Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 23:14

Матмата — Тунис Сентябрь 2008
Стоянка верблюдов в Сахаре.

Украинка Надия, торгующая в Хаммамете тунисской спа-продукцией, отговаривала нас от любых самостоятельных перемещений по Тунису без знания разговорного арабского. Сама она прожила в Тунисе уже четыре года, разговаривала очень бегло и страну знала хорошо. Мы прислушались к её совету и решили поехать в пустыню в составе группы.

Путешествие в Сахару, пожалуй, самое интересное мероприятие, какое можно придумать себе в Тунисе. Конечно же уйти в пустыню с бедуинами на недельку дело заманчивое, и быть может небезопасное, и даже слегка авантюрное. Но туристическая путёвка из любого прибрежного города Туниса в Сахару подразумевает, как правило, двухдневную поездку в Дуз (этот город называют «воротами в Сахару) по следующему маршруту: Кайруан — Эль Джем — Матмата — Дуз. Очерёдность посещения городов определяет туроператор. Но я опишу поездку именно в таком порядке, поставив Сахару в самом конце и уделив ей главное внимание. Но в плане логистики оптимальным маршрут должен выглядеть так.

Священный город Кайруан — одно из тех мест в Тунисе, которое надо посетить обязательно. Это классический арабский мусульманский город.

Кайруан — главный священный город Магриба (мусульманского запада) и четвертый священный город (после Мекки, Медины и Иерусалима) всего мусульманского мира. Говорят, что семикратное паломничество в Кайруан приравнивается к хаджу в Мекку. До 1057 года Кайруан был тунисской столицей, потом какое-то время разделял этот статус с Махдией, в итоге утратив его в пользу города Туниса. Думаю, что он заслуживает того, чтобы приехать сюда специально на целый день. В Кайруане, как и в любом старинном арабском городе, есть своя Медина, по которой можно блуждать целый день.

Сахара лайт

Мы же там были проездом часа два и город рассмотреть совсем не успели, т.к приехали в город на обратном пути из Сахары во второй половине дня, когда мечети для туристов уже закрывались. И потом нас завезли в ковровую лавочку, где уставшим после Сахары туристам пытались продать ковры местного производства. В наши планы покупать ковры не входило, мы поднялись на крышу магазина, откуда я и сделал этот кадр.

В кадр попала основная достопримечательность Кайруана, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — Большая мечеть, или мечеть Сиди — Окба, заложенная в 670 г. н. э. сразу после решения устроить на этом месте арабский лагерь.

Сахара лайт

Внутренний двор — единственное место, куда могут попасть не мусульмане. Двор окружен галереей-колоннадой и снабжен приспособлениями для сбора дождевой воды для омовения и солнечными часами для определения времени молитвы. Напротив молельного зала расположен минарет, камни в основании которого взяты из различных римских руин. На верх минарета ведет лестница из 129 ступеней. Минарет сейчас мы видим в основном таким же, каким он был в IX в.

И всё-таки каким бы образом не прибудешь в Кайруан, самостоятельно или с экскурсией, избежать ковровой лавочки ну никак не удастся. Их там огромное количество. В мастерской продемонстрируют как женщины ткут ковры, расскажут о том, сколько узелков на них бывает, потом усадят, дадут чаю или кофе и начнут расстилать перед вами свое богатство. Надо сказать, что ковры высочайшего качества, гарантию предоставляют на 300 лет. Но и цены тоже хорошие, самый дешёвый стоил 400 долларов. Цены, конечно же, договорные, можно сторговаться и до 150. Но размеры такого коврика будут чуть больше размеров коврика для компьютерной мыши.

Эль-Джем, пожалуй, город одного памятника — Колизея. Там есть ещё и археологический музей, в котором представлены найденные на раскопках Колизея мозаики, но город знаменит прежде всего самим Колизеем.

Сахара лайт

Этот амфитеатр (Колизей) был построен в III веке нашей эры, а именно в 238 году. Он является вторым по величине после римского. Его строили восемь лет, но до конца так и не отстроили.

Арабские жители города использовали амфитеатр в качестве источника бесплатного строительного камня. Колизей построен из желтоватого песчаника, легкого в обработке. Каменные глыбы амфитеатра использовались для построения арабского города Эль-Джем и для постройки соборной мечети в городе Кайруан, про которую я уже рассказал выше.

Сахара лайт

Конечно, многое там разрушено, многие проходы перекрыты, но всё равно есть где побродить. Есть небольшие и мрачноватые помещения под ареной. Хорошо сохранились три яруса на противоположной от современных трибун стороне. Снаружи Колизей Эль-Джема похож на римский.

Далее наш путь лежал в Матмату, где предстояло увидеть пещерные дома берберов. Всю дорогу нас сопровождали такие пейзажи.

Сахара лайт

Матмату мимо не проедешь: на горе «вывеска».

А вот и сам город на горе. Этот город непростой. Жилища вырублены в скале. Со временем над ними надстроили стены и дополнительные пристройки. Мы сюда приехали, чтобы погулять по одному такому жилищу.

А пока наш гид ушёл к троглодитам предупредить их об очередном нашествии туристов можно подкормить верблюжонка.

Сахара лайт

Матмата — самая известная и наиболее раскрученная туристским бизнесом деревня берберов, которых у нас ещё называют троглодитами. Помимо Матматы есть и другие деревни, поменьше. Все жилища берберов строятся по одной схеме. Выкапывается на холме большая яма, диаметром метров десять и в глубину метров семь. Внутренний двор готов!

Прокапывается вход. Над входом в жилище традиционное изображение рыбы. Рыба считалась одним из главных символов берберской богини Танит (наравне с рукой Фатимы, лежащим полумесяцем и шестиконечной звездой). Символы эти сохранились и до наших дней. Поразительно, что ни Римская Империя, ни христианство, ни приход арабов, ни европейская колонизация не смогли их уничтожить. Поэтому изображения рыбы повсюду можно встретить в тунисском доме. Даже перед тем как молодожены входят в новый дом, порог дома должна пересечь настоящая рыба.

Сахара лайт

А из внутреннего двора выкапываются жилые и хозяйственные комнаты. Холмы сложены из мягкого песчаника, так что в принципе не так уж это и тяжело. В таком жилище днём не жарко., а снаружи малозаметно. Надо расширить жилплощадь — не вопрос! Лопата в руки и вперёд.

Есть в пещере и телевизор, совсем не бутафорский.

Сахара лайт

Над пещерой стоит спутниковая антенна и у берберов есть свой «троглодитский» канал.

Но не надо думать, что берберы застряли в своём развитии: сейчас они живут в современных домах со всеми удобствами современной цивилизации, а эти жилища используют как дачи. Заодно на них можно и подзаработать — поток туристов не иссякает. Здесь даже построены отели и рестораны. Жилища гармонично смотрятся вместе с окружающим пейзажем. Местные берберки с удовольствием включаются в туристический аттракцион. Эта женщина демонстрирует как молят зерно для будущих вкусных лепёшек.

Сахара лайт

А её дочь под прицелами фотоаппаратов переставляет кухонную утварь с места на место.

Но на самом деле у них тут целое хозяйство, и когда туристы уезжают им есть тут чем заняться всерьёз.

И вечно худые тунисские кошки: то ли не кормят их совсем, то ли на жаре они сами не едят.

Сахара лайт

А это уже кочевые берберы по-соседству. Правительство периодически пытается переселить их в города. Но не так просто сломать многовековые традиции.

Солончак Шотт-эль-Джерид. Отправляемся к следующей достопримечательности, к огромному солёному озеру Шотт-эль-Джерид.

Надо быть внимательным на дороге: её часто переходят верблюды.

Сахара лайт

А вот вдали уже показалось озеро. А может это мираж?

Наш караван из нескольких машин остановился у озера, чтобы мы немного походили по его «дну».

Шотт-Эль-Джерид — это крупнейшее озеро в цепочке солёных озер, протянувшихся от залива Габес до Алжира, почти на 400 км вглубь африканского континента.

Сахара лайт

Но! Летом озеро практически целиком пересыхает и его дно покрывается крупнозернистым песком, на котором видны кристаллы соли.

Поверхность озера абсолютно плоская. Солёное озеро — идеальное место для возникновения миражей в светлое время суток. Я прошёл двести метров в сторону «воды», а она снова уходила от меня на такое же расстояние. Мираж! Воды не увидели. Зато увидели свои чудные тени. Было ощущение, что все мы на ходулях.

Сахара лайт

Тамерза. Это на границе с Алжиром. Здесь туристам предлагают погонять на джипах. Здесь мне уже не удалось сделать снимки, кроме одного этого, так как пришлось двумя руками держаться за всё что можно в машине ухватиться. Это я ещё сидел справа от водителя. А те кто сзади проверяли свои голосовые связки и методично бились головой об крышу, как молоты об наковальню, пытаясь найти точку опоры и находя её на шее пилота джипа.

Джипы неслись на огромной скорости, то обгоняя друг друга, то заезжая на возвышенности под большим углом, то спускаясь с них, создавая ощущение невесомости. А закончились эти гонки неожиданным выездом к очередному озеру.

Это потом мы уже были смелыми и скакали на крышах, приводя адреналин в норму.

Сахара лайт

Дальше наш путь лежал в оазис.

Оазис Тамерза — это красивое сочетание горных пейзажей с бегущими речками, пальмами и водопадами.

Сахара лайт

В Тамерзе в месте падения водопада образуется небольшое озеро, в котором можно искупаться.

Я не удержался!

Сахара лайт

Оазисы в пустыне — это конечно же что-то невероятное! Пейзажи действительно совершенно фантастические!

Сахара. Дуз. Далее наш путь лежит на юг к пустыне Сахара, в небольшой городок Дуз с населением около 12 тысяч жителей. В городе по четвергам проходит большой базар, там есть музей Сахары и огромная пальмовая роща. Но мы жили на окраине Дуза в туристической зоне, состоящей из одних отелей. Сразу через дорогу от отелей начинался Большой Восточный Эрг (так называется составная часть огромной пустыни Сахара). Отель был шикарный, с бассейном. Собственно, там все такие, но как то трудно совместить в голове рядом бассейн и пустыню. После дневного переезда и посещения скажем так «засушливых» районов бассейн под открытым небом было чем-то невероятным.

Сахара лайт

Но отель нужен был лишь для короткого сна, так как был ранний выезд для мероприятий в пустыне: нас ждало катание на верблюдах и на квадроциклах. Но прежде моя героическая супруга Марина (прошу любить и жаловать) решила взлететь над Сахарой и посмотреть на неё с высоты птичьего полёта. Она смело села в это летающее устройство без дверей, но с крыльями, и улетела от меня. Уверенность ей придавал пилот-француз с внешность Жана Поля Бельмондо.

Вот её снимки с борта.

Вот и наш отель с замечательным бассейном, а сразу за ним начинается пустыня.

Сахара лайт

Через двадцать минут Бельмондо вернул мне мою спутницу и мы пошли к верблюдам.

Тут мне хочется дать небольшую справку по верблюдам, всё-таки здесь жизнь без них невозможно представить. Верблюды в Тунисе являются весьма дорогими животными, их стоимость сопоставима с подержанным автомобилем и начинается от 1200 долларов. Согласно местному поверью, верблюды не считают людей своими хозяевами, а лишь друзьями. Они могут уйти в пустыню в любой момент, но обязательно вернутся. Все верблюды в Тунисе — одногорбые! Причем завезены из Азии. Обычный верблюд может развивать скорость до 20–25 км/ч, а особо одарённые — до 50 км/ч. Такие «скоростные» принимают участие в верблюжьих гонках, которые переодически устраивают в Дузе. Верблюд способен нести на себе груз весом до 400 кг! Верблюд может выпить за раз несколько десятков литров воды, которую потом сохраняет в своем горбу. А еще верблюды — многоженцы. Верблюдица носит детенышей целый год — 12 месяцев!

На стоянке нас уже ждали «корабли пустыни». Надо сказать, что туристов в Сахару приезжает огромное количество, в одно и то же время и с одной и той же целью. И это, как правило, создаёт очереди. Но нам повезло.

Сахара лайт

Нам дали напрокат традиционную сахарскую одежду, своими полосками напоминающую арестантскую.

Туристов обслуживают около 400 верблюдов, а само путешествие по пустыне на верблюдах продолжается около часа.

Сахара лайт

Ну и конечно же фотография на память. Вот гляжу я сейчас на неё — ну совсем не бедуин! Даже в роль не вжился. А халат на мне сидел как на старике Хоттабыче.

Следующая забава — катание на квадроциклах.

Сахара лайт

Тут сам рулишь и нужен если не опыт, то хотя бы навык, потому как квадроцикл может увязнуть в зыбучих песках и тогда приходится вызывать «аварийку».

Сахара лайт

*************************************************************************************************************************************

— Ну, смотри: что будет, если самолет сбросит тебя посреди пустыни Сахара, и ты возьмешь пинцетом одну песчинку и сдвинешь ее на один миллиметр? Что это будет означать?
— Ну, типа, что я сдвинул песчинку.
— Из чего следует?..
— Из чего следует, что я сдвинул песчинку.
— Из чего следует, что ты изменил Сахару! Огромнейшую пустыню, которой миллиард лет! А ты ее изменил!

Мы все в тот день изменили Сахару!!!

Вот такая вот пустыня Сахара. Ну ладно, не пустыня, а лишь краешек её — Sahara (light version).