Турист xl105
xl105
был 29 февраля 9:48

Златибор — Сербия Сентябрь 2016

Три! Три года мы подбирались к этому месту. Все что-то мешало. Вновь и вновь скажу, что ни одно описание, ни одно видео, ни одно фото не передает и сотой доли процента красоты здешних мест. И мои фото страдают тем же. Сейчас глядя на фотографии, я могу сопоставить их и то, что увидели наяву и поражаюсь, насколько мало передается вся красота, весь размах этих мест. И вновь, это даже уже не смешно, накануне поездки слышу: «А может не поедем, ведь это так далеко» и вновь в конце поездки восторженные голоса: «Да, ты правильно что настоял, это так здорово, незабываемо». Погода была великолепная, около 20 градусов тепла, совершенно безоблачно и безветренно. Выехали в 6 утра. Из Врнячки можно добраться двумя путями: 1) Через Гучу — Иваницу 151 км. 3 ч. 11 мин. По карте самый короткий путь. Но если посмотреть вооруженным взглядом, т. е. увеличив масштаб в гугл картах, то увидим что, начиная от Гучи это не очень приятная дорога с серпантинами и петлями; 2) Через Нови Пазар — Сьеницу191 км. 3 ч. 24 мин. Путь длиннее на 40 км., но по времени дольше всего на 10 мин. и неприятный участок только один, после Нови Пазара дорога сужается, становится хуже и заканчивается это участок совершенно фантастическим серпантином с очень резким подъемом. Справедливости ради надо сказать повороты сделаны грамотно, с расширениями. Заканчивается безобразие около села Дуга Поляна. Если кого укачивает в дороге, крайне рекомендуется второй маршрут. А обратно мы поехали через Златибор с мыслью заехать в Мачкат купить пршут, 4 ч. 222 км. Пршут мы купили, потом, и не в Мачкате, а в Александроваце, на бербе. Да еще прямой путь от Чачака до Кралева оказался перекрыт (ремонт моста) плюс полчаса к дороге. В общем поехали через Нови Пазар. До города дорога езжена-переезжена, дальше я уже писал.

Остановка прямо перед началом серпантина.

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

Но как только вы подниметесь леса пропадают и перед вами открываются вот такие картины.

Зеленое холмистое плоскогорье с высотой над уровнем моря 1100 метров.

Цветут крокусы.

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

Здесь самая суровая зима во всей Сербии, морозы нередко до -40 градусов. Так и катили до Сьеницы, а перед городом решили меня оштрафовать повторно, якобы за обгон в зоне запрета. Вот тут от такой наглости я оторопел и пошел в наступление. — Там знак, разрешающий обгон — говорю. — Разметка запрещает обгон — отвечают. — С моей стороны разметка прерывистая, обгонять можно — уже чисто по-русски повышаю голос. — Ваши документы — спокойно так просят. И приготовился я к долгому разговору. Но все закончилось через одну минуту. — Руси? — Руси, Руси — отвечаю. — Добро дошли в Сьеницу — и отдают документы. Вот что значит русские в такой глубинке. Проехали город и через несколько минут остановились в красивейшем месте. К нашему глубочайшему удивлению цвели крокусы. Погуляли-полюбовались поехали дальше. И приехали мы к кемпингу. Сразу было понятно, что не к тому, но лодки с надписью «резерват природы «Увац» присутствуют, но ни одной живой души чтобы спросить нет. Покрутились и поехали дальше. А дальше начинается фантастическое везение. Есть там стоянка со стендом и указателем на кемпинг. «В кемпинг вроде после смотровой площадки собирался» — думаю. Ладно, поедем прямо на видковац «Молитва», там разберемся. И поехал я до следующего съезда, и стало мне немного жалко машину. А ехал я по навигатору и в общем он показывал дорогу верно, но не совсем. А теперь оцените степень нашего везения: в совершенно диком месте, одновременно, встречаются три машины. Наша, Ниссан вездеход гида-проводника Милана из кемпинга, под завязку набитый Чехами, один из них ехал в багажнике и машина егеря заповедника, который знает русский язык. Остановились, мило побеседовали, получили рекламные брошюрки и составили план действий. Милан едет впереди, мы за ним до видковца, далее возвращаемся в кемпинг, и отец Милана отвозит нас на лодке по меандрам Увца в ледяную пещеру. Ну и в кемпинге можно отдохнуть, перекусить. Что сказать про дорогу? Конечно она проходима, нормально проходима, но не всякой машине. Клиренс там очень важен, есть несколько мест, где на городском автомобиле я бы не рискнул поехать.

На стоянке, до «Молитвы» 400 метров пешком.

Постепенно подходим.

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

И поехали в кемпинг. Дорога туда нормальная, в одном месте я только испугался что на переломе холма машина сядет на брюхо. На обратном пути из кемпинга есть один неприятный участок: очень крутой, почти на 180 градусов поворот и сразу резкий подъем по осыпающимся камням. Вид на кемпинг от озера. И если вы думаете, что мы спускались по дороге которая в центре кадра, то нет. Если спустится по ней еще можно рискнуть, то подняться? Фотография совершенно не передает всю крутизну склона.

Нормальная дорога идет слева, в обход.

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

Практическая информация. Тем, кто опасается ехать на машине, лучше всего сразу ехать в кемпинг. Вас встретят хозяева и с картой в руках расскажут, как добраться до смотровой площадки. Первый вариант: доезжаете до кемпинга, оставляете машину и по пешей тропе 3,5 часа туда и 2,5 часа обратно пешком и бесплатно. Второй вариант: от кемпинга с Миланом на джипе, самый разумный вариант (800 динар с носа). Третий вариант: на лодке до импровизированного причала, далее пешком, туда — 50 мин. обратно 30 мин. и на лодке обратно (700 динар, около двух часов). На лодке до ледяной пещеры и сама пещера (1100 динар, 2ч.30 мин.), включает в себя проезд, фонарик и небольшой рассказ. На фейсбуке у них есть страница, можно договориться на конкретное время и дату. Утомившихся путешественников ждут в кемпинге жена и мать Милана и предлагают отдохнуть и поесть. Все готовится на очаге, вода из источника, овощи со своего огорода. Электричества, кроме дизель-генератора в кемпинге нет.

Рыбу можно ловить, но только по путевке.

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

Хозяин здешних мест Белоголовый Сип.

Гнезда Сипов.

Начало тропы.

Найдите цаплю.

Вон там, наверху, маленькая такая смотровая площадка.

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

Подводная пещера. Время от времени уровень воды понижается и в пещеру можно заплыть.

Вся наша компания вообще впервые были в пещерах. Вся пещера длиной 6 км, для туристов доступно 800 метров, но вся она нормально проходима, тропа выложена камнем, в некоторых местах положены деревянные настилы (осторожно, очень скользко, проводник заранее предупреждает). Никакой подсветки нет, только фонарики, которые выдает проводник. Температура внутри круглый год 6–8 градусов. Достаточно трудные условия для съемки, в одной руке фонарик для подсветки, в другой фотоаппарат, иначе сфокусироватся не получается, отсюда некоторые светлые пятна на фото.

Летучих мышей практически нет. Мы только одну встретили.

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

В этой части будет несколько вопросов на абстрактное мышление. Вот первый: на что похож этот нарост?

Черные плиты и Белая стена.

Вопрос второй. На кого это похоже?

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

Третий вопрос. Сколько портретов Вы здесь видите? Я насчитал семь.

И снова на воле.

Сербия! Сербия! Часть четвертая. Долина реки Увац и ледена печина

В лагере нас уже ждал обед, первый раз за три года в Сербии подали картошку пюре и тушеную телятину. Все приготовлено совершенно по-домашнему. А после обеда познакомились с сыном Милана возрастом шесть месяцев и десять дней. Обратно, как я уже говорил ехали длинной дорогой через Нова Варош, Златибор, но в Мачкат так и не попали. Ну что ж оставим на потом.