Турист Olga Oxenhorn (1968alga)
Olga Oxenhorn
была вчера 14:46

Кольмар — Франция Октябрь 2016

Главное, что из нашей страны отъезд за границу частенько связан с каким-нибудь форсмажором — то война вдруг начнётся, и иностранные авиакомпании отменяют свои рейсы, то посреди зимы выпадет снег (да-да, это катастрофа!), и все дороги на аэропорт будут заметены. На этот раз, в преддверии Рош-ха Шана, еврейского Нового года, на 94-м году жизни скончался экс-президент Шимон Перес. Фигура, так сказать, глобального масштаба, а потому весь Израиль был поставлен «на уши». 30 сентября мы должны были вылететь в Цюрих, чтобы оттуда начать небольшое трёхдневное путешествие по Кольмару и окрестностям с возвращением в Цюрих через Фрайбург. 29 сентября в Израиль слетелись посланники из 60 стран мира, аэропорт работал в усиленном режиме, рейсы для простых смертных задерживали, откладывали, в общем, бардак.

30 сентября, в день нашего отлёта, вся эта честная компания должна была с Пересом попрощаться на кладбище в Иерусалиме, на Горе Герцля, возле которой-то мы и живём. Всё. Блокада. Дороги перекрыты с 7-ми утра, в том числе и главное шоссе Иерусалим — аэропорт Бен Гурион. Пришлось добраться двумя поездами почти два часа, вместо обычных 45 минут на маршрутке. Наш рейс, естественно, был задержан на полтора часа, о чём мы узнали, уже пройдя паспортный контроль. Впрочем, всё это может и не столь интересно, но поездка как-то сразу не задалась.

Добрались мы до Кольмара только к 22.00 в кромешной темноте, уставшие, голодные. В окрестностях вокзала, где располагался наш отель, нашли лишь одну работающую в этот час «забегаловку», то ли турецкую, то ли арабскую.

Знакомство с Кольмаром мы решили на день отложить, поскольку день этот приходился на воскресенье, а воскресенье уехать куда-либо можно только на поезде, т. к. автобусы просто не ходят. Поэтому, субботним утром 1 октября, мы отправились по окрестным достопримечательностям. Маршрут был таков: Kaysersberg (автобусом), далее пешком до деревни Riquewihr, снова пешком до городка Ribeauville и возвращение в Кольмар на последнем автобусе.

Сначала всё шло хорошо. В Кайзерсберг мы приехали около 9-ти утра. Улицы были абсолютно пустынны, город спал. Мы сразу окунулись в его сказочную атмосферу.

От Эльзаса до Фрайбурга

Не устаю повторять, что обожаю такие маленькие, застывшие во времени городки. Просто не верилось, что этим пряничным фахверковым домикам по 500 и даже 700 лет, выглядят они, как декорации к фильму-сказке.

От Эльзаса до Фрайбурга

Почётный уроженец Кайзерсберга — музыковед и врач Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии 1952 года. Здесь его дом-музей.

С моста через реку Вейс открывается вид на руины старинного замка, но правда, в хорошую погоду. Нас утро порадовало лишь туманом. Хотя туман придавал городку особую таинственную привлекательность.

От Эльзаса до Фрайбурга

От моста мы повернули на площадь церкви Святого креста с фонтаном 15 века и статуей императора Константина. На площади уже суетился народ, потянулись вереницы туристов.

От Эльзаса до Фрайбурга

Сделав кольцевой маршрут по Кайзерсбергу, мы взяли курс на следующую достопримечательность «Винной дороги Эльзаса» деревеньку Риквир.

Дорога на Риквир шла через виноградники. Никогда в жизни мы не видели столько винограда! Виноградники простирались на многие километры, залезали, порой, на самые вершины гор.

От Эльзаса до Фрайбурга

На горизонте уже появились крыши домов, а стало быть, Риквир совсем близко. Прошли мы всего каких-то 5 километров. И вдруг, как гром среди ясного неба, я вспоминаю, что оставила кошелёк с деньгами и двумя кредитками, моей и мужа, на столе в отеле, на самом видном месте. Вынула утром мелочь на автобус, положила в карман рюкзака, а всё остальное преспокойно оставила. Я поделилась своей бедой с мужем и сыном, они, конечно, во всём стали винить меня поначалу, потом начали подшучивать. Мне полезли в голову самые страшные мысли, как горничная придёт убирать номер и всё у нас украдёт, нам придётся побираться и т. п. Настроение было испорчено. Всё пошло кувырком ещё в день похорон Шимона!

Я решительно предложила изменить планы, посмотреть Риквир и вернуться на автобусе в отель, пока, может быть, ещё не поздно. В общем, по Риквиру я ходила, как в пьяном угаре, пытаясь сосредоточится на достопримечательностях.

От Эльзаса до Фрайбурга

Риквир считается одной из красивейших деревень Франции. Деревенька совсем небольшая, собственно, состоящая из одной главной улицы. Она вся была заполнена туристами, не протолкнуться.

От Эльзаса до Фрайбурга

На небольшой площади с фонтаном есть одно удивительное место — магазин рождественских ёлочных игрушек. Там совсем не обязательно что-то покупать, можно пройтись по нему, как по музею. Фотографировать там запрещено, но тайком, всё же, можно. Красота необыкновенная! Хорошо, что я деньги забыла, а то что-нибудь обязательно прикупила бы. Цены умопомрачительные!

От Эльзаса до Фрайбурга

Мы дошли да главных городских ворот, стал накрапывать дождик. А тут уж и автобус до Кольмара должен был подойти. Автобусы по окрестным деревням ходят полупустые. В Кайзерсберг мы ехали одни, а обратно в Кольмар с нами села ещё тройка японцев. В основном, все передвигаются личным транспортом.

Я первая ворвалась в номер и… о, счастье! В нём никто не делал уборку. Мой кошелёк лежал на том же месте со всем содержимым. Настроение поднялось, и мы, не долго думая, заспешили обратно — на автобус, идущий в Рибовилле.

Рибовилле встретил нас проливным дождём, который пришлось пережидать в местном парке в беседке.

От Эльзаса до Фрайбурга

Дождь испортил весь вид на руины трёх замков, возвышающихся над деревней. замок Ульриха XI века, замок Giersberg 13 века и самый старый из трех — замок Haut Ribeaupierre. Первое упоминание о нем датируется 1084 годом, но предположительно в XVI веке он был заброшен и к настоящему времени практически полностью разрушен.

При наличии времени и хорошей погоды, конечно, не мешало бы совершить подъём к замкам, откуда открывается великолепный вид на горы Вогезы и все окрестные деревни. А спуститься можно через аббатство Notre-Dame de Dusenbach, в общем, в окрестностях Рибовилле есть, что посмотреть.

Исторически сложилось так, что жители Рибовилле принимали у себя бродячих музыкантов, артистов, фокусников. И по сей день ежегодно 8 сентября в День Святой Девы Марии в городок съезжаются тысячи гостей на праздник деревенских артистов. Жаль, что подвела погода, и не было того ощущения праздника, о котором так много говорилось.

Как я уже говорила, в воскресенье у автобусов выходной (а мы ещё ропщем на наши шаббаты), поэтому мы купили билет на поезд до станции Selestat, что буквально в 15-ти минутах езды от Кольмара, чтобы посетить Château du Haut-Kœnigsbourg (замок Кёнигсбург). От вокзала Селесты к замку регулярно ходит специальный автобус номер 500, билет покупается у водителя сразу в обе стороны, причём, при предъявлении этого билета в кассе замка полагается приличная скидка.

Мы были, как всегда, единственными пассажирами в автобусе, если не считать самой водительницы — толстой молодой тётки, её толстого мужа и очень симпатичных маленьких девчонок — дочек. Семейка просто так каталась с мамой.

Замок Кёнигсбург относится примерно к первой половине 12 века и представляет собой образец мощной неприступной крепости, расположенной на верхушке горы. Длинную историю замка можно почитать в «сетке», ничего нового я от себя всё равно не добавлю.

От Эльзаса до Фрайбурга

Туристы, в основном, приезжают туда на машинах, и мы зря радовались, сидя в гордом одиночестве в автобусе, что будем бродить по замку одни.

У кассы стояла толпа. Было жутко холодно, чувствовалась высота, внизу гораздо теплее, а здесь, как водится, ещё и пронизывающий ветер. Мы простояли в очереди 20 минут, за нами уже тянулся огромный хвост, а когда вышли из замка, то поняли, что если бы приехали на час позже, то пришлось бы ограничиться лишь обзором его внешнего вида -очередь стояла часа на полтора. И работала при этом всего одна касса.

Пока мы бродили по залам замка, разглядывая экспозицию, я всё время теребила в кармане какую-то бумажку. В конце концов, она мне так надоела, что я выбросила её в урну, стоя на остановке, в ожидании нашего обратного автобуса. Но уже подъезжая к вокзалу, меня осенило, что выбросила-то я не что иное, как обратный билет на поезд. Автомат на вокзале Кольмара выдал нам один билет на три персоны туда и обратно. Моя семья второго прокола за поездку мне простить не могла. Волей-неволей, пришлось согласиться с тем, что ко мне медленно, но верно подкрадывается Альцгеймер.

Мы какое-то время колебались, стоит ли снова брать билет до Кольмара или проехать зайцами. Вероятность, что билеты не проверят, была 99 процентов. Перевесила совесть и мы раскошелились ещё на 15 евро.

К слову, по пути в замок есть ещё две достопримечательности — Гора обезьян (La Montagne des Singes), такой своеобразный зоопарк, где обезьяны гуляют на воле, и их даже можно покормить из рук, и питомник хищных птиц (La Volerie des Aigles), где, как водится, устраивают всевозможные представления. Мы эти два объекта решили проехать мимо, решив, что зоопарк интересен больше маленьким детям, а хищных птиц мы уже неоднократно видели и в словацких замках, и не далее, как в мае, в Италии, в замке Vezio.

Вторую половину воскресного дня мы посвятили самому Кольмару. Конечно, после вчерашнего похода по маленьким игрушечным городкам, впечатления от Кольмара немного смазались. Во-первых, его можно смело назвать самой настоящей туристической Меккой. Боже, сколько народу! Особенно все толпились в районе Маленькой Венеции, прямо, как в Анси, где тоже была своя Венеция, только Савойская. Люди, зачем вас так много?

От Эльзаса до Фрайбурга

По каналам можно покататься вот на такой гондоле.

До вечера мы протолкались по улицам Кольмара, обойдя его главные достопримечательности.

От Эльзаса до Фрайбурга

Знаменитый «Дом голов». Особняк с четырёхсотлетней историей. Говорят, не увидеть его, будучи в Кольмаре, всё равно, что не увидеть Эйфелеву башню в Париже.

От Эльзаса до Фрайбурга

Даже не знаю, что привлекало больше — достопримечательности или витрины магазинов. Скорее, последнее, так как мы вскоре отвлекли свои взоры от фахверка и занялись фотографированием витрин. Сладости, сувениры, антиквариат — очень всё красиво и привлекательно.

От Эльзаса до Фрайбурга

А следующим утром выехали во Фрайбург (Freiburg am Breisgau). Этот день 3 октября в Германии был праздничным — Днём немецкого единства, а стало быть, выходным.

Из Кольмара до Фрайбурга добраться довольно просто — автобусом до города Брейзах, а затем пересадка на электричку до Фрайбурга. Билет действителен в течении дня на все виды транспорта в пределах определённого района, водитель автобуса нам на карте его показал, стоит он 28 евро и ехать по нему могут до 5-ти человек.

Прибытие автобуса подогнано под расписание электричек, время на пересадку всего 5 минут, и, естественно, простояв в утренних пробках, автобус наш к нужному поезду опоздал. Через несколько минут подошёл следующий, высадил людей и встал, ожидая своего расписания. Таким образом, мы на час застряли на вокзале Брейзаха. Но было совсем не скучно, поскольку весь этот люд, прибывший из Фрайбурга, устремился к нашему автобусу, идущему обратно в Кольмар, и мы занялись наблюдением погрузки двух вагонов электрички в один автобус. Сначала водитель встал грудью у двери и велел сосредоточиться в одну очередь. Потом, некоторое время препирался с народом и, наконец, начал погрузку. Продолжалась она до самого отхода нашего поезда. Кое-как утрамбовав часть пассажиров, автобус двинулся в обратный путь, примерно на час выбившись из своего расписания. Часть людей так и осталась стоять на улице, но им повезло — подъехал следующий автобус, и счастливые немцы в свой национальный праздник устремились во Францию.

Фрайбург, действительно, выглядел довольно пустынным. Мы ожидали какого-то веселья по поводу Дня единства, но город, как вымер. Магазины были закрыты, даже многие кафе и рестораны тоже. В общем, это вам не Кольмар.

От Эльзаса до Фрайбурга

Во время Второй мировой Фрайбург был сильно разрушен, многое заново восстановлено. Фрайбургский мюнстер поражает своим величием, строился он в течение трёхсот лет, с 13 по 16 век и во время бомбёжки он, вроде как, не сильно пострадал. Для такого не очень большого города собор даже слишком шикарен.

«Фрайбургские Ручейки характерны для исторического старого города. Первоначально они были вероятно задуманы для снабжения города хозяйственной водой и как сточные каналы. Сегодня ручейки придают городу приятный облик и стали популярным местом игр для любого возраста. Заметьте — кто из гостей города оступится в ручеек, тот обязательно вернется во Фрайбург!» В одном из таких ручейков плескался маленький китайчонок, под доносившиеся из магазина китайских безделушек, грозные окрики своей мамаши.

От Эльзаса до Фрайбурга

В остальном, Фрайбург — типичный немецкий город.

От Эльзаса до Фрайбурга

Хотя удивила нетипичная для немецких городов грязь на улицах, впрочем, не немцы в этом виноваты, скорее всего. В сквере, за вокзалом, где мы хотели посидеть, в ожидании поезда, оказалась большая группа чернокожего населения, не пожелавшего в этот празничный день отправиться во Францию. Оно, население, праздновало по-своему: кто-то играл на поляне в футбол, кто-то возлегал на траве с банкой пива, кто-то на великах катался. Мы поняли, что будем лишними в этом обществе и повернули обратно к вокзалу. Ну, что ж, Европа, за что боролась… теперь терпи.

А мы сели в поезд, идущий в Базель, сделали там пересадку и поехали до аэропорта Цюриха без остановок. Полтора часа мы лицезрели за окошком поезда швейцарские пейзажи. В Швейцарии мы уже бывали, давно, правда, 11 лет назад. В более гористой её части, в районе горы Юнгфрау. Дорога от Базеля до Цюриха менее живописна — горы здесь низкие, и что особенно поразило — архитектура, мелькавших за окном поезда городов. Понятно, что исторический центр есть в любом даже крохотном городке, но окраины напомнили постройки советских времён (а эаодно и песню Ромы Зверя: «Районы, кварталы, жилые массивы…») — серые, страшные, блочные пяти и девятиэтажки. Невольно напросился вопрос: «Швейцарцы, а что вас-то заставляет строить такое?»