Турист Юлия Кузнецова (YuKuz)
Юлия Кузнецова
была 17 февраля 2020 22:11

Туапсе, Кисловодск — Россия Сентябрь 2010

Огненное лето, дачный ремонт и гостившая тетушка из Сибири сделали таки свое черное дело. «…пора бросить все к черту и в Кисловодск!», эта мысль М.Булгакова как нельзя лучше отражала наше душевное состояние к концу летнего сезона. Почему именно Кисловодск? А куда еще можно поехать в конце сентября из родной Самары на машине, чтобы без виз и турагентств, и чтоб погода не подвела. Опять же душа болит за отечественную туриндустрию. Хватит уже свои деньги Европе отдавать!

10 предстоящих отпускных дней распределили так: 3 суток — дорога, 3 суток Туапсе — отдых на море (в последний момент решили поездку разнообразить), 4 суток — Кисловодск и окрестности.

На всякий случай заранее забронировали гостиницы, по старой памяти запаслись на дорогу провиантом и пресной водой, не в Европу, чай, едем, и 21 сентября 2010 года рано утром отправились в очередное путешествие.

От Самары до Туапсе, а точнее до поселка Агой, 1738 километров. Дорога эта хорошо нам знакома. В стародавние времена, когда летом отдохнуть на Черном море считалось большой удачей, ездили мы в пансионат «Автотранспортник России», расположенный в этом самом Агое, восемь лет кряду. Через Саратов, Волгоград, Камышин, Морозовск, Ростов и Краснодар.

Как и раньше, дорога закончилась прямо на границе Самарской и Саратовской областей. Описать участок дороги (250 км), проходящий по Саратовской губернии можно только используя ненормативную лексику. Пи…пи…пи…пи …

Вокруг Саратова новая обводная дорога — вполне пристойная, с заправками, кафе и туалетами. До Камышина — узкая двухполосная, хвосты за дальнобойщиками собираются огромные, но хоть ямы заделаны. Ровно час едешь через весь Волгоград, обводной дороги нет, и видно уже не будет. До Морозовска дорога тоже узковата, но движение менее интенсивное.

Привет с Кавказа!

Ночлег в Морозовске (1085 км), гостиница «Полет» — 1800 рублей двухместный номер без завтрака. Прогресс! Раньше только в машине можно было переночевать.

Взятый в дорогу провиант очень пригодился! Здоровьем рисковать и кушать в придорожном общепите не рискнули.

За 123 км до Ростова на Дону выезжаем на федеральную трассу М3 «Дон», потеряв около часа в пробке из-за ремонта дороги. Кстати, это ее собираются сделать платной! Ехать становится повеселее, местами 4 полосы, а большей частью реверсивное движение. Унылые, выжженные где до бела солнцем, а больше до черна пожарами, поволжские степи, сменяются богатыми ставропольскими и краснодарскими полями. Обочины завалены арбузами, дынями и прочими дарами природы. На душе как-то становится спокойнее — голод нам не грозит!

Сразу за Горячим Ключом начинается перевал через Большой Кавказский Хребет. А в Джубге уже видно море!

Привет с Кавказа!

На воротах пансионата грозное объявление «Мест нет». Хорошо, что мы номер заранее забронировали.

На первый взгляд с советских времен в «Автотранспортнике» ничего не изменилось! Да и на второй и третий взгляды — тоже!

Внутри корпуса тоже никаких радикальных перемен не обнаружили. Разве что в номерах свежие обои наклеили и кондиционеры поставили, пансионат переименовали в санаторий и нарисовали на вывеске 3 звезды.

И море на месте, все также метрах в 50 от корпуса, который очень удачно стоит торцом к берегу. Поэтому море видно из каждого номера. И во всех номерах — балкон.

Привет с Кавказа!

Чтобы не забыть, хочу сразу отметить ну очень ненавязчивый сервис. За трое суток проживания ни разу не убирались в номере, не сменили полотенца и не выносили мусор. Все как в старые добрые времена!

Расстрогал до слез санузел, с любовью оформленный в старосоветском стиле «Я его слепила из того, что было». Дверь открывается вовнутрь, поэтому зайти можно только как в шахматах: шаг влево, потом закрыть дверь и подойти к нужному объекту.
В стоимость проживания (3800 руб. в сутки двухместный номер) входит также и 3-х разовое питание. С опаской отправляемся на ужин. Почему с опаской? Да не идет из памяти питание в пансионатской столовой советского периода, когда полезнее для здоровья было съесть в номере банку консервов «Килька в томате» (и вкуснее!). А бывало и картошку варили в самоваре.

Сейчас все коренным образом изменилось. Кормят по системе «Шведский стол», но меню простое и понятное русскому человеку: котлеты с макаронами, сосиски с картошкой, кисель, компот из сухофруктов. Для тех, кто боится похудеть, жарят блинчики с пылу, с жару. Отказаться силы воли не хватает!

А на завтрак можно есть икру ложками!

Привет с Кавказа!

Основное занятие на море — пляж. 23 сентября температура воды и воздуха одинаковая +25. Но после +30 в нашей мастрюковской протоке, вода кажется прохладной. За 30 рублей можно взять пластиковый лежак на весь день и валяться на осеннем нежарком солнышке. Жалко, после ужина на пляж пойти нельзя — уже темно. А то я как-то на удивление быстро втянулась в пляжный отдых.

С вечерним досугом проблема. Кроме как пить пиво в одном из 3-х кафе, расположенных прямо на территории пансионата, больше заняться нечем. В Туапсе ехать тоже не имеет смысла — там развлечения примерно те же. Детей худо-бедно развлекают аниматоры. Утром — зарядка, вечером — дискотека с Карлсоном и Красной Шапочкой.

Привет с Кавказа!

Контингент отдыхающих очень разнообразный. Пансионат, то есть санаторий, муниципальный. Поэтому отдыхают и пенсионеры по собесовским путевкам, и мамаши с детками по программе «Мать и дитя», и даже проводятся всякие конференции с мудреными названиями, участники которых тоже коротают свое время на пляже за казенный счет.

Территория ухоженная, под каждым кустом воткнута табличка с названием растения.

Привет с Кавказа!

Через три дня, искупавшись с утра на море и бросив в него денежку (на всякий случай), выдвигаемся в сторону Кисловодска.

Проведя блиц-опрос местных жителей, разработали маршрут: Туапсе — Шаумянский перевал — Майкоп — Невинномысск — Минводы — Кисловодск (490 км). Сомнения в душе вызывает, конечно, перевал.

Но опасения оказались напрасны. Дорога приличная, хоть и щебеночная, выровненная грейдером. Пыльная только очень. Но этот участок(42 км) быстро закончился и оказался самым интересным.

Привет с Кавказа!

Остальную часть маршрута проехали без приключений и довольно быстро. В 5 часов вечера были в Минводах, а в 6 уже заселились в кисловодский «Парк Отель» (4 звезды, 4100 руб. с завтраком и стоянкой).

Силы остались только на ужин в ресторане отеля. В счет за ужин включили танцы(100 руб.) — девушка танцевала восточные танцы с какими-то пыльными перьями в руках, причем видно было только мне, муж сидел к ней спиной. И 100 рублей за музыку — юноша пел песни из репертуара Серова. До сих пор жалею, что счет не сохранила!

Наутро, после завтрака, отправились дегустировать нарзан и осматривать окрестности.

Питьевая галерея оказалась в 100 метрах от отеля.

Привет с Кавказа!

Из всех продегустированных нарзанов (сульфатный, доломитный и столовый) самый противный -сульфатный, а самый съедобный, конечно, столовый. Инструкция по их применению висит на самом видном месте. А отличаются они степенью минерализации и насыщенности газами.

Прогулялись по курортному парку (Нижнему). Он считается самым большим городским парком в Европе, площадь по последним данным около 950 га, (а в книге «Кисловодск» 1988 г. выпуска площадь парка -1200 га! Куда 250 га делись? Вопрос к Счетной палате!). Высота над уровнем моря от 860 до 1350 м. Заложен был по приказу генерала Ермолова в 1823 году и не является природным, а все деревья, кусты и цветы были высажены вручную. У центрального входа — шикарные клумбы, подальше от входа — попроще. По Нижнему парку проходит самый простой маршрут терренкура (1700 м) и с небольшим углом подъема в горы.

Привет с Кавказа!

В среднюю часть парка лучше всего доехать на маршрутке (сан.имени Орджоникидзе), а оттуда уже гулять под горку. Оттуда открывается живописный вид на Долину роз и почти всегда видно Эльбрус, но нам не повезло. Несмотря на прекрасную солнечную погоду, горы все время были в дымке и Эльбрус мы так ни разу и не увидели.

А в самую верхнюю часть вообще рекомендую подняться на фуникулере. Но у нас на это времени уже не хватило.

Барельеф Лермонтова.

Грот «Демон» («… там видел я пару божественных глаз»)

Орел — символ Кавказа

Мостик «Дамский каприз»

Вернисаж местных художников (такое количество картин, кажется, что все жители Кисловодска в свободное от работы время рисуют!).

Остальная часть населения занята в экскурсионном бизнесе. Весь парк заставлен рекламными щитами с приглашением на экскурсии. Договорились об индивидуальной экскурсии по Кисловодску и по близлежащим городкам КавМинВод (500 руб. в час).

Крепость Кисловодск была основана по указанию Александра 1 в 1803 году. А в 1812 году там уже было аж 3!!! нарзанных ванны. Дальше — больше: построили вокзал, Курзал (филармонию), нарзанную галерею, нарзанные ванны. Построены они в разные годы и по проектам разных архитекторов, но выдержаны в одном стиле.

А большая часть санаториев и домов отдыха были построены все-таки уже при советской власти.

И почему-то тогда, в голодном 1935 году нашлись деньги на строительство каскадной лестницы, а сейчас ее восстановить не на что! Обидно. Разные времена — разные приоритеты…

Привет с Кавказа!

Еще из известных красивых зданий — дача-музей Шаляпина.

И особняк Матильды Кшесинской — теперь это дача добропорядочного гражданина Брынцалова. Спасибо, что он ее восстановил из разрухи, хоть и для себя.

Привет с Кавказа!

Все окрестные достопримечательности так или иначе связаны с кавказским эпосом. Вот гора «Кольцо». Здесь местный богатырь сражался с джиннами (я думала, они живут только в бутылках). А герои лермонтовской «Княжны Мери» приезжали сюда, чтобы полюбоваться на закат. Интересно, а они тоже себя увековечивали надписями «Мери и Печорин здесь были» или «Маша + Гриша = любовь»?

А «Медовые водопады» названы так потому, что огромное количество «неправильных» пчел производило такое количество меда, что он не умещался в их гнездах (ульях?). И вода в них была сладковатой на вкус и медового цвета. Врут, конечно!

Привет с Кавказа!

Дальше экскурсовод предложила проехать до «Замка коварства и любви» по грунтовой дороге, проходящей по субальпийским лугам.

А в этом самом замке (гора так называется), невеста обманула молодого, но бедного пастуха, якобы собираясь вместе броситься от несчастной любви в пропасть, а сама между тем, согласилась выйти замуж за старого, но богатого князя. Вот этому — верю!

Привет с Кавказа!

На следующий день выдвинулись на осмотр городков КМВ.

Первый в списке — Железноводск. Скажу прямо — не впечатлил. Все достопримечательности построены во времена Пушкина и Лермонтова и очень просят денег на ремонт! Хотелось бы все это видеть в более достойном виде. Знаменитые Смирновский и Славяновский источники работают по какому-то мудреному графику, мы попали как раз в перерыв, воду не попробовали!

Дворец Эмира Бухарского.

Пушкинская галерея.

Дальше по курсу — Пятигорск. Здесь все достопримечательности так или иначе связаны с именем М. Ю. Лермонтова.

Дом-музей Лермонтова.

Место дуэли Лермонтова.

Памятник Лермонтову — первый в России.

И, конечно, знаменитый Провал, больше известный всем по роману «Двенадцать стульев». О.Бендер по-прежнему продает билеты, чтобы " …Провал меньше проваливался».

Привет с Кавказа!

Болящие граждане устроили рядом с Провалом импровизированную купальню.

Киса Воробъянинов тоже не забыт!

Привет с Кавказа!

Полюбовались видом Пятигорска от беседки «Эолова Арфа».

Купили ведерко грязи из знаменитого Тамбуканского озера (сколько же в нем грязи, лет 150 уже черпают!), глядишь, когда пригодится.

И вот последний, еще не осмотренный нами город — Ессентуки. Курортный парк, минеральные источники, фонтан на центральной площади — основные достопримечательности города.

Привет с Кавказа!

Да, еще знаменитая грязелечебница, но до нее мы уже не дотянули. Сказали экскурсоводу, что верим ей на слово, что она очень красивая.

Из всех городов КМВ Кисловодск, конечно, самый привлекательный. Маленький, уютный, ухоженный, с расслабляющей аурой курортного городка, куда люди приезжают с хорошим настроением, позитивным настроем на отдых и надеждой на улучшение самочувствия. Кстати, многие просто «прикипают» к этому городу всей душой и ездят туда из года в год.

Вернуться в Самару решили через Элисту — в этом городе мы еще не были.

400 километров дороги по бескрайним калмыцким степям — это тоже своего рода экстрим. Дорога не сказать, чтобы очень плохая, машин мало. Изредка встречающиеся по пути заправки и кафе построены, наверное, еще на заре автомобилизма. Туалетов нет вообще, да и кусты вдоль обочин совсем не растут. Проблема может назреть серьезная! Зато посты ДПС встречаются регулярно. Один раз даже остановили за превышение (300 руб.).

Привет с Кавказа!

Элиста, конечно, «город контрастов». Контрастов мы увидели два, а всего их, если не ошибаюсь, три.

Первый — пагода " Семи дней».

Второй — Центральный Хурул.

Я думаю не один годовой бюджет республики Хальмг Танч ушел на их строительство. Как будто на старый рваный халат пришили заплатку из драгоценной парчи. Надо, конечно, с чего-то начинать…

Если смотреть только на эти культовые здания, можно представить себя где-нибудь в Китае, или Индии, а может и в Японии — там ведь тоже проповедуют буддизм.

Третий контраст — шахматный городок, но мы его, ввиду отсутствия времени, не стали искать.

Через 270 км — Волгоград. Дальше Камышин, температура с +28 в Элисте опустилась до +3 с проливным дождем. Вот и лето прошло!

Переночевали в отеле «Евролюкс»!!! в городе Камышин за 1400 рублей. Утром все такой же дождь и холод, а мне нужно еще камышинских арбузов купить. Не поддавшись на уговоры мужа сделать это дома на рынке в тепле и сухости, собрав волю в кулак, под ледяным дождем купила арбуз и три дыни!

Теперь все! Можно с чувством выполненного долга возвращаться домой. Осталось всего каких-то 600 км!

За 10 дней проехали 3822 км — маловато по нашим меркам! На бензин потратили 9379 рублей. Стоимость 92-го колебалась от 20,9 рубля в Самарской области до 25 рублей в Калмыкии.