Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Целе — Словения Август 2015

В своём последнем рассказе о поездке по Словении, я говорил о городке Веленье. Мой путь в Веленье пролегал через город Целье. Как и в Веленье, главной достопримечательностью Целье является замок — Старый Цельский замок (Stari grad Celje). Но в отличие от города Веленье, история которого отсчитывается со второй половины XX века, история города Целье идёт от античных времён. Целье — третий по величине город Словении был заложен римлянами в I веке нашей эры и получил название Целейя. Для тех времён он был крупным и густонаселённым городом. Он располагался на римской дороге из Аквилеи в Паннонию на реке Савиния. В середине V века город опустошили гунны. Второй период процветания в истории Целье приходится на средние века, на годы правления богатейших графов Целье. Графы Цельские — наиболее значительный феодальный род средневековой Словении. Поселились они в этих краях в XIV веке, когда в 1333-м году замок перешёл во владение графов. Именно после этого графы и стали именоваться Цельскими. Если посмотреть на современный герб Словении можно увидеть трёхглавую гору (Триглав — высочайшая вершина Словении), волны (Адриатическое море) и три золотые шестиконечные звезды

Так вот эти три звезды «перекочевали» на герб Словении с герба графов фон Цилли

Но вернусь к поездке. Сам замок я увидел издалека ещё в день своей поездки в Веленье. Мой путь в Веленье проходил через Целье, на ж/д-вокзале которого я делал пересадку с одного поезда на другой. Замок хорошо просматривается ещё с поезда при подъезде к Целье со стороны Любляны. И вот так выглядит замок с перрона ж/д-вокзала города

А уже через два дня после поездки в Веленье, я целенаправленно ехал в Целье. Главной моей целью в Целье был, конечно же, замок. Но всё же Целье — город с историей, так что перед замком я немножко прогулялся по городу. И хоть Целье и является третьим городом Словении, и по меркам страны — это крупный город, но по меркам человека, живущего в огромном мегаполисе, говорить про размеры города просто смешно. Историческая часть города — это почти квадрат (в грубом приближении) со стороной в полкилометра. Ж/д-вокзал находится в исторической части города, так что далеко идти не пришлось

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

Но похоже, я настолько был увлечён идеей побывать в Старом Цельском замке, что самому городу при подготовке поездки в Целье уделил очень мало времени. Просто, помню, набрал в Яндексе: «достопримечательности Целье». И ничего, кроме Старого Цельского замка и здания ратуши возле вокзала, я тогда не нашёл и смирился с этим. Так же, собственно, получилось уже и наяву. Увидел то самое красивое здание ратуши возле вокзала, но фотографировать не стал (был контровый свет). В здании ратуши есть информационный центр. А мне понравилось здание здесь же, у вокзала, напротив здания ратуши. Целиком оно не вмещалось в кадр, поэтому я довольствовался только его фрагментом

А далее, я просто наобум прошёл по этой улице. На улице стоят простые приятные домики. Дошёл я до здания церкви, но внутри церкви не был. Уже даже и не помню, почему... По-моему, она была уже закрыта

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

Это церковь Девы Марии XIV века, приобретшая свой современный вид во второй половине XIX века. Церковь являлась фамильной усыпальницей графов Цельских, и до сих пор здесь сохраняются их гробницы. Сам городок мне показался весьма приятным, но ничего выдающегося я не увидел. Я повернул назад и направился к замку. Ещё при подготовке поездки, «товарищ» Гугл показал мне дорогу к замку вдоль железной дороги и реки Савинья

До замка мне предстояло пройти всего-то каких-то полтора километра. Забавные всё же эти масштабы европейских городков. Только что ты был в самом центре города, а пройдя всего-то каких-то несколько сот метров, ты уже идёшь за пределами города. Погода в этот день была просто чудеснейшая, и душа моя в этот день пела и плясала. Не знаю почему, но за всю мою поездку по Словении именно этот день мне запомнился больше всего. Одно только огорчало — я был один, без жены. А она ведь фанатка средневековых замков, пожалуй, похлеще меня. Да и, вообще, прописная истина — вдвоём вдвойне веселей. А я шёл по тропинке между железной дорогой и речкой Савинья. В речке плескалась рыба (не рыбак, понятия не имею какая рыба, но рыба — весьма крупная). Вскоре я перешёл мостик через приток Савиньи (место, откуда нужно сворачивать в сторону замка), но не стал сразу идти к замку. Ну, надо же было запечатлеть замок со стороны, а для этого нужно было отойти куда-то подальше. И я не поленился пройти ещё больше километра, чтобы сфотографировать замок со стороны

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

Вот так и выглядит со стороны этот самый большой замковый комплекс Словении. Фото сделано, пора и идти в сам замок, что я и сделал. Возвращаясь назад, я увидел в небе небольшой самолётик, который сделал пару кругов вокруг замка

Эх, как я по-хорошему позавидовал тем, кто смотрел на замок и его окрестности, находясь на этом самолётике. Уже, при написании этого рассказа, я нашёл этот маленький аэродром, откуда и летают такие экскурсионные самолётики. Он находится на расстоянии нескольких километров от исторического центра Целье. Так что, господа туристеры, «мотайте на ус» — есть возможность и самим оказаться на борту такого самолётика, если кого занесёт в эти края. А я уже подходил к той тропинке, которая ведёт непосредственно к замку. Мне предстояло подняться по ней на гору Грайски хриб на высоту 407 метров. Сразу скажу, не такое уж и простое занятие. Вначале тропинка была весьма широкая, но довольно быстро она стала совсем узенькой и очень крутой. Мне сразу вспомнилось моё восхождение на смотровую площадку на озере Блед. Я хорошо тогда описал то подлое чувство страха, которое я тогда испытал. Но слава богу, в отличие от того раза, сейчас я шёл по сухой тропинке, а не по мокрым скользким камням, как это было в Бледе. Но всё равно, было всё же страшновато. К тому же, у меня есть чёткая ассоциативная параллель: там где есть горы, там есть и змеи. И как-то не хотелось повстречаться с этими созданиями. В общем, если вы не экстремалы, не советую подниматься по этой тропинке. И вот, я наконец-то подошёл к стенам замка. Тропинка вывела меня к автомобильной площадке перед замком

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

В кассе я взял билет (4 евро) и бесплатную брошюру по замку. Это не какой-то там отксерокопированный листок (как в Веленском замке). Это полноценная типографская брошюра объёмом около 20 страниц с цветными фотографиями, с описанием элементов замка, к тому же — на русском языке (!). Я уже заметил, в словенских замках нет жёсткой привязки билета к какому-то определённому времени посещения, как в чешских замках. Просто берёшь билет и идёшь смотреть, как в обычном музее. Хорошо это или плохо? Трудно сказать. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы. Минус такого варианта в том, что неплохо было бы всё же послушать экскурсию. А плюс в том, что ты не привязан ко времени, которого частенько не хватает. Плюс и в том, что гуляешь сколько тебе нужно. Нет толпы, и фотографируешь ты не группу во главе с экскурсоводом, а то, что хочешь и как хочешь. И если сравнивать эти два варианта (по времени с экскурсоводом или без привязки ко времени, но без экскурсовода), конкретно в этом замке, лично для меня, вариант без экскурсовода гораздо лучше. Кстати, именно в Словении, я увидел, компромиссный, а с моей точки зрения, лучший вариант — посещение с аудиогидом. Именно так организовано посещение в Люблянском замке. Конечно, кто-то возразит, что живой экскурсовод (тем более, хороший) лучше аудиогида. В подобных замках не стоит ожидать увидеть каких-то шикарных богатых интерьеров. Такие замки, в первую очередь, интересны любителям средневековья, и тем, кому доставляет огромное удовольствие, прежде всего, полазить по башням, пройти вдоль крепостных стен, по лесенкам и т. д. Лично сам, я, как раз, и отношусь к этой категории посетителей. Думаю, пора немного рассказать об истории замка.
Первыми хозяевами замка были графы Вовбургские, которые построили замок во второй половине XII века. Первоначально замок был намного меньше включал в себя лишь романский дворец, закрытый двор и защитную наружную стену. После исчезновения династии Вовбургских, замок перешёл во владение рода Жовнешских, которые вскоре и стали именоваться цельскими графами. Жовнешские начали перестраивать замок. Наружную стену превратили в готический двроец, а на ближайшем холме построили 23-метровую башню, позднее названную «башней Фредерика». В дальнейшем замок расширялся, была достроена наружная стена с башнями, хозяйственными и военными объектами, рвами и новым доступом в центр замка. Достраивался замок до конца XV века. Сейчас Цельский замок состоит из двух ансамблей (Западного и Восточного), выполненных в различных архитектурных стилях — готический замок с романским центром, окруженный ренессансными укреплениями. И на сегодняшний день Цельский замковый комплекс является самым значительным и самым большим средневековым замковым комплексом в Словении. В наши дни в замке проводится множество различных мероприятий и концертов. Вот и я увидел в этот день на территории замка немалое количество людей, разодетых в средневековые одежды. Было видно, что они явно готовятся к какому-то мероприятию. Все занимались своим делом: кто-то расставлял стулья, кто-то настраивал звуковую аппаратуру, как этот мужчина, который на мою просьбу любезно позволил себя сфотографировать

Не далее, как на следующий день я узнал, что в эти дни в Словении проходил ренессанс фестиваль. А пока, я с огромным интересом и любопытством безо всякой спешки, спокойно побродил по замку. Вначале, я зашёл на узкую длинную площадку (может быть правильнее назвать — коридор), расположенную над входом в замок

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

Если пройти по этому коридору до конца, с крайней точки открывается вид на внутренний дворик, находящийся между двумя рядами крепостных стен

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

А я перешёл на территорию центрального двора

Те постройки замка, которые видны на этой фотографии — это и есть первоначальная территория замка, где и проживали хозяева замка. Кроме того, на фотографии хорошо виден проход с центрального двора ко рву. В XV веке существующая естественная канава была углублена и превращена в защитный ров. А проход на эту территорию замка осуществлялся через выдвижной мост. Но самый лучший вид на центральный дворик и главные сооружения замка открывается с башни Фредерика. Башня была названа в честь Фредерика II, сына самого могущественного и влиятельного цельского графа Германа II. Башня построена в XIV веке и достигает в высоту 23 метра, а толщина стен — около трёх метров. На втором этаже башни находилась темница, над которой размещались помещения для хранения оружия и военного оборудования. В этой башне был заперт Фредерик II после того, как женился против воли отца. К башне Фредерика ведёт «дорожка Пеликана» от башни на основной территории замка. Своё название дорожка получила в честь цельского фотографа XX века Йосипа Пеликана. Лично я понятия не имею какая существует связь между постройкой замка и фотографом XX века. Вот по этой дорожке я и подошёл к башне Фредерика. Я прошёл не по всей дорожке, а только в самом конце, почти у самой башни. Именно с этой дорожки я и сфотографировал того мужчину возле пульта звуковой аппаратуры. По всей дорожке пройти мне не довелось, так как она была перекрыта участниками мероприятия, проводимого в этот день в замке. «Дорожка Пеликана» ведёт к башне Фредерика и поднимается на самой башне примерно посередине её высоты. Отсюда открывается хороший вид на центральный двор и на главные сооружения замка

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье
Я бы сказал, что это лучшая точка, откуда просматривается замок

В связи с предстоящими мероприятиями, на территории главного двора установили несколько средневековых шатров и палаток с сувенирами. Спокойно, без суеты шла подготовка к предстоящему мероприятию. Практически всё пространство между центральным двором и башней Фредерика заставлено местами для зрителей. Так как различные мероприятия проводятся в замке часто, места эти — стационарные. А в центре главного двора отчётливо виден колодец. То, что я показал на этих фотографиях и есть — готический дворец, точнее его останки. Его построили из внешней крепостной стены в XIV веке. На верхних этажах четырёхэтажного здания располагались обогреваемые жилые помещения, а внизу находились хранилища и остальные помещения. А башня с остроконечной крышей так и называется «Башней над дорожкой Пеликана». Эта трёхэтажная башня построена в XVI веке, уже после исчезновения цельских графов. В наши дни башня служит выставочным залом. Династия цельских графов исчезла со смертью последнего мужского потомка Ульриха II Цельского.

Ну, а я вскоре поднялся на смотровую площадку башни Фредерика. Вот так выглядит замок и ближайшие окрестности со смотровой площадки

После смотровой площадки, я осматривал остальную территорию замка, чтобы попасть на которую, нужно пройти по мосту

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

С моста хорошо видна территория рва

В этот день и там установили средневековые шатры, а также мишени для стрельбы из луков. С какой-то точки старой территории замка наконец-то можно было сфотографировать башню Фредерика целиком

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

Уже толком и не скажу, в какой башне я там поднимался наверх. Скорее всего, это была башня над дорожкой Пеликана. Дошёл я и до самой дальней точке замка, откуда видна самая старая часть замка — романский дворец

Дворец когда-то был многоэтажным зданием с верхними этажами для проживания и нижними для вспомогательных помещений. В XVI веке дворец был разрушен землетрясением, но на его фундаменте построили новый дворец. В наши дни здесь находится зал для различных торжеств и мероприятий, в том числе и свадеб. Напоследок, перед уходом из замка, я зашёл на территорию рва, к тем мишеням, которые я увидел, проходя по мосту, хотелось пострелять из лука. К моменту, когда я зашёл на эту территорию, там был только один паренёк. Тот, что был в средневековом одеянии

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

Я подошёл к нему и спросил, можно ли пострелять из лука. Услышав мою русскую речь, паренёк явно обрадовался. Он говорил по-русски. Он был настолько радушен в общении со мной, что даже денег за стрельбу не стал брать. Но что-то у меня в этот день со стрельбой из лука не заладилось, а злоупотреблять его радушием я не стал. Забавно, что с этим пареньком мы встретились на следующий день в Люблянском замке. И вот тогда, когда мы с ним вновь встретились в Любляне, я и узнал от него, что в эти дни в Словении проходил фестиваль ренессанса. На такие фестивали съезжается большое количество любителей средневековья. Приезжают на эти фестивали как простые зрители, так и участники фестивалей. На них проводятся рыцарские турниры, концерты средневековой музыки и другие мероприятия. Мне было очень приятно пообщаться с этим пареньком, и я попросил сфотографироваться вместе на память (это уже в Любляне). А я напоследок, перед тем как уйти из замка, взглянул на этих увлечённых людей

Кроме участников фестиваля, на этом фото видны различные гербы. Левый герб — герб цельских графов, в центре — герб города Целье, а правый герб я не знаю.

После убийства последнего потомка рода князей Цельских в 1456 году замок перешел во владение местных княжеств. Начиная с XVII века замок стал понемногу приходить в негодность и уже в конце этого периода замок впервые оказался без кровли. В 1755 году замок приобрел граф Гайсрук. Начиная с 1846 год, стены замка начали ремонтировать, а руины замка начали восстанавливать. Ремонт стен Цельского замка является самой длительной, непрерывно продолжающейся реконструкцией в Словении.
Ну, и совсем, под конец покажу фото города со смотровой площадки замка

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

На фотографии отчётливо видна историческая часть города. И вот уже дома, занимаясь фотографиями, я заметил сооружение очень похожее на замок (на фото в левом верхнем углу старого города. Возле пешеходного моста через реку). Залез в карты и нашёл, это и в самом деле замок - Нижний Цельский замок (Spodnji grad Celje). А заодно увидел, что рядом с ним есть Графский дворец, в котором сейчас находится Краеведческий музей. Но, в тот момент я не знал о существовании, ни Нижнего замка, ни Графского дворца… В итоге не увидел ни замок вблизи, ни в музее не побывал… Увы, недостаточно хорошо подготовился я к поездке.
После замка совсем другой дорогой, я пошёл по направлению к вокзалу. По пути, я видел какое-то очень интересное церковное сооружение. Но честно говоря, это на карте дорога в сторону вокзала выглядит довольно-таки простой. На деле же, не так просто было понять куда идти. А это церковное сооружение было тоже на холме. Так что, к сожалению, я не дошёл до него. Опять же… просто не подготовился толком.
Вскоре я уже был на вокзале и ждал своего поезда, чтобы уехать в Любляну. С ж/д платформы хорошо видно то церковное здание, про которое я упомянул

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

Это церковь святого Иосифа (Župnijska cerkev sv. Jožefa).

А я, пока ждал свой поезд, нежданно-негаданно стал свидетелем ещё одного мероприятия… Если посмотреть на самую первую фотографию моего рассказа, сделанную с ж/д-платформы Целье, можно увидеть паровоз, стоящий недалеко от ж/д-путей. В Словении я видел паровозы в виде памятников практически на каждой более-менее крупной станции. Молодцы словаки, ведь паровозы — очень интересные объекты истории техники. А тут вдруг, я увидел на соседней платформе небольшой поезд, целиком состоящий из старинных вагонов

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

Для полноценного поезда не хватало разве что паровоза. Не прошло и минуты, после того, как я подумал про паровоз, появился и он — родимый

А ещё через пару мгновений, паровоз уже подъезжал для стыковки к поезду

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

И напоследок, я «пробежался» взглядом через объектив фотоаппарата по каждому из вагонов этого поезда. Все вагоны в поезде были разные

Словения. Замки и не только... Часть шестая. Целье

А уже через несколько минут, я уже сидел в поезде и возвращался в Любляну. И тут на торцевой стене вагона, я увидел рекламный материал, из которого я узнал. что же за поезд такой был. На английском языке было написано «Historical Train along the Land Of Celje» и представлено расписание этих туристических поездов из Целье. В период с конца апреля по сентябрь, раз в месяц по субботам из Целье отправляется исторический поезд. В этом расписании, в том числе, была указана и дата моего посещения этого словенского города — 29 августа 2015 года.