающего ландшафта. На острове Немецкий Кузов сейды размещены на самой высокой точке окружающей местности, с которой открываются шикарные виды.

17
12
9

Исследователи выделили несколько основных способов, которыми древние люди добивались нужного им «неустойчивого» положения сейдов. Иногда сейд ставился на одной опоре под углом до 30 градусов. Часто опоры наклоняли сейд, установленный на склоне, создавая впечатление, что опоры буквально «подталкивают» сейд к обрыву. А бывало, что сейд ставился фактически на обрыве, под углом до 45градусов, упираясь опорами в скалу. Среди имеющихся вариантов, можно выделить, и те из них, когда сейд ставился острой вершиной вниз или когда располагался на опорах так, чтобы часть его «висела» вне опор. Таким образом, можно сделать вывод, что в постановке камней — сейдов внешние признаки, такие как количество камней, вес и прочие уступали главному требованию: сейдом мог быть любой камень, но обязательно установленный неустойчиво. Неустойчивость была главным каноном, все остальное было второстепенно. При этом, можно было экспериментировать с опорами как угодно — главное стремиться к этому «каноническому» условию постановки.

9

С какой целью древние строители сейдов возводили эти сооружения непонятно. Но они явно делали упор на некое неведомое нам знание, и ворочали огромные валуны не от безделья, а ради демонстрации величия своих возможностей. Это была осознанная деятельность, в которой участвовало большое количество людей под руководством некоей организующей силы-власти. Также надо понимать, что сейды ставились на протяжении длительного времени. Значит, существовала традиция, некая методика или ритуал их возведения и эти знания передавались через поколения.

И места расположения сейдов выбирались не случайно, а с учетом знания геологических свойств местности, ибо часто их скопления находили на месте тектонического разлома или в центре древнего землетрясения. Или как минимум, с учетом знаний о ландшафтных особенностях и наиболее эффективном их использовании в обустройстве сейдовых комплексов. Сама постановка сейдов также предполагает наличие определенных познаний. Ведь сейды сооружались так, чтобы был обеспечен максимальный визуальный и психологический эффект на смотрящего человека и сформировано ощущение их неестественности. Возможно, существовала некая каста шаманов, обладавших знаниями инженеров-геофизиков. Именно они «стояли у руля» при возведении сейдов. Эти люди, очевидно, обладали специфическими знаниями, передававшимися через поколения и годы.

4

Считается, что строителями сейдов были саамы, бедный малочисленный северный народ, живущий охотой и рыболовством. Сооружали сейды саамы для того, чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду, для чего около них они совершали жертвоприношения.

Но тут вопросов больше чем ответов. Но вот представьте, для чего на маленьком труднодоступном острове, на котором мы сейчас находимся, на скалистой возвышенности саамы ставили сотни камней на подставки. Кажется это просто нереальным. Особенно, если учесть что у саамов не было крупных племенных объединений, их кочевья были рассредоточены по тундре, и основной задачей саамов был поиск путей выживания, и совсем не установка камней на камни. Возможно, что комплексы сейдов могли создаваться за длительное время, но все равно, камни весом десятки тонн членам немногочисленного рода поставить было весьма затруднительно. Саамов вообще было очень мало. И, например, чтобы установить многотонную плиту на камни опоры, да еще в особом неустойчивом положении, потребовалось бы сотни человек, большая часть трудоспособного населения немногочисленного саамского народа. Для чего такие затраты на бессмысленный с точки зрения охотников-рыболовов труд? А куда делись впоследствии у саамов навыки строительства столь грандиозных культовых сооружений и уникальные инженерные знания? Хотя, это все равно, что спросить у нынешних коптов, прямых наследников древних египтян, о способах постройки пирамид.

Есть еще версия, что сейды возводились неким досаамским народом, именуемым скольды, и что именно они являются истинными наследниками культуры северных мегалитов. Предлагаю на этом закончить. Копаться в этой теме можно бесконечно, но цели у нас такой нет. Вопрос поднят, тема интересная и есть люди, которые посвящают этому всю свою жизнь.

Про природу

На островах архипелага Кузова живописнейшие природные ландшафты. Здесь особо стоит выделить еловые и сосновые леса. Даже название архипелага, по одной из версий, происходит от карельского «кууси» — ель, т. е. «еловые острова».

13
10
11

На Кузовах обнаружено десять типов еловых лесов, что свидетельствуют о большом биологическом разнообразии местной флоры в сравнении с материковыми районами Беломорской Карелии, где насчитывают только пять типов ельников. Каменные массивы островов защищают растения от холодных северных ветров, поэтому чему рядом с ельниками и сосняками можно заметить березняки. Понятно, что для обыкновенных берёз местный климат слишком суров, поэтому здесь распространена берёза извилистая.

5

К сожалению, на островах периодически возникают пожары, наносящие огромный вред растительному миру Кузовов. Мы видели, как горела растительность на соседнем острове.

8

Растительный мир архипелага весьма разнообразен для такой сравнительно небольшой его площади. Прочитал, что по приблизительным подсчётам, на островах произрастает более трёх сотен видов растений.

3
1
13
15

Кстати, ни на одном острове нет озёр или ручьев, вследствие чего на них не произрастает ни одного растения, характерного для пресноводных водоёмов.

1
4

Животный мир Кузовов также может похвастаться разнообразием: более сотни видов птиц и два десятка млекопитающих. Среди пернатых выделю крупные популяции гагарки и полярных крачек.

6

В отличие от Соловецкого архипелага на Кузовах встречаются хищные млекопитающие, и лисицы, и волки, и росомахи. Но постоянным жителем является лишь горностай. Только этот вид обеспечен достаточной кормовой базой и убежищами, остальным же приходится постоянно мигрировать. В прибрежных водах наблюдают кольчатых нерп, арктических тюленей и белух. Информация про животных исключительно со слов бывалых, нам этого увидеть не удалось. Но все остальное увидели и увиденное запомним на всю жизнь.

начало предыдущий рассказ

Комментарии

elenarossi
+1
16 ноября 12:03
Первые необитаемые острова в моей жизни.

Волнительно!!!
Какие пейзажи! Будь моя воля, я бы дала приз за "альбом дня" - почти все фотографии - чудо!
KonstantinPavlov
+2
16 ноября 12:13
Спасибо! Пейзажи там действительно удивительно хороши!
den-ekb
+1
16 ноября 12:03
Но они явно делали упор на некое неведомое нам знание, и ворочали огромные валуны не от безделья, а ради демонстрации величия своих возможностей.
Не понял, каких возможностей? Силовых? Для чего?
для чего на маленьком труднодоступном острове, на котором мы сейчас находимся, на скалистой возвышенности саамы ставили сотни камней на подставки.
Точно! Неведомое нам знание!
Хороши российские северные просторы! Труднодоступны, девственны, суровы, но красивы. Не меньшая экзотика на этом сайте, чем ЮА и ЮВА
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 12:20
den-ekb писал 16 ноября 12:03
Не понял, каких возможностей? Силовых? Для чего?
это главный вопрос, ответа на который нет. Версии есть, но наверняка никто не знает, одни догадки. Сейды на севере, дольмены на Кавказе, идолы на острове Пасха, Стоунхендж....доисторические памятники, что мы о них знаем
den-ekb писал 16 ноября 12:03
Хороши российские северные просторы! Труднодоступны, девственны, суровы, но красивы.
именно так
Ivan_Kuchin
+1
16 ноября 13:19
Один мой знакомый в течение 7 лет ездил на Кузова и жил там по нескольку месяцев. Я к нему ездил дважды, он мне там все показывал . Удивительное и прекрасное место, но только летом . Кстати, родник там есть, как минимум один, недалеко от родника он и оборудовал себе лагерь.

Спасибо за рассказ, будто заново там побывал.
KonstantinPavlov
16 ноября 14:58
Спасибо!
Ivan_Kuchin писал 16 ноября 13:19
и жил там по нескольку месяцев
ничего себе, вот это настоящий путешественник. Я знаю, там есть лагерь, там принимают туристов на несколько дней, но чтобы несколько месяцев, это удивительно
Ivan_Kuchin писал 16 ноября 13:19
Кстати, родник там есть, как минимум один,
спасибо, буду знать. У меня была информация, что вся питьевая вода привозная и дрова для костра тоже привозят. Да место там удивительное
Ivan_Kuchin
+1
16 ноября 16:40
KonstantinPavlov писал 16 ноября 14:58
ничего себе, вот это настоящий путешественник. Я знаю, там есть лагерь, там принимают туристов на несколько дней, но чтобы несколько месяцев, это удивительно

Так организатор этого лагеря и есть мой знакомый . Он правда, настоящий путешественник.
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 16:47
http://kodola.livejournal.com/ это случайно не он
Ivan_Kuchin
+1
16 ноября 17:00
Нет, это не он. У него сейчас другие проекты, не связанные с Кузовами.
KonstantinPavlov
16 ноября 17:31
понятно
Laskovsky
+1
16 ноября 13:31
Интересно и ОЧЕНЬ КРАСИВО!
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 15:00
это невероятное красивые места и при этом там есть загадки из далекого прошлого
Laskovsky
+1
16 ноября 15:07
Мне нравится такое сочетание. Мы выбираем Финляндию - добираться проще, а наш Север - из области несбыточного.
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 15:10
Laskovsky писала 16 ноября 15:07
а наш Север - из области несбыточного.
почему? летом на Соловки добраться легко. Разместились мы там в частном секторе, цены нормальные, а впечатлений выше крыши
Laskovsky
+1
16 ноября 15:26
На Соловки, вообще, плыть надо. А машина?
А дороги? Сама не вожу, но когда по буеракам ездим, очень напрягает. Летом дети ездили на Рыбачий (Кольский п.), по фотографиям и рассказам, мне бы не до удовольствия было. По Карелии здесь на сайте читала, тоже такое впечатление складывается.
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 16:03
Мы как раз на машине и путешествовали по Русскому Северу-Вологодская область, Карелия. Трассы между городами в нормальном состоянии, местами даже в очень хорошем. Городки карельские малость депрессивные, но слишком уж страшного ничего не было. На Соловки из Беломорска плыли 4 часа на нормальном трехпалубном теплоходе, "Сапфир" называется . Машину оставили на платной стоянке, 5 дней нас там ждала. Из Кеми слышал 2 часа ходу, но катера меньше. Мы две недели были в поездке, нам очень все понравилось. Неудобства конечно были, но для путешествия это нормально, комфорта и дома полно
Laskovsky
+1
16 ноября 16:12
Спасибо, Константин, за ответ. Буду рассматривать такой вариант, хотя пока рано загадывать. Главное, что машину можно оставить в надежном месте, а бытовые условия не смущают.
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 16:37
Да, все вопросы решаемые, если спланировать поездку заранее. А формат автопутешествия мне очень понравился, думаем повторит следующим летом. Маршрутов то много
Laskovsky
+1
16 ноября 17:55
По Скандинавии хорошо. По России всё же смущает безопасность.
Удачи!
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 20:02
и Вам удачи!
natchen
+1
16 ноября 16:27
Впервые читала о сейдах. Чего только не бывает.
А природа шикарная, Костя. На фоне голубого неба пейзажи .
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 16:40
natchen писала 16 ноября 16:27
Впервые читала о сейдах.
я тоже не знал о них, а оказывается сейды весьма распространены в северных широтах. Много интересного на Земле и что-то совсем рядом А пейзажи там невероятные
sonnenschein
+1
16 ноября 16:31
Костя, очень интересно про сейды, вопросов больше, чем ответов. Удивительная природа и замечательные фотографии у Вас получились.
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 16:42
Спасибо.
sonnenschein писала 16 ноября 16:31
про сейды, вопросов больше, чем ответов
версий, догадок много, а как там на самом деле было вряд ли и узнаем. Очередная загадка из прошлого
Leolik
+1
16 ноября 18:12
Сейды. Новое слово узнала. Но понять это довольно сложно. Хотя очень интересно все же, для чего они их городили. И кто собственно городил.
А каким образом на острове пожар мог возникнуть? Из-за людей?
Пейзажи отпадные. очень красиво.
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 20:08
Ой, про сейды больше вопросов, чем ответов. Я нашёл один материал посвящённый сейдам, серьезная работа, хорошая аналитика. Но все это чьи-то хоть и грамотные, но домыслы, версии. Попытка понять нашим умом их жизнь, думаю, невозможна. Про пожары, думаю, дело человеческих рук. Негодяи, такую красоту не берегут. А ведь там заказник
happiness
+1
16 ноября 18:13
Самые настоящие острова! Замечательные фото и это все наша Родина!
KonstantinPavlov
+2
16 ноября 20:11
Спасибо да, это наша страна, красивая страна
Elve
+1
16 ноября 21:00
Svet-lanka
+1
17 ноября 0:35
Удивительные места! Хороша наша природа! Интересно
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 10:14
Спасибо!
Chedty
+1
17 ноября 5:26
Очень красиво и интересно.
Сама тема замечательная. Здесь конечно важно выбросить вымыслы в стиле "инков". У нас эта латиноамериканская болезнь все больше приживается.
ибо часто их скопления находили на месте тектонического разлома или в центре древнего землетрясения
- геологический разлом в общем случае глобальное явление по размерам сопоставимое с островами, а не с камнями, тоже можно сказать о землетрясении, даже если допустить что древние строители знали где его эпицентр, как автор этой теории его нашел (Константин - это я вам совершенно не в обиду, просто делюсь некоторыми профессиональными знаниями). На Кавказе иногда рядом с домом на горе ставят большой камень. Камни не могут быть на вершине, значит их принесли люди. Если камень огромный, многотонный - род который живет в этом доме большой и дружный. Люди которые сумели втащить такой камень на гору могут навешать врагам по шее. Так чтобы боялись, ставили. Здесь такая логика вряд ли подходит, какое то другое правило.
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 10:13
Пример с Кавказом очень интересен, тут все очень логично. К древним саамам, сооружавшим сейды (если это были они) вряд ли подходит. Были они малочисленны и раскиданы по огромной территории.
Chedty писал 17 ноября 5:26
какое то другое правило.
ответа точного, думаю, не найти уже никому
Про эпицентр землятрясения понятно, конечно, это большая по площади территория. Может исследователи, которые анализировали размещение сейдов, говорили о скоплениях сейдов, раскиданных на определенной территории совпадающих с местами геологических разломов. Ведь сейда присутствуют не только на Кузовах их ареал "обитания" обширен. В любом случае это все чьи-то версии. Спасибо, за комментарии, это всегда интересно
marsada
+1
17 ноября 9:12
Природа потрясающая! И про сейды я впервые читала.
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 10:17
marsada писала 17 ноября 9:12
И про сейды я впервые читала
я тоже. Но вот я знаю людей, увлекающихся мистикой. которые про это читали хоть и не видели их никогда. Теперь и мы немного приобщились к тайнам прошлого
sany4
+1
17 ноября 10:53
Сейды - одна из тем, ради которых и тянет в Карелию... Есть, конечно, у меня своя точка зрения, но надо посмотреть и пощупать лично.
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 11:06
sany4 писал 17 ноября 10:53
Есть, конечно, у меня своя точка зрения, но надо посмотреть и пощупать лично
было бы интересно узнать эту точку зрения. После поездки на Соловки меня это стало немного интересовать. Приобщился к далеким тайнам
Запись с ответом была удалена.
sany4
+1
17 ноября 11:37
Я любитель мистики и всякой "чертовщинки". Но не нравятся "диванные мыслители". Ты вот съездил, пощупал, создал для себя теорию. И я хочу побыть там, осмотреться, определиться... Хотя вот с дольменами не получилось... Лазил, щупал... Не понял...
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 15:40
sany4 писал 17 ноября 11:37
Я любитель мистики и всякой "чертовщинки"
вот как, интересно
А насчет дольменов, можно еще и к нам, их тут на Кавказе много. Тоже версий полно, а где истина?
Dimitry
+1
17 ноября 12:08
Туда бы еще пингвинов на гнездовье завести...
KonstantinPavlov
17 ноября 15:41
Туда бы еще пингвинов на гнездовье завести
неожиданно, надо предложить местным
catys
+1
17 ноября 12:39
И я тоже ничего не знала об этих местах! А природа-то, ничуть не хуже норвежской, да еще и камешки такие мистические... Удивительное рядом )) Спасибо, Константин!
KonstantinPavlov
17 ноября 15:44
Спасибо Екатерина!
А природа-то, ничуть не хуже норвежской
в Норвегии пока не был, но думаю не хуже, а мистического действительно хватает. И все очень гармонично
Nomad
+1
17 ноября 15:40
Ну надо же, красота какая!! И про сейды я первый раз слышу!!! Фантастика!!!!
KonstantinPavlov
17 ноября 15:46
Летом там очень красиво. Некотрые на несколько дней приезжают, живут в лагере. Наверное, романтично. А про сейды слюбители мистики знают, я не из таких, но вот чуть прикоснулся
Nomad
+1
17 ноября 15:56
Да уж... с погодой-то как повезло!!!
А пожить там... комары не унесут?
KonstantinPavlov
17 ноября 16:05
Nomad писал 17 ноября 15:56
А пожить там... комары не унесут?
нас так запугали этими комарами, говорили на северах не комары, а волки. Набрали всякого для защиты и все обратно привезли. Иногда там они встречались конечно, но не больше, чем дома. Весьма терпимо.
Nomad
+1
17 ноября 16:09
Видимо, не сезон.... не повезло....
tinka61
+1
17 ноября 16:38
Природные ландшафты в этих местах просто сногсшибательные!
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 17:25
tinka61 писала 17 ноября 16:38
Природные ландшафты в этих местах просто сногсшибательные!
полностью согласен
yuleita
+1
17 ноября 18:17
Про сейды очень интересно и пейзажи ошеломляющие, потрясающе красиво. Ягоды съедобные были? =)
KonstantinPavlov
+1
18 ноября 9:51
Спасибо!
yuleita писала 17 ноября 18:17
Ягоды съедобные были?
пробовал только чернику, потому что единственное что знал. Остальные, не знаю, надеюсь что вкусные и не ядовитые
yuleita
+1
18 ноября 19:09
Ну и правильно, лучше лишний раз не экспериментировать
aprel2011
+1
17 ноября 19:38
Очень интересный рассказ и умопомрачительные пейзажи! Мы до Кузовов не добрались... Продолжаю удивляться чистому голубому небу во время Вашей поездки, это что-то невероятное...
KonstantinPavlov
+1
18 ноября 9:49
aprel2011 писала 17 ноября 19:38
Мы до Кузовов не добрались..
очень жаль Очень яркая поездка получилась, чему, конечно, способствовала очень приятная погода
vibas
+1
18 ноября 10:56
Планируется у нас вроде поездка на Соловки следующим летом! Взял архипелаг на заметку! Спасибо, Константин!
Сейды загадочны, а ландшафты обалденны!
KonstantinPavlov
18 ноября 11:01
vibas писал 18 ноября 10:56
Взял архипелаг на заметку!
обязательно, это станет украшением пребывания на Соловках. Планируйте на Соловках дней пять, мне кажется, самое то по времени
vibas
+1
18 ноября 11:02
KonstantinPavlov писал 18 ноября 11:01
Планируйте на Соловках дней пять, мне кажется, самое то по времени
Спасибо за совет! Это с учетом посещения архипелага Кузова?
KonstantinPavlov
+1
18 ноября 11:47
Примерно так, на Кузова уйдет примерно день. Утром уехали. к вечеру приехали. Есть любители, которые остаются на Кузовах на несколько дней, живут в палатках. Но большинство на день все-таки едут. Остальные дни поездить по Большому Соловецкому острову, монастырь, конечно. На соседние острова Соловецкого архипелага. на Большой Заяцкий, например. Так дней пять и уйдет. Насыщенно и интересно
vibas
+1
18 ноября 11:51
Спасибо! Записал!
vadimbryansk333
+1
21 ноября 9:07
Константин,место отличное и пейзажи улетные.Про сейды прошёл ликбез!
KonstantinPavlov
21 ноября 9:47
vadimbryansk333 писал 21 ноября 9:07
Про сейды прошёл ликбез!
vasilets
+1
22 ноября 18:38
Потрясающие пейзажи. да и загадка сейдов приятно щекочет воображение
KonstantinPavlov
23 ноября 10:08
vasilets писал 22 ноября 18:38
да и загадка сейдов приятно щекочет воображение
хорошо сказано
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.