Турист Сергей Волков (Serg_Volk)
Сергей Волков
был 14 февраля 2023 19:52

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Марракеш-Тенсифт-Эль-Хауз, Фес-Бульман, Волюбилис + 3 города — Марокко Апрель 2015

Нашей небольшой группе туристов предстояло недельное путешествие в Северную Африку, в Марокко — страну берберов, старинных ремёсел, красочной мозаики, апельсинового сока, ароматного кус-куса, и много ещё всякого диковинного.

Маршрут начинался в Касабланке, пролегал через Рабат в Мекнес, далее — Волюбилис — Фес — Марракеш, и завершался в Касабланке.

Ещё на стадии оформления тура мы столкнулись со значимой для нас трудностью — в Марокко на тот момент оказалось сложно найти подходящего русскоязычного гида. В итоге нам всё же повезло, нашли русскоговорящую студентку, в задачу которой будет входить прямое общение с гидами на местах, и перевод. Поскольку путешествовали мы в апреле, то с погодой тоже подфартило — жары не было, и нас везде сопровождало яркое солнышко.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Самолёт приземлился в Касабланке — в деловой и экономической столице Марокко, и отсюда нам предстояло на автомобиле пуститься в поездку, и накатать в общей сложности порядка 1 000 километров. График у нас довольно сжатый, и всё, что мы успеваем в Касабланке — это пообедать в кафе,

и посетить мечеть Хасана II, расположенную прямо на берегу Атлантического океана.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Мечеть стоит на омываемом волнами океана выступе, что даёт возможность туристам и посетителям любоваться столь редким сочетанием суши и воды, а высота её оригинального минарета составляет 210 метров!

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Полюбовались немного, и сразу в путь. За этот день мы должны доехать до города Фес — древнейшей столицы Марокко, центра традиционных национальных ремёсел. Часа через 1,5 мы благополучно доехали до официальной столицы Марокко — города Рабат. На подъезде к городу остановились полюбоваться прибоем на фоне местного маяка.

Уже в самом городе мы ненадолго остановились у дворца Премьер-Министра. Приятно удивило то, что никто не мешал многочисленным иностранным туристам вплотную подходить к дворцу и фотографировать.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

А полюбуйтесь, какие гвардейцы стоят на охране у входа к башне Хасана!

Полюбовались, и едем дальше, в Волюбилис — к главной для нас достопримечательности этого дня. По пути проехали Мекнес. Весь город окружён высокой крепостной стеной, а над его панорамой возвышаются многочисленные минареты мечетей.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Ещё через 22 километра доезжаем до небольшого городка Мулай-Дрисс-Зерхун. В трёх километрах от Мулай-Дрисс-Зерхун и находится объект нашего туристического внимания — развалины древнеримского города Волюбилис.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

И вот мы на месте. Перед нами открылась панорама живописной и ухоженной долины, над которой возвышались редкие кипарисы, и столь же редкие древние колонны и фрагменты строений — немые свидетели былого величия, дошедшие до нас из глубины веков.

Доподлинно неизвестно время возникновения этого города. Но судя по раскинувшейся плодородной долине можно предположить, что жизнь здесь кипела всегда. Даже название Волюбилиса переводится, как «щедрость».

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Среди развалин хорошо сохранилась Триумфальная арка, построенная Марком Аврелием Себастьяном в честь императора Каракаллы.

И хотя город пережил за долгие века многочисленные землетрясения, в нём хорошо сохранились различные мозаики, базилика, фрагменты домов, двориков, десятки колонн, на которых аисты построили свои гнёзда.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

До прихода сюда арабов Волюбилис был христианским, и многонациональным городом, в котором жили не только берберы, но и евреи, сирийцы, и др., в основном говорящие на латыни. В XVIII веке из Волюбилиса в Мекнес, на строительство там нового дворца, были вывезены практически все колонны и мрамор.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Город пришёл в упадок, и о нём надолго позабыли. И лишь в начале 20-го века здесь начались раскопки, а в 1997 году Волюбилис был объявлен достоянием человечества, и стал памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Теперь и мы прикоснулись к этому памятнику древней культуры. Всего на экскурсию по Волюбилису у нас ушло чуть более 2-х часов. Сезон только начался, туристов в этот день было не так много, и мы смогли свободно гулять по древним улочкам, любуясь двориками и мозаиками, представляя жизнь горожан того времени.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Благодаря тому, что Волюбилис стоит далеко от городов, и в нём нет современных строений, нет людей и транспорта, нет ничего, чтобы нам напоминало о современной реальности — это позволило лучше прочувствовать его атмосферу, более глубоко в неё погрузиться, буквально ощутить себя его жителями. Довольно интересные, и необычные ощущения.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Дело шло к вечеру, мы покинули Волюбилис, провели в пути ещё 1,5 часа и достигли конечного пункта этого длинного и насыщенного событиями дня. Мы в городе Фесе, древней столице Марокко.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Багаж в отель, лёгкое омовение, и коллективный поход в местный национальный ресторан, с живой музыкой и представлениями танцовщиц, музыкантов, и даже настоящего факира! А ещё, совсем неожиданно для себя, мы стали свидетелями свадьбы — компания настоящих французов, человек 20-ть, специально приехала в Фес, чтобы здесь отпраздновать свадьбу, да ещё и по марокканским традициям! Великолепные блюда национальной марокканской кухни, прекрасная обстановка, весёлое настроение, чудесный вечер — отличное завершение дня!!!

Фес — некогда столица государства, а ныне — ремесленная столица Марокко. Утром по-быстрому приводим себя в порядок, и пускаемся в сопровождении гида и переводчицы в многочасовой поход по затерянным кварталам и бесконечным узким и извилистым улицам и улочкам этого города мастеров. Сколь огромна долина с холмами, на которой раскинулся Фес, столь же огромно и число мечетей в нём.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Прогуливаясь можно даже стать свидетелем религиозного омовения.

Гид ведёт нас в старую часть Феса — Фес-эль-Бали, в древнюю Медину, исторический центр и туристическую достопримечательность этого города.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Неторопливо продвигаясь по лабиринтам Медины мы поочерёдно посещаем различные мастерские Феса — гончарную, кожевенную, идём к жестянщикам и ткачам ковров.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Обстановка на местах далека от праздной — люди часто нервничают и фотографировать не разрешают, стараюсь снимать больше на видео (смотрите мой видеорепортаж по Марокко на моей страничке).

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

В красильнях Шуара, где обработка кож ведётся по старинке, дышать тяжеловато. Гид передаёт нам веточки мяты для обмахивания ими у себя перед носом, чтобы хоть как-то отбивать царящий здесь тяжёлый запах.

А какие здесь красивые ковры! Каких только нету — от совсем малюсеньких для молитвы, до довольно крупных 3*4 и даже больше. Но и цены на некоторые изделия тоже измеряются многими тысячами евро.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Наша прогулка по Фесу затянулась, и лишь к вечеру мы достигаем ворот Баб-Бу-Джелуд, стоящими на границе двух Медин, и являющимися главным входом в Фес-эль-Бали.

Уставшие и довольные после длительной экскурсии по городу мы отправляемся в отель. Нужно успеть хоть немного отдохнуть, поскольку завтра утром нас ждёт длительный переезд из Феса в Марракеш. Встали очень рано, ещё засветло. Быстренько сдали номера, багаж — в машину, и в путь. Нас ожидал 7-ми часовой переезд из Феса в Марракеш. 450 километров пути — это достаточно большое расстояние, и по дороге мы вынуждены делать несколько остановок, чтобы размять наши затёкшие ноги. Подъезжаем к Марракешу, и при въезде наблюдаем на светофоре аварию двух автомобилисток, француженки и марокканки — они кричат друг на дружку, и даже дерутся. Я не успел сделать снимок, загорелся зелёный сигнал светофора, и мы помчались дальше, оставив незадачливых дам улаживать свой конфликт.

Проезжая по городу сразу обратил внимание, что многие дома и строения в Марракеше построены из красного песчаника или окрашены в персиковый цвет. В городе практически отсутствуют высотки, и со слов нашего гида — строить здесь разрешено не выше высоты минарета мечети Кутубия, на осмотр которой мы и отправились сразу после размещения в отеле.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Мечети Кутубия уже более 8-ми веков, и она является главной святыней и символом города Марракеш. Это удивительное по своей красоте здание имеет свой оригинальный вид, безусловно притягивающий к себе внимание туристов. Фасад мечети, минарет и его стены, украшены резьбой и чудесным ажурным орнаментом, красивыми аркам и ступенчатыми зубцами. Сам минарет построен в виде башни высотой 77 метров, и его венчает аккуратный оригинальный купол со шпилем из четырёх медных шаров разного диаметра.

На закате мечеть Кутубия приобретает особый, более выразительный вид — её краски становятся более насыщенными и контрастными.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

После прогулки вокруг мечети аль-Кутубия мы направились на площадь Джемма эль-Фна, находящуюся поблизости. Её называют ещё и площадью отрубленных голов, поскольку на этом месте в 10-м веке казнили разбойников.

Здесь уже очень давно никого не казнят, а наоборот — веселят, угощают, развлекают, и это конечно всем очень нравится! Но угощаясь с лотков финиками или фруктами лучше помойте их перед употреблением, дабы не отравиться. Кишечную инфекцию или гепатит здесь подхватить очень легко.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Более информативно о том, что можно увидеть на площади Джемма эль-Фна смотрите в моём видео ролике о Марокко на моей страничке. Весь следующий день мы посветили прогулкам по достопримечательностям Марракеша — этого красивого города, раскинувшегося у подножия Атласских гор. Марракеш — очевидно, ведущая историческая и культурная жемчужина Марокко, в котором сосредоточено множество популярных у туристов достопримечательностей. Кроме знаменитой на весь мир мечети аль-Кутубия и площади Джемма эль-Фна в городе имеются ещё десятки интересных мест, в числе которых Королевский дворец, дворцы Джамаа и Бахия. Их отделка богато украшена симпатичными мозаичными узорами, великолепной резьбой, росписью и лепниной.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

А вот дворец Эль Бади сегодня напоминает окружённые высокими стенами развалины, на которых гнездятся многочисленные аисты.

Лучше если вы тщательно проработаете свой экскурсионный маршрут, и что самое главное — потребуете от гида его исполнения на месте. Поскольку у гидов здесь совсем другие интересы — они начинают водить вас в различные магазинчики и товарные лавки, бесполезно тратя ваше драгоценное время. Поэтому будьте бдительны, и активно интересуйтесь у гида тем, куда он планирует вас повести.

Удивительное творение рук человеческих — сад Мажореля! Восхитительная североафриканская жемчужина, вызывающая у туристов неподдельный и постоянный интерес богатым живым разнообразием, очаровывающая ежегодно сотни тысяч посетителей своими яркими и изумительными красками! Этим прекрасным садом, кроме самого его создателя — Мажореля, владел, а также жил и творил, известный французский модельер Ив Сен Лоран, пополнивший коллекцию сада сотнями видов растений со всего мира.

Марокканская мозаика — в гостях у берберов

Недельное путешествие в страну берберов заканчивалось, а нам, всерьёз отяжелённым покупками и сувенирами, предстоял сначала перелёт из Марракеша в Касабланку, и уже оттуда — в Москву, транзитом через Париж.

Подводя итог можно говорить о том, что путешествие в Марокко, при всех возможных сложностях — своим разнообразием, контрастами, красками, историей, культурными достопримечательностями, прекрасной кухней, способно украсить жизнь даже самого взыскательного туриста.

До свидания, Марокко! Надеюсь, до новых приятных встреч!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия