Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Веленье — Словения Август 2015

В этом рассказе речь пойдёт о замке-крепости в словенском городе Веленье. Думаю, что у всех у нас, собравшихся на этом сайте, есть свои туристические пристрастия. Моё пристрастие — средневековые замки. Именно их, в первую очередь, я хотел посмотреть в моей поездке по Словении. И если в своих вылазках на озеро Блед и в Постойну, помимо средневековых замков, я любовался и другими достопримечательностями тех мест, то в города Веленье и Целье я ехал смотреть фактически только их замки. Итак, начну по порядку.

С точки зрения туризма, сам город Веленье не представляет ничего интересного. Первые упоминания об этих землях относятся к XIII веку. В те времена Веленье упоминается в качестве скромного торгового поселения. В XIX веке в этих местах обнаружили залежи бурого угля. Статус города Веленье получил только в 1950-м году. Тогда и был построен фактически с нуля новый современный город на пустом месте. В настоящее время в Веленье находится штаб-квартира компании Gorenje, известного производителя бытовой техники. Компания входит в десятку крупнейших производителей бытовой техники в Европе. Повторюсь, в Веленье я приехал только с целью посетить Веленский замок (Velenjski grad). Меня не остановил тот факт, что для проезда в Веленье из Любляны мне пришлось ехать на трёх поездах. На дорогу в один конец ушло порядка 2,5 часов. Ничего страшного в этом нет, тут уж как говорится «бешенной собаке семь верст не крюк». Зато мне довелось побывать в одном из наиболее хорошо сохранившихся замков в Словении. В исторических источниках замок впервые упоминается в 1270 году. Сам замок расположен на холме. В настоящее время в замке находится музей. Музей открыт во все дни недели, кроме понедельника с 10:00 до 18:00 (и как я понял, во все месяцы года). Как и во всех замках Словении, в которых я побывал, в замке нет жёсткой привязки ко времени посещения. Обычный музей, придя в который берёшь билет (2,5 евро) и идёшь смотреть экспозицию. Аудиогида в кассе не было. Разве что, можно было взять распечатку на одном листе с некоторым описанием музея. Почти все залы музея находятся на втором этаже замка. Перед осмотром залов, я прошёл вдоль аркады второго этажа вокруг небольшого внутреннего дворика

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

Моё внимание привлёк этот герб

и старинное оружие перед входом в первый зал

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

В первых залах экспозиция музея посвящена истории замка, средневековому быту. Сама историческая экспозиция замка небольшая, и на её осмотр у меня ушло совсем немного времени. Конечно, было бы интересно послушать экскурсовода или аудиогид. Но их не было. Была только распечатка на словенском языке. Я вообще скажу, что этот музей из разряда музеев, про которые я говорю — «без фанатизма». Т. е. он относится к тем музеям, на осмотр которых уходит часа полтора (максимум два часа) времени. Пара следующих залов музея были посвящена послевоенному социалистическому времени города периода до 1960-го года

В двух других небольших залах музея находятся работы словенского скульптора Кирилла Сезара. Судя по этим работам, можно понять, что в его творчестве присутствовала и антивоенная тематика

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

Далее в нескольких залах была представлена мебель (предполагаю) 19 века, а на стенах этих залов развешаны современные фотоработы

В последних залах на втором этаже представлено искусство Африки. В этих залах можно увидеть различные деревянные скульптуры и большое количество масок

По залам африканского искусства можно совершить виртуальный тур

Но на этом экспозиция музея не заканчивается. После самостоятельного осмотра той основной части экспозиции на втором этаже замка, уже в сопровождении сотрудника музея продолжаешь осмотр экспозиции. В двух отдельных сооружениях замка находятся останки мастодонтов (предков слонов), обнаруженные в этих краях и экспонаты церковного искусства

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

Я, конечно же, пытался поснимать сооружения замка как и снаружи, так и на территории замка. Но, как часто это и бывает, такие фотографии на замкнутом пространстве получаются неудачными. И всё же есть несколько точек, откуда замок смотрится во всей своей красе. Замок очень хорошо смотрится со стороны бывшего лыжного трамплина, останки которого находятся прямо возле замка

Как пройти к трамплину, откуда можно было поснимать замок, мне показал какой-то работник музея. Ещё готовясь к поездке, я видел это место, и я сам спросил, можно ли как-то туда подойти. Оказалось, что пройти к трамплину можно. Вот так и выглядит этот замок во всей своей красе

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

Если кого-то когда-то занесёт в эти края и кто-то пойдёт «по моим стопам» следует обратить внимание на эту лестницу, ведущую к замку. Именно по ней я и поднимался к замку

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

Ещё находясь на территории замка, совершенно неожиданно для самого себя, с одной из площадок на территории замка, я увидел где-то вдали какую-то явно старинную башню. Я спросил служащую музея, в сопровождении которой я продолжал осмотр музея, что это за сооружение такое. Она объяснила мне, что это останки замка Шалек (grad Šalek). Дойти до замка Шалек было совсем просто: фактически по прямой вдоль шоссе около полутора километров. Где-то на середине пути в сторону замка Шалек, я сфотографировал Веленский замок

А вот уже и та самая башня замка Шалек, которую я и увидел из Веленского замка

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

Замок Шалек — фактически ровесник Веленского замка, впервые упоминается в 1278-м году. Так же как и Веленский замок, замок Шалек расположен на холме. К башне ведёт деревянная лестница

Поднявшись по лестнице к башне, видишь заброшенный исторический памятник. Не то чтобы он совсем заброшен. Это не совсем так. Возле башни можно увидеть справочные таблички с некоторой информацией о замке и близлежащих замках этого региона

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

Возле башни установлено несколько прожекторов для вечерней подсветки. Но с другой стороны видно, что башня фактически заброшена. В самой башне нет никаких лестниц, по которым можно подняться наверх. Не знаю, вполне возможно, что сюда и привозят туристов. Не знаю… Лично кроме меня в этот момент возле башни никого не было. А с площадки возле башни открывается вид на город, хорошо виден Веленский замок

Вот так, совершенно неожиданно для себя, вместо одного объекта в этом городке, я посмотрел два объекта. Скажу, что я был весьма доволен своей поездкой в этот день. И тем более, я был доволен, что в этом городке я сфотографировал какой-то люк колодца. Замечу, то с некоторых пор фотографирование люков стало неким моим туристическим хобби. Но люк этот не был подписан, и герб какого города на нём показан, я не знал. И только на днях, при подготовке этого рассказа, я узнал, что на люке изображён герб города Веленье

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

А через пару часов, я уже ехал на местном поезде в сторону города Целье, в котором мне предстояла пересадка. Погода в этот день была замечательная, и я любовался видами из окна. Проезжая мимо полей хмеля (уверен на 99%, что это хмель), решил сфотографировать эти поля

Словения. Замки и не только... Часть пятая. Веленье

Вскоре я уже стоял на железнодорожной платформе города Целье, ожидая следующего поезда. И с этой платформы хорошо виден Цельский замок, куда мне предстояло ехать через пару дней