Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:00
Филиппины покорены! Куда дальше?

Кузова (архипелаг) — Россия Июль 2016

Что есть такое сейды?

До поездки на Русский Север о сейдах я не имел ни малейшего представления. Но это и не удивительно, среди доисторических памятников этого региона — петроглифов и лабиринтов, сейды остаются наименее известными и изученными. Этнографические исследования, посвященные сейдам, конечно, проводились, но конкретных результатов, научных трудов не много.

Так что такое сейды? Это удивительные культовые камни, связанные с верованиями лопарей-саамов. Выглядят они так: большой (иногда очень большой) валун, поставленный на маленькие камни-подставки, сверху большого валуна иногда положен один или несколько меньших камней, сложенных пирамидкой.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Размеры сейдов самые разные, от десятков сантиметров до нескольких метров в диаметре, соответственно весом от десятков килограмм до десятков тонн. Располагаются они и поодиночке и целыми комплексами, насчитывающими сотни штук. При этом, эти древние культовые камни поражают не только количеством и размерами. Удивительно и то искусство, с которым валуны поставлены на камни-подставки. Все рассчитано на психологический эффект, оказываемый на человека, смотрящего на камень. Ведь теоретически, камни не могут стоять в таком положении, в каком они установлены. Но они стоят и стоят уже не одну тысячу лет. Также не может не поразить окружающий ландшафт, призванный подчеркнуть «избранность» камня.

Читал, что ареал распространения сейдов достаточно большой. Их встречали на берегах Ладожского и Онежского озер, Баренцева моря, в Норвегии, в горах Швеции и в тайге Финляндии. А мы увидели сейды на необитаемых островах Белого моря, объединенных в архипелаг Кузова. Вот туда я и предлагаю совершить небольшое путешествие.

Про архипелаг Кузова

На архипелаг Кузова мы отправились на катере с пристани на острове Большой Соловецкий. Этот архипелаг, расположенный на морском пути из порта Кемь на Соловецкие острова, включает в себя 16 необитаемых островов.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Самыми крупными островами архипелага являются острова Русский Кузов и Немецкий Кузов, на последний из них нам и предстояло высадиться.

Ходу на катере с острова Большой Соловецкий до острова Немецкий Кузов часа два. Надо сказать, что сама прогулка по «Студеному» морю, что называется «разгоняет кровь», повышает настроение и наполняет организм восторгом морехода — первооткрывателя земель.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Вдалеке показались острова. Помните как там, у «Арии» — «И в последний миг поднялась волна, и раздался крик — впереди земля».

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

И пусть от Соловецкого архипелага до Кузовов всего километров 30, но, тем не менее, острова необитаемые. Первые необитаемые острова в моей жизни. Дикая природа и отсутствие благ цивилизации на маленьких клочках земли со всех сторон, окружённых водой, не для современных людей. Да и в старые времена на островах никогда не было постоянного населения. Наверное, слишком суровые там условия жизни. Однако нога человека много раз ступала на острова архипелага Кузова. Ведь эти места издревле известны людям и являлись центром морских промыслов с древнейших времен. В наше время, говорят, на островах периодически высаживаются рыбаки в поисках рыбацкого счастья или браконьеры, промышляющие здесь сбором пуха гаг.

Приезжают сюда и любители странствий, в основном организованные туристы, которых привлекает природные красоты и древние достопримечательности. Вот пришла, и наша очередь высадится на эти дикие берега.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Знакомство с островом Немецкий Кузов начинается с небольшого испытания, надо подняться по оборудованной, но достаточно крутой тропе, вверх по скалистому склону горы, на самую высокую точку острова.

Высота -140 метров, доминанта окружающего ландшафта. Затраченные усилия не напрасны, награда невероятно красивые виды.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

И именно там, на вершине горы и находился настоящий пантеон саамских божеств.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Не все древние памятники дошли до наших времен, часть святилищ была разрушена. Но много и сохранилось — до полутораста сейдов и других каменных идолов.

Кто, когда и зачем все это сделал?

Есть версия, выступающая за природное происхождение сейдов. Что мол, за перенесение и установку камней ответственны ледник или вымывание породы. Но, это, наверное, сложно представить, как ледник смог аккуратно поставить на подставки сотни камней. И это вместо того, чтобы раскидать их без всякой системы на десятки километров вокруг. Да и скудный почвенный покров Заполярья делает нереальной версию об эрозии грунта под камнями. Нет, рукотворность сейдов бесспорна. Явно наличие некоей «разумности», инженерной и даже эстетической мысли.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Немногочисленные исследования, посвященные сейдам, позволили их классифицировать, выделить основные типы, отличающиеся конструктивными особенностями. Один тип сейдов представлен в виде камня с одной стороны приподнятого на булыжник-подставку. Другой это камень, полностью поставленный на камни-подставки, количеством от трех до десятков. На некоторые камни сверху установлен один или несколько камней, так называемые «шапки». Есть камни, установленные на ребро, или узкой частью вниз или просто поставленные вершиной вниз.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Что касается количества, то иногда встречаются одиночные сейды, но чаще они располагаются группами от нескольких десятков до сотен. Есть даже термин — «плато сейдов». Так вот, именно такое «плато» мы и увидели на острове Немецкий Кузов, как я уже говорил, их там примерно полторы сотни.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Еще раз обращу внимание, что характерным признаком размещения сейдовых святилищ является их природная выделенность из окружающего ландшафта. На острове Немецкий Кузов сейды размещены на самой высокой точке окружающей местности, с которой открываются шикарные виды.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Исследователи выделили несколько основных способов, которыми древние люди добивались нужного им «неустойчивого» положения сейдов. Иногда сейд ставился на одной опоре под углом до 30 градусов. Часто опоры наклоняли сейд, установленный на склоне, создавая впечатление, что опоры буквально «подталкивают» сейд к обрыву. А бывало, что сейд ставился фактически на обрыве, под углом до 45градусов, упираясь опорами в скалу. Среди имеющихся вариантов, можно выделить, и те из них, когда сейд ставился острой вершиной вниз или когда располагался на опорах так, чтобы часть его «висела» вне опор. Таким образом, можно сделать вывод, что в постановке камней — сейдов внешние признаки, такие как количество камней, вес и прочие уступали главному требованию: сейдом мог быть любой камень, но обязательно установленный неустойчиво. Неустойчивость была главным каноном, все остальное было второстепенно. При этом, можно было экспериментировать с опорами как угодно — главное стремиться к этому «каноническому» условию постановки.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

С какой целью древние строители сейдов возводили эти сооружения непонятно. Но они явно делали упор на некое неведомое нам знание, и ворочали огромные валуны не от безделья, а ради демонстрации величия своих возможностей. Это была осознанная деятельность, в которой участвовало большое количество людей под руководством некоей организующей силы-власти. Также надо понимать, что сейды ставились на протяжении длительного времени. Значит, существовала традиция, некая методика или ритуал их возведения и эти знания передавались через поколения.

И места расположения сейдов выбирались не случайно, а с учетом знания геологических свойств местности, ибо часто их скопления находили на месте тектонического разлома или в центре древнего землетрясения. Или как минимум, с учетом знаний о ландшафтных особенностях и наиболее эффективном их использовании в обустройстве сейдовых комплексов. Сама постановка сейдов также предполагает наличие определенных познаний. Ведь сейды сооружались так, чтобы был обеспечен максимальный визуальный и психологический эффект на смотрящего человека и сформировано ощущение их неестественности. Возможно, существовала некая каста шаманов, обладавших знаниями инженеров-геофизиков. Именно они «стояли у руля» при возведении сейдов. Эти люди, очевидно, обладали специфическими знаниями, передававшимися через поколения и годы.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Считается, что строителями сейдов были саамы, бедный малочисленный северный народ, живущий охотой и рыболовством. Сооружали сейды саамы для того, чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду, для чего около них они совершали жертвоприношения.

Но тут вопросов больше чем ответов. Но вот представьте, для чего на маленьком труднодоступном острове, на котором мы сейчас находимся, на скалистой возвышенности саамы ставили сотни камней на подставки. Кажется это просто нереальным. Особенно, если учесть что у саамов не было крупных племенных объединений, их кочевья были рассредоточены по тундре, и основной задачей саамов был поиск путей выживания, и совсем не установка камней на камни. Возможно, что комплексы сейдов могли создаваться за длительное время, но все равно, камни весом десятки тонн членам немногочисленного рода поставить было весьма затруднительно. Саамов вообще было очень мало. И, например, чтобы установить многотонную плиту на камни опоры, да еще в особом неустойчивом положении, потребовалось бы сотни человек, большая часть трудоспособного населения немногочисленного саамского народа. Для чего такие затраты на бессмысленный с точки зрения охотников-рыболовов труд? А куда делись впоследствии у саамов навыки строительства столь грандиозных культовых сооружений и уникальные инженерные знания? Хотя, это все равно, что спросить у нынешних коптов, прямых наследников древних египтян, о способах постройки пирамид.

Есть еще версия, что сейды возводились неким досаамским народом, именуемым скольды, и что именно они являются истинными наследниками культуры северных мегалитов. Предлагаю на этом закончить. Копаться в этой теме можно бесконечно, но цели у нас такой нет. Вопрос поднят, тема интересная и есть люди, которые посвящают этому всю свою жизнь.

Про природу

На островах архипелага Кузова живописнейшие природные ландшафты. Здесь особо стоит выделить еловые и сосновые леса. Даже название архипелага, по одной из версий, происходит от карельского «кууси» — ель, т. е. «еловые острова».

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

На Кузовах обнаружено десять типов еловых лесов, что свидетельствуют о большом биологическом разнообразии местной флоры в сравнении с материковыми районами Беломорской Карелии, где насчитывают только пять типов ельников. Каменные массивы островов защищают растения от холодных северных ветров, поэтому чему рядом с ельниками и сосняками можно заметить березняки. Понятно, что для обыкновенных берёз местный климат слишком суров, поэтому здесь распространена берёза извилистая.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

К сожалению, на островах периодически возникают пожары, наносящие огромный вред растительному миру Кузовов. Мы видели, как горела растительность на соседнем острове.

Растительный мир архипелага весьма разнообразен для такой сравнительно небольшой его площади. Прочитал, что по приблизительным подсчётам, на островах произрастает более трёх сотен видов растений.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Кстати, ни на одном острове нет озёр или ручьев, вследствие чего на них не произрастает ни одного растения, характерного для пресноводных водоёмов.

Архипелаг Кузова. Сейды — идолы или еще немного мистики

Животный мир Кузовов также может похвастаться разнообразием: более сотни видов птиц и два десятка млекопитающих. Среди пернатых выделю крупные популяции гагарки и полярных крачек.

В отличие от Соловецкого архипелага на Кузовах встречаются хищные млекопитающие, и лисицы, и волки, и росомахи. Но постоянным жителем является лишь горностай. Только этот вид обеспечен достаточной кормовой базой и убежищами, остальным же приходится постоянно мигрировать. В прибрежных водах наблюдают кольчатых нерп, арктических тюленей и белух. Информация про животных исключительно со слов бывалых, нам этого увидеть не удалось. Но все остальное увидели и увиденное запомним на всю жизнь