Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 27 марта 14:06

Боржоми — Грузия Сентябрь 2016

Боржоми называют Грузинской Швейцарией. И это не удивительно — природа, горы, ущелье, источник с разрекламированной Сталиным минеральной водой «Боржоми». С его подачи Кремль не проводил без этой воды ни одного мероприятия. И любил эту воду не только Сталин. Юрий Гагарин, который, приземлившись после полета в космос, первым делом попросил бутылочку «Боржоми», Георгий Товстоногов, не начинавший без нее репетиции, Уинстон Черчиль и Андрей Тарковский. Последний настоял, чтобы этикетки этой воды в фильме «Солярис» читались, хотя действие происходит в будущем: он был уверен, что и тогда «Боржоми» будет.

Это когда-то был самый знаменитый советский город-курорт, с кучей санаториев.

Грузинская Швейцария

Какие-то функционируют и сейчас. Название происходит от двух слов: «борж» — крепостная стена и «оми» — война. Войны в этом районе случались настолько регулярно, что селению, прославившемуся позднее своими источниками, пришлось использовать горы в качестве крепостной стены, на склонах которой выстроились сторожевые башни.

Рядом с Боржоми есть Боржоми-Харагаульский национальный парк, в который мы в эту поездку не попали. Важно! Он не имеет отношения к минеральной воде! Вода — это про городской парк!

Кстати, это первый нацпарк на Кавказе. Его открыли в 1995 году при помощи какого-то фонда и германского правительства. Сейчас он покрывает территорию в 85 000 гектаров и считается одним из крупнейших в Европе. При входе есть карты с тропами различных маршрутов, из которых мини-вариант это 34 км))) Ну ладно, лукавлю, есть и три километра, но это и тропой то не считается. Всего таких троп предлагается 9. Там очень цивильно: проложены тропинки, сделаны места под кемпинги, пикники, места для костров, домики для ночлега и т. д. В парке регулярно дежурят рейнджеры на лошадях. Туда нужно ехать в конце октября — тогда бонусами будут многоцветие листвы и спокойствие засыпающей природы. А вот бонусы июня — цветущие рододендроны. Кому что)

Но я хочу поговорить про сам город. Город расположен в ущелье, и в силу этого все его здания растянуты в линию вдоль берега реки, так что это длинный город, километров с пять, если не считать пригорода Ликани. Сквозь город проходит река и трасса.

Грузинская Швейцария

С одной стороны жилой сектор,

мы именно там и остановились в гостевом доме Grimis Villa, я уже выложила про него отзыв — а с другой всё самое интересное.

Грузинская Швейцария

Меня например очень заинтересовала боржомская архитектура, она совершенно уникальна для Грузии.

Грузинская Швейцария

В свое время тут понастроили особняков в самых разных стилях, вплоть до загадочного вида замков.

Мы же идем к главному подвесному мосту,

Грузинская Швейцария

ибо наша цель — городской парк, в котором и течет эта самая известная в СССР минеральная вода. Немного расскажу про воду. Первые свидетельства о родниках с минеральной водой в этой местности датированы 1 столетием н. э. Об этом свидетельствуют каменные ванны, найденные в начале прошлого столетия. Все, кстати, указывает, что тогда воду использовали для купания, а не для питья. Известность же воде дали военные. В 1829 году солдаты херсонского гренадерского полка обнаружили источник, их полковник воду попробовал, почувствовал благоприятный эффект и велел возить ее в бутылках в полк. Затем в 1837 году полковой врач уже грузинских гренадеров отправил пробы воды в Петербург и Москву. Слух о целебных источниках в Грузии облетел всю Россию — в 1850 году в Боржоми был разбит Парк минеральных вод. Кстатии в 2005 году его отреставрировали и торжественно открыли в присутствии Саакашвили и Ющенко.

Грузинская Швейцария

Так вот, прейдя подвесной мост, справа здание вокзала,

дальше что-то типа бульвара,

Грузинская Швейцария

и потом главная боржомская улица — Костава. Она ведет от моста к парку с минералкой, поэтому все туристы неизбежно на ней оказываются. По пути будет много всего полезного и интересного.

Грузинская Швейцария

На Коставе скопились все основные боржомские отели, кафешки и магазины.

Грузинская Швейцария

Рядом с новым шикарным отелем даже водопад есть.

Грузинская Швейцария

Вход в парк распознать просто — как увидели дом Мирза-Риза-хана, построенный для консула Ирана — всё, пришли.

Грузинская Швейцария

Примерно через километр от моста и реки — площадь, за которой — ворота и касса. Билет стоит 50 тетри.

Грузинская Швейцария

Правее кассы — новое современное здание канатной дороги, по которой за 2 лари можно подняться на плато над парком, где раньше были санатории, а сейчас просто лес и виды — но мы на канатку не попали, она не работала. Как оказалось потом — нужно было подойти и попросить чтобы включили… Парк очень симпатичный.

Грузинская Швейцария

В самом фактически одна дорожка, вдоль которой поставлены аттракционы и различные детские домики.

Грузинская Швейцария

Но самое приятное — природа парка.

В самом начале площадь с бесплатным Wi-Fi от Beeline и фигурой фотографа.

Грузинская Швейцария

Кран с минералкой распознается по большому стеклянному куполу.

Грузинская Швейцария

Вода точно такая же, как в магазинах, но чуть теплая и имеет специфический запах. При входе в парк развернулась массовая торговля пластиковыми бутылками, воду наливает специально обученная тётенька в пластиковые стакачики или в вашу тару до 5 л.

Но до входа в парк есть источник с такой же, но холодной водой — там и очереди всегда 1–2 человека, и состав такой же.

Купола просто нет.

В парке лавочки с фирменным оленем, который выгравирован на бутылке.

Олень стал фирменным знаком бренда благодаря легенде, которая утверждает, что давным-давно во время охоты в окрестностях Боржомской долины мужчины подстрелили оленя. Животное бросилось в источник с водой и через минуту выскочило из него здоровым и скрылось — так люди узнали о минеральном источнике с необычными свойствами.

Грузинская Швейцария

Кстати, про бутылку. До 1950 годов каждая бутылка для воды из темно-зеленого стекла выливалась вручную, запечатывалась сургучом и помещалась в соломенную корзинку для удобства перевозки: после постройки завода для разлива воды рядом появились стекольный и лесоперерабатывающий заводы, где производили бутылки, ящики и стружку для перевозки. Характерный голубовато-зеленый цвет бутылки «Боржоми» запатентован и даже имеет собственное название — Georgian Green (грузинский зеленый).

У входа в парк есть историческое здание, в котором в настоящий момент выставлены старые фотографии Боржоми и рассказывается как всё было раньше.

Грузинская Швейцария

Первый разливочный завод для воды из Боржоми построили Романовы: первым владельцем был двоюродный дядя императора Николая II, известный историк, великий князь Николай Михайлович, который выбрал это место своей летней резиденцией.

Народной любовью вода тоже не обделена — взять хотя бы пословицу «Поздно пить боржоми», которую употребляют, чтобы сказать, делать что-то слишком поздно. И, конечно, «Боржоми» — спонсор первого января».

А еще в сети наткнулась на очень смешное стихотворение (взято тут)

Хвала Боржоми

Про старинное преданье, что идет с времен Адама,
В золотом далеком детстве говорила часто мама:
 — Среди скал и круч высоких, где чудесна панорама,
По тенистому ущелью вдаль течет Кура упрямо.

Истребить красу природы злые люди не успели,
Там орлы парят высоко, там растут седые ели,
Не смолкает гомон птичий, и в лесах живут газели.
Я о том хочу поведать древним слогом Руставели.

Тот целительный напиток знает всякий в каждом доме,
Пьют его и в горе страшном, и в пленительной истоме,
Пьет его и старец мудрый, и теленок на соломе.
Та божественная влага называется «Боржоми».

В чистой влаге сокровенной — удивительная сила,
Знают все в округе этой о легенде Автандила:
Изумительным напитком жизнь героя напоила,
И недаром парень добрый вырос ростом под стропила.

Не смотри, что жизнь прекрасна, что порою меда слаще,
Все на этом свете тленно, к сожаленью, преходяще.
Пей «Боржоми», друг любезный, а не то сыграешь в ящик!
… Пить его, учти, полезней с русской водкой! Настоящей!

Если дойти до конца парка — там красивый водопад и фигура Прометея.

Грузинская Швейцария

На парк нужно закладывать не меньше 2- часов, а с канаткой наверное все три часа — если мчаться не галопом, а ходить спокойно и с удовольствием.

Грузинская Швейцария

Город категорически рекомендую для посещения и отдыха.